| пятигорск во времени и пространстве | размышления у «парадного подъезда» | |
Отдых на море | |
|
|
НАВИГАЦИЯ | ПЯТИГОРСК ВО ВРЕМЕНИ И ПРОСТРАНСТВЕ Размышления у «парадного подъезда» | ОГЛАВЛЕНИЕ |
|
Размышления у «парадного подъезда»Пятигорский вокзал не столь оживлен, как столичные, но и он бывает многолюден - порою на его перронах собираются сотни людей. Большинство их воспринимает существующее ныне здание вокзала со всем окружающим, как само собой разумеющееся. О том, что стояло здесь когда-то другое здание и все вокруг него было по-иному, вспоминают немногие. Как-никак почти сорок лет прошло с тех пор, как начались здесь грандиозные перемены, в результате которых засверкал громадными окнами бетонный параллелепипед нового вокзала, взметнулась рядом с ним гостиница-«высотка», нырнул под пути подземный переход а старое вокзальное здание исчезло, как будто его никогда и не было. Заглянув в прошлое, можно увидеть как возник «парадный подъезд» Пятигорска, чем был интересен в те времена, что пережил за годы своего существования. О железной дороге патриоты Пятигорска мечтали еще в середине позапрошлого века. Один из них писал в газете «Кавказ»: «...скоро придет пора, когда нити железных дорог побегут по России и тогда наш Пятигорск сделается одним из приятнейших городов России». Этой мечте было суждено сбыться не скоро. Железнодорожная линия Ростов - Владикавказ, проложенная в 1875 году, легла в стороне от курортов. Много времени потратили, много бумаги исписали, много копий сломали в спорах городские и курортные власти, прежде чем добились разрешения строить курортную ветвь Минеральные Воды - Кисловодск. Но и на этом дело не кончилось. Очень не хотелось «отцам города» пускать дымящую и шумящую «чугунку» в курортную местность - они предлагали проложить пути в стороне от Пятигорска, а в городе устроить так называемую «заездную», а не «проездную» станцию. Дорожникам это сулило немало лишних хлопот, и они сумели не только настоять на своем варианте прокладки пути, но и получить для размещения железнодорожной станции Ярмарочную площадь, замыкавшую город с запада и намеченную городскими властями под строительство жилья. Строилась железнодорожная ветка непривычно быстрыми для нас темпами. Весной 1892 года была вынута первая лопата земли на будущей трассе, а всего год спустя, 14 мая 1893 года, в Пятигорск уже пришел первый поезд. Правда, для открытия регулярного движения потребовался еще год, в течение которого столь же ударными темпами возводились станционные постройки, в первую очередь, вокзалы. Нелишне напомнить, что нынешнее «транспортное» значение снова «вокзал» только-только входило в обиход. Еще в толковом словаре 80-х годов XIX века можно прочитать буквально следующее: «Воксал (англ.) -здание на загородном гулянии, для увеселения». Имелся в Пятигорске и такой - в Николаевском цветнике. Но в отличие от увеселительного, построенного из легких деревянных конструкций, железнодорожный получил капитальное каменное строение, не только вместительное и удобное, но и красивое, как все вокзальные здания на Кисловодской ветке. Считается, что проектировал их главный архитектор Владикавказской железной дороги Е. Дескубес, который позаботился о том, чтобы каждый из вокзалов имел собственное неповторимое «лицо», но вместе с другими составлял единый архитектурный ансамбль. К тому времени, когда станция Пятигорск стала принимать пассажирские поезда, город почти вплотную приблизился к ней. Но все же идти с вокзала пешком, да еще с вещами, никому бы и в голову не приходило. В центр города и в курортный район пассажиров доставляли извозчики - на старинных фотографиях и открытках мы видим, как множество пролеток ожидает прибытия поезда. Перевозка пассажиров была делом прибыльным. Поэтому неудивительно, что среди самых ярых противников трамвая, которым город решил обзавестись в 1903 году, были извозчики, опасавшиеся конкуренции. И опасения эти были не напрасными - трамвай сразу же получил признание приезжих, тем более, что конечную его остановку устроили прямо на перроне. Пассажиру, сошедшему с поезда, оставалось сделать всего несколько шагов, чтобы очутиться в вагоне этого нового удобного вида транспорта. Впрочем, извозчики тоже не оставались в накладе - пассажиров хватало и им. Ведь на пятигорском вокзале останавливалось шесть поездов дальнего следования - из Петербурга и Москвы, Новороссийска и Царицына, Тифлиса и Баку. Да и местных поездов в разгар сезона ходило ежесуточно более тридцати пар - примерно столько же, сколько насчитывается их сегодня. Правда, поезда были менее вместительными, чем нынешние: шесть - семь облегченных вагончиков дачного типа могли увезти от силы две сотни пассажиров. Это естественно вызывало частые жалобы на тесноту и давку. Правление дороги понимало, что многое в организации пассажирского движения на Кисловодской ветке еще несовершенно и старалось поправить дело - постоянно увеличивало количество остановок и поездов, приноравливало их расписание к потребностям курортной публики, создавало удобство в продаже билетов, которые можно было приобрести на перроне или даже в поезде. Не было забыто и питание пассажиров. «Стол в железнодорожных буфетах дешевле и лучше, нежели в местных ресторанах», - читаем в одном из документов того времени. Ресторан пятигорского вокзала не был исключением - многие курортники, да и местные жители предпочитали его городскому общепиту. Пятигорский вокзал всего на несколько лет опередил в своем рождении XX век. Почти ровесники, они вместе встречали и переживали бурные события, которыми изобиловала история России. Первая мировая война. Пятигорский вокзал забит беженцами из западных губерний и новобранцами в серых шинелях. По ночам к его перронам подходят санитарные поезда, переполненные ранеными. Гражданская война выплескивает на привокзальную площадь митингующих солдат с красными ленточками на папахах, мешочников, матросов, перепоясанных пулеметными лентами. Там, где еще недавно останавливались кокетливые дачные вагончики, стоят воинские эшелоны и бронепоезда. 30-е годы. В горах Кавказа строится Баксанская ГЭС. Ее энергия используется для движения поездов на Кисловодской ветке. Первый пассажирский состав без локомотива, прозванный позже «электричкой», прибывает на пятигорский вокзал 6 ноября 1936 года. Грозное лихолетье Великой Отечественной Жизнь вокзала подчинена девизу «Все для фронта, все для победы!» Потом черные дни оккупации. В январе сорок третьего - радость освобождения, омраченная горечью потерь. Станционные здания сожжены, рельсы взорваны. Кажется, никогда не ходить здесь поездам. Но проходит всего месяц и движение возобновляется. Шестидесятые годы. Туристский бум. В Пятигорск ежедневно прибывает по несколько поездов с желающими увидеть достопримечательности Кавминвод. Специально для туристских поездов рядом с вокзалом строится платформа - по табличкам на стоящих около нее вагонов можно изучить географию страны. Семидесятые годы. Пятигорск охвачен строительной лихорадкой. Повсюду громады многоэтажек теснят кварталы старых домов. Пафос этого наступления заставляет забыть о ценности памятников истории, к которым относится и пятигорский вокзал. Уютный и живописный, он уступает место безликой бетонно-стеклянной конструкции. Конец XX столетия. Боевые действия в недалекой Чечне отдчются эхом взрывов, дважды сотрясавших пятигорский вокзал. Отсюда - постоянное присутствие здесь вооруженных людей в камуфляже. И вот - заря нового века, нового тысячелетия. Растет поток пассажиров, которые уже с трудом вмещаются в новые шестивагонные поезда. Новинки в обслуживании пассажиров вокзальным «Сервис-центром»: факс, ксерокс, компьютер с выходом в Интернет. Всюду бары, кафе, бистро, киоски, бутики, ларьки, лотки - на перроне, в залах ожидания, на привокзальной площади. Торопливая и суетная сегодняшняя жизнь не позволяет человеку остановиться, оглянуться, поискать следы минувшего. А они на пятигорском вокзале есть. Вон, за путями, около забора, высится башня из старинного желтого кирпича, основательно потемневшего за сто с лишним лет. Когда-то она была водонапорной. Жилые дома для станционных служащих востребованы до сих пор. Измененные позднейшими пристройками, они все же напоминают нам о временах своей молодости, когда мимо них пробегали белые дачные вагончики, а деревья вокруг были совсем молодыми. Эти, прожившие долгий век кряжистые великаны -тоже свидетели истории пятигорского вокзала, живые памятники его прошлого.
|
|
На главную | Фотогалерея | Пятигорск | Кисловодск | Ессентуки | Железноводск | Архыз | Домбай | Приэльбрусье | Красная поляна | Цей | Экскурсии |
Использование контента в рекламных материалах, во всевозможных базах данных для дальнейшего их коммерческого использования, размещение в любых СМИ и Интернете допускаются только с письменного разрешения администрации! |