| пятигорск во времени и пространстве | для отдохновения и созерцания |
Пятигорский информационно-туристический портал
 • Главная• СсылкиО проектеФото КавказаСанатории КМВ
ПЯТИГОРСК ВО ВРЕМЕНИ И ПРОСТРАНСТВЕ • Для отдохновения и созерцанияОГЛАВЛЕНИЕ


 Пятигорск 

Для отдохновения и созерцания

Пятигорск, как курорт, начинался с Горячеводской долины, лежащей между двумя отрогами Машука. Чудесные ландшафты Пятигорья, составляющие наряду с минеральными источниками главное богатство нашего региона, для первых курортников пропадали втуне. Для того, чтобы полюбоваться причудливыми очертаниями окружающих гор - лакколитов, «серебряной цепью снеговых вершин» на горизонте, прихотливыми извивами Подкумка, им приходилось подниматься на Горячую гору или Внутренний хребет, откуда открывались дали.

Учитывая это, братья Бернардацци, формировавшие облик будущего курортного города, именно в верхней его части создали самую первую рекреационную зону, то есть место для отдыха. Это был Емануелевский парк, разбитый вокруг Елизаветинского и Михайловского источников, у которых «водяное общество» проводило немалую часть дня.

Создатели парка позаботились о том, чтобы подготовить несколько мест, где бы гуляющие могли посидеть под крышей, спасающей от Дождя и жаркого солнца и полюбоваться оттуда окружающими пейзажами. Кроме сохранившейся до наших дней беседки «Эолова арфа», поставленной на самой высокой точке Внутреннего хребта, имелась еще беседка Борея.

Обе беседки, некогда украшавшие Емануелевский парк, хорошо видны на акварели швейцарского художника Майера, рисовавшего Пятигорск в сороковых годах XIX столетия. Приглядевшись внимательно, можно увидеть на этом рисунке и третью беседку - в том месте, где на более поздних изображениях Пятигорска мы привыкли видеть Михайловскую галерею. Она, как известно, была построена Самуилом Уптоном в 1848 году, а дотоле над Михайловским источником стояла «беседка в китайском вкусе», сооруженная Бернардацци при разбивке Емануелевского парка.

Во второй половине XIX века на западной оконечности Внутреннего отрога появилась еще одна беседка, гораздо менее известная нашим современникам, чем тогдашним жителям и гостям Пятигорска. Она получила неофициальное название «Щепкинской», вероятно, потому, что находилась неподалеку от квартиры правительственного комиссара Кавказских Минеральных Вод Н. П. Щепкина и была построена по его указанию.

Наконец, в начале XX столетия появилась беседка на западной оконечности горы Горячей, неподалеку от поставленной тогда же скульптуры «Орел». История ее такова. Какое-то время в «Цветнике» стоял изящный музыкальный павильон, где размещались оркестранты, своей игрой услаждавшие слух гуляющей публики. После сооружения в 1901 году Лермонтовской галереи с музыкальной эстрадой-«раковиной» надобность в подобном сооружении отпала. «Музыкальный павильон» решили перенести в другое место, сделав беседкой. Наиболее подходящей для нее сочли панорамную точку на Горячей горе, которую наметили для строительства подобного сооружения еще братья Бернардацци, но почему-то не осуществили своего намерения.

За причудливую архитектуру новую беседку прозвали «Китайской», за разноцветные стекла, закрывающие ее верхнюю часть, «Цветной». В разговорной речи курсовой публики она именовалась «Зайди и отдохни» - имелось в виду - после крутого подъема в гору. Судьба ее, как и других деревянных беседок - «Бель вю» и «Щепкинской» - оказалась печальной. В годы Гражданской войны их попросту разобрали на дрова. И о восстановлении беседок не думали многие годы. Лишь в 1976 году на месте «Китайской беседки» была поставлена металлическая, сооруженная по проекту художницы И. Ф. Шаховской. Но назвали ее уныло-казенно «Смотровая». Правда, знатоки пятигорской старины зовут ее, как и предшественницу, «Китайской».

Судьба оказалась благосклонна лишь к Эоловой арфе. Возведенная в 1831 году, она уже почти два века украшает машукское подножие и является одной из главных достопримечательностей выросшего здесь города. Она словно парит над ним - светлая, изящная, полувоздушная. Легкий флюгер, венчающий ее полукруглый купол, почти никогда не остается в покое - место для беседки выбрано там, где постоянно дует ветер. Когда-то порывы колебали струны, натянутые внутри, и от этого по округе разносились гармонические, хотя и немного печальные звуки. Казалось, сам бог ветров Эол играет на арфе. Оттого беседку и прозвали «Эолова арфа».

Все, писавшие о Пятигорске, непременно отдавали ей дань восхищения, все рисовавшие этот уголок курортной местности, старались обязательно запечатлеть ее. И, конечно, все любители природы - приезжие и местные - обязательно приходят сюда, чтобы полюбоваться великолепной панорамой, которая открывается с высоты. Вспомним Михаила Юрьевича Лермонтова, писавшего в своем романе о любителях видов, наводивших с Эоловой арфы телескоп на Эльбрус. Французская путешественница и писательница Адель Оммер де Гелль, побывавшая на Кавказе тогда же, отмечала в своих записках: «С этой площадки вид бесподобной красоты».

С изобретением фотографии Эолова арфа сделалась излюбленной точкой для съемки гостей курорта на фоне панорамы Кавказских гор. Одним из первых освоил ее пятигорский фотограф А. Андрющенко, не раз пользовался этой точкой съемки и знаменитый «светописец» Кавказа Г. И. Раев. И в наши дни желающих запечатлеть это место на фото или видеопленке не становится меньше - ведь панорама гор, описанная когда-то Лермонтовым, по-прежнему остается лучшим украшением пейзажа, как и сама романтическая беседка, напоминающая нам о времени, когда рождался Пятигорск. Многие из создателей города были причастны и к появлению Эоловой арфы. Идею построить «звучащую беседку» предложил главный врач Кавказских Минеральных Вод, выходец из Германии Ф. П. Конради. Об этом мы узнаем из записок уже упоминавшейся А. Оммер де Гелль: «Страстно любивший музыку... он понял, какое счастливое влияние на моральное состояние больных могли иметь эти воздушные звуки падающие как будто с неба»1. Воплотили его задумку в камне русские солдаты из военно-рабочей команды, руководимые итальянскими архитекторами братьями Бернардацци, а арфу изготовил мастер, имя которого пока не удалось установить. Известно лишь, что он был англичанином. Так что беседка это есть плод целого содружества наций. Не удивительно поэтому, что она служит архитектурным символом такого многонационального города как Пятигорск.

Остается лишь пожалеть, что Эолова арфа остается почти единственным сооружением такого рода. Тут, наверное, стоит еще раз вспомнить, что живописные ландшафты - одно из главных богатств наших курортов. И «подать» их гостям надо с наибольшим эффектом. Чтобы не походя глядели приезжие люди на наши сокровища, а неторопливо, вдумчиво, получая удовольствие от встреч с дивной красой Пятигорья. Чтобы надолго запоминали эти минуты и другим советовали ехать в такие прекрасные места. Известно, что в Японии существует специальный пункт экскурсионной программы - «Созерцание Фудзиямы» - горы, которая является национальной гордостью хозяев. И отводится на это ни мало ни много, а целых два часа.

Может быть, и нам стоило бы проводить «сеансы созерцания» нашей гордости - Эльбруса вкупе с окружающими его серебряными вершинами Кавказских гор. Пусть это занятие длится не Два часа, а поменьше, но проходит в местах, хорошо приспособленных к этому. А значит, беседки, изначально предназначенные для подобных целей, очень нужны и сегодня. И, прежде всего, там, где они уже когда-то были. Да и других мест для них можно найти немало - было бы желание.


БИБЛИОТЕКА

О книге (Начало)
Притяжение прошлого

Колыбельный Пятигорск
За гранью «Лермонтовской шкалы»
Определяющие диагонали
Из хаоса творения
«По приглашению и убеждению главного начальства»
Сюрпризы «первой волны»
На пороге блистательного будущего

Прогулки без маршрута
Скрещение дорог, сплетение времен
Пройдем по Ваннской горе
Стоял когда-то сторожевой пост
Знакомый «незнакомец»
Была такая площадь - Александровская
«Цветник», знакомый и незнакомый
В тени бульваров
Квадратура памяти
Парк забытый, но незабываемый
Площадь здоровья и красоты
Под знаком трамвая
Прогулка к «Чертову мосту»
Размышления у «парадного подъезда»
«Сказочная страна»
Треугольный «квадрат»
Странствующий сквер
Ступеньки из прошлого в будущее
Что за кабардинцы здесь жили?
Белые ромашки милосердия
«Юбилейная» остановка
«Перхаловка», «перхалка»...
Нарзан в подарок
Пути-дороги Машука
Курорт XXI века

Осколки прошлого
Как и на чем ездили первые курортники...
Для отдохновения и созерцания
Искрометные струи фонтанов
Лекарство из бюветов
«Шаманов ключик»
Депо кабриолетов
Омнибусы и дилижансы
С того вокзала не уезжали...
Была такая библиотека...
На пользу и в украшение
Задолго до Остапа Бендера
Музыка на Провале
Пятигорские львы
Удивительный музей
Куда уехал цирк
Отсвет старинных снимков
Kино на экране памяти
Портрет на скале
Век автомобиля
Устремление ввысь
Эти странные памятники
Осколки прошлого
Могли бы быть...










Рейтинг@Mail.ru Использование контента в рекламных материалах, во всевозможных базах данных для дальнейшего их коммерческого использования, размещение в любых СМИ и Интернете допускаются только с письменного разрешения администрации!