пятигорск | кисловодск | ессентуки | железноводск
Пятигорский информационно-туристический портал
 • Главная• СсылкиО проектеФото КавказаСанатории КМВ
СТАТЬИ • На кабардинской слободке № 252 •ОГЛАВЛЕНИЕ



 Статьи 

На кабардинской слободке № 252

На кабардинской слободке № 252Этот адрес своего жительства Толстой сообщает в письме к любимой тетушке, Т. Ергольской. Адрес, как видим, указан предельно точно, и, на первый взгляд, найти дом, где снимал квартиру писатель, совсем не сложно.

Увы! Многие пытались отыскать самый важный из толстовских адресов, но тщетно. Впрочем, некоторая надежда на успех все же существует, но об этом позднее. А сначала — немного о Кабардинской слободке, или Кабардинке, как ее называют пятигорские старожилы. Вся она по праву может считаться одним из толстовских мест, поскольку помнят писателя ее узенькие улочки, сохранившие доныне не только свою планировку, но и во многом облик той давней поры.

Да, ушедший не так давно в прошлое ХХ век принес кое-какие перемены этому старейшему пригороду Пятигорска. На самой заре столетия было построено на главной улице несколько двухэтажных особняков, а у дальнего, восточного, края — здание приходского училища, позже — семилетняя школа № 12. Там же, вблизи восточной границы, появились городские скотобойни, ставшие мясокомбинатом, угрюмая тюрьма, прозванная «Белым лебедем», не доживший до наших дней известковый завод «Красный факел». Протянулась к ним трамвайная линия, по которой и ныне исправно бегают вагончики первого маршрута. Булыжную мостовую сменило асфальтированное шоссе, по которому мчится поток автомобилей/

Но сверните с главной магистрали в боковые улочки и переулки – и вы встретитесь там с прошлым. В Пятигорске немало его свидетельств – но это в основном отдельные шедевры старинной архитектуры, представляющие парадное лицо старого города. А здесь прошлое предстает в своем бытовом облике неприметной окраинной жизни. Те же, что и полтора века назад, небольшие, теснящиеся друг к дружке домики. Неприхотливые палисадники перед ними. Заборы, грубо сложенные из дикого, поросшего мохом, камня. Не мощенные, похожие на проселочные, дороги, служащие и транспорту и пешеходам… Именно так выглядела Солдатская слободка, которую стали называть Кабардинской, поскольку первоначально ее населяли отставные солдаты Кабардинского полка. Поначалу подобная слободка появилась у стен Константиногорской крепости. А после того как в Горячеводской долине начали строиться первые дома, сюда стали перебираться и обитатели крепостной слободки, образуя такую же приблизительно там, где сейчас находится сквер с фонтаном «Гномы». В конце концов слободка переместилась на свое нынешнее место благодаря дороге из Георгиевска, пробитой вдоль берега Подкумка у южного ската Машука. Ведь, как известно, многие улицы городов возникают вдоль проезжих трактов. Уже на плане Пятигорска, составленном в 1827 году, два года спустя после начала движения по георгиевской дороге, мы видим вдоль нее ряд домиков.

В книге Броневского «Поездка на Кавказ», выпущенной в 1834 году, читаем: «У самого Пятигорска дорога подходит к подошве Машука… справа у нас является отвесная скала …Под навесом сей скалы, на узкой стезе, представляется несколько хижин или мазанок… Хижины сии составляют небольшую улицу, называемую Солдатской слободкой… есть домики и в три, и в пять окон по фасаду, в коих 100 комнат сдаются за сходную цену». Еще десять лет спустя появился в печати роман Е. Хамар-Дабанова (псевдоним Е. Лачиновой) «Проделки на Кавказе», где встречается сходное описание Солдатской слободы, через которую проезжают герои:

«…коляска катилась уже по слободке, между двумя рядами разновидных домов... Группы солдаток и девчонок сидели у ворот, крича проезжим:

— Господа, здесь порожняя квартира, не угодно ли остановиться?»

Желающих находилось немало, особенно среди посетителей с небольшим достатком – квартиры в слободке стоили куда дешевле, чем в центре города. Ну а условия жизни со временем сделались лучше. Вот свидетельство художника В. Верещагина, побывавшего в Пятигорске вскоре после Толстого: «При въезде в Пятигорск приходится объехать крутую скалу, у подножия которой протекает небольшой ручей. Тут начинается предместье, т.е. показывается небольшой ряд казачьих домиков, чистеньких, беленьких, с удобным расположением внутри. В одном из таких домиков я нашел для себя помещение и простой, но здоровый обед. Если когда-нибудь случай забросит вас, читатель, в Пятигорск, и вы из экономии не пожелаете тратиться на дорогие приманки табльдота, я вам советую последовать моему примеру и поселиться в одном из маленьких домиков предместья».

Как мы знаем, Лев Николаевич предвосхитил совет Верещагина, ибо не располагал большими деньгами. Свое жилище он так описывает в рассказе «Что случилось с Булькой в Пятигорске»: «Самый город стоит на горе, а под горой есть слобода. Я жил в этой слободе, в маленьком домике. Домик стоял во дворе и перед окнами был садик, а в саду стояли хозяйские пчелы – не в колодах, как в России, а в круглых плетушках». Ну а где же все-таки находился этот домик? К сожалению, нынешний порядок обозначения домов, имеющих на каждой улице свои номера, не совпадает с тем давешним, когда все дома в городе имели единую нумерацию. Поэтому найти сегодня номер 252 кажется абсолютно невозможным. Большинство краеведов лишь указывают, что жил Толстой у самого подножья горы Горячей и что якобы из его двора были видны снежные горы на горизонте. А более основательно занимавшийся поисками этого дома известный Л. Польский добавляет, что предположительно находился он «вблизи моста через Подкумок, на Теплосерной улице».

Но сам Лев Николаевич отнюдь не утверждает, что смотрел на горы со своего двора – в рассказе о Бульке он говорит лишь о том, что в городе «вдалеке всегда видны большие Кавказские горы». Нет ничего по этому поводу в его письмах и дневнике. Что же касается близости к мосту через Подкумок, то это очень даже вероятно. Только, скорее всего, дом стоял не на нынешней Теплосерной улице, а гораздо ниже, у самой реки. К этому выводу можно прийти, сравнивая два плана Пятигорска. На плане, составленном в толстовское время, подробно отмечены все домовладения на Кабардинке. Скрупулезный подсчет показывает, что их как раз около двухсот пятидесяти. А на плане 1900 года указана нумерация кварталов города, которая, конечно же, существовала и в более ранние времена. Счет кварталов начинается с восточного края Кабардинской слободы и ведется от севера к югу. Последний, 16-й, квартал интересующего нас района как раз и находится у самого Подкумка, вблизи нынешнего моста через него (в те времена мост был переброшен в другом месте). Именно там, на узкой не мощенной улочке за забором из дикого, потемневшего от времени камня и может стоять нужный дом.

Правда, узнать его с первого взгляда нелегко – сегодня не увидишь камышовой или соломенной кровли и саманных стен – все дома под железными или шиферными крышами, оштукатурены или обложены кирпичом. Но и в таком виде старинные строения сразу же выдают себя отсутствием фундаментов, маленькими подслеповатыми оконцами, кривоватыми дверьми. При большом желании можно было бы провести их архитектурную экспертизу.

Или просто взять и реконструировать один из таких домиков, подобно тому, как это было сделано с Домиком Лермонтова. Думается, что поклонники таланта Льва Толстого, как и любознательные школьники, с интересом осматривали бы этот домик, бродя по улицам старой слободки, не так уж сильно изменившей свой облик за минувшие полтора века.

Вадим ХАЧИКОВ, заслуженный работник культуры РФ,



роман   2016-03-04 14:03:07
а по моему он останавливался на нижняя 2 или 4 там до сих пор стоят огромные каменные ворота

[Ответить]
↑ 0 ↓


Михаил  2009-12-29 13:43:03
Дом его находится на улице Беленковича. У меня знакомые живут в этом доме... вот так вот товарищи изыскатели))))

[Ответить]
↑ 0 ↓

Страницы: [1]

Оставить комментарий

Ваше имя:

RSS
Комментарий:
Введите символы или вычислите пример: *
captcha
Обновить


Наместник на Кавказе П. С. Воронцов
Наместник на Кавказе А. И. Барятинский
Генерал Г. А. Емануэль
И раздалось мощное: «Я здесь!»
Кисловодск Антону Павловичу понравился
Командировки мастера Раева
Гостиная Благодать
Дачные кварталы Ессентуков
Станция почтовых дилижансов
Крепость у кислого колодца
Целебные воды и горы
100 лет Кавминводам
Поезда пошли на юг
Археологические реликвии Кисловодска и его окрестностей
Лечебный парк Железноводска
Дворец эмира Бухарского
Большой Провал
Дары Железной горы
Дар божий в руках государства
Прошлое и настоящее Курзала
Воплощение мечты товарища Серго
Грязелечебница Евгения Шреттера
Первая в мире энергосистема
Наследие Ивана Байкова
Фотолетописец Кавказа
Алябьев в Пятигорске
Дом генерала Верзилина в Пятигорске
Н. Львов - первый зодчий Горячих Вод
Мелодия, услышанная композитором
Проходившие останавливались пораженные
Зодчий Самуил Уптон
Братья Бернардацци - строители Пятигорска
Притяжение Белой Виллы
Два Кавказских года Льва Толстого
Домик Лермонтова
Первый в России памятник Лермонтову
На месте поединка
Тайна Лермонтовскрй могилы
Пишу из Кабардинской слободки...
Музыка гор
(О Н. Ярошенко)
В горах осталось его сердце
Горы производят странное впечатление на душу...
Пятигорск - колыбель «Орестеи»
...Утром пойду в парк
Добро пожаловать в Ресторацию
Где жили первые посетители Горячих Вод?
...Назвался к Дроздову
Памятные адреса
На кабардинской слободке № 252
Трижды рождавшаяся








Рейтинг@Mail.ru Использование контента в рекламных материалах, во всевозможных базах данных для дальнейшего их коммерческого использования, размещение в любых СМИ и Интернете допускаются только с письменного разрешения администрации!