пятигорск | кисловодск | ессентуки | железноводск |
Отдых на море | |
|
|
НАВИГАЦИЯ | СТАТЬИ Домик Лермонтова «Памятники Отечества» | ОГЛАВЛЕНИЕ |
|
Домик ЛермонтоваУ самой подошвы Машука приютилось маленькое строение под камышовой крышей. Здесь поручику Тенгизского полка Михаилу Лермонтову суждено было прожить два последних месяца своей жизни — с 14 мая по 15 июля 1841 года. Здесь поэт написал последние свои стихотворения, знакомые каждому нашему соотечественнику «Выхожу один я на дорогу», «Нет, не тебя так пылко я люблю», «Дубовый листок». Последнее стихотворение «Пророк» Лермонтов написал за два дня до гибели. Из этого дома под Машуком он отослал последнее письмо к бабушке Е. А. Арсеньевой. Сюда, в розовую гостиную, привезли бездыханное тело поэта и отсюда в жаркий июльский день проводили его в последний путь на старое пятигорское кладбище. Трудно представить человека, посетившего Пятигорск и не побывавшего в Домике, который называют последним приютом поэта. В бережно хранящихся книгах отзывов посетителей музея множество памятных записей, которые передают возвышенные чувства людей, увидевших последнюю квартиру Лермонтова. Среди автографов есть записи Сергея Есенина, Роберта Рождественского, Самуила Маршака, Василия Шукшина, итальянского писателя Джанни Родари, Александра Солженицына... Волнение посетителей понятно. Ведь Домик единственное лермонтовское место, сохранившееся в своем первозданном виде. Домик укрылся в небольшом саду за каменной стеной, в центре чудом уцелевшего мемориального квартала. Здесь сохранились без изменений дома прошлого века. Теперь они входят в охранную зону Государственного музея-заповедника М. Ю. Лермонтова в Пятигорске. Чисто выбеленные хаты, крытые камышом, тесом и железом, сегодня выглядят экзотически в соседстве с многоэтажными корпусами здравниц. Домик поэта имеет свою историю. Музеем он стал через много лет после смерти Лермонтова. Впервые изображение Домика появилось в 1856 году в журнале «Орел». Рисунок сделал журналист В. Симаков. Несмотря на его схематичность видно, в каком запущенном состоянии он тогда находился. Подробное описание внутреннего убранства Домика сделал журналист П. К. Мартьянов, который в 70-х годах прошлого века побывал в Пятигорске и застал еще в живых хозяина дома В. И. Чилаева. Тот подробным образом рассказал ему, в какой цвет были окрашены стены, окна, двери квартиры поэта, какие и где стояли вещи. Продолжил поисковую работу первый биограф М. Ю. Лермонтова профессор П. Висковатый. В 70-х годах общественность заговорила о необходимости увековечить память М. Ю. Лермонтова в Пятигорске. Сначала коллежский асессор Андрей Грачев написал письмо в Управление Кавминвод в 1874 году. А в 1888 году появилась публикация Некрасовой в журнале «Русская старина», где с риторическим вопросом: «Неужели ни памятника, ни колонны, ни даже креста?». А. Н. Островский был обеспокоен, что квартира поэта будет забыта и разрушена так же, как случилось в Пятигорске с домом, в котором останавливался М. Ю. Лермонтов еще в детстве. По настоянию знаменитого драматурга 5 августа 1884 года на Домике поэта была установлена мемориальная доска. После этого дом стал известен многим. В путеводителе по Кавказским Минеральным Водам за 1888 год появляется указание в справочном отделе: «Дом, в котором жил поэт М. Ю. Лермонтов». Но посещать Домик было невозможно, так как он находился в частных руках и постоянно сдавался внаем. Менялись хозяева, желавшие каждый по-своему что-то перестроить. Императорская Академия наук обратилась 11 марта 1909 года к управлению Кавказских Минеральных Вод с предложением выкупить Лермонтовскую усадьбу и приспособить ее для своих нужд. Но денег на это так и не нашлось. После длительной переписки между Академией наук, ее президентом, наместником Кавказа И. И. Воронцовым-Дашковым, Пятигорской городской Думой, а также почитателями поэта 12 марта 1912 года судьба Домика была решена. Он был приобретен в собственность города за 15 тысяч рублей. После этого активно работающее в этих местах Кавказское горное общество обратилось в городскую управу с просьбой предоставить ему эту усадьбу. Городская управа постановила: «...предоставить в распоряжение Кавказского горного общества усадьбу с Домиком Лермонтова для помещения в переднем фасадном домике музея и библиотеки общества, а во флигеле, где жил поэт, сосредоточить все вещи, связанные с именем М. Ю. Лермонтова и героями его романа и поэм, с условием, что общество будет за свой счет содержать сторожа при Домике и заботиться о целости и сохранности исторической усадьбы». В день памяти М. Ю. Лермонтова, 27 июля 1912 года, в торжественной обстановке музей «Домик Лермонтова» был официально открыт. Тогда же был сделан первый сбор в фонд будущего музея, который составил 63 рубля. У энтузиастов памяти Лермонтова не было ни одного экспоната. Но зато было главное — подлинный лермонтовских времен дом. Хранитель музея Григорий Иванович Раев, арендатор Кавминвод Андрей Матвеевич Байков, инженер-химик Эрнест Эрнестович Карстенс, почитатели Лермонтовского наследия Яков Дмитриевич Верховец и Андрей Николаевич Костенский собирали подлинные вещи, документы, встречались с исследователями, писали письма в научные учреждения, архивы, собирали по крупицам экспонаты для будущего музея. Первый попечитель музея Дмитрий Михайлович Павлов писал: «...Если все эти предложения удастся осуществить — Пятигорск будет иметь достойный памятник любившему его поэту. Кавказ и вся Россия обогатятся важным и значительным культурным приобретением». Мечта его осуществилась, но для этого потребовались десятилетия. Основатели понимали, что им самим содержать музей не по силам. Поэтому они искали и находили поддержку российской интеллигенции. Их обращение и сегодня не может не тронуть душу: «Такие дела — гордость нации, поэтому достойное осуществление их может быть результатом только дружных усилий... Мы беремся за всем нам одинаково близкую трудную черновую работу — поддержите нас хотя бы одним полезным словом сочувствия и одобрения, — помогите нашему делу посильной скромной жертвой! Мы занесем Ваше имя на почетную запись, которая навсегда будет сохранена при музее...» В фондах Государственного музея-заповедника М. Ю. Лермонтова хранится дневник Лермонтовского Кавказского музея, который вел с 1915 года Д. М. Павлов. Листая его страницы, мы видим, какие усилия предпринимали пятигорчане для организации Лермонтовского музея. В эти годы было собрано очень много уникальных материалов, составляющих в настоящее время гордость музея. 31 мая 1916 года состоялось первое заседание лермонтовского комитета. Он был призван объединять вокруг себя всех почитателей поэта и активизировать работу по сбору экспонатов. Первыми приобретениями музея стали кресло и письменный стол из Петербурга. Их подарила музею Е. А. Шан-Гирей — дочь троюродного брата поэта. «С этим столом, — писала она, — как рассказывал отец, было у него связано много воспоминаний о поэте. За ним он читал отцу свои произведения. Накануне последнего отъезда Лермонтова из Петербурга они вместе разбирали бумаги, старые рукописи поэта, хранившиеся в ящиках его стола, отбирая нужные стихотворения для нового сборника, ненужные рукописи сжигали в камине». Теперь каждый посетитель музея может увидеть стол Лермонтова, за которым он писал главы романа «Герой нашего времени», поэмы «Демон» и «Мцыри». На столе лежат сочинения графини Ростопчиной, Шекспир на английском и Жуковский. Такие книги просил прислать в Пятигорск М. Ю. Лермонтов бабушку в последнем своем письме. Но та не успела выполнить просьбу поэта. Яков Дмитриевич Верховец, петроградский представитель Лермонтовского комитета, разыскал у потомков хозяина дома В. И. Чилаева круглый преддиванный столик, за которым поэт писал последние свои стихи. Верховец передал музею лист из памятной тетради хозяина с записью: «С капитана Алексея Аркадьевича Столыпина и поручика Михаила Юрьевича Лермонтова из С-Петербурга получено за весь средний дом 100 рублей серебром». Это была очень ценная находка, так как именно с нее и начиналась история Домика Лермонтова. Только за первые три года было собрано 52 экспоната и свыше 1000 книг. Есть личные вещи М. Ю. Лермонтова. Одна из лучших как тин поэта «Крестовая гора» украшает ныне экспозицию литературного отдела музея. Фонд музея насчитывает более 50 000 экспонатов. Уже в 1912 году Домик Лермонтова посетило 620 человек. После революции музей поэта в Пятигорске переживает трудные времена. Он находится в плачевном состоянии. И вновь появляется воззвание, написанное заведующим Терским губернским политпросветом. Оно было разослано всем учреждениям городов Кавминвод и опубликовано в газете «Терек» Многие учреждения и помогали музею кто чем мог: деньгами, строительными материалами, рабочей силой. В тридцатые годы началось научное изучение литературного наследия М. Ю. Лермонтова. Уже в 1935 году музей «Домик Лермонтова» стал одним из самых посещаемых музеев в стране, его посетило 55 тысяч человек. Домик у Машука становится местом паломничества почитателей Лермонтова. В 1938 году Пушкинское общество командировало в Пятигорск для подготовки экскурсоводов и организации в музее научной работы Виктора Андрониковича Мануйлова. Он на долгие годы стал не только консультантом, но и преданным другом музея. Им были организованы и проводились в Пятигорске Всероссийские научные лермонтовские конференции. Мануйлов возглавил работу и стал редактором Лермонтовской энциклопедии. Вокруг этого издания удалось объединить научных сотрудников всех лермонтовских музеев, российских и зарубежных лермонтоведов-исследователей. Популярность пятигорского музея росла. Ежегодно увеличивалась его посещаемость. Надо было думать о его расширении. В эти годы «Литературная газета» напечатала письмо лермонтоведов Б. Эйхенбаума, Н. Бродского, Б. Неймана, В. Мануйлова, И. Андроникова, Н. Пахомова. Известные лермонтоведы и деятели культуры призывали не откладывая решить проблемы Домика Лермонтова. Их обращение возымело действие. В очень трудный послевоенный 1946 год Пятигорский исполком выносит решение о передаче музею соседней усадьбы Верзилиных. Скоро в доме генерала Верзилина открылась большая литературная экспозиция. Была восстановлена в нем и мемориальная гостиная, где произошла злополучная ссора поручика Лермонтова с майором Мартыновым. В доме уцелели даже те самые ступени, на которых Мартынов сделал вызов на дуэль. Популярность Домика Лермонтова неуклонно росла. В 1973 году в соответствии с Постановлением правительства Российской Федерации музей М. Ю. Лермонтова в Пятигорске был преобразован в Государственный музей-заповедник. Он вобрал в себя все лермонтовские места Пятигорска, Кисловодска и Железноводска. Пик популярности музея-заповедника наблюдался в 1987 году. В тот год его посетили 230 тысяч человек. Мемориальный лермонтовский квартал в Пятигорске тщательно реставрируется. В 1978 году музею передается еще одна усадьба — В. Уманова, где у своих знакомых часто бывал М. Ю. Лермонтов. В доме Уманова открывается уникальная экспозиция «М. Ю. Лермонтов в изобразительном искусстве». Здесь представлены работы И. Е. Репина, М. А. Врубеля, В. А. Серова, Е. Е. Лансере, Д. И. Митрохина, И. Я. Билибина, Б. М. Кустодиева, Н. В. Кутявина, Ф. Д. Константинова и других знаменитых художников прошлого времени и наших современников. Музей стал обладателем самой богатой коллекции скульптурных изображений поэта. В 1996 году был восстановлен еще один дом в старинном квартале, где в 30-е годы XIX века жил композитор А. А. Алябьев. Сегодня в нем звучат старинные романсы, открыт музыкальный салон с выставочным залом. Удивительна и бескорыстна помощь почитателей Лермонтова. Многие из них по воле сердца принимали и принимают деятельное участие в развитии музея. Это известные ученые, композиторы, литераторы, это и общественные деятели, руководители города и района Кавказских Минеральных Вод. Благодаря всеобщей любви к поэту, музею удается ежегодно проводить Всероссийские Лермонтовские праздники поэзии. Их на пятигорской земле прошло уже тридцать. Светлана Сафарова, «Памятники Отечества». Читать на тему: |
|
На главную | Фотогалерея | Пятигорск | Кисловодск | Ессентуки | Железноводск | Архыз | Домбай | Приэльбрусье | Красная поляна | Цей | Экскурсии |
Использование контента в рекламных материалах, во всевозможных базах данных для дальнейшего их коммерческого использования, размещение в любых СМИ и Интернете допускаются только с письменного разрешения администрации! |