|
Пятигорск |
Век автомобиля
Автомобили появились в Пятигорске на самой заре XX столетия. Первым обладателем нового транспортного средства был директор Вод В. В. Хвощинский. Дымящее и рычащее «чудище» вызвало немалый переполох в городе. По сообщению очевидцев, лошади в паническом страхе скачут, куда попало, пораженные ужасом при виде необычайного для них предмета». Немалое возмущение вызывала новинка и у кое-кого из людей. Так, «Общество борцов за тишину» выступило с гневным протестом против нового вида транспорта после опубликования в 1902 году газетой «Северный Кавказ» статьи «Автомобиль на Кавказе».
Но уже несколько лет спустя автомобиль на Кавмпнводах сделался привычным явлением. Свой автотранспорт имели колония Красного Креста, некоторые фешенебельные гостиницы, в частности, «Бристоль». Специальными автомобилями, немного напоминающими нынешние микроавтобусы, широко пользовалось Экскурсионное бюро Г. Москвича. Были собственные автомобили и у частных лиц. Известно, что роскошным «авто» обладал поселившийся в Пятигорске бывший российский консул в Персии И. Ю. Мациевский. Машины были в основном иностранного производства: «форды», «бенцы», «паккарды», «фиаты». В 1914 году все они были конфискованы государством для военных нужд.
Вновь автомашины появились в Пятигорске лишь в 1921 году, когда сюда прибыл 29-й механизированный военно-санитарный отряд для обслуживания лазаретов, развернутых на базе некоторых санаториев. В своем распоряжении он имел тринадцать автомобилей иностранных марок. После окончания Гражданской войны отряд остался в городе, положив начало транспортному обслуживанию курорта.
В 1925 году на Северный Кавказ начали прибывать машины отечественного производства - грузовики АМО-Ф15. Восемь грузовых машин были получены в 1932 году открывшимся незадолго до этого в Пятигорске филиалом ростовской конторы «Югавтотранс». Первый автобус французского производства начал привозить пассажиров в Пятигорск из Ставрополя в 1927 году. Пятигорские автомобилисты отправили в рейс на Георги-евск переделанный из грузовика автобус только пять лет спустя. Первые десять легковых такси прибыли в Пятигорск в 1938 году.
Послевоенные десятилетия стали временем бурного развития автомобильного транспорта. Улицы городов-курортов и окрестные магистрали заполнили тысячи автомобилей. Согласно статистике 70-х годов в Пятигорске профессия водителя оказалась одной из массовых: почти пять тысяч горожан проводили свой рабочий день за баранкой автомобиля. А сколько было автолюбителей, сейчас и не скажешь.
Приближение, а затем и наступление XXI столетия способствовало дальнейшей «автомобилизации» города, которая имеет не только положительное значение. Загрязнение атмосферы выхлопами десятков тысяч автомобилей вызывает куда более серьезную реакцию общественности Кавминвод, чем протест Борцов за тишину сто лет назад.
|