пятигорск | кисловодск | ессентуки | железноводск
Пятигорский информационно-туристический портал
 • Главная• СсылкиО проектеФото КавказаСанатории КМВ
КАВМИНВОДЫ: ПРОФИЛИ ИСТОРИИ • А. К. ЖмакинаОГЛАВЛЕНИЕ


 Кавминводы 

Американка
А. К. Жмакина

Об этой женщине пятигорские обыватели в свое время говорили очень многое. Ее называли то «обедневшей аристократкой», даже «баронессой», то просто «учительницей музыки». Кумушки судачили о ее амурных похождениях, деловые люди подсмеивались над ее хозяйственными начинаниями. Но никто не мог отрицать, что она -личность незаурядная, талантливая, яркая, игравшая в жизни Пятигорска на рубеже XIX и XX веков заметную роль. Благодаря этому сохранилось немало документальных данных, позволяющих более или менее достоверно обрисовать ее облик.

Антонина Карловна Жмакина, в девичестве Лаурсон, родилась в 1845 году. В одном из позднейших документов она названа «женой дворянина», следовательно, по рождению дворянкой не была. Скорее всего, происходила она из поселенцев немецкой колонии Каррас или Николаевки, сегодня входящих в состав поселка Иноземцеве Во всяком случае, где-то посредине между этими населенными пунктами находился принадлежавший Жмакиной хутор «Волдонцы», надо полагать, доставшийся ей по наследству. Предполагают, что теперь именно там размещается Станция шелководства

Достоверно известно, что она получила хорошее образование - знала иностранные языки, была обучена музыке, недурно рисовала -сохранились некоторые ее живописные работы, свидетельствующие о несомненном даровании. Предполагают даже, что Антонина Карловна некоторое время жила в Петербурге и посещала там занятия в Академии Художеств.

О ее личной жизни, повторяю, когда-то ходило много всяческих слухов и сплетен. Не хочется вновь вытаскивать их на свет Божий, но в одном случае без этого не обойтись, поскольку речь идет о личности Доктора А. Г. Ризенкампфа, оставившего, пусть небольшой, но все же заметный след в русской культуре. Молодым человеком, приехав из Ревеля в Петербург, поступать в Медико-хирургическую академию, Александр Георгиевич познакомился с Федором Михайловичем Достоевским, который готовился стать студентом Военно-инженерного училища. Дружба с будущим писателем оставила глубокий след в жизни медика -ему доверил Достоевский хранить свои юношеские неопубликованные произведения.

Покинув Петербург, Ризенкампф многие годы провел в Сибири, а в 70-х годах приехал в Пятигорск, где решил провести остаток жизни. Здесь он и встретился с Антониной Карловной, которая, как предполагают, стала его женой. Косвенно свидетельствует об этом запись в книге Спасского собора, связанная с его женитьбой на Е. А. Кулешовой: «Женат третьим браком». Впрочем, нам важны не столько матримониальные, сколько интеллектуальные связи между ними, а о них тоже сохранились свидетельства современников.

Так, известно, что доктор Ризенкампф увлекался ботаникой и был одним из первых, кто стал серьезно изучать флору Кавказских Минеральных Вод. Им был составлен «Полный список растений Пятигорского края», содержащий около 1600 наименований деревьев, кустарников, трав и грибов. Объездивший всю Россию, Александр Георгиевич был убежден: «...едва ли в нашем отечестве можно встретить местность, вмещающую на небольшом пространстве такое богатство растительности, как пятигорский край». Антонину Карловну тоже интересовал растительный мир Пятигорья. Она иллюстрировала своими рисунками труд Ризенкампфа, выступала с публичными лекциями на эту тему. Незадолго до своей смерти, последовавшей в середине 90-х годов, Ризенкапф передал Жмакиной свой архив, видимо, предполагая, что она сумет распорядиться им лучше, чем его молодая жена.

К этому времени Антонина Карловна стала супругой В. А. Кобылина. Видный врач, ученый, общественный деятель, Василий Александрович охотно принимал участие во всех культурных начинаниях своей супруги. Их квартира стала одним из центров интеллектуальной жизни Пятигорска. Здесь проводились музыкальные вечера, вернисажи, чаепития с разговорами о литературе, искусстве. Одно время в своей квартире Антонина Карловна организовала занятия художественной студии, которую посещали и взрослые, и дети.

Но рамки квартиры были тесны энергичной даме. На праздники она устраивала в школах и училищах Пятигорска вечера, ставила там с ребятишками «живые картины». Для взрослых она затевала костюмированные балы, благотворительные концерты, лотереи в пользу неимущих. Об этой стороне ее деятельности мы многое узнаем из писем осетинского поэта, художника, публициста Коста Хетагурова, который познакомился с ней во время своего пребывания в Пятигорске осенью 1898-зимой 1899 годов.

Будучи выслан в Херсон, Коста очень тосковал по полюбившемуся городу и друзьям, которые остались там. В каждом письме он шлет приветы своим пятигорским знакомым, интересуется их делами. Антонину Карловну изгнанник вспоминает едва ли не чаще всех остальных, видимо, потому, что их связывали многие дела и начинания. Наверняка, не без его участия задумывались «грандиозное гуляние» и «праздник цветов», о которых он спрашивает в своих письмах к сестрам Цаликовым. Затеи эти никак не могли состояться - их устроительницу постигла какая-то неудача, заставившая Коста переживать: «О неудачах Антонины Карловвны в ее благотворительных мероприятиях я очень скорблю, хотя Антонина Карловна настолько героиня, что эти неудачи не повлияют на ее плодотворную деятельность».

Благодаря письмам Хетагурова мы узнаем, что Жмакина пробовала свои силы в области театра. Так, она просила Коста прислать ей экземпляр его комедии «Дуня», собираясь ставить ее силами драматического кружка, существовавшего в Пятигорске. По некотором размышлении автор решил сам ставить эту пьесу. Но это не охладило пыл энергичной дамы. В одном из писем Коста вспоминает заметку, в газете «Казбек», рассказывающую о театральной жизни Пятигорска. Среди других «антрепренеров» там названа и Антонина Карловна Жмакина. Незадолго до своего возвращения в Пятигорск он пеняет своей возлюбленной Анне Цаликовой: «Вы мне так и не написали о Вашей антрепризе с Антониной Карловной: чем она кончилась?».

Интересуется изгнанник и хозяйственными начинаниями Жмакиной, которыми она занималась на своем хуторе. По воспоминаниям пятигорских старожилов, Антонина Карловна бралась то за выращивание клубники или спаржи, то за разведение шелковичных червей. Не за это ли Коста дал ей шутливое прозвище «Американка», имея в виду то, что в ее деловых начинаниях было, по словам очевидцев, «больше пыла, чем умения». Впрочем, Коста достаточно высоко ценил практическую направленность ума и хозяйственные связи Жмакиной. Не случайно же, когда у него появилась необходимость продать доставшийся ему по наследству от отца небольшой земельный участок, он обратился за помощью именно к «Американке», попросив ее найти покупателя.

Привлекая Коста к своим затеям в Пятигорске, Антонина Карловна не оставляла его в покое и в Херсоне. Так, сообщив ему о кончине военного топографа А. В. Пастухова, случившейся в Пятигорске осенью 1899 года, она предложила ему написать некролог. Коста, познакомившийся Андреем Васильевичем незадолго до своего отъезда в ссылку и высоко ценивший его как интересного человека и неутомимого исследователя Кавказа, готов был выполнить просьбу Жмакиной, но не имел достаточно данных о биографии топографа. Он попросил Антонину Карловну прислать нужные материалы. Увы, получил он от нее лишь несколько неудачных фотографий и рисунков, а нужные сведения «Американка» рекомендовала поискать в издании, которого в Херсоне нельзя было найти. Некролог так и остался ненаписанным.

Интерес к личности путешественника и альпиниста у Антонины Карловны был не случайным. Как раз в это время в Пятигорске энтузиасты -путешественники решили создать Кавказское горное общество, которое способствовало бы развитию туризма, альпинизма и экскурсионного дела на Кавказе. Жмакина вместе с супругом принимали самое деятельное участие в организации этого общества. Антонину Карловну даже избрали в ревизионную комиссию КГО, Одновременно она была и председателем Пятигорского общества вспомоществования учащимся, активно сотрудничала в других благотворительных обществах. Не случайно, сообщая о ее кончине, которая последовала 1(14 по новому стилю) февраля 1920 года, издававшаяся при белых газета «Терская жизнь» назвала Жмакину «местной общественной деятельницей».

Последние годы жизни Антонины Карловны прошли в бедности. После смерти Василия Александровича она осталась без средств к существованию и вынуждена была зарабатывать на жизнь уроками музыки и иностранных языков. Все больше давали о себе знать возраст и болезни. Умерла она, одинокая и забытая, в палате городской больницы (впоследствии инфекционная больница Пятигорска)

Драгоценный архив Ризенкампфа, содержащий ранние произведения Ф. М. Достоевскоого и, как предполагают, воспоминания Александра Георгиевича о писателе, затерялся, поскольку никого из близких у Антонины Карловны не оставалось. Пятигорские краеведы пытались найти его, но тщетно. Некоторые энтузиасты верят, что архив все же будет найден. Но думается, что искать его следует не в Пятигорске и вообще не в России. Ведь несколько дней спустя после кончины «Американки» части Добровольческой армии вынуждены были оставить Пятигорск. Очень возможно, что кто-то из уходивших с ними представителей пятигорской интеллигенции, понимая всю ценность бумаг, хранившихся у Жмакиной, захватил их с собой и впоследствии увез в эмиграцию, где они и осели в каком-нибудь частном собрании.

Находка бумаг Достоевского была бы, конечно, сенсацией в литературоведении. Но нас порадовали бы и другие документы, которые, возможно, имеются в этом архиве - те, что дополнили бы наши сведения о яркой, незаурядной личности Антонины Карловны, оставившей заметный след в истории культурной жизни Пятигорска.


К началу книги

Радетели Кавказских Вод
П. Г. Лихачев
М. Л. Малинский
Ф. П. Конради
А. А. Вельяминов
Д. Л. Иванов
В. А. Кобылин
А. К. Жмакина
В. С. Борисовский
П. А. Ржаксинский
Г. С. Голицын
Г. Я. Абозин
Е. Н. Кутейников
Э. Э. Эйхельман
Р. Р. Лейцингер

Свет их духовности
А. С. Пушкин
А. А. Алябьев
М. М. Глинка
Е. А. Ган
А. А. Бестужев
М. А. Балакирев
Коротко об авторе









Рейтинг@Mail.ru Использование контента в рекламных материалах, во всевозможных базах данных для дальнейшего их коммерческого использования, размещение в любых СМИ и Интернете допускаются только с письменного разрешения администрации!