| пятигорск во времени и пространстве | на пользу и в украшение |
Пятигорский информационно-туристический портал
 • Главная• СсылкиО проектеФото КавказаСанатории КМВ
ПЯТИГОРСК ВО ВРЕМЕНИ И ПРОСТРАНСТВЕ • На пользу и в украшениеОГЛАВЛЕНИЕ



 Пятигорск 

На пользу и в украшение

Проходя вечерней порой по нарядному, сверкающему огнями бульвару Кировского проспекта, невольно представляешь себе другую картину... Глухая зимняя ночь. Давит мороз. На Горячей горе свирепые порывы ветра раскачивают единственный жестяной фонарь с тусклой лампочкой, не способной рассеять окружающий мрак. Зловеще завывает ветер, тревожно гудят провода, назойливо дребезжит фонарный колпак. В станице за рекой заходятся лаем собаки. Где-то в отдалении слышатся выстрелы...

Вдруг в эту беспокойную гамму ночных звуков врываются новые: стук топора, треск дерева, взвизгивание выдираемых гвоздей. Потом мимо фонаря скользят неясные тени. Качнувшийся конус жидкого света на мгновение выхватывает из темноты человеческие фигуры и их ношу - доски, колья, какие-то обломки дерева... Думается, что именно так в годы Гражданской войны уничтожались деревянные архитектурные сооружения, украшавшие курортный район Пятигорска. Мотивы варварства понятны. Топливо давно перестали завозить. Вес допустимые нормы вырубки древесины в Бештаугорском лесопарке с лихвой перекрыты. Да и боязно ходить туда по дрова: убивают даже вооруженных лесников.

А мороз все крепче. Что делать? Как согреться? Вот и начались ночные походы в курортную зону, где столько сухого дерева пропадает зря в постройках и поделках довоенного времени Кому они нужны теперь? Курсовых давно нет и не предвидится У властей другие заботы. Выходит, эти постройки ничьи? Ничьи - значит, наши!.. И пошло под топор все, что способно гореть -скамейки, перила, столбы, навесы. И беседки тоже, в том числе знаменитая «Бель вю» на верхней точке Горячей горы и «Щепкин-ская» на западной оконечности Михайловского отрога Машука. И даже та, что стояла над «Цветником» и за свою причудливость была прозвана «Китайской». Ранее она служила павильоном для музыкантов в «Цветнике».

Я не случайно обращаю внимание на смену их амплуа, поскольку это позволяет поговорить еще об одном виде архитектурных украшений, которых Пятигорск лишился в те годы. Историки и краеведы практически не вспоминают о павильонах, интересуясь более заметными сооружениями: беседками, галереями, гротами и т. д. Между тем, они тоже достойны внимания: безболезненное превращение Музыкального павильона в Китайскую беседку свидетельствует о близости между этими архитектурными формами, хотя разница тут есть.

Пытаясь определить, в чем она заключается, я начал листать словари, но ответа не нашел. Зато увидел, насколько любопытно само слово «павильон». Первоосновой его служит латинское «papilio», что означает «шатер» и... «бабочка». Видимо, древние римляне видели сходство между ними.

В старину на слово «павильон» претендовали российские военные. В 1723 году сподвижник Петра I князь Б. И. Куракин говорил «о командовании всеми флотами под моим павильоном», то есть флагом. Сегодня этот термин в ходу у представителей многих профессий... Пиротехники именуют им залп из множества ракет, музыканты - раструб духового инструмента. Специалисты по геральдике - особый символ в гербе - «намет», который, впрочем, переводится как «шатер». В театре этим словом называют декорации интерьеров, в кино - помещение для съемки фильма, в телевидении - место для передач, не связанных с выездом за пределы студии. А еще есть павильоны выставочные, ярмарочные...

Что же касается интересующего нас толкования, то в большинстве словарей оно сводится к понятию «изящное сооружение, стоящее в саду или парке». Примерно то же самое говорится и о беседке: в некоторых словарях, например, у Даля они даже выступают синонимами. Так что определяя разницу между павильоном и беседкой приходится прибегать к здравому смыслу и житейскому опыту. А они говорят, что беседка служит, в основном, для праздного времяпрепровождения, павильон же имеет утилитарное, деловое назначение, хотя, как и беседка, является архитектурным украшением местности.

О пятигорских павильонах впервые сообщил нам А. С. Пушкин в своем «Путешествии в Арзрум». Рассказывая о переменах, увиденных во время второго посещения Горячих Вод, он отмечав. «Везде чистенькие дорожки, зеленые лавочки, правильные мостики, павильоны». Где они находились, Александр Сергеевич не сообщает, но очень вероятно, что и он смешивал понятия - ведь не зря же его современница Елена Ган в своей повести «Медальон» называет павильоном беседку «Эолова арфа». О павильонах в Емануелевском парке пишет и другой современник поэта академик В. Броневский. Позднее павильонов, как мы знаем, было много в «Цветнике». Кроме Музыкального, там имелись павильоны для продажи газет и журналов, а также для кафе, водопродажного и «кумысного» заведений. Легкие и изящные, они служили истинным украшением курортного парка.

Строили павильоны и в других местах. Так, после сооружения в 1893 году водопровода рядом с Юцким водопадом, снабжавшим город водой, построили легкий павильон с верандой, где разместился загородный ресторанчик. Год спустя, когда вход в провал одели кирпичным порталом, над ним появился павильон для музыкантов, развлекавших публику, которая посещала расположенный поблизости еще один павильон с кафе. На дорожке к вершине Машука, проложенной братьями Бернардацци и реставрированной в конце XIX века, предприимчивый ресторатор построил павильон, получивший название «Полдороги», где гуляющие могли получить прохладительные напитки и закуски. Подобные строения разной степени красоты и изящества появились на средней площадке Горячей горы, рядом с фонтаном в Казенном саду, у Перкальского родника, на вершине горы Машук. Все они служили, как правило, помещениями для игр и чтения, ресторанов и кафе.

Кратковременность использования таких построек в немногие летние месяцы диктовала выбор дешевого и не слишком прочного материала, каким было дерево, что сыграло роковую роль в их судьбе. Почти все пятигорские павильоны сгорели в пламени печей, спасая горожан от холода в годы Гражданской войны. До сегодняшнего дня дожил лишь один из них - тот, что был поставлен у Юцкого водопада. Увидеть его сейчас могут немногие -строгий статус охранной зоны источника водоснабжения города надежно упрятал памятник истории от любопытных глаз.

На многие десятилетия павильоны исчезли с улиц Пятигорска, из его садов и парков, во всяком случае те, что могли украсить ландшафт. Несколько позднейших построек, числящихся павильонами, язык не поворачивается назвать таковыми. Немного радости глазу доставляли и расплодившиеся взамен киоски, ларьки, палатки и иные пристанища точек торговли и общепита. Старожилы помнят, что стояли на бульваре фанерные будки, выкрашенные грязно-голубой краской, где торговали мороженым, минеральной водой, пивом, да и кое-чем покрепче. Позже их сменили пластиковые коробки, не менее унылые и однообразные и столь же неудобные для посетителей. Ведь павильон отличается еще и тем, что в нем под крышей находятся и продавец и покупатель, который имеет возможность сесть за столик или находиться возле удобной стойки Ларьки и киоски таких условии не предоставляют. Купленный в них продукт приходится потреблять стоя под открытым небом.

Проходили годы. Казалось, огненная черта, подведенная когда-то над бытием павильонов, навсегда лишила Пятигорск этих красивых и нужных сооружений. Конец столетия вместе с другими давно утраченными ценностями, возвратил городу и павильоны. Они стали появляться на трамвайных и автобусных остановках, а потом и на реконструированном бульваре. Здесь они особенно симпатичны: белые, как бы воздушные, расцвеченные радугой красочных навесов, декоративных решеток, стульев, украшенные цветами и фонтанами, по вечерам сверкающие гирляндами огней...

Кое-кто из горожан возмущается, ворчит: погубили проспект, испортили бульвар! Да нет же! Положа руку на сердце, признаемся: скучноватым был наш бульвар раньше. А сегодня он стал украшением главного проспекта. И немалую роль в этом сыграли павильоны.


БИБЛИОТЕКА

О книге (Начало)
Притяжение прошлого

Колыбельный Пятигорск
За гранью «Лермонтовской шкалы»
Определяющие диагонали
Из хаоса творения
«По приглашению и убеждению главного начальства»
Сюрпризы «первой волны»
На пороге блистательного будущего

Прогулки без маршрута
Скрещение дорог, сплетение времен
Пройдем по Ваннской горе
Стоял когда-то сторожевой пост
Знакомый «незнакомец»
Была такая площадь - Александровская
«Цветник», знакомый и незнакомый
В тени бульваров
Квадратура памяти
Парк забытый, но незабываемый
Площадь здоровья и красоты
Под знаком трамвая
Прогулка к «Чертову мосту»
Размышления у «парадного подъезда»
«Сказочная страна»
Треугольный «квадрат»
Странствующий сквер
Ступеньки из прошлого в будущее
Что за кабардинцы здесь жили?
Белые ромашки милосердия
«Юбилейная» остановка
«Перхаловка», «перхалка»...
Нарзан в подарок
Пути-дороги Машука
Курорт XXI века

Осколки прошлого
Как и на чем ездили первые курортники...
Для отдохновения и созерцания
Искрометные струи фонтанов
Лекарство из бюветов
«Шаманов ключик»
Депо кабриолетов
Омнибусы и дилижансы
С того вокзала не уезжали...
Была такая библиотека...
На пользу и в украшение
Задолго до Остапа Бендера
Музыка на Провале
Пятигорские львы
Удивительный музей
Куда уехал цирк
Отсвет старинных снимков
Kино на экране памяти
Портрет на скале
Век автомобиля
Устремление ввысь
Эти странные памятники
Осколки прошлого
Могли бы быть...










Рейтинг@Mail.ru Использование контента в рекламных материалах, во всевозможных базах данных для дальнейшего их коммерческого использования, размещение в любых СМИ и Интернете допускаются только с письменного разрешения администрации!