пятигорск | кисловодск | ессентуки | железноводск
Пятигорский информационно-туристический портал
 • Главная• СсылкиО проектеФото КавказаСанатории КМВ
СТАТЬИ • Дар божий в руках государства • «Памятники Отечества»ОГЛАВЛЕНИЕ



 Статьи 

Дар божий в руках государства

В 1893 году выдающийся русский врач, основоположник научной курортологии доктор С. А. Смирнов писал в своей записке в правительство: «Государственное значение минеральных вод давно признано и оценено всей Европой. Составляя естественное богатство страны, минеральные воды нередко служат источником благосостояния целого края...»

Доктор Смирнов считал, что «источники — истинный капитал, все остальное — проценты с него», и действительно, заботы администрации были направлены в основном на благоустройство самих вод и усовершенствование их эксплуатации.

17 февраля 1884 года была осуществлена передача Кавказских Минеральных Вод в ведение Министерства земледелия и государственных имуществ. В дальнейшем развитии русских курортов на Северном Кавказе играет большую роль статс-секретарь, глава названного министерства М. Н. Островский, брат великого русского драматурга А. Н. Островского. Курорты получают постоянный бюджет на развитие бальнеосооружений, водопровода, устройство скверов, парков, бульваров, дорог и проведение ремонтно-строительных работ. (За время же арендаторства (1861-1884) на курортах не было построено ни одного крупного сооружения.) Сменил Островского на посту министра А. С. Ермолов. Он писал: «Столь драгоценный дар Божий, как Кавказские Минеральные Воды, имеет несомненно государственное значение и должен оставаться в руках государства... Опыт тех же Кавказских Минеральных Вод, как и всех других целебных источников в России — Старорусских, Славянских и пр., доказал неопровержимо, что отдача их в частные руки, в руки предпринимателей, заинтересованных не столько в благоустройстве Вод, сколько в немедленном извлечении из их эксплуатации значительных барышей, ведет только к быстрому их расстройству».

Министр считал, что приобретение земель, необходимых для развития курорта, разведка и устройство гидроминеральных и бальиеотехнических сооружений, расширение и улучшение зеленых парков и лесов, инженерное обеспечение является прежде всего заботой правительства и должно оплачиваться за счет казны. Привлечение частных предпринимателей следует допускать лишь для постройки гостиниц, меблированных комнат, дач, ресторанов, концертных и театральных залов с отводом для того участков казенной земли на самых льготных условиях. Предполагалось и расширение продажи минеральных вод и вывоза их за пределы России.

Николай II начертал резолюцию: «Читал с удовольствием и со всем согласен».

С 1901 года вводится специализация средств. Все доходы от продажи минеральной воды и эксплуатации бальнеологических учреждений предназначаются для дальнейшего расширения курортов. Годовой бюджет Кавказских Минеральных Вод достигает 2,5 миллионов рублей, образуется свободный капитал в 800 тысяч рублей.

В это же время начинается интенсивное частное строительство прекрасных дач, доходных домов и гостиниц: в Пятигорске — в районе Провала, в Кисловодске — в знаменитой Ребровой балке. Ванные здания в Кисловодске и грязелечебницы в Пятигорске и Ессентуках были построены за счет капиталов с продажи минеральных вод, в период ведения курортами Министерства промышленности и торговли.

До 1915 года на Кавминводах были сооружены все основные бальнеотехнические здания, которые являются действующими и в настоящее время, украшают курорт, создают особый колорит старины и уюта. К этому времени курорты стали подчиняться Министерству промышленности и торговли. Накануне революции в печати появляются публикации о неудовлетворительном состоянии курортов, их неуправляемости в силу того, что оказалось слишком много хозяев, желающих использовать их в своих интересах, не считаясь с сохранением условий для нормального развития и благоустройства.

Общество благоустройства Ессентуков высказывало свое мнение о том, что «с самого начала возникновения курортов правительство и государство видели в организации курортов общегосударственное дело», и «лучшим периодом в жизни курортов было время, когда был введен научный, а нt материальный принцип». Врачи выражали свое недовольство тем, что Министерство промышленности и торговли преследовало только свои интересы. Высказывалась надежда, что с передачей всех кавказских курортов в ведение создаваемого Министерства народного здравия наладится нормальная жизнь.

Продолжается и критика положения курортов, которыми распоряжаются другие ведомства: военное, внутренних дел, путей сообщения, казачья администрация. Авторы критических публикаций писали о том, что на каждом заграничном курорте, имеющем сколько-нибудь серьезное общественное значение, есть хорошо организованная администрация, снабженная всеми необходимыми правами и материальными средствами для успешного ведения и развития порученного ей дела.

Курортной общественностью, которая состояла из врачей, горных инженеров и строителей, членов Русского бальнеологического общества, обществ благоустройства курортов, гласных городских дум, высказывалось недовольство отрицательным влиянием, оказываемым на санитарное состояние курортов (или, как теперь бы сказали — экологию региона) слишком близким расположением станиц.

В Государственный Совет поступили предложения со стороны ряда предпринимателей о взятии курортов в аренду, но они не встретили сочувствия. Когда петербургский купец-миллионер Я. А. Гукасов, путем всяких интриг в министерствах, добился монопольного права торговать кисловодским нарзаном, то специалисты по гидрогеологии и розливу вод, а также журналисты подали на него в суд, ибо он неправильно транспортировал и хранил бутылки с водой, а значит, мог подорвать престиж нарзана на международном рынке.

Мысли о передаче дела управления курортами муниципалитетам стали высказываться более определенно начиная с 1916 года. Известный курортный деятель Тиличеев, бывший директор Кавказских Минеральных Вод, затем избранный городским головой Пятигорска, Н. Н. Семенов, член Кисловодской городской управы, известный инженер-архитектор — активно защищали права городских муниципалитетов на управление курортами.

Годы гражданской войны нанесли курортам большие утраты. В марте 1920 года, когда была установлена твердая власть, многие из опытных специалистов стали верою и правдою трудиться на восстановлении Кавказских Минеральных Вод.

4 апреля 1919 года издается декрет Совнаркома Российской Федерации, согласно которому лечебные местности или курорты, где бы таковые на территории РСФСР ни находились и кому бы ни принадлежали, со всеми сооружениями, строениями и движимостью, обслуживавшими ранее курорт и находящимися на присоединенных и приписанных к курорту землях, составляют собственность республики и используются для лечебных целей.

Декрет определил признаки принадлежности курортов к лечебным местностям об щегосударственного значения. Все земли, парки, степные и водные пространства, произрастающие в пределах округов горной и санитарной охраны леса объявляются защитными и передаются в пользование курортов. Управление курортами общегосударственного значения не зависело от местных властей, вплоть до краевых, и подчинялось непосредственно Народному Комиссариату здравоохранения. 20 апреля 1920 года Кавминводам выдается охранная грамота.

Инженер-архитектор И. И. Байков, прибывший на Воды еще вместе с первым правительственным директором в 1895 году, построивший более 150 объектов на всех курортах Кавминвод, подготавливает для Ленина и Орджоникидзе доклад о состоянии курортов. Опытный специалист выделил два существенных фактора, от которых зависит будущее курортной местности. Во-первых, это сами минеральные источники, лечебная грязь и лечебный климат. Во-вторых, это курортные сооружения. «Каждый источник, впервые вышедший на курортной территории, подлежит облечению в архитектурно-строительный вид, — доказывал Байков, — каждое ведро грязи рационально применяется в специальной грязелечебнице, каждый луч солнца в специальном солярии...»

По личному указанию В. И. Ленина и Серго Орджоникидзе санаториям передавалось имущество расформированных госпиталей. 11 июля 1921 года было принято постановление СНК РСФСР о передаче в ведение курортных управлений всех помещений и зданий, пригодных для устройства санаториев. Согласно перечню расходов, утвержденному ВЦИК и СНК 10 декабря 1921 года, учреждения общегосударственного значения содержались полностью за счет государственного бюджета.

21 июня 1921 года было принято постановление Совнаркома, которое определяло финансово-хозяйственную деятельность курортов в условиях нэпа, а постановление 24 января 1922 года «О курортном лечении трудящихся и об эксплуатации курортов» утвердило условия деятельности курортов — на основе самоокупаемости — хозрасчета. Последний декрет был очень важен для дальнейшего развития и существования курортов как лечебных заведений: он определил их хозяйственную деятельность вплоть до наших дней. Впервые называется Центральный совет профессиональных союзов (ВЦСПС) как орган, участвующий в распределении курортных койко-мест. Последующие декреты, от 24 апреля 1922 года и от 13 марта 1923 года, разрабатывали механизм действия хозрасчетных начал. 18 марта 1923 года декретом СНК создавалось Главное курортное управление, которое возглавил Нарком здравоохранения Н. А. Семашко.

Краткий обзор принятых декретов свидетельствует о хорошем знании их создателями состояния курортного дела в России. Молено с известной долей уверенности предполагать, что при выработке документов принимались в расчет в первую очередь научные выводы и практический опыт дореволюционных врачей-бальнеологов курортов Кавказских Минеральных Вод. Одним из давних их желаний было создание Бальнеологического института и клиники при нем. Такой институт, первый в России, был открыт в июне 1920 года в Пятигорске (теперь это НИИ курортологии и физиотерапии).

Советская власть при первой возможности, несмотря на тяжелые послевоенные годы разрухи, голода и эпидемий, стала оказывать материальную помощь курортам Кавказа. Начиная с 1922-1923 годов, на курортах Кавминвод начались масштабные восстановительные работы.

Формировались совершенно новые лечебно-профилактические учреждения — то, что мы привыкли сейчас называть санаториями. В их организации принимали участие известные русские ученые медики и бывшие земские врачи. Это Василий Александрович Александров — один из крупнейших организаторов курортного дела, доктор медицины, терапевт, бальнеолог; Георгий Леонтьевич Кучаидзе — первый директор Управления курортов Кавминвод, позднее министр здравоохранения Грузинской ССР; Степан Васильевич Коршун — крупный микробиолог и иммунолог, который некоторое время был директором Кавминвод; Николай Иванович Тезяков — видный деятель земской медицины, санитарный врач, заведующий отделом лечебных местностей Нар-комздрава; Иван Семенович Франгулян — один из первых комиссаров на Кавминводах, организатор здравоохранения в Грузии; С. А. Мамушин, опытный врач и талантливый организатор, директор Кавминвод с 1922 по 1925 год.

В 1921-1925 годах Нарком здравоохранения Н. А. Семашко провел пять съездов по курортному строительству. Специалисты неоднократно отмечали, что дальнейшее успешное развитие курортов в условиях нэпа возможно при соблюдении следующих условий: оплата государством гарантированного числа коек для бесплатного лечения разных трудовых групп, выдача ссуд на ремонт бальнеологических установок и жилого фонда, обеспечение государственной сметой гидрологических и гидротехнических работ, строительства и содержания канализационных, сантехнических систем и сооружений. Ставился вопрос и об освобождении курортов от налогов всех видов не менее чем на 10 лет.

В 1924 году продолжается укрепление курортов как самостоятельных единиц в системе здравоохранения. 23 сентября 1924 года в газете «Известия» было опубликовано постановление ВЦИК и СНК «Об урегулировании взаимоотношений Кавказских Минеральных Вод и Терского окружного исполнительного комитета». В нем указывались точные границы курортных городов Пятигорска, Ессентуков, Кисловодска, Железноводска. Земельные участки, а также национализированные и муниципализированные строения в их черте немедленно передавались Управлению Кавказских Минеральных Вод, которое наделялось правом застройки и сноса зданий на своей территории.

В тридцатые годы на фоне заметных достижений в развитии и благоустройстве курортов происходит важное событие — разрабатывается генеральный план курортов Кавказских Минеральных Вод.

Составление плана было поручено известному архитектору профессору В. Н. Семенову. Проблемы курортов Кавминвод были близки ему не только как специалисту и талантливому организатору. В его активе были грандиозные работы первых пятилеток по составлению генеральных планов Сталинграда, Астрахани, Апшеронского полуострова, и по реконструкции Москвы. В. Н. Семенов еще до революции жил на Ставрополье и работал архитектором в Управлении Кавминвод.

Семенов привлек к составлению генерального плана Кавказских Минеральных Вод и отдельно всех четырех курортных городов своих соратников — градостроителей В. В. Семенова-Прозоровского, А. А. Галактионова, В. А. Арманда. профессора В. Н. Образцова, крупнейшего специалиста в области городского и внешнего транспорта, и многих других. Район Кавминвод проектировался с перспективой на дальнейшее развитие, одновременно составлялись планы детальной планировки. Полному осуществлению Генерального плана помешала война 1941-1945 годов, однако он не утратил своего значения до настоящего времени.

Происходила реорганизация управления курортами. Вместо «Кавминводздравтреста» образуются управления Пятигорские Кисловодским, Ессентукским и Железноводским курортами в системе Наркомата здравоохранения РСФСР, а к 1938 года — в структуре Наркомата здравоохранения СССР (с 1946 года Минздрава СССР).

Наряду с санаториями Минздрава, существовали здравницы профсоюзов, подчинялись они Северо-Кавказскому управлению курортами, санаториями и домами отдыха ВЦСПС, которое размещалось в Кисловодске с 1933 по 1956 год. Курорты были вновь переданы в республиканское подчинение на основании постановления Совета Министров СССР № 369 от 20 марта 1956 года, в составе двух управлений, в ведение Минздрава РСФСР. Реорганизация была связана с разукрупнением и ликвидацией многих союзных министерств.

С 1960 года проведена безвозмездная передача курортных учреждений профсоюзам. Создавались новые управленческие структуры — территориальные советы по управлению курортами ВЦСПС, как коллегиальные органы во главе с председателем и совещательной коллегией. На них возлагалась координация деятельности лечебно-профилактических и оздоровительных учреждений независимо от ведомственной подчиненности. Такая система позволила организовакть строительство санаторно-курортных комплексов за счет богатых министерств, с последующей безвозмездной передачей отстроенных объектов в собственность территориальных управлений курортами профсоюзов.

Использование физических лечебных факторов позволило провести специализацию санаториев. Появились реабилитационные отделения. Это было как раз то самое, о чем говорили еще первые бальнеологи России до революции и советские медики в начале курортного строительства в 1920-х годах.

Совет Министров СССР в 1970 году принял постановление «О мерах по упорядочению застройки территорий курортов и зон отдыха и строительства санаторно-курортных учреждений отдыха». Постановлением Правительства Советского Союза в 1973 году было утверждено Положение о курортах. Этот документ обобщил и закрепил все, что было наработано предыдущим опытом курортного строительства и охраны курортных ресурсов. На его основании каждый курорт должен был разработать собственное положение. В то же время профсоюзные органы не обеспечивали должного контроля за соблюдением Положения, а местные партийные и советские органы часто навязывали им свою волю.

Профсоюзные санатории значительно уступали «элитным» в организации сервиса, комфортности. Особенно были перегружены бальнеоучреждения. Начало 1990-х годов застало лечебно-профилактические учреждения полными надежд на улучшение условий эксплуатации курортов и экологической обстановки. Однако никто не предполагал, что любимое детище народа окажется вскоре бесхозным, что в радоновых лечебницах исчезнут очереди...

В 1992 году создается Кавминводская администрация особо охраняемого курортно-экологического региона. Центр управления перемещается в город Ессентуки. В истории курортов Кавказских Минеральных Вод начинается новая глава, которая пишется сегодня.

Надежда Ныренкова, «Памятники Отечества».


Данную страницу никто не комментировал. Вы можете стать первым.

Ваше имя:

RSS
Комментарий:
Введите символы или вычислите пример: *
captcha
Обновить


Наместник на Кавказе П. С. Воронцов
Наместник на Кавказе А. И. Барятинский
Генерал Г. А. Емануэль
И раздалось мощное: «Я здесь!»
Кисловодск Антону Павловичу понравился
Командировки мастера Раева
Гостиная Благодать
Дачные кварталы Ессентуков
Станция почтовых дилижансов
Крепость у кислого колодца
Целебные воды и горы
100 лет Кавминводам
Поезда пошли на юг
Археологические реликвии Кисловодска и его окрестностей
Лечебный парк Железноводска
Дворец эмира Бухарского
Большой Провал
Дары Железной горы
Дар божий в руках государства
Прошлое и настоящее Курзала
Воплощение мечты товарища Серго
Грязелечебница Евгения Шреттера
Первая в мире энергосистема
Наследие Ивана Байкова
Фотолетописец Кавказа
Алябьев в Пятигорске
Дом генерала Верзилина в Пятигорске
Н. Львов - первый зодчий Горячих Вод
Мелодия, услышанная композитором
Проходившие останавливались пораженные
Зодчий Самуил Уптон
Братья Бернардацци - строители Пятигорска
Притяжение Белой Виллы
Два Кавказских года Льва Толстого
Домик Лермонтова
Первый в России памятник Лермонтову
На месте поединка
Тайна Лермонтовскрй могилы
Пишу из Кабардинской слободки...
Музыка гор
(О Н. Ярошенко)
В горах осталось его сердце
Горы производят странное впечатление на душу...
Пятигорск - колыбель «Орестеи»
...Утром пойду в парк
Добро пожаловать в Ресторацию
Где жили первые посетители Горячих Вод?
...Назвался к Дроздову
Памятные адреса
На кабардинской слободке № 252
Трижды рождавшаяся








Рейтинг@Mail.ru Использование контента в рекламных материалах, во всевозможных базах данных для дальнейшего их коммерческого использования, размещение в любых СМИ и Интернете допускаются только с письменного разрешения администрации!