|
Пятигорск |
Устремление ввысь
Перефразируя эти строки из песни Александра Городницкого о первом полете авиатора Уточкина, мы могли бы задать подобный вопрос и пятигорчанам в один из июльских дней 1910 года. Подобно петербургским современникам, о которых поет известный бард, жители нашего города тоже стремились увидеть «весьма занимательный» трюк - парение «на воздушной струе». И ответом на наш вопрос «Куда?», было бы: «На ипподром!» Ведь именно там, на большом и ровном пространстве, удобном для разбега перед взлетом, пилот Киевского аэроклуба, инженер Гайне собирался совершить свой полет.
В то время авиация делала лишь первые шаги. Со времени пробного взлета братьев Райт прошло семь лет, а со времени устойчивого полета построенного ими аппарата - всего пять. В России как раз в том самом, 1910 году, почти одновременно начали совершать первые полеты петербуржцы и киевляне. И те, и другие туг же отправились «по городам и весям» демонстрировать искусство полета на аппарате тяжелее воздуха.
Собственными аэропланами они не располагали - пользовались главным образом теми, что сконструировал и изготовил Француз Луи Блерио, который за год до того прославился на весь мир, перелетев через пролив Ла-Манш. Аппараты эти были крайне несовершенны, в чем и убедились пятигорчане. Еще при запуске мотора сложная конструкция из матерчатых плоскостей, деревянных планочек и растяжек перевернулась и развалилась.
Прошло еще три года, пока в небе над Пятигорском появился аэроплан системы «Блерио». Его поднял в воздух с того же ипподромного ноля авиатор Кузьминский. На этот раз ожидания публики оправдались сполна: «летающая этажерка», как называли первые аэропланы, сделала круг над городом на высоте 500 метров. Несколько дней спустя Кузьминский, поднявшись уже на целый километр, довольно долго реял в воздушном пространстве вблизи Машука.
Еще год спустя любители трюков в воздухе собрались на площади Новопятигорска, откуда стартовал, опять-таки на аэроплане «Блерио», летчик Васильев. Не рискуя делать фигуры пилотажа над городом, он отлетел в сторону Бештау и там продемонстрировал восхищенным зрителям красивую «мертвую петлю», впервые сделанную за год до этого русским летчиком Петром Нестеровым.
Эти полеты в небе Пятигорска являлись лишь занимательным зрелищем. Но свою песню о подобном трюкачестве в Петербурге Александр Городницкий заканчивает, протягивая ниточку от полетов Уточкина к бомбоубежищам в ленинградских дворах. Конечно, такую связь нельзя отрицать. Но думается, лучше считать наследниками первых «этажерок» Блерио мощные реактивные лайнеры, которые связывают наши Кавказские Минеральные Воды со всей планетой Земля.
|