| пятигорск во времени и пространстве | как и на чем ездили первые курортники... | |
Отдых на море | |
|
|
НАВИГАЦИЯ | ПЯТИГОРСК ВО ВРЕМЕНИ И ПРОСТРАНСТВЕ Как и на чем ездили первые курортники... | ОГЛАВЛЕНИЕ |
|
Как и на чем ездили первые курортники...Покидая спальный вагон поезда или спускаясь по трапу воздушного лайнера, гость Кавказских Минеральных Вод не задумывается о том, как добирались сюда первые курортники двести лет назад. Для них поездка, занимающая сегодня сутки - двое, а то и несколько часов, длилась неделями. Ведь иного транспорта, кроме экипажа, запряженного лошадьми, тогда практически не существовало. Приходилось трястись по пыльной или раскисшей от дождей дороге, с ночевками на почтовых станциях, а то и прямо в чистом поле. Так что нужно было обладать изрядной выдержкой, терпением и даже известным мужеством, чтобы отправиться в такой вояж. Впрочем, это на взгляд современного человека. Предки же наши, не зная ничего другого, считали такое путешествие обычным делом. И каждую весну несколько сотен русских собирались в дальний путь на Кавказские воды, чтобы поправить здоровье. Каков был порядок езды? Тут имелось несколько вариантов. Путешественник мог ехать «на почтовых» или «на перекладных», то есть пользоваться казенными лошадьми, которых ему меняли на каждой станции иногда вместе с экипажем. В этом случае он обязан был иметь подорожную - документ, где указывались цель поездки и социальный статус пассажира, от которого зависело количество даваемых ему лошадей и очередность их предоставления. Другой способ поездки - «на вольных» - предполагал наем лошадей вместе с ямщиком по договорной цене на тот или иной отрезок пути. Если же ямщик и лошади нанимались «от места до места», это называлось «ехать на долгих», потому что лошадей не меняли в пути и они должны были периодически отдыхать. Наконец, можно было путешествовать «на своих», то есть на собственных лошадях. Способ путешествия не оставался неизменным. Так, в первые годы существования курортов Кавминвод на них лечились или офицеры и чиновники, служившие на Кавказе, или состоятельные люди из Центральной России. Первые - люди казенные - ездили, как правило, на перекладных, вторые - на своих, изредка - на долгих. Люди богатые прибывали на курорт с огромным штатом слуг, приживалов, врачей и учителей. Ясно, что это требовало большого количества экипажей и еще большего числа лошадей. Вблизи Пятигорска имелся даже участок, называвшийся «Посетительским», где пасли лошадей приезжих. С течением времени произошла демократизация лечащейся публики - на курорты стали приезжать не слишком богатые люди. В дороге они пользовались уже не столько собственными, сколько нанятыми лошадьми. В 60-х годах почтовое ведомство стало практиковать даже отдачу в наем экипажей. Людям известным, уважаемым они предоставлялись без залога. Всем прочим полагалось вмести в залог стоимость транспортного средства, а по окончании путешествия получить ее обратно. А какими экипажами пользовались едущие на курорт? У состоятельных людей конца XVIII - начала XIX века для путешествий имелись большие неуклюжие тихоходные экипажи, в которых можно было не только ехать с достаточным комфортом, но и спать в пути. Назывались они дормезы и рыдваны. Со временем их вытеснили кареты, тоже имевшие немалые размеры, но уже не столь громоздкие и более быстроходные. В дорожной карете собирается ехать на Воды героиня задуманного А. С. Пушкиным «Романа на Кавказских Водах» Томская. В подобном экипаже прибывает на курорт баронесса Энгельсберг, героиня повести Е. Ган «Медальон». Однако в литературных произведениях, рассказывающих о поездках на Кавминводы, чаще фшурирует дорожная коляска - четырехколесный рессорный экипаж с откидным верхом. Наличие рессор, которых не было у карет, делало доро1у намного приятнее, а откидной верх позволял в хорошую погоду наслаждаться свежим воздухом и без помех любоваться окрестностями. «Щегольскую коляску» мы встречаем в той же повести «Медальон», видим в романе «Герой нашего времени», где ею пользуется Печорин. Но коляска, особенно заграничная, была довольно дорогим удовольствием. Армейские офицеры, да и многие штатские вынуждены были ездить в телегах и тележках. И это вовсе не считалось зазорным. Ведь в те времена телегой называлась не крестьянская грузовая повозка, как нынче, а вполне приличный экипаж. Вспомним хотя бы лермонтовское «Проселочным путем люблю скакать в телеге...» Довольно распространенным средством передвижения в середине XIX века была бричка. В отличие от коляски она рессор не имела, но, как и та, могла похвастаться откидным верхом. И, наконец, рассказывая о путешествиях по скверным российским дорогам, нельзя не вспомнить о тарантасе. Восторженный панегирик этому экипажу находим в повести В. Соллогуба, которая так и называется «Тарантас». Что же представлял собой подобный экипаж? «Вообразите два длинные шеста, две параллельные дубины, неизмеримые и бесконечные; посредине них как будто брошена нечаянно огромная корзина, округленная по бокам, как исполинский кубок... на концах дубин приделаны колеса, и все это странное создание кажется издали каким-то диким порождением фантастического мира, чем-то средним между стрекозой и кибиткой...» Тем не менее подобное сооружение вполне исправно возило пассажиров но необъятным просторам матушки-России, добираясь и до Кавказа. Даже человек сторонний, Александр Дюма, впервые встретившись в России с этим видом транспорта, сумел оценить его достоинства. Знаменитый романист прибыл на Кавказ по Кизляро-Астраханскому тракту. В Европе, по его мнению, на такой дороге экипаж совсем не мог бы передвигаться. «Но тарантас проходит везде», - писал Дюма. Иной набор транспортных средств употреблялся для поездок на ближние расстояния - по городам-курортам Кавминвод и их окрестностям. Это были, в основном, извозчичьи экипажи. Специальных служб для перевозки приезжей публики по территории Кавминвод долгое время не существовало. Да и не нуждались в этом первые курортники - ведь приезжали они в своих экипажах, со своими лошадьми - на них и разъезжали, куда хотели - хоть на соседний курорт, хоть на охоту или на пикник в живописном месте. Но по мере того, как среди лечащихся увеличивалось количество «безлошадной» публики, росла и потребность в наемных экипажах с кучерами. Сведений о том, когда именно появились первые извозчики, в исторической литературе не имеется, но по косвенным данным можно видеть, что таковые имелись в Пятигорске уже в 30-х годах. Так, в документах о дуэли Лермонтова и Мартынова фигурируют Кузьма Чухнин и Евграф Чалый - люди, профессионально связанные с извозом. К началу 60-х годов в Пятигорске уже официально числились 24 извозчика. В других городах они появились позднее. Экипажи эти были различных видов. Самыми комфортабельными считались фаэтоны на рессорах, с откидным верхом. Экипажи попроще именовались дрожками, пролетками, шарабанами - некоторые из них тоже имели откидной верх. А самыми простыми были извозчичьи линейки: в них, кроме возницы, помещались всего три человека, сидевшие боком. Никакой защиты от непогоды линейка не имела. Все извозчики ожидали пассажиров па так называемых «биржах», то есть стоянках в определенном месте. В Пятигореке такие стоянки находились около «Цветника», близ Теплосерных ванн и на городской площади, напротив памятника Лермонтову. Работу этой важной службы курортного сервиса регламентировали специальные правила, существовали и угвержденные расценки. Один из гостей Кавминвод, побывавший здесь в 1895 году, не без удовольствия отмечал: «Извозчики в Пятигорске хорошие, экипажи удобные, есть такса, и поэтому можно смело ехать и смотреть окрестности».
|
|
На главную | Фотогалерея | Пятигорск | Кисловодск | Ессентуки | Железноводск | Архыз | Домбай | Приэльбрусье | Красная поляна | Цей | Экскурсии |
Использование контента в рекламных материалах, во всевозможных базах данных для дальнейшего их коммерческого использования, размещение в любых СМИ и Интернете допускаются только с письменного разрешения администрации! |