пятигорск | кисловодск | ессентуки | железноводск |
Отдых на море | |
|
|
НАВИГАЦИЯ | СТАТЬИ Воплощение мечты товарища Серго «Памятники Отечества» | ОГЛАВЛЕНИЕ |
|
Воплощение мечты товарища СергоРазумный комфорт, простота и достойное архитектурное решение — вот те требования, которые предъявлял легендарный «товарищ Серго» к создаваемому санаторию его имени. Комплекс проектировался для Наркомата тяжелой промышленности творческим коллективом «Индустрой», под руководством Моисея Яковлевича Гинзбурга. Трудящиеся, мечтал Г. К. Орджоникидзе, должны были навсегда оставить «жалкие хижины» и войти во дворцы, наполненные солнечным светом и чистым воздухом. Архитектор Гинзбург — один из признанных вождей русских конструктивистов. Он также был редактором журнала «Современная архитектура», автором программной книги «Стиль и эпоха». Архитектор стоял в центре борьбы, развернувшейся со второй половины 20-х годов XIX века между традицией и отвергающим наследие прошлого новаторством. К работе над проектом санатория по заказу Серго Орджоникидзе Гинзбург привлек лучших, с его точки зрения, зодчих и художников. Это были: Сергей Вахтангов (сын известного театрального режиссера), Евгений Попов (перед этим он создал проект Московского автозавода имени Сталина — ныне ЗИЛ); Иван Леонидов, один из самых самобытных зодчих эпохи конструктивизма. В работах участвовали художники мастерской монументальной живописи, созданной архитектором И. С. Николаевым, который был в то время архитектором проектов ряда промышленных гигантов в Сталинграде, Горьком, Челябинске, Ташкенте. В проекте победителей конкурса идеи «героического» конструктивизма были заметно ослаблены, уже просматривалась тенденция использовать классику. Но в целом замысел оставался новаторским, проникнутым духом революционного обновления. И вот на Георгиевском плато, над глубоким живописным ущельем Ребровой балки, закипела стройка. Тысячи рабочих рыли котлованы под фундамент, катали тачки с кирпичом и раствором. Над ущельем вырастали монументальные корпуса, которые символизировали мощь государства, построенного пролетариатом. Свободная планировка ансамбля позволяла использовать рельеф местности, включить живописные скальные обрывы в общий архитектурный ансамбль. Корпуса воспринимались продолжением пейзажа. Ощущение единства с природой усиливал и темно-желтый, близкий к естественному цвету доломитов и песчаников колорит зданий санатория. Архитекторы удачно сориентировали помещения. Окна жилых комнат выходят в основном на юго-восток. В этом направлении открывается великолепный вид на ущелье, поросшее огромными елями и лиственницами, и на Кавказский хребет во главе с Эльбрусом. В одном из спальных корпусов номера были рассчитаны на одного-двух человек, а в другом комнаты были предназначены в основном для семейного отдыха. Жилые помещения отличала прекрасная отделка. Лечебный корпус — отдельное здание «вогнутой» формы, занял центральное положение в комплексе. Он был обеспечен самым современным по тем временам медицинским оборудованием. В нем оборудовали бассейн для плавания и лечебных процедур. Рядом с лечебным корпусом расположилось кольцеобразное ванное здание. В его центре — открытый дворик — атриум с цветником и фонтаном, вокруг которого расположены ванные помещения. Здания связаны между собой теплым переходом. Примечательно архитектурное решение лестницы вестибюля. Его дополняет живописное панно над лестничным маршем, посвященное кавказской природе. Выполнили роспись художники Л. Бруни и Г. Рублев. В ванном здании находятся мозаики, изображающие обитателей природных водоемов, созданные под руководством В. А. Фаворского. Спальный корпус № 2 интересен интерьером, автором которых является архитектор Е. М. Попов. В вестибюле первого этажа корпуса расположен «зимний сад», отличающийся тесной зрительной связью с внешней природой. Эффекты лоджии с южной стороны корпуса. Очень интересны лечебные солярии, расположенные на плоских кровлях всех зданий санатория, а также «висячие сады». Отсюда открываются замечательные виды на море зелени, горы, город и новый курортный район в своеобразном обрамлении мощных железобетонных столбов — пергол и арочных галерей, которые завершают все главные здания комплекса санатория им. Орджоникидзе и играют в ансамбле существенную декоративную роль. Сверху особенно отчетливо виден замысел архитекторов, создавших исключительно продуманную и красивую по рисунку планировку, неразрывно связанную с окружающим редким по красоте ландшафтом. Следует отметить неожиданную роль, которую сыграл в проектировании санатория Иван Леонидов. Его пригласили в тот момент, когда рассматривалось предложение расположить основные корпуса на «дне» ущелья. Леонидов наоборот предложил «поднять» корпуса санатория на Георгиевское плато. А для связи санатория с городом он спроектировал оригинальную монументальную лестницу, напоминающую античный амфитеатр в миниатюре. Подъем по «Леонидовской лестнице» никому не в тягость. Используя рельеф, зодчий построил небольшие ровные площадки, с которых открываются радующие глаз виды на ущелье. В высшей точке подъема устроена полукруглая видовая площадка-балкон. Лестницу дополняют характерные «леонидовской» формы бетонные пергопы, подпорные стенки, фонтаны. Леонидов предполагал построить здесь также необычный для своего времени фонтан-«кристалл» с подсветкой и светомузыкой и хотел продолжить свою лестницу дальше, в парковую зону, но его проект завершен не был. Леонидов является также одним из авторов интерьеров корпуса № 1. Наиболее ярко решены им вестибюли нижнего этажа. Здесь средствами архитектуры создано своеобразное «ликующее», как в музыке, жизнеутверждающее настроение. От торжества света в северном вестибюле — полумрак перехода к освещенному солнцем южному вестибюлю. Здесь целый лес «леонидовских» колонн, изобилие «леонидовского» ордера. Архитектуру дополняет искусное осуществленное в начале 30-х годов благоустройство и озеленение территории санатория, под руководством Л. С. Залесской, известного мастера ландшафтной архитектуры, автора целого ряда учебников и теоретических работ в этой области. Здесь оригинально осуществлен принцип сочетания регулярной планировки в центральной части территории санатория, со свободной планировкой «английского сада» на ее периферии, переходящей к естественному ландшафту. Вокруг санаторных корпусов устроено множество «малых форм»: парковых скульптур, бассейнов, фонтанов, лестниц, ваз, цветников, небольших спортивных площадок. Здравница приняла первых отдыхающих в 1938 году. Сбылась мечта Серго Орджоникидзе — мастера архитектуры создали-таки «комбинат здоровья», одинаково обслуживающий и передовиков производства, и профессоров. Над воплощением социально справедливой идеи работали самые талантливые отечественные зодчие и художники. Их мысли и идеи были осуществлены и стали достоянием мирового зодчества, как памятники новой идеи в архитектуре, как эстетическое событие XX века. Вячеслав Мартыненко, «Памятники Отечества». Читать на тему: Санаторий им. С. Орджоникидзе (Санатории Кисловодска) |
|
На главную | Фотогалерея | Пятигорск | Кисловодск | Ессентуки | Железноводск | Архыз | Домбай | Приэльбрусье | Красная поляна | Цей | Экскурсии |
Использование контента в рекламных материалах, во всевозможных базах данных для дальнейшего их коммерческого использования, размещение в любых СМИ и Интернете допускаются только с письменного разрешения администрации! |