| пятигорск во времени и пространстве | ступеньки из прошлого в будущее |
Пятигорский информационно-туристический портал
 • Главная• СсылкиО проектеФото КавказаСанатории КМВ
ПЯТИГОРСК ВО ВРЕМЕНИ И ПРОСТРАНСТВЕ • Ступеньки из прошлого в будущееОГЛАВЛЕНИЕ


 Пятигорск 

Ступеньки из прошлого в будущее

Казалось бы, что можно сказать о лестницах, сложенных из мертвых, безмолвных камней? Чем они могут быть интересны? Возможно, подобные вопросы правомерны для какого-нибудь другого города. Но в Пятигорске, сбегающем со склонов Машука к долине Подкумка, их задавать не стоит. Лестницы с их многочисленными ступеньками играют очень важную роль в жизни города и горожан и поэтому могут представлять для нас немалый интерес. Правда, мы не стараемся что-то узнать о них, подчас даже не замечаем, привыкнув с детства.

Посмотрите на пятигорские лестницы повнимательнее и сразу увидите, как их много и какие они все разные! Одни широкие, парадные, с перилами и украшениями, другие - скромные, будничные, деловые. Одни выставлены напоказ посреди улицы или бульвара, другие стыдливо прячутся в боковых переулках, робко прижимаются к стенам домов. Некоторые растянулись гигантскими косыми гармошками на десятки метров, а иные не насчитывают и десятка ступенек. Есть ежедневно необходимые горожанам, истоптанные тысячами ног, с отполированными до блеска ступенями, а есть невостребованные годами, забытые Богом и людьми, порою даже никуда не ведущие...

Да, очень разные они, наши лестницы! И оценивать их можно по-разному - как произведения архитектурного искусства или строительного мастерства, как пути сообщения или помехи на пути. Но в любом случае в них надо видеть памятники прошлого, давнего или недавнего, которые могут многое поведать нам о своем времени. Давайте же походим по некоторым, вслушиваясь в эхо не только своих шагов, но и шагов Истории.

Первое знакомство - со старейшими пятигорскими ступеньками. Чтобы увидеть их, нужно подняться на гору Горячую к полукруглой видовой площадке под скульптурой «Орел». Обычно с нее смотрят в даль, на лежащий впереди город. Мы же заглянем прямо вниз, за перила. Видите небольшие полукруглые кусочки лестниц, охватывающие с обеих сторон основание площадки? Пройти по ним ногами невозможно - они никуда не ведут, обрываясь в пустоту. Но, шагая по этим ступенькам мысленно, мы можем попасть в те давние времена, когда они появились на свет.

Первые десятилетия XIX века. Слава о целебных водах Машука уже разнеслась по России. Лечиться сюда едут сотни людей. В поселке у Горячих вод, как первоначально назывался Пятигорск, появились первые жилые домики, у источников сооружены примитивные ванные здания. Но вот беда - источники и ванны расположены на вершине Горячей горы, а жилье находится внизу, у ее подножия. Чтобы принять лечебную процедуру, приходится взбираться по крутой узкой тропинке, обливаясь потом и кляня вовсю местные власти, не позаботившиеся о более удобном подъеме. Власти, конечно же, понимают это, но у них нет средств. И потому, едва у курорта появилась некая сумма, пожертвованная богатым меценатом, ее в первую очередь решили использовать для устройства экипажной дороги и лестницы на вершину горы Горячей. Лестницы удобной, капитальной, каменной. Получилась она на славу - прямая, ровная, с удобными перилами и площадками для отдыха, с кокетливой башенкой наверху. Такой она и сохранилась до середины века двадцатого, когда была разобрана за ненадобностью. Осталась только башенка с видовой площадкой наверху и остатками ступенек по бокам.

Многое помнит первая лестница Пятигорска. Ведь по ее ступенькам всходили Александр Пушкин и Александр Алябьев, Михаил Глинка и Михаил Лермонтов, Виссарион Белинский и Лев Толстой и еще сотни других людей, жаждавших исцеления. Иные, не раз поднявшись к источникам с костылями и палками, однажды бросали их и сбегали вниз счастливые своим исцелением. И еще немало интересного могли бы рассказать эти ступеньки, доживи они до наших дней!

Вот другая лестница - и другая страница летописи Пятигорска. Поднимаясь к Академической галерее по роскошному многомаршевому лестничному каскаду, с трудом веришь, что когда-то на этот крутой склон, так же, как и на Горячую гору, приходилось взбираться по узкой каменистой тропинке. В лермонтовские времена многочисленные представители «водяного общества» по крайней мере два раза в день взбирались но ней к «кислосерному источнику», открытому доктором Гаазом и рекомендованному им для питья. Тогда это был просто обложенный камнем открытый колодец, близ которого стояла сначала полотняная, позже деревянная галерея для защиты от солнца и дождя.

Окультурить площадку у источника было решено в 40-х годах, когда архитектор Самуил Уптон построил здесь белокаменную Елизаветинскую галерею, признанную одной из лучших его работ. Конечно, подобное сооружение требовало и соответствующего подхода. Однако каменная лестница, заменившая поначалу тропинку на склоне, в архитектурном отношении значительно уступала самой галерее.

Соответствие было достигнуто почти век спустя стараниями другого архитектора. По иронии судьбы «каменное великолепие», как называли Елизаветинскую галерею, очень скоро после появления осталось не у дел. Курортная медицина второй половины XIX века посчитала бесполезным и даже вредным прием минеральной воды внутрь. Паломничество к источнику прекратилось. Галерея опустела на многие десятилетия. И лестница к ней ведущая, сделалась своеобразной дорогой в никуда.

Центр курортной жизни переместился в «Цветник». Это обстоятельство способствовало появлению новых лестниц, ибо небольшой курортный парк стали расширять за счет соседней Горячей горы. На рубеже веков, в канун празднования столетия Кавказских Минеральных Вод, плоская вершина горы украсилась деревьями, кустарниками, цветами, а также скульптурами и беседкой с цветными стеклами.

От грота Дианы проложили на вершину горы многомаршевую лестницу с несколькими площадками. Вот как описывает ее путеводитель, изданный в 1914 году: «Вся лестница декорирована разнообразной растительностью, а на первой площадке устроены тир и кафе; здесь же помещается кегельбан... С этой площадки поднимаются на вторую... воздух здесь чище, а кругозор расширяется, вдали виден снежный хребет».

К сожалению, спустя год-полтора после того как путеводитель поступил в продажу, начался процесс разрушения и разорения этого лестничного ансамбля, продолжавшийся до самого последнего времени. Не стало беседки с цветными стеклами. Исчезли кафе, тир, кегельбан. Пропали деревянные и разрушались каменные скамейки. Сохранились лишь ступеньки, правда, больше как печальное напоминание о временах, описанных в том же путеводителе: «На этой площадке всегда большое оживление; здесь отдыхают перед дальнейшим восхождением на гору, любуются дивной панорамой природы, развлекаются играми и пр.».

Следующий этап активного сотворения лестниц начался для Пятигорска в 30-х годах, когда город неожиданно сделался центром громадного Северо-Кавказского края и по такому случаю оделся в строительные леса. Именно тогда появилась одна из самых длинных городских лестниц, соединившая Провальский бульвар с Народными ваннами. Она имеет более ста ступеней и позволяет отдыхающим быстро спуститься к популярному некогда лечебному учреждению. В те же времена появилась и другая лестница, построенная в парке культуры и отдыха имени Кирова. Спускаясь от центральной аллеи ко входу на стадион, она вот уже более полувека верой и правдой служит тысячам гуляющих и любителей посмотреть на спортивные соревнования.

Самым известным сооружением такого рода, построенным в тридцатые годы, стал грандиозный лестничный ансамбль, ведущий к Академической галерее, переименованной в 1925 году когда праздновалось 200-летие Академии наук. Автором проекта был известный пятигорский архитектор П. П. Еськов. Строительными работами руководил Л. М. Августинский, представитель династии талантливых инженеров, много сделавших для Северного Кавказа. Жаль только, что ни тот ни другой не приняли во внимание девиз, которым обычно руководствуются в своей практике лечащие врачи и который обязательно должны помнить все, имеющие дело с памятниками старины: «Не навреди!» Забвение его привело к тому, что, освобождая место для нижней части ансамбля, его создатели ликвидировали Елизаветинский цветник. Для того чтобы новое сооружение было видно издалека, уничтожили гордость Пятигорска - аллею столетних лип, заменив их невзрачными туями, которые ныне разрослись и точно также закрывают вид на галерею с роскошным лестничным ансамблем.

Игнорировала девиз «Не навреди!» и автор проекта лестницы, ведущей к Лермонтовскому скверу, художник-архитектор Г. Н. Писаренко. Ее творение, появившееся в 1946 году, очень эффектно замыкает собой перспективу улицы Октябрьской, но грубо нарушает композицию сквера. Чтобы прохожие могли попадать в него прямо с лестницы, пришлось перенести западный вход. В результате люди вынуждены ходить не по специальной пешеходной полосе, вымощенной каменными плитами, а наискосок, по дорожке без твердого покрытия, где в сырую погоду образуется грязное месиво.

Пятидесятые и шестидесятые годы лестниц городу почти не прибавили, зато в последующие два десятилетия архитекторы и строители, словно спохватившись, принялись в массовом порядке «оступенивать» городские улицы и курортную зону. Сооружается памятник В. И. Ленину и одновременно помпезная лестница к нему. Возводится новый корпус санатория имени М. Ю. Лермонтова и ликвидированная улица Парковая становится сплошной дворовой лестницей. Строится санаторий имени XXII съезда КПСС и от Провала прокладывается к нему прямой лестничный спуск. Реконструкция улицы Крайнего превращает большой ее участок, от Нижнего до Верхнего рынков, в каскад площадей, соединенных лестницами и лесенками, ступенями и ступеньками разных фасонов и размеров.

Последним грандиозным актом лестницестроения для Пятигорска стало создание каскадного спуска от Нижней радоновой лечебницы в пойму Подкумка, где строились пансионаты «Береговой», «Теплосерный» и «Горячеводский». Вкупе с гигантской диет-столовой они должны были положить начало новому курортному району. К сожалению, строители разрушили при этом несколько старинных зданий на улице Теплосерной, в том числе и дом известного «светописца Кавказа» фотографа Г. И. Раева, безусловно являющийся памятником истории и культуры. Это тем более обидно, что жертва оказалась напрасной. По разным причинам новый курортный район не состоялся.

Итак, прошагав лишь по самым знаменитым лестницам Пятигорска, мы узнали много интересного и поучительного. Путь длиной почти в два века привел нас к порогу третьего тысячелетия. Взойти в него по «Лестнице времени» приглашал жителей и гостей Пятигорска проект предпринимателя Николая Адащика. Ровно две тысячи ступеней - по числу лет нашей эры - должна была содержать эта «суперлестница», ведущая на вершину Машука и возведенная в честь смены тысячелетий. Каждая ступенька, символизирующая определенный год, могла бы по замыслу автора проекта носить имя известной в истории личности и содержать внутри себя сведения о человеке, пожелавшем стать таковым и выкупившим ступеньку.

По архитектурному оформлению «Лестница времени», будь она построена, затмила бы все аналогичные сооружения. Оригинально отделанные видовые площадки. Скульптурные композиции символического содержания. Сад камней с высеченными изречениями мудрецов всех времен и народов. Красиво, грандиозно, романтично. Только вот третье тысячелетие давно уже началось, а проект так и остался на бумаге. Может бьпъ, это и к лучшему?..


БИБЛИОТЕКА

О книге (Начало)
Притяжение прошлого

Колыбельный Пятигорск
За гранью «Лермонтовской шкалы»
Определяющие диагонали
Из хаоса творения
«По приглашению и убеждению главного начальства»
Сюрпризы «первой волны»
На пороге блистательного будущего

Прогулки без маршрута
Скрещение дорог, сплетение времен
Пройдем по Ваннской горе
Стоял когда-то сторожевой пост
Знакомый «незнакомец»
Была такая площадь - Александровская
«Цветник», знакомый и незнакомый
В тени бульваров
Квадратура памяти
Парк забытый, но незабываемый
Площадь здоровья и красоты
Под знаком трамвая
Прогулка к «Чертову мосту»
Размышления у «парадного подъезда»
«Сказочная страна»
Треугольный «квадрат»
Странствующий сквер
Ступеньки из прошлого в будущее
Что за кабардинцы здесь жили?
Белые ромашки милосердия
«Юбилейная» остановка
«Перхаловка», «перхалка»...
Нарзан в подарок
Пути-дороги Машука
Курорт XXI века

Осколки прошлого
Как и на чем ездили первые курортники...
Для отдохновения и созерцания
Искрометные струи фонтанов
Лекарство из бюветов
«Шаманов ключик»
Депо кабриолетов
Омнибусы и дилижансы
С того вокзала не уезжали...
Была такая библиотека...
На пользу и в украшение
Задолго до Остапа Бендера
Музыка на Провале
Пятигорские львы
Удивительный музей
Куда уехал цирк
Отсвет старинных снимков
Kино на экране памяти
Портрет на скале
Век автомобиля
Устремление ввысь
Эти странные памятники
Осколки прошлого
Могли бы быть...










Рейтинг@Mail.ru Использование контента в рекламных материалах, во всевозможных базах данных для дальнейшего их коммерческого использования, размещение в любых СМИ и Интернете допускаются только с письменного разрешения администрации!