|
Пятигорск |
Депо кабриолетов
Заведение с таким названием было открыто в начале 50-х годов XIX столетия после того, как по распоряжению наместника Кавказа князя М. С. Воронцова на вершину Машука была проложена экипажная дорога. Первыми начали осваивать ее легкие экипажи, запряженные осликами. Они-то и назывались кабриолетами, хотя обычно слово это служило для обозначения двухколесного одноконного экипажа. Такой вид транспорта на «ослиной тяге» можно было нанять в «депо», расположенном у Елизаветинской галереи.
Писатель и журналист Евграф Ведеревский в своих путевых заметках «От Зауралья до Закавказья» описывает подобный экипаж: он был сплетен из ивовых прутьев наподобие корзины. Сиденье, рассчитанное на двоих, было устроено так, что сидеть нужно было спиной вперед специально для того, чтобы пассажиры не видели ослиных хвостов и могли без помех любоваться живописными пейзажами.
У Ведеревского находим и описание дороги, проложенной по восточному склону Машука: «Через каждые сто сажен у дороги стоит столб с цифрой, показывающей вам, насколько вы поднялись и сколько остается вам еще до вершины. От основания Машука до верхней площадки приходится 1300 сажен, то есть 2 и 3/5 версты и для этою, по меньшей мере, должно употребить 50 минут езды на ослах... На вершине водружен белый каменный крест».
Как видим, похвальное стремление информировать путников о пройденном и остающемся до конца пути расстоянии, которым отмечены нынешние маршруты терренкура, берет свое начало в давнем прошлом. Оттуда же пришла к нам, отмеченная Ведеревским «наклонность человечества к увековечению своего имени: бесчисленные подписи путешествующих на всех каменных обломках, усыпающих вершину. Приводятся им и образчики таких надписей, например, такая (орфография сохранена): «Отсюда возхищался Кафказом Сидор Поплевушин».
Ослиная тяга, видимо, очень быстро продемонстрировала свою ненадежность и в дальнейшем не использовалась. На вершину Машука желающих возили в обычных экипажах, запряженных лошадьми.
|