|
Пятигорск |
Отсвет старинных снимков
Знаете ли вы, что одни из самых первых в России пейзажных снимков были сделаны на пятигорской земле? Произошло это в 1842 году, всего три года спустя после обнародования открытий Л. Дагера и Ж. Ньепса, позволивших получать изображение на металлической посеребренной пластинке - дагерротипе, В составе правительственной комиссии, прибывшей для выяснения причин периодических исчезновений Александровского источника, оказался молодой чиновник Министерства внутренних дел С. Л. Левицкий. Собираясь в поездку, он приобрел «фотографический снаряд» и несколько дюжин посеребренных пластинок.
Пока ученые-иностранцы, при которых он состоял переводчиком, вникали в тайны Горячей горы и ее источников, Левицкий устанавливал тут же треногу со «снарядом» и делал снимки окружающей местности. Два лучших он отправил в Париж оптику Шевалье, чьим объективом пользовался. А тот, восхищенный качеством дагерротипов, представил их на Парижскую выставку, где им была присуждена Золотая медаль - первая в истории награда за фотоработы. Таким образом, всемирная слава Левицкого, замечательного русского фотографа, началась у нас, на Кавказских Минеральных Водах.
Следующим, кто запечатлел здешние пейзажи уже на фотопластинках, был Окуловский - «светописец» гораздо меньшего масштаба. Он вошел в историю Пятигорска лишь потому, что первым открыл здесь в 1863 году фотографическое заведение. Год спустя Лухергандт открыл второе. После этого в Пятигорске стали один за другим обосновываться фотографы И. Ланге, А. Энгель, Д. Никитин, Ф. Гадаев, Т. Цагоев, К. Саккаро, К. Агапов, Д. Дюгант.
Как правило, каждый из них начинал с портретных съемок в павильоне, но рано или поздно убеждался, что публику, особенно курортную, интересуют виды Кавминвод, в первую очередь, Пятигорска, поскольку здесь многое связано с Лермонтовым. И тогда он принимался делать пейзажные снимки. Поначалу они размножились с помощью фотографической техники, а потом в ход пошел типографский станок. Россию наводнили открытые письма, то есть почтовые открытки с видами Кавмннвод Нередко это были ремесленные поделки, но некоторые авторы поднимались до уровня истинного искусства: пятигорчане А. Энгель А. Мойстлик, М. Киселев, тифлисский мастер Д. Ермаков, столичный фотограф С. Прокудин-Горский.
К сожалению, их имена забыты сегодня широкой публикой. Все ретро-фотографии местные жители обычно приписывают Г. И. Раеву. В какой-то мере это объяснимо, ибо он был главным фотолетописцем Пятигорска на протяжении более чем полувека. Первый свой снимок юный Гриша Раев сделал в "0-х годах XIX столетия. Последние фотографии Григория Ивановича датируются пятидесятыми годами следующего века. Не было в жизни региона сколько-нибудь заметною события, которое не запечатлела бы его фотокамера. Виды Кавказа, снятые Раевым, были широко известны в России и за рубежом, не раз получали награды на отечественных и международных выставках.
Двадцатый век сделал фотографическую съемку несравненно более легким делам, чем она была во времена старых мастеров. Фотографические снаряды, камеры-обскуры, громоздкие деревянные ящики на треногах сменили «Фотокор». «Лейка», «ФЭД». а потом и более портативные камеры, вплоть до пресловутых мыльниц и цифровых камер, не требующих ничего, кроме умения нажимать на спуск. Казалось бы, в легионе нынешних «светоиисцев» должны затеряться истинные мастера пейзажной фотографии, наследники Левицкого и Раева. Но этого не случилось - мы видим множество чудесных работ на выставках, собирающих огромное количество зрителей, а также в различных изданиях последних лет. Гладя на эти многокрасочные, сияющие глянцем снимки, мы благодарно вспоминаем первые работы, с большим трудом созданные на металлических пластинах, - ведь это отблеск их доброго света ложится на сегодняшние шедевры художественной фотографии.
|