| пятигорск во времени и пространстве | определяющие диагонали |
Пятигорский информационно-туристический портал
 • Главная• СсылкиО проектеФото КавказаСанатории КМВ
ПЯТИГОРСК ВО ВРЕМЕНИ И ПРОСТРАНСТВЕ • Определяющие диагоналиОГЛАВЛЕНИЕ


 Пятигорск 

Определяющие диагонали

Место, где должен был родиться Пятигорск, удобным не назовешь. Естественных горизонтальных площадок, подходящих для строительства, у подножия Машука почти нет - разве что небольшой «пятачок» у входа в Горячеводскую долину, в районе нынешнего парка «Цветник». Все же остальное вокруг - разной крутизны склоны и скаты, овраги и обрывы, которые приходилось одолевать, и не без труда, первым посетителям Вод.

Самое большое препятствие на пути к минеральным источникам представляли склоны горы, названной «Горячей», на вершину которой надо было подняться. Даже сегодня для этого требуются определенные усилия. А каково же было делать это в ту пору, когда там не существовало ни дорог, ни даже мало-мальски удобных тропинок.

Естественно, что главной заботой первых строителей Пятигорска (может быть, и не сознававших своей причастности к зарождению города) была прокладка удобных путей к мине- ральным источникам на горе Горячей и на окружающих склонах, которые предстояло обустраивать. И, конечно же, история «транспортных магистралей» Пятигорска - важная часть его истории, заслуживающая нашего внимания.

Начинать разговор о дорогах надо с самой первой, той единственной, но которой люди имели возможность добираться до подножия Машука и далее, к колодцу Нарзана, ибо только эти два места и олицетворяли поначалу Кавказские Минеральные Воды. Дорога сюда шла из крепости Святого Георгия, но существовала она задолго до того, как были возведены крепостные стены. Именно по ней, первоначально караванной тропе, пролегала одна из ветвей Великого шелкового пути - из Прикаспия в Закавказье.

Караваны из далекого Китая, груженные шелком и пряностями, двигались по левому берегу Подкумка то вблизи русла реки, то отдаляясь от него, если на пути встречались препятствия. Одно из них в виде нагромождения скал, спускавшихся к самой речке, ожидало путешественников у южной подошвы Машука. Без мощных технических средств пробить там проход было невозможно. Поэтому караванщики вынуждены были делать порядочный крюк, огибая гору с севера.

Первые люди, направлявшиеся на Воды, вынуждены были поступать также - об этом свидетельствуют старые карты региона Кавказских Минеральных Вод. Только преодолев перемычку между Машуком и Бештау, путешествующие могли вновь попасть в долину Подкумка. Здесь древняя дорога раздваивалась. Основная ее ветвь, ведущая далее, к западу, спускалась к реке примерно там, где сегодня уходит вниз, к автовокзалу, улица Крайнего. Почему именно там? Да потому, что только в том месте крутой обрыв, обрамляющий с севера подкумскую пойму, делается пологим благодаря ручью, промывшему так называемую «Свиную балку». Ручей этот, ныне исчезнувший, хорошо помнят старожилы Пятигорска. Наличие здесь транспортной магистрали в начале XIX века подтверждается планом Пятигорска, составленным Джузеппе Бернардацци, - на нем ясно видна проходящая в этом месте дорога к Константиногорской крепости и далее - в Кисловодск.

В непосредственной близости к Машуку, где-то в районе нынешнего Верхнего рынка, от основной дороги ответвлялась местная, ведущая к горячим источникам. Уверен, она тоже существовала во времена Великого шелкового пути, ибо средневековые караванщики были рады смыть дорожную пыль в бане. Любопытно, что кусочек этой древней «банной» дороги дожил до наших дней в виде короткого косого шоссе, отходящего влево от улицы Дзержинского в районе «Детского мира». Только сейчас оно доходит до улицы Гоголя, а еще в начале XX века по этому шоссе можно было выехать на главную улицу и уже по ней добираться до «Цветника» и далее к Елизаветинской галерее. Существование древней дороги в верховья Горячеводскои долины подтверждает акварель художника В. Корнееева, сделанная в 1803 году. На ней мы видим хорошо накатанный проселок, уходящий вверх между двумя машукскими отрогами по совершенно пустынной местности.

Дорога эта в дальнейшем сделалась главной транспортной магистралью нарождавшегося города, а ее ответвления - удобными путями к труднодоступным источникам Горячей горы. Из-за сложного рельефа их невозможно было прокладывать напрямую. И потому все дороги и дорожки того периода образовывали на окрестных склонах косые диагонали - горизонтальные и вертикальные.

Первое шоссе на Горячую гору проложили пленные поляки на деньги астраханского почетного гражданина К. Ф. Федорова в 1814 году. Когда-то оно играло очень важную роль, ибо являлось единственным путем к ванным зданиям, расположенным на вершине горы, но со временем надобность в нем отпала, и сегодня узкая дорога в скалах, проходящая позади здания театра оперетты, используется как пешеходная дорожка. Иная судьба у дороги, проложенной в 1819 году к Ермоловским ваннам на уступе горы Горячей, немного нижестоящей там ныне скульптуры «Орёл». Самих ванн давным-давно нет, а дорогой до сих пор пользуются те, кому нужно подъехать к санаторию «Горячий ключ».

В 1824 - 1825 годах по приказу генерала А. П. Ермолова было проложено шоссе в скалах южного склона Машука. Оно не только значительно сократило путь в Георгиевск, но и сделало удобным сообщение со станицей Горячеводской, заложенной как раз в это время на правом берегу Подкумка. В том месте, где от шоссе идет удобный спуск к реке, был устроен брод, потом пешеходный мостик. В дальнейшем его заменили более широким мостом, по которому в 1925 году пустили трамвай.

Но вернемся к новой транспортной магистрали, пробитой в скалах Машука. Ею пользуются и для поездок к так называемым «верхним источникам» Горячей горы, вытекающим в районе нынешних Народных и Пироговских ванн. Вначале к ним от основной дороги была проложена пешеходная тропа, потом ее превратили в проезжую, а в послевоенные годы она стала асфальтированным шоссе.

К тем же источникам можно было попасть и по тропе, тоже ставшей дорогой, которая огибала с запада и севера Внутренний отрог Машука. Она существовала очень давно и была обозначена уже на плане Горячеводского поселения, составленном в 1825 году. Наконец, в том же направлении было пробито в скалах южного склона Внутреннего отрога Вельяминовское шоссе, названное так по имени командующего войсками Кавказской линии А. А. Вельяминова, который в 1835 году приказал проложить эту удобную дорогу наверх.

Все многочисленные дороги, а также тропы, превращенные в них, во многом определили планировку будущего города, сделавшись его улицами. Так, огибавшая Машук старая кружная дорога из Георгиевска в Кисловодск, подарила городу улицы Базарную, Подгорную, Воробьевскую. Вдоль более короткого пути из Георгиевска возникли улицы Большая Георгиевская и Теплосерная - сейчас они стали единой Теплосерной улицей. «Банное» ответвление от караванного пути превратилось в главный проспект Пятигорска. А дорога к «верхним источникам» вокруг Внутреннего отрога наметила направление улиц Дворянской и Лермонтовской.

Конечно, не сразу, не вдруг косые диагонали дорог превратились в ровные линии городских магистралей. Но в пору зарождения Пятигорска, когда у подножия Машука хаотически появились самые разнообразные строения и сооружения, именно улицы сыграли организующую роль, помогая определить очертания кварталов будущего города.


БИБЛИОТЕКА

О книге (Начало)
Притяжение прошлого

Колыбельный Пятигорск
За гранью «Лермонтовской шкалы»
Определяющие диагонали
Из хаоса творения
«По приглашению и убеждению главного начальства»
Сюрпризы «первой волны»
На пороге блистательного будущего

Прогулки без маршрута
Скрещение дорог, сплетение времен
Пройдем по Ваннской горе
Стоял когда-то сторожевой пост
Знакомый «незнакомец»
Была такая площадь - Александровская
«Цветник», знакомый и незнакомый
В тени бульваров
Квадратура памяти
Парк забытый, но незабываемый
Площадь здоровья и красоты
Под знаком трамвая
Прогулка к «Чертову мосту»
Размышления у «парадного подъезда»
«Сказочная страна»
Треугольный «квадрат»
Странствующий сквер
Ступеньки из прошлого в будущее
Что за кабардинцы здесь жили?
Белые ромашки милосердия
«Юбилейная» остановка
«Перхаловка», «перхалка»...
Нарзан в подарок
Пути-дороги Машука
Курорт XXI века

Осколки прошлого
Как и на чем ездили первые курортники...
Для отдохновения и созерцания
Искрометные струи фонтанов
Лекарство из бюветов
«Шаманов ключик»
Депо кабриолетов
Омнибусы и дилижансы
С того вокзала не уезжали...
Была такая библиотека...
На пользу и в украшение
Задолго до Остапа Бендера
Музыка на Провале
Пятигорские львы
Удивительный музей
Куда уехал цирк
Отсвет старинных снимков
Kино на экране памяти
Портрет на скале
Век автомобиля
Устремление ввысь
Эти странные памятники
Осколки прошлого
Могли бы быть...










Рейтинг@Mail.ru Использование контента в рекламных материалах, во всевозможных базах данных для дальнейшего их коммерческого использования, размещение в любых СМИ и Интернете допускаются только с письменного разрешения администрации!