| пятигорск во времени и пространстве | куда уехал цирк | |
Отдых на море | |
|
|
НАВИГАЦИЯ | ПЯТИГОРСК ВО ВРЕМЕНИ И ПРОСТРАНСТВЕ Куда уехал цирк | ОГЛАВЛЕНИЕ |
|
Куда уехал циркКуда уехал цирк? Бытовала в не слишком давние времена такая, щемящая душу песенка про уехавший цирк. Нам, пятигорчанам, она очень подходит. Может быть и не вчера, но покинули Пятигорск представители искрометного циркового искусства. А ведь бывали они у нас, бывали! Первого гастролера такого рода описал в романе «Герой нашего времени» М. Ю. Лермонтов: «На дверях ресторации явилась длинная афиша, извещающая почтеннейшую публику о том, что вышеименованный удивительный фокусник, акробат, химик и оптик будет иметь честь дать великолепное представление... Публика собралась в исходе девятого; представление началось... Грушницкий сидел в первом ряду с лорнетом. Фокусник обращался к нему всякий раз, как ему нужен был носовой платок, часы, кольцо и прочее». Речь в данном случае идет о Кисловодске, куда приехал фокусник Апфельбаум. Но мы знаем, что туда артисты всегда отправлялись лишь после того, как заканчивали выступления в Пятигорске. Лермонтов в своих описаниях всегда был верен натуре. И данный случай - не исключение. Апфельбаум существовал на самом деле. Происходил он из русских немцев, то есть родился и вырос в России. Выступал он в Москве и Петербурге, а в 1837 году приехал на Кавминводы. Пожилой артист, с длинными до плеч волосами, во фраке с большим жабо, работал у большого стола, под которым сидел его помощник скрытый длинной скатертью. Репертуар его был типичен для рядовых иллюзионистов того времени: Апфельбаум глотал шпаги, показывал карточные фокусы, находил спрятанные вещи, превращал двугривенный в апельсин, а апельсин в золотую монету. По свидетельству современников, особым артистизмом и сценическим обаянием фокусник не отличался. Зато умел привлечь публику своими трюками, которые показывал бесплатно на улицах: вынимал у извозчика из носа картофель, выпускал из рукава голубей, ломал на глазах пирожника его пироги, в которых оказывались золотые червонцы... Сохранились кое-какие сведения и о других гастролерах-циркачах, побывавших на Кавказских Минеральных Водах. Это, прежде всего, так называемый «человек-загадка» - Гегельман, хорошо известный в Европе гимнаст, усовершенствовавший технику воздушных полетов под куполом цирка. Выступал перед курортной публикой и эквилибрист Карл Норри. Свое искусство он демонстрировал не только в помещении, но и на открытом воздухе. А еще пятигорские зрители могли видеть «собачий цирк». Об этом мы узнаем от составителя «Толкового словаря живого великорусского языка» Владимира Даля, создававшего свои литературные произведения иод псевдонимом «Казак В. Луганский». В одном из них - «Находчивое поколение» - он описал Пятигорск 40-х годов XIX столетия. Там есть и сведения об этом необычном цирке, где впервые в России выступали дрессированные животные. В начале XX столетия на Кавминводы приезжал замечательный клоун Виталий Лазаренко. Гастролируя по российской провинции, он завоевал популярность как демократический, «галерочный» Рыжий, сочетавший злободневные сатирические репризы с активным цирковым действием, в частности, с виртуозно выполняемыми прыжками. Столь же шумный успех сопровождал выступления другого знаменитого клоуна и дрессировщика Анатолия Дурова. Комментируя трюки своих животных, арии, подчеркивал неприглядные явления тогдашней российской действительности, вызывая дружный смех зрителей. Совершенно иные чувства владели публикой на сеансах классической борьбы Ивана Поддубного, которые он провел в Пятигорске летом 1927 года. Всех восхищала физическая мощь этого человека. Один из партнеров Ивана Михайловича по борьбе, Л. Кречет, так отозвался на этот счет: «Ну и силища у него была - медвежья, нечеловеческая!». Где могли видеть жители и гости Пятигорска выступления цирковых артистов? Одно время под стационарный цирк с громким названием «Колизей» было приспособлено здание театра. После того, как оно пришло в ветхость, для цирковых представ-лений использовали деревянный павильон в Городском сквере, л также сцены театра Лейцингера и других помещений в частных домах, гостиницах и фойе кинотеатров. Польский журналист Станислав Поволоцкий, живший в Пятигорске, писал о находившемся на улице Театральной кинотеатре «Феномен»: «Время от времени здесь, перед началом сеансов, выступали артисты, фокусники... борцы в рамках «чемпионата французской борьбы». Громадным успехом пользовались и выступления «восточного» мага, факира и гипнотизера Бен-Али. Чудесами, которые он показывал, что называется, бредил буквально весь город. На небольшой эстраде, застланной ковром, ежевечерне в «Феномене» выступали борцы разных национальностей. Арбитром был любимец всей публики Александр Иванович Яковенко. Борцов, принимавших участие в чемпионате и выступавших здесь, знал весь город». .......
|
|
На главную | Фотогалерея | Пятигорск | Кисловодск | Ессентуки | Железноводск | Архыз | Домбай | Приэльбрусье | Красная поляна | Цей | Экскурсии |
Использование контента в рекламных материалах, во всевозможных базах данных для дальнейшего их коммерческого использования, размещение в любых СМИ и Интернете допускаются только с письменного разрешения администрации! |