пятигорск | кисловодск | ессентуки | железноводск
Пятигорский информационно-туристический портал
 • Главная• СсылкиО проектеФото КавказаСанатории КМВДобавить в избранное
СТАТЬИ • И. И. Крылов на Кавказских Минеральных ВодахОГЛАВЛЕНИЕ


Яндекс.Метрика
 Статьи 

И. И. Крылов на Кавказских Минеральных Водах

(Сообщение на научно-практической конференции «И. И. Крылов. Художник. Педагог. Гражданин». Новочеркасск. 9 июня 2004 года).

Символом Кавказских Минеральных Вод издавна стал Орел, терзающийзмею. Он же является главной фигурой в гербе Кавказских Минеральных Вод. Основой этого символа давно уже стала скульптура Орла, установленного в Пятигорске на Горячевой горе в начале ХХ века. А так как она вскоре была «растиражирована» в скульптурах, рисунках, а затем стала символом, томестные краеведы, историки долгие годы утверждали, что скульптура Орла наместе выхода главного, Александровского источника, была установлена вовсене случайно и появилась здесь в 1903 году, то есть к 100-летию Кавказских Минеральных вод. Символика скульптурной группы ясна: Орел – это лечебная мощь целебных минеральных источников, змея – болезни, которые побеждаются спомощью минеральной воды.

По последним разысканиям краеведа С. В. Боглачева, было установлено, что на самом деле скульптура Орла появилась на Горячей горе раньше – в 1901году, когда Дирекция Кавказских Минеральных вод решила устроить на Горячей горе еще один курортный парк и украсить его различными скульптурами. Имя создателя Орла – местного скульптора Л. К. Шодкого хорошо известно на КМВ,так же как и его творчество. В последние годы достаточно неплохо прослеженабиография Шодкого.

Но с появлением скульптуры Орла связано еще одно имя – художника И.И. Крылова – личности для местных историков совершенно неизвестной.

Занимаясь историей постройки казенных театров на Кавказских Минеральных Водах в начале ХХ века мы обратили внимание на то, что воформлении сцен Лермонтовской в Пятигорске и Пушкинской в Железноводске галерей (то есть казенных театров) принимал также участие некий художник И. И. Крылов, которому затем была предоставлена возможность устроить в Пятигорске персональную выставку. Сопоставив время установки скульптуры Орла и устройство галерей – 1901-1902 годы мы высказали предположение, чтов одном и другом случае речь идет об одном и том же человеке.

Из публикации в местной прессе о персональной выставке Крылова в Пятигорске удалось выяснить, что неизвестный нам художник учился в Петербургской Академии художеств.

Изучив фонды архива Академии в Санкт-Петербурге С. В. Боглачев смогвыяснить некоторые детали биографии Крылова. Так в краевой курортной газете появилась публикация «Орел на Горячей горе», где автор опубликовалрезультаты своих исследований. Позже эта статья была включена в альманах «Наследие» «Кавказские Минеральные Воды» (2004 г.), как важный фактическийматериал для истории КМВ.

Однако никаких дополнительных сведений о пребывании этого художника нам не было известно. А имя его привлекло наше внимание еще и потому, что когда-то в Пятигорском музее «Домик Лермонтова» существовал портрет М. Ю. Лермонтова, написанный неким художником Крыловым. История портрета до сих пор остается загадочной, его следы затерялись уже в наше время. Однакопортрет этот был очень значим для Пятигорска. В Государственном музее-заповеднике М. Ю. Лермонтова хранится ряд фотографий разных лет: 1910-20-х годов с изображением различных торжеств, посвященных знаменательнымлермонтовским датам. На некоторых из них запечатлены депутации с портретом одного и того же портрета Лермонтова. Нам было известно, что в Лермонтовской галерее долгие годы висел над сценой портрет поэта, вероятно,он же и запечатлен на фотографиях. Логично допустить, что его рисовал также И. И. Крылов, одновременно с декорациями.

Но для этого нужны документальные доказательства.

Наши поиски привели в Новочеркасск, на родину художника И.И.Крылова,в Музей истории Донского казачества. Для нас неожиданным оказался факт, чтов Новочеркасске существует мемориальный музей художника. Надеемся, что совместная научно-исследовательская работа ссотрудниками музея И. И. Крылова поможет стереть белые пятна и в истории Кавказских Минеральных Вод.

В заключение приводим публикации в пятигорской газете «Кавказские Минеральные Воды» за 1902 год о деятельности Крылова в нашем регионе. Думаем, что они могут быть интересны и для изучения биографии художника в Новочеркасске.

А. Н. Коваленко, зав. мемориальным отделом Гос. музея-заповедника

Приложение к сообщению.

«Театр и музыка».

На днях в «Лермонтовской галерее», г. Директором Минеральных вод сучастием многих служащих в Управлении Кавказских Минеральных Вод, и придовольно многочисленной посторонней публике, состоялся осмотр и приемтеатральных декораций, изготовленных и написанных художником И. И. Крыловым. Осмотр декораций производился при электрическом свете, чтобы вернее судитьо производимом ими вечером впечатлении, причем применялись эффекты красного, белого и синего света. Из осмотренных декораций, больше напоминающая картину, передняя занавесь, изображающая чудный уголок Адриатики с бело-мраморным дворцом на берегу моря, с красивой и воздушнойпанорамой на заднем плане.

Удивительно хороша полная жизненной природы и воздуха лесная декорация, задним планом которой служит занавесь с изображением таинственной лесной прогалины с застоявшимся прудом, местами подернувшимся зеленью с плавающими на нем водяными лилиями. Вода на этой декорации изображена с реальностью, доходящей до иллюзии. Прекрасное впечатлениетакже оставляет декорация горной дали с воспроизведением грозно-величавой и мощно-красивой природой Кавказа. Вполне художественные вещи представляют из себя также декорации городской площади и внутренности тюрьмы. Остальные, -также не разрушают приятного впечатления, оставленного перечисленными уже декорациями. Невольно радуешься, что на долю этого театра выпала возможность иметь не пачкотню ремесленников-декораторов, а декорации, болеечем наполовину, представляющие чисто художественный интерес. Этим жеталантливым художником выполнены декорации и в театре Железноводской галереи.

Газета «Кавказские Минеральные Воды», 1902 г., № 15, 15 мая, с.3.

«Обзор картинных выставок в Пятигорске».

К эстетическим наслаждениям кавказской природой, музыкой оркестров и театральным развлечением нынешний сезон прибавил в Пятигорске две выставки картин художников Крылова и Фетваджиана, иллюстрирующих своимипроизведениями красоты Кавказских гор, необозримый простор нашей матушки России и дающих своими жанровыми картинами сцены быта и нравов ее бесчисленных народностей.

Переходя к обзору каждой выставки отдельно, надо заметить, что г-н Крылов выставил по—преимуществу пейзажи и, как природный казак, из Петербургской академии художеств вынес искусство передавать бесконечныедали родных степей. Одна из капитальных его вещей: «Степь ковыльная», фигурировавшая на последней всемирной Парижской выставке, всего лучше передает зрителю это волнующееся море травы, переливающееся серебром, под горячими лучами летнего солнца, степные наездницы, гарцующие по-мужски всвоих ярких халатах живописно оживляют киргизскую степь. «Объездчики» ранним утром приостановили своих коней и, кажется, залюбовались долиной реки тянущейся красивыми зигзагами куда-то далеко-далеко. «Пора домой» -интересный жанр: козел-вожак стада подошел к заснувшему пастуху и остановился в раздумьи, можно-ли обеспокоить своего отдыхающего повелителя. С соседнего холмика другой козлик наблюдает отважится ли старший вожак разбудить их общего хозяина, а стадо овец еще мирно пасется, предоставляярешить вопрос о возвращении на ночлег своим бравым вожакам. И снова надесятки верст расстилается травянистая степь.

Кавказ с его величавыми горными вершинами дает художнику богатый материал для солидных вещей; каковы: «утренняя заря», с блистающим снежным Казбеком, или «аул в ущельи» сохраняющий живописные контуры былых времен,когда не было еще настроено «дымных келий по уступам гор», или «долина Терека у Владикавказа», рисующая мирный уголок, окруженный грандиозными скалами.

Окрестности Пятигорска, Железноводска с мирным Машуком, грациозной Бештау, дают целую серию интересных воспоминаний; не забыта и матушка Москва, то в зимнем, то в летнем наряде: ее «Воробьевы горы», ее «Бутырки», переданы художником с характерно выбранных точек, москвичам не надо и в каталог заглядывать, чтобы узнать монастырь, вагон конки, ожидающей богомольцев, и разносчика, расставившего свой лоток около самого бульвара.

Перед нами не только картины, дающие абрисы известных местностей, но передающие чарующую природу, навевающие настроение, подмеченное артистом. Взгляните № 19: «Оттаяло», и этот весенний вечер переносит вас в иной мир,где вечерние золотистые переливающиеся тона окрашивают все окружающее изаставляют ярко блистать воду между растрескавшегося мелового льда. Картина эта была на Берлинской художественной выставке. Из значущихся в каталоге 70 номеров некоторые состоят из нескольких эпизодов, но это далеко не все, что создал художник, которого вещи ежегодно появляются на картинных выставках и украшают дворцы: так у Государыни императрицы Марии Федоровны имеются «Крымские берега у Ай-Тодора», у Великой княгини Ксении Александровны – картина «Весна»; этюд к которой подарен художником в пользу Пятигорского Благотворительного общества…

Газета «Кавказские Минеральные Воды», 1902, № 84, 23 июля, с.2-4.


Загрузка...

Оставить отзыв

Ваше имя:
Ваш отзыв:

Написанное мной подтверждаю








Рейтинг@Mail.ru Использование контента в рекламных материалах, во всевозможных базах данных для дальнейшего их коммерческого использования, размещение в любых СМИ и Интернете допускаются только с письменного разрешения администрации!