| пятигорск во времени и пространстве | «юбилейная» остановка | |
Отдых на море | |
|
|
НАВИГАЦИЯ | ПЯТИГОРСК ВО ВРЕМЕНИ И ПРОСТРАНСТВЕ «Юбилейная» остановка | ОГЛАВЛЕНИЕ |
|
«Юбилейная» остановкаСегодня добраться до места дуэли М. Ю. Лермонтова не составляет никакого труда. Прямо в центре Пятигорска можно сесть в трамвай, автобус или в маршрутное такси, которые быстро домчат вас до места. Из других городов Кавминвод туда спокойно можно доехать в электропоезде. Ну а сто лет1 назад попасть в эти места было куда сложнее. Они считались дальними окрестностями Пятигорска и посещение их расценивалось как настоящее путешествие. Поезда, уже ходившие по Кисловодской ветви, помочь не могли, поскольку останавливались лишь на станциях, а их тогда насчитывалось всего пять - по одной на каждый город-курорт, плюс Минеральные Воды, считавшиеся «распорядительной», то есть узловой станцией. Чтобы попасть к месту поединка, надо было брать извозчика или идти пешком но пыльной, не укрытой тенью деревьев дороге, огибавшей подножие Машука. Впрочем, эти обстоятельна тогдашнюю курортную публику не смущали. Очень многим хотелось побывать там, где погиб великий поэт, память которого и в те времена чтилась достаточно высоко. Но, добравшись до нужной точки, многие испытывали разочарование, увидев на лесной опушке всего лишь небольшую каменную пирамидку, поставленную в 80-х годах XIX века. Не буду отбивать хлеб у лермонтоведов, рассказывая о том, как определялось место дуэли и какие памятники на нем сменяли друг друга. Отмечу лишь, что первый из них решено было поставить к 60-летию со дня гибели Михаила Юрьевича, которое Пятигорск широко отмечал 15 июля 1901 года. На торжества у памятника ожидалось прибытие множества гостей - не только из Пятигорска, но и с других «групп», как назывались тогда курортные города Кавминвод. Для того, чтобы публике было легче добираться до места праздника, правление Владикавказской железной дороги разрешило останавливать поезда там, где полотно железной дороги ближе всего подходило к подножию Машука. Таким образом, 15 июля 1901 года стало первым днем существования новой остановки, рожденной лермонтовским юбилеем. Сегодня она именуется достаточно солидно - станция Лермонтовская, а числилась постом, то есть занимала низшую ступень в иерархии остановочных пунктов. Тем не менее остановка эта, несмотря на столь скромный статус оставила заметный след в летописи железнодорожной ветви Минеральные Воды - Кислововск. Она была первым промежуточным пунктом между основными станциями ветви. Все прочие - Подкумок, Змейка, Машук и т. д. появились позднее. Пост у подножия Машука стал также первой остановкой, названной согласно ее назначению, а не по наименованию ближайшего географического объекта. Впоследствии по этому принципу получили свои имена остановки Скачки и Белый Уголь. Словосочетание «Пост Лермонтовский» просуществовало недолго. Его быстро сменило другое, более привычное нашему уху - «Лермонтовский разъезд», бытовавшее до второй половины XX века. Даже сегодня оно нет, нет, да и мелькнет в разговоре старых пятигорчан. Однако пора вернуться к 15 июля 1901 года. В тот день железной дороге пришлось работать с повышенной нагрузкой. В «Летописи Пятигорска», составленной Л. Н. Польским, указывается: «В день открытия памятника к нему поездами было доставлено до 10 тысяч человек». Тут уважаемый краевед допустил явное преувеличение. Ведь согласно историческим данным, представленным в книге В. Гриценко «Дорога на курорты», в начале XX века по Кисловодскои ветви ходило не более 32 пар поездов. Каждый их них состоял из пяти - шести вагончиков, рассчитанных приблизительно на полтораста человек. Даже переполненный поезд вряд ли мог бы перевезти более двухсот пассажиров. Вот и считайте, сколько времени потребовалось бы для доставки десяти тысяч. Но народу было действительно немало и юбилейный день убедительно показал, что остановка близ места дуэли была введена не зря, что пассажиры, пусть не в таких количествах, обязательно будут ею пользоваться. И все же кое-кому казалось, что новую остановку нужно дополнительно «нагрузить». Среди этих людей были и активисты Кавказского горного общества. В Пятигорске бытует версия, что это именно по их инициативе была введена остановка. Но летом 1901 года Кавказского горного общества еще не существовало - его устав был высочайше утвержден лишь спустя полгода. Начав действовать в 1902 году, энтузиасты-путешественники, составившие КГО, нашли разъезду дополнительное применение. На средства, полученные от Управления Вод, они построили пешеходную тропу на вершину Бештау, которая начиналась именно здесь, у Лермонтовского разъезда. Подобные тропы на вершину Машука и вокруг горы уже существовали - они тоже выходили к месту дуэли М. Ю. Лермонтова. Об этом сообщают путеводители тех лет. Таким образом, не только приезжим из других городов, но и пятигорчанам было удобно подъезжать сюда на поезде и отсюда начинать пешее путешествие. Именно с той поры Лермонтовский разъезд, ставший позднее станцией Лермонтовской, служит традиционным местом сбора туристских групп и стартом многих путешествий по окрестностям Кавминвод, успешно выполняя эту роль и сегодня. Еще более солидную нагрузку остановке нашли люди, всерьез думавшие о будущем Пятигорска. Они наметили создать у подножия Бештау новый дачный район, для которого Лермонтовский разъезд мог бы служить железнодорожной станцией. Название району дали весьма поэтическое - «Город-сад». И его построили бы - не сомневайтесь! Но... не успели. Срок подачи проектов был определен: 1 мая 1917 года. Очень скоро и устроителям, и участникам конкурса стало не до проектов. Вместо города-сада несколько десятилетий спустя мы получили близ Лермонтовского разъезда барачный поселок «почтового ящика», осуществлявшего на Бештау урановые разработки, а еще через некоторое время тут же, по соседству, так называемые «коллективные сады», покрывшие живописное подножие пятиглавой горы. С другой стороны железной дороги к Лермонтовскому разъезду стал стремительно приближаться «спальный» микрорайон Белая Ромашка. За каких-то два десятка лет его строения заполнили все свободное пространство между окраиной старого Пятигорска и разъездом, возведенным в ранг станции, поскольку он оказался уже в черте города. Шумным, людным, оживленным сделался некогда пустынный за-городний разъезд. В 1971 году станцию украсил стеклянный павильон нового вокзала, сменивший старое непрезентабельное здание, а три года спустя на его фасаде появился барельеф М. Ю. Лермонтова работы скульптора Е. Рукавишникова. Он и напоминает нам о том, кому станция обязана своим появлением.
|
|
На главную | Фотогалерея | Пятигорск | Кисловодск | Ессентуки | Железноводск | Архыз | Домбай | Приэльбрусье | Красная поляна | Цей | Экскурсии |
Использование контента в рекламных материалах, во всевозможных базах данных для дальнейшего их коммерческого использования, размещение в любых СМИ и Интернете допускаются только с письменного разрешения администрации! |