пятигорск | кисловодск | ессентуки | железноводск
Пятигорский информационно-туристический портал
 • Главная• СсылкиО проектеФото КавказаСанатории КМВ
АРХИТЕКТУРА ПЯТИГОРСКА • Краткий словарь используемых архитектурных терминовОГЛАВЛЕНИЕ



Краткий словарь используемых архитектурных терминов

АБАКА – верхняя плита капители.
АБСИДА (апсида) – выступ в восточной части храма, где находится алтарь.
АМПИР – художественный стиль позднего классицизма, созданный в эпоху империи Наполеона Бонапарта и получивший широкое распространение в России. Ампир, в отличие от строгого классицизма, ориентирован более на римскую античность, поэтому и прозван стилем империи. Для него характерны монументальные, массивные портики, колоннады, широкие открытые лестницы, арки. Использует пять ордеров – тосканский, дорический, ионический, коринфский и композитный.
АНТАБЛЕМЕНТ – венчающее горизонтальное завершение архитектурного ордера.
АРКАДА – ряд одинаковых по величине и очертанию арок, опирающихся на столбы или колонны.
АРКАТУРА – декоративные ложные арочки на стене, поддерживающие карнизы, своды и тяги.
АРХИВОЛЬТ – лицевая и нижняя поверхность арки.
АРХИТРАВ – верхняя перекладина (балка), нижняя часть антаблемента.
АТТИК – стенка, расположенная над венчающим карнизом.
БАЗА – основание, подножие колонны.
БАЗИЛИКА – вытянутое прямоугольное в плане здание, разделенное внутри продольными рядами колонн или столбов на несколько частей (нефов), имеющих самостоятельное перекрытие.
БЕЛЬВЕДЕР – помещение, надстройка, беседка наверху здания, с которой открывается вид на окрестности.
БАРАБАН – опирающаяся на своды, цилиндрическая или многогранная верхняя часть здания, служащая основанием купола.
БЕЛЬЭТАЖ – второй, главный этаж здания, с более высокими комнатами.
БОРДЮР – каменный бортик.
ВЕНЕЦИАНСКОЕ ОКНО (палладиево окно, итальянское окно) – трехчастное окно с более широкой средней частью (обычно арочной, выше боковых прямоугольных полуокон).
ВИСЯЧИЙ ЗАМОК – замковый камень, заметно выступающий ниже арочной дуги.
ВОЛЮТА – архитектурная деталь в виде завитка.
ГОТИКА – художественный стиль в западно-европейском искусстве XII-XV вв., названный по имени германских племен – готов. Стиль возник на основе народных традиций германцев, достижений романской архитектуры и христианского мировоззрения. Для готики характерны стрельчатые арки, окна и порталы, контрфорсы, ажурные башни и пинакли.
ДОРИЧЕСКИЙ ОРДЕР – в классической архитектуре ордер, формы которого следуют греческому дорийскому стилю. Отличается мощными, тяжелыми пропорциями колонн, без баз, простой капителью, состоящей из круглой подушки и прямоугольной плиты (абака), а также фризом с чередующимися триглифами и метопами.
ЗУБЧИКИ (дентикулы, сухарики) – ряд небольших декоративных прямоугольных выступов на карнизе.
ЗАКОМАРЫ – полукруглое или килевидное завершение верхней части наружной стены русских церквей.
ЗАМКОВЫЙ КАМЕНЬ (замок) – клинчатый камень в вершине арки, или имитирующий его элемент посредине перемычки наличника.
ИМПОСТ – завершение столба, колонны или пилястра, которое является опорой для арки.
ИНСОЛЯЦИЯ – освещение помещения солнечным светом.
ИОНИЧЕСКИЙ ОРДЕР – в классической архитектуре ордер, формы которого следуют греческому ионийскому стилю. Отличается изящными пропорциями колонн с базой, сложной капителью с волютами, фризом и карнизом с зубцами.
КАННЕЛЮРЫ – вертикальные желобки на стволе колонны.
КАПИТЕЛЬ – верхняя часть колонны, пилястры или столба, на которую опирается архитрав.
КАРЕ – план здания в виде замкнутого прямоугольника.
КАРНИЗ – протяженный горизонтальный выступ, завершающий стену, либо членящий ее на ярусы или этажи.
КВАДРИФОЛИЙ – орнамент из креста, вписанного в квадрат.
КИРПИЧНЫЙ СТИЛЬ – «экономичный» стиль зрелой эклектики. При возведении здания поверхность кирпичной кладки оставляли обнаженной. Одним из выразительных средств стиля стала рельефная кладка, которая представляла архитектурные детали различных стилей и богатейшие узоры.
КЛАССИЦИЗМ – художественный стиль, ориентированный на формы античной, прежде всего греческой классики; стремление к ясности и чистоте пропорций, уравновешенности и гармонии форм. Характерные черты классицизма: господство системы ордера; объемное решение зданий тяготеет к форме куба; главный вход оформлен в виде портика с фронтоном; сдержанное оформление окон и дверей. Имеет следующие разновидности: строгий классицизм, ампир и ренессанс.
КОКОШНИК – декоративная полукруглая или килевидная фальшивая закомара.
КОНСОЛЬ – выступающая часть, закрепленная одним концом, которая поддерживает карниз или балкон.
КОНТРФОРС – вертикальный, массивный выступ стены, усиливающий ее устойчивость.
КОНХА – полукруглый свод, перекрывающий полуцилиндрическую часть здания.
КОМПОЗИТНЫЙ ОРДЕР – древнеримский аналог коринфского ордера Греции, отличается дополнением коринфской капители 4 ионическими волютами, иногда в нее вводятся рельефные детали, скульптурные изображения.
КОРИНФСКИЙ ОРДЕР – в классической архитектуре ордер, формы которого следуют греческому коринфскому стилю. Отличается утонченными пропорциями колонн и четырехугольной капителью с листьями аканта.
КРЕПОВКА – перепад плоскостей стены, антаблемента, карниза.
КРЕСТО-КУПОЛЬНАЯ СХЕМА – купол на барабане опирается на 4 столба в центре здания, откуда расходятся 4 сводчатых помещения (рукава).
КРОНШТЕЙН – косая каменная подпорка (консоль) под балконом, эркером и пр.
ЛОДЖИЯ – большая ниша на фасаде здания, открытая с одной стороны и огражденная парапетом, колоннами или аркадой.
ЛОПАТКА – ленточный вертикальный выступ на фоне стены, не имеющий базу и капитель; разделяет или ограничивает поверхность стены.
МАВРИТАНСКИЙ СТИЛЬ – обобщенное название искусства арабских племен, населявших Северную Африку и называвшихся в средневековье маврами, которые завоевали Пиренейский полуостров, где обитали испанцы. Наиболее известен испано-мавританский стиль.
МАСВЕРК – готический ажурный оконный переплет.
МАНСАРДА – чердачное помещение под высокой кровлей, используемое как жилье.
МАСКАРОН – выполненная рельефом скульптурная деталь в виде головы или маски, применяемая в архитектуре.
МЕЗОНИН – полуэтаж, неполная по высоте надстройка верхнего этажа над центральной частью дома.
МЕТАЛЛИЧЕСКИЙ СТИЛЬ – «экономичный» стиль зрелой эклектики, основанный на широком использовании металлических конструкций и стекла.
МОДЕРН – направление в архитектуре на рубеже XIX-XX вв. Отличалось рационалистическим подходом решения объемно-пространственных структур. К характерным чертам модерна относятся: свободная планировка, отвечающая функциям здания; асимметрия основных и второстепенных объемов зданий; использование грубо обработанного камня в облицовке фасадов; орнамент, содержащий элементы флоры и фауны; мозаика, майолика, витражи, металл и другие материалы в оформлении фасадов и интерьеров.
МОДУЛЬОН – кронштейн в форме завитка с акантовым листом или волюты, поддерживающий карниз здания.
НЕФ – главное помещение христианского храма.
НЕОКЛАССИЦИЗМ – направление в искусстве конца XIX в., художники которого ставили своей целью возрождение «чистого стиля» и классицизма в противовес тенденциям модерна и эклектики. Основные разновидности: строгий неоклассицизм, неоампир и неоренессанс.
НЕОСТИЛИ – историческая стилизация, возврат к прошлому.
ОРДЕР – вид архитектурной композиции, состоящий из вертикальных, несущих (колонн, пилястр) и горизонтальных, несомых (антаблемент) частей в соответствующей архитектурно-стилевой обработке.
ОСОБНЯК – дом богатого владельца, в котором живет одна семья.
ПАЛЬМЕТТА – элемент античного орнамента, изображающий стилизованные листья пальмы, расходящиеся веерообразно из волют.
ПАНДУС – пологая наклонная дорожка, заменяющая лестницу.
ПАРТЕР – часть регулярного парка, композиция из цветников, газонов и невысоких кустарников.
ПИЛОН – массивный граненый устой.
ПИНАКЛЬ – декоративные башенки, столбики на контрфорсах и других частях готических построек.
ПИЛЯСТРА – плоский вертикальный выступ на фоне стены, имеющий базу и капитель.
ПЛИНТ – квадратная плита, являющаяся нижней частью базы колонны.
ПОЛУФРОНТОН – фронтон с разорванной посередине горизонталью основания.
ПОРТАЛ – архитектурное оформление входа в здание; может включать наличник, карниз, фронтон, пилястры, колонны, декоративную роспись.
ПОРТИК – перекрытие, поддерживаемое колоннадой.
ПРИТВОР – отдельное входное помещение в храме.
ПСЕВДОСТИЛИ – общее название различных стилизаторских течений в искусстве. Например, псевдоготика - направление в архитектуре эклектики, возродившее формы и конструктивные особенности готики.
РАССТЕКЛОВКА – расчленение переплета на застекленные участки.
РЕНЕССАНС – художественный стиль в итальянском, а затем и европейском искусстве XV-XVI вв. Художники того времени возрождали античные формы, но вкладывали в них иное, качественно новое содержание. Неоренессанс отчасти является классицизмом, отчасти эклектикой.
РИЗАЛИТ – выступающая из плоскости фасада часть здания.
РИМСКОЕ ОКНО – арочное окно с рустованным наличником.
РОМАНСКИЙ СТИЛЬ – стиль, возникший в X-XIII вв. в Западной Европе. Характерные особенности: массивные стены, тяжеловесность и толщина которых подчеркивалась узкими проемами окон и ступенчато углубленными порталами; высокие башни, ставшие одним из главных элементов композиции.
РОМАНТИЗМ – направление эклектики, основанное на использовании архитектурных форм эпохи средневековья – романского, готического, византийского и мавританского стилей в виде псевдостилей.
РУСТ – камень с грубо отесанной лицевой поверхностью.
РУСТОВКА – рельефная кладка или декоративная облицовка части сооружения рустом.
САНДРИК – карниз над дверным или оконным проемом; он бывает прямой, треугольный, полукруглый или сложный.
СВОД – криволинейное перекрытие.
СТЕРЕОБАТ – каменное основание из трех ступеней.
СТРОГИЙ КЛАССИЦИЗМ – художественный стиль, ориентированный на формы античной греческой классики. Три ордера – дорический, ионический и коринфский. Характеризуется отсутствием использования арок.
ТЕРРАСА – открытая с трех сторон летняя пристройка к зданию, перекрытая крышей на столбах и сообщающаяся с ним дверью.
ТИМПАН – ограниченное протяженным выступом внутреннее поле фронтона или щипца.
ТОСКАНСКИЙ ОРДЕР – древнеримский аналог дорического ордера Греции, отличается гладким стволом колонны без каннелюр и наличием базы.
ТРАНСЕПТ – поперечный объем, пересекающий основной продольный объем здания.
ТРИГЛИФ – элемент дорического фриза в виде слабо выступающей плиты с двумя вертикальными врезами.
ТЯГА – узкий штукатурный или каменный профилированный выступ, членящий стену по горизонтали.
ФАСАД – наружная сторона здания.
ФАХВЕРК – сооружение, состоящее из системы стоек, раскосов и обвязок, с заполнением камнем, кирпичом и пр.
ФРИЗ – средняя горизонтальная часть антаблемента.
ФРОНТОН – треугольное завершение фасада здания, портика, колоннады, ограниченное двумя скатами крыши и горизонтальным карнизом.
ХОРЫ – балкон в церковном зале.
ЦОКОЛЬ – выступающее подножие здания, по высоте примерно соответствующее уровню пола в нижнем этаже.
ШАТЕР – завершение центрических в плане построек в виде высокой многогранной пирамиды; пирамидальное покрытие с крутыми скатами.
ЩИПЕЦ – верхняя часть фасадной стены в форме угла, ограниченная двумя скатами крыши, но без горизонтального карниза.
ЭКЛЕКТИКА – сочетание разнородных стилевых элементов или произвольный выбор стилистического оформления для зданий, имеющих качественно иные смысл и назначение. Имеет разновидности: романтизм, ренессанс, «кирпичный стиль», «металлический стиль»
ЭРКЕР – выступающая часть здания в виде закрытого балкона.
ЯБЛОКО ПОДКРЕСТНОЕ – архитектурный элемент завершения храма в форме шара, устанавливаемый под крестом.


Введение
Краткий очерк застройки
Константиногорское укрепление
Исследование горячих вод
Проекты обустройства вод
Начало застройки курорта
Ермоловский период
Рождение города
История курортного строительства
История городского строительства
Формирование исторических районов
Горячеводск и поселок Свободы

Здания старого Пятигорска

Лечебные заведения курорта
Николаевские ванны
Теплосерные ванны
Ермоловские ванны
Ново-Cабанеевские ванны
Тиличеевские ванны
Народные ванны
Романовская грязелечебница
Михайловская галерея
Елизаветинская галерея
Лермонтовская галерея

Гостиницы и номера
Казенная ресторация
Офицерский дом
Казенная гостиница
Отель «Бристоль»
Отель «Эрмитаж»
Гостиница «Центральная»
Номера Уптона
Номера Лейцингера
Номера Ганжумова
Номера Ходжаевых
Ресторан «Провал»
Кофейня Гукасова

Христианские храмы
Лазаревская кладбищенская церковь
Михаило-Архангельская церковь
Домовая церковь богадельни Зипалова
Подворье Второ - Афонского монастыря
Римско - католическая церковь
Лютеранская церковь

Общественные заведения
Здание городской думы
Городское казначейство
Городской крытый рынок
Мужская гимназия
Ремесленная школа имени Иванова
Церковно-приходская школа
Театральный дом
Всесословный клуб
Азово-Донской банк
Дом пятигорского лесничества
Типография Нагорова

Особняки и дачи
Домик Лермонтова
Дом Верзилиных
Дача зодчего Клепинина
Дом Алябьева
Дом доктора Дроздова
Дом капитана Мисостова
Дом инженера Незлобинского
Дом доктора Смирнова
Дом издателя Кибардина
Особняк Мациевского
Особняк зодчего Кузнецова
Вилла Карстенса
Дача «Эльза» Гукасовой
Дача генерала Чижа
Дача учителя Цетнаровича
Дача братьев Тиц
Дача «Здоровье» Вышегрода

Ландшафтная архитектура
Главный бульвар
Елизаветинский цветник
Емануелевский парк
Николаевский цветник
Нагорный парк
Лермонтовский сквер
Городской сквер
Пушкинский сквер
Казенный сад
Провальский бульвар

Малые архитектурные формы
Грот Лермонтова
Грот Дианы
Беседка «Эолова арфа»
Памятник Лермонтову
Памятник А. В. Пастухову
Надгробие М. Ю. Лермонтова
Место дуэли М. Ю. Лермонтова
Скульптура Орла
Фонтан «Гномы»
Бювет «Холодный нарзан»

Утраченная архитектура
Скорбященская церковь
Спасский собор
Никольская церковь
Армянская церковь
Николаевский вокзал
Железнодорожный вокзал
Дом генерала Мерлини
Дома помещика Арешева
Особняк генерала Евдокимова
Цветная беседка
Беседка «Бель-Вю»
Солдатский санаторий
Здание теплоэлектростанции
Монумент персидского принца

Информация
Зодчие старого Пятигорска
Глоссарий
Благодарности








Рейтинг@Mail.ru Использование контента в рекламных материалах, во всевозможных базах данных для дальнейшего их коммерческого использования, размещение в любых СМИ и Интернете допускаются только с письменного разрешения администрации!