|
|
Краткий словарь используемых архитектурных терминов
АБАКА – верхняя плита капители.
АБСИДА (апсида) – выступ в восточной части храма, где находится алтарь.
АМПИР – художественный стиль позднего классицизма, созданный в эпоху империи Наполеона Бонапарта и получивший широкое распространение в России. Ампир, в отличие от строгого классицизма, ориентирован более на римскую античность, поэтому и прозван стилем империи. Для него характерны монументальные, массивные портики, колоннады, широкие открытые лестницы, арки. Использует пять ордеров – тосканский, дорический, ионический, коринфский и композитный.
АНТАБЛЕМЕНТ – венчающее горизонтальное завершение архитектурного ордера.
АРКАДА – ряд одинаковых по величине и очертанию арок, опирающихся на столбы или колонны.
АРКАТУРА – декоративные ложные арочки на стене, поддерживающие карнизы, своды и тяги.
АРХИВОЛЬТ – лицевая и нижняя поверхность арки.
АРХИТРАВ – верхняя перекладина (балка), нижняя часть антаблемента.
АТТИК – стенка, расположенная над венчающим карнизом.
БАЗА – основание, подножие колонны.
БАЗИЛИКА – вытянутое прямоугольное в плане здание, разделенное внутри продольными рядами колонн или столбов на несколько частей (нефов), имеющих самостоятельное перекрытие.
БЕЛЬВЕДЕР – помещение, надстройка, беседка наверху здания, с которой открывается вид на окрестности.
БАРАБАН – опирающаяся на своды, цилиндрическая или многогранная верхняя часть здания, служащая основанием купола.
БЕЛЬЭТАЖ – второй, главный этаж здания, с более высокими комнатами.
БОРДЮР – каменный бортик.
ВЕНЕЦИАНСКОЕ ОКНО (палладиево окно, итальянское окно) – трехчастное окно с более широкой средней частью (обычно арочной, выше боковых прямоугольных полуокон).
ВИСЯЧИЙ ЗАМОК – замковый камень, заметно выступающий ниже арочной дуги.
ВОЛЮТА – архитектурная деталь в виде завитка.
ГОТИКА – художественный стиль в западно-европейском искусстве XII-XV вв., названный по имени германских племен – готов. Стиль возник на основе народных традиций германцев, достижений романской архитектуры и христианского мировоззрения. Для готики характерны стрельчатые арки, окна и порталы, контрфорсы, ажурные башни и пинакли.
ДОРИЧЕСКИЙ ОРДЕР – в классической архитектуре ордер, формы которого следуют греческому дорийскому стилю. Отличается мощными, тяжелыми пропорциями колонн, без баз, простой капителью, состоящей из круглой подушки и прямоугольной плиты (абака), а также фризом с чередующимися триглифами и метопами.
ЗУБЧИКИ (дентикулы, сухарики) – ряд небольших декоративных прямоугольных выступов на карнизе.
ЗАКОМАРЫ – полукруглое или килевидное завершение верхней части наружной стены русских церквей.
ЗАМКОВЫЙ КАМЕНЬ (замок) – клинчатый камень в вершине арки, или имитирующий его элемент посредине перемычки наличника.
ИМПОСТ – завершение столба, колонны или пилястра, которое является опорой для арки.
ИНСОЛЯЦИЯ – освещение помещения солнечным светом.
ИОНИЧЕСКИЙ ОРДЕР – в классической архитектуре ордер, формы которого следуют греческому ионийскому стилю. Отличается изящными пропорциями колонн с базой, сложной капителью с волютами, фризом и карнизом с зубцами.
КАННЕЛЮРЫ – вертикальные желобки на стволе колонны.
КАПИТЕЛЬ – верхняя часть колонны, пилястры или столба, на которую опирается архитрав.
КАРЕ – план здания в виде замкнутого прямоугольника.
КАРНИЗ – протяженный горизонтальный выступ, завершающий стену, либо членящий ее на ярусы или этажи.
КВАДРИФОЛИЙ – орнамент из креста, вписанного в квадрат.
КИРПИЧНЫЙ СТИЛЬ – «экономичный» стиль зрелой эклектики. При возведении здания поверхность кирпичной кладки оставляли обнаженной. Одним из выразительных средств стиля стала рельефная кладка, которая представляла архитектурные детали различных стилей и богатейшие узоры.
КЛАССИЦИЗМ – художественный стиль, ориентированный на формы античной, прежде всего греческой классики; стремление к ясности и чистоте пропорций, уравновешенности и гармонии форм. Характерные черты классицизма: господство системы ордера; объемное решение зданий тяготеет к форме куба; главный вход оформлен в виде портика с фронтоном; сдержанное оформление окон и дверей. Имеет следующие разновидности: строгий классицизм, ампир и ренессанс.
КОКОШНИК – декоративная полукруглая или килевидная фальшивая закомара.
КОНСОЛЬ – выступающая часть, закрепленная одним концом, которая поддерживает карниз или балкон.
КОНТРФОРС – вертикальный, массивный выступ стены, усиливающий ее устойчивость.
КОНХА – полукруглый свод, перекрывающий полуцилиндрическую часть здания.
КОМПОЗИТНЫЙ ОРДЕР – древнеримский аналог коринфского ордера Греции, отличается дополнением коринфской капители 4 ионическими волютами, иногда в нее вводятся рельефные детали, скульптурные изображения.
КОРИНФСКИЙ ОРДЕР – в классической архитектуре ордер, формы которого следуют греческому коринфскому стилю. Отличается утонченными пропорциями колонн и четырехугольной капителью с листьями аканта.
КРЕПОВКА – перепад плоскостей стены, антаблемента, карниза.
КРЕСТО-КУПОЛЬНАЯ СХЕМА – купол на барабане опирается на 4 столба в центре здания, откуда расходятся 4 сводчатых помещения (рукава).
КРОНШТЕЙН – косая каменная подпорка (консоль) под балконом, эркером и пр.
ЛОДЖИЯ – большая ниша на фасаде здания, открытая с одной стороны и огражденная парапетом, колоннами или аркадой.
ЛОПАТКА – ленточный вертикальный выступ на фоне стены, не имеющий базу и капитель; разделяет или ограничивает поверхность стены.
МАВРИТАНСКИЙ СТИЛЬ – обобщенное название искусства арабских племен, населявших Северную Африку и называвшихся в средневековье маврами, которые завоевали Пиренейский полуостров, где обитали испанцы. Наиболее известен испано-мавританский стиль.
МАСВЕРК – готический ажурный оконный переплет.
МАНСАРДА – чердачное помещение под высокой кровлей, используемое как жилье.
МАСКАРОН – выполненная рельефом скульптурная деталь в виде головы или маски, применяемая в архитектуре.
МЕЗОНИН – полуэтаж, неполная по высоте надстройка верхнего этажа над центральной частью дома.
МЕТАЛЛИЧЕСКИЙ СТИЛЬ – «экономичный» стиль зрелой эклектики, основанный на широком использовании металлических конструкций и стекла.
МОДЕРН – направление в архитектуре на рубеже XIX-XX вв. Отличалось рационалистическим подходом решения объемно-пространственных структур. К характерным чертам модерна относятся: свободная планировка, отвечающая функциям здания; асимметрия основных и второстепенных объемов зданий; использование грубо обработанного камня в облицовке фасадов; орнамент, содержащий элементы флоры и фауны; мозаика, майолика, витражи, металл и другие материалы в оформлении фасадов и интерьеров.
МОДУЛЬОН – кронштейн в форме завитка с акантовым листом или волюты, поддерживающий карниз здания.
НЕФ – главное помещение христианского храма.
НЕОКЛАССИЦИЗМ – направление в искусстве конца XIX в., художники которого ставили своей целью возрождение «чистого стиля» и классицизма в противовес тенденциям модерна и эклектики. Основные разновидности: строгий неоклассицизм, неоампир и неоренессанс.
НЕОСТИЛИ – историческая стилизация, возврат к прошлому.
ОРДЕР – вид архитектурной композиции, состоящий из вертикальных, несущих (колонн, пилястр) и горизонтальных, несомых (антаблемент) частей в соответствующей архитектурно-стилевой обработке.
ОСОБНЯК – дом богатого владельца, в котором живет одна семья.
ПАЛЬМЕТТА – элемент античного орнамента, изображающий стилизованные листья пальмы, расходящиеся веерообразно из волют.
ПАНДУС – пологая наклонная дорожка, заменяющая лестницу.
ПАРТЕР – часть регулярного парка, композиция из цветников, газонов и невысоких кустарников.
ПИЛОН – массивный граненый устой.
ПИНАКЛЬ – декоративные башенки, столбики на контрфорсах и других частях готических построек.
ПИЛЯСТРА – плоский вертикальный выступ на фоне стены, имеющий базу и капитель.
ПЛИНТ – квадратная плита, являющаяся нижней частью базы колонны.
ПОЛУФРОНТОН – фронтон с разорванной посередине горизонталью основания.
ПОРТАЛ – архитектурное оформление входа в здание; может включать наличник, карниз, фронтон, пилястры, колонны, декоративную роспись.
ПОРТИК – перекрытие, поддерживаемое колоннадой.
ПРИТВОР – отдельное входное помещение в храме.
ПСЕВДОСТИЛИ – общее название различных стилизаторских течений в искусстве. Например, псевдоготика - направление в архитектуре эклектики, возродившее формы и конструктивные особенности готики.
РАССТЕКЛОВКА – расчленение переплета на застекленные участки.
РЕНЕССАНС – художественный стиль в итальянском, а затем и европейском искусстве XV-XVI вв. Художники того времени возрождали античные формы, но вкладывали в них иное, качественно новое содержание. Неоренессанс отчасти является классицизмом, отчасти эклектикой.
РИЗАЛИТ – выступающая из плоскости фасада часть здания.
РИМСКОЕ ОКНО – арочное окно с рустованным наличником.
РОМАНСКИЙ СТИЛЬ – стиль, возникший в X-XIII вв. в Западной Европе. Характерные особенности: массивные стены, тяжеловесность и толщина которых подчеркивалась узкими проемами окон и ступенчато углубленными порталами; высокие башни, ставшие одним из главных элементов композиции.
РОМАНТИЗМ – направление эклектики, основанное на использовании архитектурных форм эпохи средневековья – романского, готического, византийского и мавританского стилей в виде псевдостилей.
РУСТ – камень с грубо отесанной лицевой поверхностью.
РУСТОВКА – рельефная кладка или декоративная облицовка части сооружения рустом.
САНДРИК – карниз над дверным или оконным проемом; он бывает прямой, треугольный, полукруглый или сложный.
СВОД – криволинейное перекрытие.
СТЕРЕОБАТ – каменное основание из трех ступеней.
СТРОГИЙ КЛАССИЦИЗМ – художественный стиль, ориентированный на формы античной греческой классики. Три ордера – дорический, ионический и коринфский. Характеризуется отсутствием использования арок.
ТЕРРАСА – открытая с трех сторон летняя пристройка к зданию, перекрытая крышей на столбах и сообщающаяся с ним дверью.
ТИМПАН – ограниченное протяженным выступом внутреннее поле фронтона или щипца.
ТОСКАНСКИЙ ОРДЕР – древнеримский аналог дорического ордера Греции, отличается гладким стволом колонны без каннелюр и наличием базы.
ТРАНСЕПТ – поперечный объем, пересекающий основной продольный объем здания.
ТРИГЛИФ – элемент дорического фриза в виде слабо выступающей плиты с двумя вертикальными врезами.
ТЯГА – узкий штукатурный или каменный профилированный выступ, членящий стену по горизонтали.
ФАСАД – наружная сторона здания.
ФАХВЕРК – сооружение, состоящее из системы стоек, раскосов и обвязок, с заполнением камнем, кирпичом и пр.
ФРИЗ – средняя горизонтальная часть антаблемента.
ФРОНТОН – треугольное завершение фасада здания, портика, колоннады, ограниченное двумя скатами крыши и горизонтальным карнизом.
ХОРЫ – балкон в церковном зале.
ЦОКОЛЬ – выступающее подножие здания, по высоте примерно соответствующее уровню пола в нижнем этаже.
ШАТЕР – завершение центрических в плане построек в виде высокой многогранной пирамиды; пирамидальное покрытие с крутыми скатами.
ЩИПЕЦ – верхняя часть фасадной стены в форме угла, ограниченная двумя скатами крыши, но без горизонтального карниза.
ЭКЛЕКТИКА – сочетание разнородных стилевых элементов или произвольный выбор стилистического оформления для зданий, имеющих качественно иные смысл и назначение. Имеет разновидности: романтизм, ренессанс, «кирпичный стиль», «металлический стиль»
ЭРКЕР – выступающая часть здания в виде закрытого балкона.
ЯБЛОКО ПОДКРЕСТНОЕ – архитектурный элемент завершения храма в форме шара, устанавливаемый под крестом.
| | |