| пятигорск во времени и пространстве | парк забытый, но незабываемый | |
Отдых на море | |
|
|
НАВИГАЦИЯ | ПЯТИГОРСК ВО ВРЕМЕНИ И ПРОСТРАНСТВЕ Парк забытый, но незабываемый | ОГЛАВЛЕНИЕ |
|
Парк забытый, но незабываемыйПокой и красота... Высоко вознесенный над шумными городскими улицами, отступивший от оживленного Провальского городка, этот уголок старинного Пятигорска напоминает заколдованное царство, живущее по своим законам, по своему времени. Легкий отсвет падает на все окружающее от стен белокаменной галереи, немного напоминающей старинный замок, от залитых солнцем отвесных скал, над которыми словно парит изящная беседка со сказочным именем Эолова арфа. Она не зря названа в честь бога ветров - там, где ее поставили, редкий миг выдается безветренным. А здесь, внизу, в сложенных ладонях машукских отрогов тихо - листва деревьев едва колышется. Деревьев много. Могучие дубы, горделивые ясени, поэтичные клены, задумчивые сосны, вечно прекрасные каштаны обступают галерею, спускаются от нее вниз, к истокам городского бульвара, карабкаются вверх, на крутизну, стараясь соединиться с теми, что одевают скаты Машука. Под тенистым пологом деревьев прячется прихотливо разбегающаяся сеть дорожек, по которым так приятно бродить, уходя мыслью от забот и злобы дня сегодняшнего в далекое прошлое, когда не было вокруг ни людей, ни строений. Тишину лесной чащи оживлял лишь птичий гомон, а по едва заметным звериным тропам бегали грациозные серны и большеглазые олени... Но стоп! Не было здесь во времена отдаленные ни лесной чащи, ни птичьего пения, ни, тем более, серн с оленями. Л были голые скальные кручи, нагромождения раскаленных солнцем камней, меж которыми пробивалась бледная травка, да торчали чахлые' кустики. Откуда же взялось нынешнее великолепие? Мы узнаем это, заглянув в прошлое этого уголка курортного Пятигорска, называемого Емануелевский парк. Два с лишним века назад в не слишком далекую отсюда Горячеводскую долину пришли русские, чтобы воспользоваться целебной силой минерального источника, вытекавшего у западной оконечности Горячей горы. Вскоре там уже шумело курортное поселение, стояли первые купальни. Здесь же все оставалось диким и пустынным. Казалось бы совсем близко, рукой подать -даже версты не будет. А вот, поди ж ты! Не хотелось людям забираться в царство дикого камня, бродить по бездорожью, сбивая ноги. Боязно было выходить за цепь постов и пикетов, охранявших поселение от набегов немирных горцев. Однажды летом 1809 года, возвращаясь позже обычного, доктор подумал, что попал в засаду, когда увидел в глухом месте, далеко от спасительных постов и пикетов, лошадей, пьющих воду. К счастью для доктора, оказалось, что они принадлежат не горцам, подкарауливавшим одинокого путника, а мирным извозчикам из Георгиевска. Они привели попоить лошадей водой, которую считали очень полезной для животных Доктор, сообразивший, что источник целебный, изучил его и рекомендовал для питья людям, назвав его Елизаветинским. Источник сделался очень популярным у курортной публики, как и соседний с ним Михайловский, открытый профессором Нелюбиным в 1823 году. По крайней мере дважды в день приходили сюда «чающие движения воды», выпивали положенное число стаканов, а после этого гуляли по окружающим горкам. В 20-е годы источники приобрели сравнительно цивилизованный вид: были обложены камнем и имели вид колодцев. Рядом с Елизаветинским источником, который использовался и для приема ванн, поставили деревянный балаган, замененный позже деревянной купальней с единственной ванной кабиной. Для укрытия от дождя и жаркого солнца у источника появилась полотняная галерея. В 1827 году на Воды прибыл недавно назначенный командующий войсками Кавказской линии и Черномории генерал Г. А. Емануель, наделенный также и всей полнотой гражданской власти на Северном Кавказе. Знакомясь с нарождающимся курортом, он обратил внимание на полное отсутствие здесь деревьев, в тени которых можно было бы спрятаться от палящих лучей летнего солнца. Он тут же приказал посадить вдоль главной улицы аллею. Приказ этот Строительная комиссия, занимавшаяся благоустройством Кавминвод, восприняла как требование заняться озеленением в самых широких масштабах. И в том же году работы по озеленению поселка начались. В следующем, 1828 году, солдаты военно-рабочей команды стали создавать вокруг Елизаветинского и Михайловского источников достаточно обширную парковую зону, проект которой составил архитектор Джузегше Бернардацци. Ее было решено разбить в модном тогда естественном, или ландшафтном стиле, получившем наиболее широкое распространение в садово-парковом искусстве Англии, отчего его часто называют «английским». 8 отличие от раулярного стиля в ландшафтном стараются избегать прямых линий, симметрии и геометрически правильной планировки местности. При этом всякое возвышение или препятствие не убирается, а обходится и используется в декоративных целях. О впечатлении, которое преображенная местность производила на приезжих, лучше всего сказал В. Броневский, посетивший Кавминводы в 30-х годах: «Между трех гор, крутых и высоких, на треугольном пространстве явился сад в английском вкусе, в коем соединены все искусственные и природные красоты. Тут павильоны, беседки, гроты, крытые аллеи, кусты, цветы; там водопады, пропасти, пещеры, провалы... словом вы видите перед собой очаровательное место, которое и теперь, когда деревья еще не разрослись, нравятся взору и видом своим удивляют охотников и знатоков в садоводстве». Действительно, было чему удивляться в этом парке, получившем позднее имя Емануелевский - в честь инициатора озеленительных работ на пятигорском курорте. В разных местах парка имелись выходы минеральных источников - Аверина, Нелюбина, Товиева, Георгия, Ахилова. Все они имели очень небольшой дебит, для ванн или питья не применялись, а потому были использованы в декоративных целях: вода сбегала но склону живописными струйками, образуя кое-где миниатюрные водопады. По верховьям Горячей горы и Внутреннего отрога, ограничивающим территорию парка, была проложена сеть дорожек и аллей, обложенных но краям дерном или тесаным камнем. Большинство их было обсажено деревьями, а некоторые увиты виноградными лозами, образующими зеленые тоннели. Повсюду стояли деревянные скамейки и диваны из дерна. В скальных выходах на обращенных к парку склонах имелись небольшие естественные пещеры - их облагородили, превратив в романтические гроты. Выше них, также зеркально повторяя друг друга, стояли две беседки, поставленные на высоких панорамных точках. Таким увидел Емануелевский парк приехавший в 1837 году на лечение М. Ю. Лермонтов. Он заметил здесь и кислосерный колодец, и «домик с красной кровлею над ванной», и галерею, «где гуляют во время дождя», и «любительниц уединения вдвоем», гуляющих «под виноградными аллеями, покрывающими скат Машука», и «павильон, называемый Эоловой арфой», и тенистый фот... Описанные в романе «Герой нашего времени» эти места стали привлекать публику как лермонтовские. Свой первоначальный облик Емануелевский парк сохранял до конца сороковых годов, после чего здесь начались большие перемены. На площадке Елизаветинского источника вместо деревянного ванного домика и полотняного навеса для гуляния появилось белоснежное здание Елизаветинской галереи. Замыкая Горячеводскую долину, она эффектно выделяется на фоне зелени машукского склона и является лучшим архитектурным украшением курортного Пятигорска. Китайскую беседку над Михайловским источником заменила галерея в мавританском стиле со множеством окон и мраморным бассейном внугри. Построил обе галереи архитектор-англичанин С. Уптон, назначенный главным архитектором курортов. К концу XIX века Емануелевский парк стал терять свою популярность у курортной публики, переставшей пить воду из обоих источников. Становился он и менее привлекательным внешне. В 1903 году через него проложили трамвайную линию. Она нарушила целостность территории, рассекла многие дорожки и аллеи, которые стали размываться дождевыми и талыми водами. Но куда большие разрушения принесли парку годы Первой мировой и Гражданской войн, когда многие деревья были вырублены, а деревянные беседки и скамейки разобраны на дрова. Вторичному надругательству парк подвергся в период фашистской оккупации Пятигорска. В послевоенные годы работники зеленого строительства курорта постарались вернуть Емануелевскому парку вид, близкий к первоначальному. Были расчищены, поправлены, выровнены аллеи и дорожки, укреплены каменными стенками откосы, из воды минеральных источников с малым дебитом устроены каскады и мини-водопады. Обрела свое прежнее назначение Академическая - бывшая Елизаветинская галерея. В 1962 году в ней начал действовать питьевой зал. Некоторому возрождению интереса к ее посещению способствовало превращение. части галереи в выставочный зал. Возрожденная после пожара Михайловская галерея тоже служит для устройства вернисажей и выставок, привлекающих жителей и гостей города. И все же в полной мере былая популярность красивого поэтического уголка старого Пятигорска, увы, не возвращается. А жаль - поистине незабываемые впечатления остаются от посещения этого забытого парка!
|
|
На главную | Фотогалерея | Пятигорск | Кисловодск | Ессентуки | Железноводск | Архыз | Домбай | Приэльбрусье | Красная поляна | Цей | Экскурсии |
Использование контента в рекламных материалах, во всевозможных базах данных для дальнейшего их коммерческого использования, размещение в любых СМИ и Интернете допускаются только с письменного разрешения администрации! |