| пятигорск во времени и пространстве | под знаком трамвая |
Пятигорский информационно-туристический портал
 • Главная• СсылкиО проектеФото КавказаСанатории КМВ
ПЯТИГОРСК ВО ВРЕМЕНИ И ПРОСТРАНСТВЕ • Под знаком трамваяОГЛАВЛЕНИЕ



 Пятигорск 

Под знаком трамвая

Многие любители пятигорской старины хотели бы заглянуть в прошлое своего города. Но, увы, совершить подобное путешествие вряд ли возможно. Слишком уж стремительно меняется облик наших улиц, парков и площадей. От вчерашнего Пятигорска сегодня остались лишь обрывки, клочки, фрагменты, сложить которые вместе можно, только обладая богатым воображением и солидным запасом знаний.

И все же находятся у нас в городе уголки, где есть возможность перенестись на добрую сотню лет назад. Один из них - небольшой отрезок проспекта Кирова, его последний квартал, примыкающий к Привокзальной площади. В нем время как бы застыло, сохранив кусочек Пятигорска таким, каким он был на заре XX столетия. В самом деле, сколько не ищете, вы не найдете там построек более позднего времени, разве что мелочи, вроде магазинчика рядом с гимназией или сараев во дворах. Движение автомобилей по проспекту запрещено, поэтому появляются они крайне редко. А трамваи бегали и сто лет назад. Один из них - прицепной вагончик босоножка - сохранился до нашего времени и находится здесь же, во дворе старого трамвайного депо.

Итак, заглянем в канун XX столетия. «Становой хребет» Пятигорска, его главная улица, постепенно застраиваясь, уходит все дальше на запад от Машука. Она лишь сравнительно недавно получила свое громкое имя -Царская, а раньше называлась просто бульваром. А вот пересекающие ее магистрали сразу же при своем рождении получают статус проспектов. Самый западный из них, Вельяминовский, еще толком не застроен, но уже наметил границу очередного квартала Царской улицы, который, увы, окажется последним - он упрется в Привокзальную площадь, за которой крутой обрыв. Главной улице дальше некуда развиваться.

Но пока места для строительства на ней хватает. И это свободное пространство в конце улицы оказалось очень кстати, когда в Пятигорске было решено завести трамвай. Где, как не вблизи вокзала, конечного пункта основного маршрута, устраивать базу нового транспортного средства? В феврале 1903 года на южной стороне еще не сформированного квартала начали копать котлованы под фундаменты зданий и, в первую очередь, так называемого «сарая для вагонов». Впрочем, это не слишком благозвучное выражение очень скоро заменили красивым французским словом «депо», которым стали обозначать весь комплекс трамвайных сооружений. Кроме помещения для стоянки и осмотра вагонов он включал в себя понижающую подстанцию, мастерские, контору, амбулаторию и жилье для сотрудников.

Техническую часть трамвайного хозяйства проектировал прибывший из Харькова инженер С. М. Фридман, гражданские сооружения - главный архитектор Управления Вод И. И. Байков. Строительство вело акционерное общество «Сименс и Гальске». В августе того же года все работы были завершены и 1 сентября из ворот депо впервые вышел трамвайный вагон, поданный к «Цветнику», где в зале Лермонтовской галереи проходил Второй Всероссийский съезд деятелей по климатологии, бальнеологии и метеорологии, отмечавший столетие Кавказских Минеральных Вод. С той поры изящные старинные здания из желтого кирпича, практически не изменившие своего облика, украшают главный проспект Пятигорска, во многом определяя облик квартала, который без натяжки можно назвать «трамвайным», ибо в нем было немало зданий напрямую связанных с городским электрическим транспортом. Вот, скажем, двухэтажный дом рядом с депо, где помещается гимназия № 11. Сегодня он не имеет к трамваю никакого отношения. Но появился он именно благодаря соседу - в нем первоначально размещалось ремесленное училище, готовившее квалифицированных рабочих, в том числе и трамвайщиков

Или вот еще здание - стоящий напротив гимназии двухэтажный жилой особняк. Он тоже имеет «трамвайное» происхождение: его построили братья Лейзерович, взявшие трамвай в аренду на 25 лет и ставшие его фактическими хозяевами. Тут же, неподалеку, возводились дома и для рядовых трамвайных служащих. Вот, например, здания, замыкающие четную сторону квартала со стороны Привокзальной площади (№ 94) и проспекта Горького (№ 84). Наличие в каждом из них двух первоначально имевшихся входов говорит о том, что это не частные дома, ибо какой же хозяин согласился бы в те времена делить свой дом с кем-то? Значит дома ведомственные. А удивительная похожесть - зеркально перевернутая планировка, одинаковые размеры и аналогичное число окон с каждой стороны, схожая отделка - свидетельствует о том, что строило их одно ведомство, конечно же, трамвайное.

Имелись, правда, в «трамвайном» квартале и дома, с трамваем не связанные. Так, еще до появления депо, в 1900 году, на четной стороне улицы вырос дом, нынешний адрес которого проспект Кирова, 90. Он принадлежал семье Шишковых, которая передала его Второ-Афонскому монастырю, устроившему в нем свое городское подворье, а в 1908 году - домовую церковь во имя Серафима Саровского.

На фронтоне соседнего дома, числящегося под номером 90, сохранился вензель, содержащий инициалы его первого владельца. В нем легко угадывается буква «Т». Это согласуется с данными о том, что дом построил один из двух братьев Тицов, состоятельных горожан немецкого происхождения. Но который? Помогает второй инициал, хотя угадать его сложнее, поскольку это исчезнувшая из современного алфавита буква «и с точкой», или «и десятеричное». Известно, что одного из братьев звали Ионатан, а это имя начиналось именно с «и десятеричного». Стало быть хозяином дома был известный владелец мельницы, активный общественный деятель, человек высокой культуры и большой любитель музыки. В опере «Фауст», поставленной кружком пятигорских любителей музыкального искусства, Ионатан Тиц пел заглавную партию, а его дочь - партию Зибеля...

Каждый, проходящий через «трамвайный» квартал, невольно обращает внимание на угловой особнячок в восточном стиле, этакое миниатюрное подобие мавзолея Тадж-Махал, построенного султаном Шах-Джахананом для своей любимой жены. Это не только купол, но и характерная форма окон, а также орнамент, украшающий стены. К сожалению, столь заметное строение не попало в поле зрения даже маститых краеведов. Удалось узнать лишь немногое.

Считается, что построен этот дом был для Б. З. Коленко, являвшегося инспектором пятигорской мужской гимназии на рубеже XIX и XX веков. Кто строил этот дом? Тоже нельзя сказать точно - ведь в то время в Пятигорске работало около десятка архитекторов. Но можно npедположить: если дом появился в 90-е годы,то это были, скорее всего, Я. И. Лукашов или Э. Б. Ходжаев, ибо только их творения той поры отличаются некоторой экзотичностью и вычурностью. Если же дом построен уже в XX веке, то в число предполагаемых авторов можно добавить А. И. Клепинина и Л. И. Кузнецова, также строивших нетрадиционно.

В дальнейшем дом, предположительно, принадлежал жандармскому офицеру Лупакову, а снимала его семья генерала Прозоркевича, командовавшего одной из казачьих дивизий Войска Терского.

После национализации дом, как и остальные здания квартала, был отдан под коммунальные квартиры. Прежних владельцев в них практически не осталось. Поселились здесь совсем другие люди, в том числе и достаточно известные.

Так, одну из комнат отдали армянской семье, которая приехала в Пятигорск из Закавказья, спасаясь от геноцида. Эта семья дала городу известного врача, крупного деятеля курортной медицины Елизавету Иосифовну Киракосову, которая сегодня известна и как летописец Пятигорского курорта - поистине бесценны собранные ею сведения о коллегах, работавших рядом с ней на протяжении всего XX столетия.

Послевоенной порой в том же доме жила преподаватель Пятигорского пединститута доцент М. В. Дрогалина. Студентов поражало в ней то, что Мария Васильевна достигла высот науки будучи лишена от рождения кистей обеих рук. Удивляло и ее умение выполнять своими култышками любую работу, даже такую тонкую как вышивание на пяльцах.

В бывшем доме Лейзеровичей долгие годы занимала комнату скульптор Беляева. К числу выдающихся деятелей искусства она, конечно, не относилась, но пятигорчанам была хорошо известна благодаря своим фигуркам: персонажам водяного общества лермонтовских времен, выставленным в Курортном музее. Выполненные в манере примитивизма и чем-то напоминающие картины Нико Пиросманишвили, эти скульптурные миниатюры были очень забавны и милы.

Если не считать трамвайного депо, о котором надо вести отдельный разговор, то самые подробные сведения сохранились о находящемся в «трамвайном» квартале учебном заведении. Здание, которое занимает сегодня гимназия № 11, было построено по проекту архитектора С. И. Гущина в 1909 году для низшей ремесленной школы имени В. С. Иванова, которая размещалась в нем до начала 20-х годов. В 1918 году, когда базировавшиеся в Пятигорске красные войска испытывали острый недостаток боеприпасов, на базе трамвайного депо был организован патронно-пульный завод. Его цехами стали и классы училища, где имелось нужное оборудование.

С 1923 года в этом здании располагалась профессионально-техническая школа, пять лет спустя получившая название «Калининской». В 1932 году она была переведена на улицу Урицкого, в знаменитый особняк Лейцингера, часто называемый «домом со львами». Здание рядом с депо передали двум техникумам -электромеханическому и химико-техническому. Но пробыли они там недолго - в 1934 году оба были переведены в город Орджоникидзе, а здание получила средняя школа № 11. В период оккупации оно было взорвано, но вскоре восстановлено. В 1998 году школа была преобразована в гимназию с гуманитарно-экономическим колледжем при ней.

Говорят, что школа славна своими учениками. В этом смысле «одиннадцатой» есть, кем гордиться. Среди ее выпускников -крупные ученые в области технических наук, замечательные инженеры, врачи, известные деятели культуры и образования, среди которых дипломат Ю. Осадчий, художник К. Казанчан, доктор фармацевтических наук В. Челомбитько, певица Г. Цуциева, композитор Э. Григорян и многие другие...

Начиная знакомство с «трамвайным» кварталом, мы говорили, что время в нем как бы застыло. Но точнее будет сказать, что оно спрессовалось в тугой комок. И потому кажется неподвижным. Но стоит только тронуть его, как сразу же хлынет из прошлого поток событий, людских судеб, дел и поступков. Только успевай следить за ними и удивляться!


БИБЛИОТЕКА

О книге (Начало)
Притяжение прошлого

Колыбельный Пятигорск
За гранью «Лермонтовской шкалы»
Определяющие диагонали
Из хаоса творения
«По приглашению и убеждению главного начальства»
Сюрпризы «первой волны»
На пороге блистательного будущего

Прогулки без маршрута
Скрещение дорог, сплетение времен
Пройдем по Ваннской горе
Стоял когда-то сторожевой пост
Знакомый «незнакомец»
Была такая площадь - Александровская
«Цветник», знакомый и незнакомый
В тени бульваров
Квадратура памяти
Парк забытый, но незабываемый
Площадь здоровья и красоты
Под знаком трамвая
Прогулка к «Чертову мосту»
Размышления у «парадного подъезда»
«Сказочная страна»
Треугольный «квадрат»
Странствующий сквер
Ступеньки из прошлого в будущее
Что за кабардинцы здесь жили?
Белые ромашки милосердия
«Юбилейная» остановка
«Перхаловка», «перхалка»...
Нарзан в подарок
Пути-дороги Машука
Курорт XXI века

Осколки прошлого
Как и на чем ездили первые курортники...
Для отдохновения и созерцания
Искрометные струи фонтанов
Лекарство из бюветов
«Шаманов ключик»
Депо кабриолетов
Омнибусы и дилижансы
С того вокзала не уезжали...
Была такая библиотека...
На пользу и в украшение
Задолго до Остапа Бендера
Музыка на Провале
Пятигорские львы
Удивительный музей
Куда уехал цирк
Отсвет старинных снимков
Kино на экране памяти
Портрет на скале
Век автомобиля
Устремление ввысь
Эти странные памятники
Осколки прошлого
Могли бы быть...










Рейтинг@Mail.ru Использование контента в рекламных материалах, во всевозможных базах данных для дальнейшего их коммерческого использования, размещение в любых СМИ и Интернете допускаются только с письменного разрешения администрации!