|
Пятигорск |
Пути-дороги Машука
Самое притягательное в любой горе - ее вершина. Хоть и гласит житейская мудрость: «Умный в гору не пойдет, умный гору обойдет», практика доказывает обратное - люди всегда стремились одолеть высоту и достичь точки, выше которой только небо. Гора Машук, возвышающаяся над Пятигорском, не составляет исключения. Очень многие - как пятигорчане. так и приезжие - хотят подняться на нее. Понимая это, местные власти с давних времен стремились облегчить желающим достижение цели.
Всем, кроме инвалидов и немощных старцев, была доступна тропа, проложенная к вершине Машука в 1830 году братьями Бернардацци по указанию генерала Емануеля. Она сохранилась и до наших дней: начинаясь неподалеку от Эоловой арфы, ее широкие, плавные зигзаги прочерчивают южный склон, то скрываясь в лесных зарослях, то выходя на открытые пространства. Сейчас ее полотно кое-где разрушено, особенно в средней части, но еще в начале прошлого века тропа была вполне благоустроенной, имела более 50 скамеек для отдыха и удобные площадки для осмотра окрестностей. На полпути к вершине предприимчивый ресторатор предлагал путешественникам чаи, закуски, прохладительные напитки...
Те, кто не желал утруждать себя пешим хождением даже по такой тропе, могли воспользоваться экипажной дорогой. Ее остатки можно увидеть и сегодня, поднимаясь по современной автомобильной дороге на вершину Машука. Там, где она выходит на восточную сторону, заметен своеобразный перекресток - асфальтовая магистраль пересекается с проселочной дорогой. Многие считают этот проселок просто одним из служебных путей, который проложили для своих нужд работники Машукского лесничества.
Конечно, они охотно пользуются этой дорогой. Но проложена она отнюдь не лесоводами и вовсе не для них. Появилась эта дорога достаточно давно - в 50-х годах позапрошлого столетия, когда наместником Кавказа был М. С. Воронцов. Он очень заботился о благоустройстве курортов. Именно тогда в городах Кавказских Минеральных Вод было построено много прекрасных зданий, открыто несколько учреждений культуры. По указанию Воронцова сооружались мосты, прокладывались дороги, в том числе и эта - на вершину Машука. Она предназначалась не только для пеших и верховых прогулок курортной публики, но и для поездки в экипажах.
Дорога вполне исправно действовала до начала XX столетия, когда лесничий В. М. Васильев начал обустраивать Бештаугорский лесопарк. Он проводил, как писалось в тогдашних газетах, «отропинивание» Машука. По его же предложению начали вести и нынешнюю дорогу на вершину горы, которая была расширена и асфальтирована в 50-х годах во время строительства телевизионной передающей станции и вышки на Машуке. Старая дорога потеряла свое значение. Ее нижнюю часть разрушили во многих местах паводковые и дождевые воды. А верхний конец был перекрыт новой трассой. Местами старая дорога все же сохранилась и желающие могут пройти по ней пешком, чтобы представить себе, как поднимаюсь на Машук в былые годы. Это займет довольно много времени. По асфальтированному же шоссе автомобиль домчит вас до вершины в каких-то пять минут. Но и столь малый срок - не предел.
Еще в конце XIX столетия у отцов города появилась мечта - для скоростного подъема на вершину Машука построить «проволочную железную дорогу», то есть фуникулер. Возможностей для этого тогда не имелось. Осуществить эту идею удалось семь с лишним десятилетий спустя и принципиально другим, более удобным, дешевым и безопасным способом. Ведь фуникулер требует прокладки рельсов, по которым должен двигаться буксируемый тросом вагончик. Значит, нужен сравнительно пологий склон, какого со стороны, обращенной к городу, нет. Поэтому было решено протянуть на Машук подвесную канатную дорогу. И в 1971 году она появилась. Проект ее разработал инженер «Грузгипро-шахта» В. М. Лежава, а сооружали строители Волгограда, Самары, Казани и Тбилиси.
У пятигорской «канатки» нет аналогов не только в России, но и в Европе. Уникальность ее состоит в том, что на всем своем протяжении, а это более девятисот метров, она не имеет ни единой опоры. Вторую особенность представляет необычайно высокая скорость движения вагончиков - восемь метров в секунду. Для сравнения скажем, что у кисловодской «канатки», построенной позже, скорость только пять метров в секунду. Всего за две с половиной минуты пассажир «взлетает» от подножия к вершине Машука, откуда можно полюбоваться окрестностями Пятигорска, увидеть панораму Кавказских гор.
|