| пятигорск во времени и пространстве | «цветник», знакомый и незнакомый |
Пятигорский информационно-туристический портал
 • Главная• СсылкиО проектеФото КавказаСанатории КМВ
ПЯТИГОРСК ВО ВРЕМЕНИ И ПРОСТРАНСТВЕ • «Цветник», знакомый и незнакомыйОГЛАВЛЕНИЕ


 Пятигорск 

«Цветник», знакомый и незнакомый

Кавказские Минеральные Воды часто сравнивают с самоцветами. И не только потому, что воистину бесценны целебные богатства их недр, умноженные плодами человеческого труда и вдохновения. Украшают степную землю Предкавказья, словно камни-самоцветы, сами курортные города. Ощущение праздника дарят живописные ландшафты, архитектура зданий и зеленый наряд, основу которого составляют курортные парки. Пятигорск, по сравнению с Железноводском, Ессентуками и Кисловодском, кажется обиженным судьбой, поскольку не имеет такого большого и красивого курортного парка, как у соседей. Но не будем жалеть «старейшину Кавказских Минеральных Вод», а лучше заглянем в тот зеленый уголок, который считается его курортным парком. Уверен, нам доведется узнать много любопытного об этом месте, хорошо известном и жителям, и гостям Пятигорска.

«Почему вы называете ваш курортный парк «Цветником»? - нередко спрашивают пятигорчан приезжие люди. - Ведь в нем же цветов очень мало...». Насчет цветов они явно ошибаются - площадь клумб, сверкающих всеми красками радуги достаточно велика - несколько сот квадратных метров. Другое дело, что она мала по сравнению с общей площадью парка, где много места занимают аллеи, площадки, травяные газоны, архитектурные сооружения. В этом смысле слово «цветник» сюда не подходит, поскольку согласно словарю оно означает «садик или клумбы, где растут цветы». Поэтому название парка у подножия горы Горячей мы часто берем в кавычки и пишем с заглавной буквы. Но почему же все-таки «Цветник»?

Потому, что начинался он действительно с цветов. На старинных рисунках хорошо видно, что обширное пространство перед зданием Николаевских ванн почти полностью свободно от какой-либо растительности, и лишь небольшой участок в его центре огорожен и пестрит разнообразными цветами. Вот этот-то участок, который был цветником в полном смысле слова, и дал название будущему парку.

Разбивка цветника - тогда это слово писали с маленькой буквы - осуществлялась в общем русле озеленительных работ на молодом курорте. Ведь первоначально местность вокруг источников была совешенно голой, без единого кустика и деревца. Николаевский цветник - так он именовался поначалу - создавался для того, чтобы облагородить местность вокруг здания Николаевских ванн, которая из-за минеральной воды, стекавшей от источников, представляла собой болото. Там обитала масса лягушек, «своим кваканьем досаждавшим посетителям Вод», - писал один из современников.

С помощью подземных труб строители отвели с площадки воду. Затем, как рассказывал в своей книге главный врач курорта Ф. П. Конради, «низкие и неровные места, находившиеся перед купальней, в 1828 году осенью были подняты насыпной землей... и обсажены цветами и деревьями. Там, где было пустое место, прогуливаются теперь между цветами и кустарниками разных пород; во многих местах расставлены скамейки для отдохновения. Летом около бассейна обыкновенно играет музыка и сад служит не только украшением, но и приятным местом для прогулки».

Любопытно, что поначалу этот небольшой садик не был особенно популярен у курортной публики - она предпочитала гулять по бульвару и собираться близ Елизаветинского источника. М. Ю. Лермонтов, описавший в poмане «Герой нашего времени» все достопримечательные места Пятигорска, ни словом не обмолвился о «Цветнике». Его черед пришел позднее, во второй половине XIX века, когда употребление минеральной воды для питья временно прекратилось и источники, расположенные в верхней части города, были забыты. Ванные здания же были сосредоточены близ «Цветника» и потому сюда переместилась курортная жизнь, которая невозможна без приличного парка.

Вот тогда-то маленький цветник начал свою «агрессию», расширяясь во все стороны и захватывая изрядные куски соседнего пространства. Первоначально, как изображалось на старинном рисунке, цветочные клумбы были отделены полосами свободного пространства от проходивших в стороне двух бульваров. Один - основной - располагался посередине главной улицы. Другой - небольшой - тянулся вдоль дороги к Ермоловским ваннам на горе Горячей, мимо грота Дианы. Разрастаясь, «Цветник» для начала поглотил и тот, и другой. Вместе с большим бульваром он расширился к востоку, заняв площадку перед Домом для неимущих офицеров.

Одновременно с расширением шла и его застройка. В бО-е годы по соседству с ванным зданием был построен Николаевский вокзал, сначала в виде открытой галереи, а потом остекленный. В то время слово «вокзал» еще не имело современного «транспортного» значения и обозначало увеселительное заведение. Но Николаевский вокзал служил не только для увеселения - в нем находились очень нужные курорту учреждения - контора «группы», почта, а также старейшая на Кавминводах библиотека, «геогностический», то есть геологический, музей. Вслед за вокзалом в середине восьмидесятых поблизости от Николаевских ванн выросло изящное здание Ермоловских ванн, сменившее старое деревянное помещение ванн с тем же названием. Оно стояло с 1819 года на уступе горы Горячей.

Позднее на аллеях курортного парка появились водопродажный павильон в русском стиле, кумысное заведение, киоски для продажи газет, канцелярских принадлежностей и сувениров. В начале девяностых годов после прокладки водопровода с горы Юца в «Цветнике» устроили фонтан. Была здесь и музыкальная беседка - в ней сидели оркестранты, услаждавшие слух гуляющей публики популярными мелодиями. Но в 1901 году надобность в ней отпала после строительства Лермонтовской галереи. Это оригинальное сооружение из металла и цветного стекла имело не только закрытые прогулочный и театральный залы, но и открытую эстраду - «раковину», куда и переместились музыканты.

Музыкальную беседку перенесли на гору Горячую - там в преддверии столетия Кавказских Минеральных Вод, отмечавшегося в 1903 году, была создана новая зеленая зона, ставшая своеобразным продолжением «Цветника». В 1905 году известный кондитер Гукасов выстроил у входа в парк свою кофейню. Она пользовалась большой популярностью у курортной публики. Но обилие всяческих строений в курортном парке стало вызывать возмущение как самих отдыхающих, так и пятигорской общественности. Многие из них были убраны из «Цветника»: настал черед и вконец обветшавшего Николаевского вокзала, снесенного в конце двадцатых годов. Единственным же добавлением к сохранившемуся архитектурному ансамблю стал построенный в тридцатые годы прошлого века белокаменный питьевой бювет треугольной формы куда подавалась вода из Лермонтовского источника. Тогда же произошло и последнее расширение территории курортного парка за счет ликвидированной трамвайной линии к Пушкинским ваннам, проходившей у его северной границы.

Во второй половине XX столетия облик курортного парка менялся незначительно вследствие разного подхода к оформлению цветочных клумб. Одно время это были сложные фигурные сооружения в виде башен, часов и животных. Они украшались сложными орнаментами из множества различного вида цветов. Рядом с ними тут и там стояли гипсовые скульптуры: «девушка с веслом», «юноша с ракеткой», «колхозница с корзиной плодов» и прочие подобные «шедевры». Появились на клумбах и гигантские экзотические агавы, кактусы и пальмы.

Со временем вместо «кремлевских башен», «слонов», «календарей» в «Цветнике» установили «альпийские горки» и легкие керамические вазоны. В свою очередь, их заменяли старые пни, служившие вместилищем для цветов и легкие фигурки сказочных персонажей. Расширялся породный состав деревьев, кустарников, цветов. Неизменным оставалось лишь усердие, с которым сотрудники зеленого хозяйства работали над украшением «Цветника», стараясь, чтобы его аллеи, газоны и клумбы радовали посетителей красотой и ухоженностью.

Нынешний «Цветник» значительно расширился по сравнению с первоначальным. Но все же он так и остался как бы небольшим «треугольничком», не сравнимым даже с Ессентукским курортным парком, не говоря уже о Кисловодском или Железноводском. Но давайте покинем его формальные пределы и увидим, что он не оставляет нас, в каком бы направлении мы ни пошли. На восток теннистую аллею «Цветника» продолжает бульвар, ведущий к Академическои галерее и окружающему ее старинному Емануелевскому парку. Утопают в зелени здания по улице Карла Маркса, за которой очень скоро начинается сквер на Лермонтовской улице. А вершина горы Горячей вообще воспринимается как часть Цветника.

Все эти зеленые тенистые пути неизменно приводят нас к Машуку, от подножия и почти до самой вершины заросшему естественным лесом. Кое-где он обогащен рукотворными посадками, которые придают ему сходство с огромным парком, окружающим гору и продолжающимся на соседних возвышенностях. И «Цветник» - только преддверие, ведущее в его удивительный волшебный мир.


БИБЛИОТЕКА

О книге (Начало)
Притяжение прошлого

Колыбельный Пятигорск
За гранью «Лермонтовской шкалы»
Определяющие диагонали
Из хаоса творения
«По приглашению и убеждению главного начальства»
Сюрпризы «первой волны»
На пороге блистательного будущего

Прогулки без маршрута
Скрещение дорог, сплетение времен
Пройдем по Ваннской горе
Стоял когда-то сторожевой пост
Знакомый «незнакомец»
Была такая площадь - Александровская
«Цветник», знакомый и незнакомый
В тени бульваров
Квадратура памяти
Парк забытый, но незабываемый
Площадь здоровья и красоты
Под знаком трамвая
Прогулка к «Чертову мосту»
Размышления у «парадного подъезда»
«Сказочная страна»
Треугольный «квадрат»
Странствующий сквер
Ступеньки из прошлого в будущее
Что за кабардинцы здесь жили?
Белые ромашки милосердия
«Юбилейная» остановка
«Перхаловка», «перхалка»...
Нарзан в подарок
Пути-дороги Машука
Курорт XXI века

Осколки прошлого
Как и на чем ездили первые курортники...
Для отдохновения и созерцания
Искрометные струи фонтанов
Лекарство из бюветов
«Шаманов ключик»
Депо кабриолетов
Омнибусы и дилижансы
С того вокзала не уезжали...
Была такая библиотека...
На пользу и в украшение
Задолго до Остапа Бендера
Музыка на Провале
Пятигорские львы
Удивительный музей
Куда уехал цирк
Отсвет старинных снимков
Kино на экране памяти
Портрет на скале
Век автомобиля
Устремление ввысь
Эти странные памятники
Осколки прошлого
Могли бы быть...










Рейтинг@Mail.ru Использование контента в рекламных материалах, во всевозможных базах данных для дальнейшего их коммерческого использования, размещение в любых СМИ и Интернете допускаются только с письменного разрешения администрации!