На заре истории курортов Кавказских Минеральных Вод проблема с расселением приезжающих на Воды беспокоила гостей и одновременно озадачивала хозяев «курорта», стремившихся удовлетворить спрос приезжих на жилье. Этой публикацией мы открываем новую серию материалов о зарождении и развитии сервиса на КМВ.
Первые желающие испытать на себе благотворное воздействие целебных вод начали приезжать сюда еще в то время, когда никакого жилья у источников не было и в помине. Ближайшее находилось в четырех верстах от подножья Машука, в Константиногорской крепости и небольшой солдатской слободке при ней. Там имелось несколько деревянных домов, которые хозяева сдавали приезжим.
В 1810 году, 30 лет спустя после закладки крепости, доктор Гааз отмечал: «Сегодня в Константиногорской слободке есть не более десятка домов, где можно устроиться. Несомненно, вскоре их будет больше, а пока можно найти приют в калмыцкой кибитке или под навесом». В большинстве своем здешние квартиры представляли собой либо землянки, либо дощатые балаганы, в которых можно было жить лишь в теплую погоду — их, как правило, нанимали для слуг. Стоили даже такие квартиры отнюдь не дешево. «В слободке, — писал Ф. Баталин в своей книге «Пятигорский край и Кавказские Минеральные Воды», — для большинства семейств помещение обходилось, по меньшей мере, в 750 рублей (в сезон), а для одинокого 250 р.».
Но цена это еще полбеды — на курорт в ту пору ездили люди далеко не бедные. Были и другие неприятности, подстерегавшие больных. О них писал доктор Х. Геннуш, исполнявший в 1807-1811 годах должность главного врача курорта: «…которые в слободке квартировали, и оттуда к теплицам (источникам) и обратно ехали по восемь и более верст. Многим же особам нужно употреблять ванны дважды в день, и в возвратный путь в непогодное время подвергались простуде, да и те, которые хотя близ самой теплицы, но по недостатку строения в кибитках, палатках или шалашах располагались, еще больше от ненастной погоды для здоровья последствия терпели».
И все же, несмотря на все неудобства, с каждым годом все больше лечащихся старались поселиться близ источников, в Горячеводской долине. Тот же Ф. Баталин в своей книге описал зарождавшийся курорт у подножья Машука: «…Горячеводская долина во время курса была постоянно уставлена от начала до конца кибитками, балаганами, палатками… она зараз напоминала и военный лагерь, и шумную провинциальную ярмарку, и столичный пикник, и цыганский табор». Описание это относится к первым годам ХIХ столетия.
Со временем стали появляться здесь и первые дома. Их было немного — всего два или три. Стояли они как попало, вперемешку с палатками и балаганами. И все же появление их говорит о том, что новорожденный курорт уже начал свое развитие.
Использование контента в рекламных материалах, во всевозможных базах данных для дальнейшего их коммерческого использования, размещение в любых СМИ и Интернете допускаются только с письменного разрешения администрации!