| пятигорск во времени и пространстве | осколки прошлого | |
Отдых на море | |
|
|
НАВИГАЦИЯ | ПЯТИГОРСК ВО ВРЕМЕНИ И ПРОСТРАНСТВЕ Осколки прошлого | ОГЛАВЛЕНИЕ |
|
Осколки прошлогоПятигорский вокзал. Сейчас большинство пассажиров воспринимает его со всем окружающим, как само собой разумеющееся. О том, что все здесь было по-иному, вспоминают немногие. Торопливая и суетная сегодняшняя жизнь не позволяет человеку остановиться, оглянуться, поискать следы минувшего. Между тем, они на пятигорском вокзале есть. Вон, за путями, около забора, высится башня из старинного желтого кирпича, основательно потемневшего за сто с лишним лет. Когда-то она была водонапорной. Рядом с ней стоял большущий кран, из которого в паровозы вливали воду. Башня эта, сегодня бездействующая, остается «воспоминанием в камне» о той далекой эпохе, когда у симпатичного одноэтажного вокзального здания из такого же желтого кирпича останавливались белые дачные вагончики, а трогая их с места пыхтящие паровозы давали протяжные, немного печальные гудки, при воспоминании о которых до сих пор щемит сердце. Проходя по проспекту имени Кирова в районе старого Дома быта и кафе «Ностальджи» внимательно посмотрите на про тивоположную сторону. Видите, у здания, которое занимают дорожники, к тротуару пристроена какая-то непонятная бетонная конструкция, напоминающая перекрытие моста. Как ни странно, мост там действительно был. И речка, вернее, ручей тоже был. Он протекал по территории, которую сегодня занимает кафе, пересекал проспект и уходил под дом дорожников. Надо полагать, воду ручья убрали в трубы и сегодня ее уже нельзя увидеть. А вот путь, по которому она текла, хорошо виден там, где сходятся улицы Власова и Попцовой, а также на улице Крайнего, рядом с магазинчиком. Там остался непонятный на первый взгляд проход между домами, слишком узкий для того, чтобы быть переулком. Ручей этот когда-то играл важную роль в жизни города, да и всего региона Кавказских Минеральных Вод. Ведь он много-много лет назад промыл в крутом, обрывистом склоне Подкумской долины овраг, названный «Свиной балкой». Это имя получил и район Пятигорска, образованный нижней частью улицы Базарной и пересекающими ее переулками. Мало того - это было единственное место, где можно было без помех спуститься к Подкумку. Именно здесь согласно старым картам проходила дорога, связывающая поселение на Горячих водах с Константиногорской крепостью и Кислыми водами. Если углубиться в более древнюю историю, то можно предположить, что именно по Свиной балке пролегал местный отрезок караванной дороги, именуемой «Великим шелковым путем», но это, конечно, нуждается в более точных доказательствах. Этот кусочек земли расположен в самом центре Пятигорска, но тем не менее его очень редко посещают сторонние люди. Жилые многоэтажки, а также старый Дом быта, выходящие фасадами на улицы Крайнего, Дзержинского, Козлова и Университетскую, образуют своими тылами некое четырехугольное пространство - двор не двор, сквер не сквер, пустырь не пустырь, а непонятно что. Ходят по нему, кроме обитателей ближних домов, разве что те, кто захочет сократить путь с площади Ленина к Дому быта или от типографии к Нижнему рынку. Такому случайному прохожему может попасться на глаза небольшой участок булыжной мостовой. Откуда он взялся? Кому и зачем понадобилось мостить столь бесполезный участок земли? Такие вопросы будут задавать лишь молодые люди или приехавшие в Пятигорск за последние полвека. Старожилы такой вопрос задавать не станут, поскольку вспомнят, хоть и с трудом, что когда-то здесь кипела жизнь, стояло множество лавчонок и киосков, поскольку именно в этом месте размещалось главное пятигорское «торжище» - рыночная площадь. Вот она-то и была вымощена еще в начале XX столетия, а может быть и раньше, поскольку эта территория стала осваиваться торговыми людьми еще в середине предыдущего века. После того, как в 1956 году был открыт на площади Леваневского Верхний рынок, центр рыночной торговли переместился туда. А на старой Базарной площади остались лишь здания Крытого рынка, получившего наименование «Нижнего», да пара корпусов так называемых Новогостинных рядов. Старогостинные же, где помещались центральный аптечный склад, штемпельно-картонажная фабрика и другие подобные заведения были снесены. На бывшей Базарной площади были выстроены жилые дома и разбиты скверы. Лишь небольшой квадратик, окруженный домами, так и остался необустроенным. Там и сохранился маленький осколок пятигорской старины в виде мостовой. Из скверика, где стоял когда-то кинотеатр «Бомер» легко выйти на улицу Гоголя. Отправившись по ней от здания курорт ного совета к скверику у гостиницы «Интурист», слева от себя увидим странного вида забор, в котором заметны следы заложенных дверных и оконных проемов. Невольно приходит мысль что это вовсе не забор, а фундамент стоявшего здесь когда-то здания И верно - на старых планах Пятигорска здание здесь помечено! На плане начала 80-х годов XIX века указано даже, что это - «почтовое отделение». Но, видимо, размещалось оно здесь недолго, потому что на плане 50-х годов местом размещения городской почты указано отдельно стоящее строение в районе нынешнего Лермонтовского сквера. Уже к концу 80-х годов почтовая контора вселилась в одно из зданий на нынешней улице Рубина, которая тогда называлась Почтовой. Позже она была переименована в Старопочтовую, потому что кочующее учреждение связи покинуло ее и обрело новое пристанище - в доме на углу улиц Церковной и Свистуновской. Ныне это перекресток улиц Соборной и Анисимова. И здесь мы тоже можем увидеть странный забор со следами архитектурных украшений, которые ему вовсе не требуются. Это опять-таки «осколок прошлого» - фундамент еще одного почтового здания. Только, если относительно строения на улице Гоголя трудно сказать, когда оно было разрушено, то здесь известно наверняка. В январе 1943 года отступавшие из города фашисты взорвали здание почты. С тех пор городская контора связи еще дважды меняла адрес - в послевоенные годы размещалась в здании напротив «Цветника», где сейчас находится расчетно-кассовый центр, а в 50-е годы утвердилась на нынешнем своем месте. Напротив Нижней радоновой лечебницы, на широкой площадке, которая служит своеобразной «прелюдией» к лестнице, ведущей в долину Подкумка, стоят два каменных столба с фигурными зубчатыми навершиями. Они явно служили границей ворот, но позднее были разнесены на большее расстояние. Даже малосведущий в архитектуре человек без труда поймет, что поставлены они отнюдь не строителями лестницы, а сохранились от одной из бывших здесь прежде усадеб, разрушенных при возведении санатория «Зори Ставрополья». Разысканиями краеведов установлено, что в этом месте (прежний адрес: Теплосерная, 26) находилась усадьба, до революции принадлежавшая ротмистру Махатадзе, а позднее отданная под коммунальное жилье. Но интересно нам то, что ранее здесь было подворье дома доктора Ф. П. Конради. Имея основной дом напротив «Цветника», доктор построил этот специально для сдачи внаем, а обширный сад вокруг служил ему для опытов по разведению винограда. Не исключено, что столбы, служившие для навески ворот, остались здесь именно со времен Конради и, стало быть служат напоминанием об одном из самых ранних периодов истории Пятигорска. Правда, корифей местного краеведения Л. Н. Польской увидел в фигурных, зубчатых башенках, венчающих каменные стержни, «почерк» зодчего С. Уптона, большого поклонника средневековой готической архитектуры. Если это и так, что тоже вполне вероятно, наши «осколки» окажутся не намного «моложе», да к тому же позволят предположить, кто был «автором» традиции укреплять ворота на подобных столбах с башенками, которые встречаются и на остатках других старинных усадеб Пятигорска. Теперь обратимся к сооружениям, после которых не осталось даже фундаментов, но сохранились следы их существования. В прошлый раз мы с вами уже поднимались к «Орлу» и стояли на полукруглой обзорной площадке, оставшейся от первой лестницы на гору Горячую. Теперь, стоя на той же площадке, обернемся назад. Перед нами окажется довольно большое прямоугольное пространство с остатками ограды и каких-то не очень давних сооружений. Приглядевшись, поймем, что площадка эта не была уготована человеку природой, а создана им самим: вырублена в травертиновой толще «Горячки». Сделано это было в 1819 году, когда именно здесь по распоряжению генерала А. II. Ермолова построили ванное здание - по тому времени самое красивое и комфортабельное на молодом курорте. Оно было рассчитано на шесть ванных кабин, имело пышный фасад с колоннами и башенку-ротонду на крыше. Ванны назвали «Ермоловскими», сохраняя память о большом радетеле Горячих вод, как первоначально назывался Пятигорск. Строение было деревянным и полвека спустя пришло в негодность. Новое каменное здание Ермоловских ванн построили ниже, на территории парка «Цветник». Освободившуюся после сноса развалин площадку приспособили под кегельбан и тир. Позднее, уже в XX столетии, здесь попеременно располагались танцевальная и волейбольная площадки, кафе, дискотека, но, в конце концов, удобное место в центре курортной зоны оказалось не у дел. Пустует и широкая, ровная терраса, расположенная ниже Пироговских ванн, хорошо видная справа при подходе к Про вальскому городку. Она тоже - осколок давнего прошлого. Еще в первые годы существования Горячеводского поселения здесь, у восточной оконечности горы Горячей, был найден мощный источник горячей минеральной воды. После того, как его водой полечился герой Отечественной войны 1812 года, генерал И. В. Сабанеев, источник назвали его именем, как и ванны, построенные на пожертвованные генералом средства. Поставили здание Сабанеевских ванн рядом с источником на специально подготовленной для этого террасе. К началу XX столетия деревянное обветшавшее строение было снесено, а заменившее его каменное здание Тиличеевских ванн, переименованных позже в «Пироговские», решили строить выше, у дороги, вдоль которой возводились дачи нового курортного района. Многим известна старинная сосна, растущая близ Академической галереи и называемая пятигорчанами «Лермонтовской». А многие ли замечают, что растет она не просто на склоне, а на краю дорожки? И не просто дорожки, а широкой, выровненной, имеющей подпорную стенку из камней. Никуда не ведущей! Зачем же она была проложена и какой вывод можно сделать из ее сегодняшнего состояния? Исторические документы говорят нам, что привезенные с гор в 1829 году 210 сосенок, из которых уцелела только «Лермонтовская», были посажены вдоль так называемой Мизантропической аллеи. Она связывала важнейшие места тогдашнего курорта - Александровские и Ермоловские ванны, находившиеся на вершине западной оконечности Горячей годы (близ точки, где позднее установили скульптуру «Орел») с Елизаветинским источником, расположенным у восточного конца горы, в районе нынешней Академической галереи. Путеводители по лермонтовским местам угверждают, что Академическая галерея была построена архитектором С. Уптоном на том самом месте, где во времена Лермонтова находилась площадка Елизаветинского источника, так ярко описанная в романе «Герой нашего времени». Но так ли это? Уцелевшая сосна позволяет нам узнать истинное направление Мизантропической аллеи. Оно, если мысленно продолжить оставшийся не у дел ее отрезок близ сосны, нацелено вовсе не на площадку у Академической галереи, а гораздо ниже - приблизительно туда, где проектировавший лестничный ансамбль архитектор П. П. Еськов расположил еще одну площадку с романтическими гротами. Именно на эту площадку нам следует спуститься, если мы хотим взглянугь на Пятигорск глазами лермонтовских героев. А теперь подойдем поближе к Эоловой арфе. Чуть в стороне от нее увидим несколько необычную аллею. В отличие от всех других аллей и дорожек Емануелевского парка, проложенных по поверхности земли, эта довольно глубоко врезается в склон небольшого возвышения, венчающего Внутренний отрог. Зачем нужно было производить столь сложную работу? Дело в том, что когда-то это была не аллея, а... трасса трамвая, ходившего на Провал. Специальные облегченные вагончики, бегавшие по этой линии, поднимались по улице Дворянской, заворачивали на улицу Лермонтовскую чуть выше того места, где сегодня стоит питьевой источник № 1. Одолев довольно крутой подъем, около дачи «Эльза», они еще раз поворачивали вправо и двигались по той самой выемке в горе, которую мы с вами заметили. Далее трасса шла мимо Михайловской галереи, а затем вдоль бульвара Гагарина в Провальском городке. Ныне следов трамвайной линии «Цветник» - Провал практически не осталось: они надежно скрыты асфальтом мостовой цветочными клумбами и газонами. И только «странная аллея» Емануелевского парка напоминает о том, что около четырех десятилетий отдаленный курортный район Пятигорска был связан с центром города электрическим транспортом. Разговор о трамвайных путях продолжим уже у Провала. Вы знаете, что от него к кольцевой дороге вокруг Машука ведут два пути. По нижнему, который начинается на площадке перед входом, автомашины выезжают на кольцевую дорогу, по тому, что лежит выше входа, возвращаются обратно. Верхнее шоссе было проложено гораздо позже нижнего, в самом начале XX столетия, когда о трассах с односторонним движением и речи не было. Да и нужна ли была вторая дорога, если вокруг Машука проезжал за день десяток-другой экипажей, которые вполне могли разъехаться на одной! Зачем же тогда строили вторую? Дело в том, что прокладывалась верхняя трасса вовсе не для экипажей, а для... трамвая. Обратите внимание на то, что она гораздо более пологая, чем нижняя: по той трамвайные вагоны едва ли могли подняться, по этой же - вполне. Вагоны по замыслу тогдашней администрации курортов обязательно должны были здесь ходить. И не по одному, а по двум маршрутам. Первый кольцом охватывал Машук, вокруг которого предполагалось создать дачный пояс, продолжающий Провальский городок. Второй вел из Пятигорска в Железноводск. Уже были составлены проекты и объявлены торги на право вести работы по прокладке обеих линий. Но желающих поначалу не находилось. Потом началась Первая мировая война, за ней - гражданская. Так и остались эти грандиозные проекты нереализованными. Эту странную дорогу знают лишь любители собирать грибы или просто гулять в лесу между станциями Лермонтовская и Машук. Возникая как бы ниоткуда, она тянется по лесу почта параллельно железной дороге, превращаясь у станции Машук в поселковую улицу, ведущую к иноземцевскому переезду. В былые времена она была сплошь вымощена булыжником, теперь его местами кто-то вынул для своих нужд. Пользуются этой дорогой изредка работники лесничества да любители лесных прогулок. Кому же и зачем понадобилось прокладывать ее? Чтобы ответить на эти вопросы, придется вспомнить о том, что в 1875 году начала действовать железнодорожная магистраль Ростов-Владикавказ. Сыграв очень важную роль в развитии Кавказских Минеральных Вод, она, тем не менее, обошла их стороной. Людям, приехавшим на лечение, приходилось добираться до нужного места уже на конной тяге. О том, чтобы сделать их путь удобнее, позаботилось правление железной дороги, организовав регулярное движение дилижансов от железнодорожной станции Кумской, вскоре переименованной в «Минеральные Воды», до каждого из городов-курортов. Вот для этих дилижансов, а также колясок, пролеток, линеек и прочих транспортных средств, перевозивших пассажиров и их багаж, и было специально построено шоссе, для которого выбрали наиболее удобную трассу. Позднее ее на большей части пути повторила колея железнодорожной ветви Минеральные Воды-Кисловодск. На участке от станции Машук до Лермонтовского разъезда для рельсового пути нашли более подходящий по рельефу маршрут, и кусочек дилижансной дороги остался в стороне. Почти полвека она продолжала служить как часть шоссе от Минеральных Вод до Пятигорска. После того, как в послевоенные годы была проложена нынешняя широкая магистраль, продолжающая проспект Калинина, старая дорога с северной стороны рельсового пути осталась не у дел. Если вы посмотрите на план Пятигорска, где помечена эта дорога, то увидите, что она выходит прямо к тому мату, где у станции Лермонтовской когда-то существовал переезд. С другой стороны от него лежит прямой путь к Воронцовскому проспекту. Именно по нему въезжали в Пятигорск дилижансы, направляясь к почтовой станции, которая находилась рядом с нынешним сквером Анджиевского. А теперь вернемся в самый центр Пятигорска и присмотримся к перекрестку у магазина «Детский мир». Он далеко не идеально ровен: искривлена улица Дзержинского, а продолжением улицы Октябрьской и вовсе служит короткое шоссе, уходящее куда-то в сторону и потом круто заворачивающее к улице Гоголя. Вот на это шоссе мы и обратим внимание, поскольку оно - «осколок» некогда чрезвычайно важной магистрали. Говорить о ее далеком прошлом можно лишь предположительно. Не исключено, что через центр нынешнего Пятигорска пролегал Великий шелковый путь. Проходившая по берегу Под-кумка древняя караванная дорога, подходя к Машуку, встречала непреодолимое препятствие в виде нагромождения скал. Нынешняя дорога сквозь них была пробита по приказанию генерала Ермолова в 1824 - 1825 годах. А до этого едущим из Георгиевска на Горячие воды приходилось огабатъ Машук с севера и только потом спускаться к источникам Горячей горы. Эта «дальняя» дорога на Георгиевск помечена на плане Горячеводского поселения, составленном в 20-х годах XIX столетия. Причем проходила она как раз там, где сегодня тянется улица Дзержинского, и близ нынешнего «Детского мира» косо заворачивала на восток к центру поселения. Известно, что транспортные магистрали очень долговечны, и потому можно предположить, что эта дорога повторяла маршрут следования древних караванщиков, которые по косому отрезку добирались, свернув с основного пути, к горячим источникам, где останавливались на бивуак и смывали с себя тысячеверстную дорожную пыль.
|
|
На главную | Фотогалерея | Пятигорск | Кисловодск | Ессентуки | Железноводск | Архыз | Домбай | Приэльбрусье | Красная поляна | Цей | Экскурсии |
Использование контента в рекламных материалах, во всевозможных базах данных для дальнейшего их коммерческого использования, размещение в любых СМИ и Интернете допускаются только с письменного разрешения администрации! |