| пятигорск во времени и пространстве | отсвет старинных снимков |
Пятигорский информационно-туристический портал
 • Главная• СсылкиО проектеФото КавказаСанатории КМВ
ПЯТИГОРСК ВО ВРЕМЕНИ И ПРОСТРАНСТВЕ • Отсвет старинных снимковОГЛАВЛЕНИЕ



 Пятигорск 

Отсвет старинных снимков

Знаете ли вы, что одни из самых первых в России пейзажных снимков были сделаны на пятигорской земле? Произошло это в 1842 году, всего три года спустя после обнародования открытий Л. Дагера и Ж. Ньепса, позволивших получать изображение на металлической посеребренной пластинке - дагерротипе, В составе правительственной комиссии, прибывшей для выяснения причин периодических исчезновений Александровского источника, оказался молодой чиновник Министерства внутренних дел С. Л. Левицкий. Собираясь в поездку, он приобрел «фотографический снаряд» и несколько дюжин посеребренных пластинок.

Пока ученые-иностранцы, при которых он состоял переводчиком, вникали в тайны Горячей горы и ее источников, Левицкий устанавливал тут же треногу со «снарядом» и делал снимки окружающей местности. Два лучших он отправил в Париж оптику Шевалье, чьим объективом пользовался. А тот, восхищенный качеством дагерротипов, представил их на Парижскую выставку, где им была присуждена Золотая медаль - первая в истории награда за фотоработы. Таким образом, всемирная слава Левицкого, замечательного русского фотографа, началась у нас, на Кавказских Минеральных Водах.

Следующим, кто запечатлел здешние пейзажи уже на фотопластинках, был Окуловский - «светописец» гораздо меньшего масштаба. Он вошел в историю Пятигорска лишь потому, что первым открыл здесь в 1863 году фотографическое заведение. Год спустя Лухергандт открыл второе. После этого в Пятигорске стали один за другим обосновываться фотографы И. Ланге, А. Энгель, Д. Никитин, Ф. Гадаев, Т. Цагоев, К. Саккаро, К. Агапов, Д. Дюгант.

Как правило, каждый из них начинал с портретных съемок в павильоне, но рано или поздно убеждался, что публику, особенно курортную, интересуют виды Кавминвод, в первую очередь, Пятигорска, поскольку здесь многое связано с Лермонтовым. И тогда он принимался делать пейзажные снимки. Поначалу они размножились с помощью фотографической техники, а потом в ход пошел типографский станок. Россию наводнили открытые письма, то есть почтовые открытки с видами Кавмннвод Нередко это были ремесленные поделки, но некоторые авторы поднимались до уровня истинного искусства: пятигорчане А. Энгель А. Мойстлик, М. Киселев, тифлисский мастер Д. Ермаков, столичный фотограф С. Прокудин-Горский.

К сожалению, их имена забыты сегодня широкой публикой. Все ретро-фотографии местные жители обычно приписывают Г. И. Раеву. В какой-то мере это объяснимо, ибо он был главным фотолетописцем Пятигорска на протяжении более чем полувека. Первый свой снимок юный Гриша Раев сделал в "0-х годах XIX столетия. Последние фотографии Григория Ивановича датируются пятидесятыми годами следующего века. Не было в жизни региона сколько-нибудь заметною события, которое не запечатлела бы его фотокамера. Виды Кавказа, снятые Раевым, были широко известны в России и за рубежом, не раз получали награды на отечественных и международных выставках.

Двадцатый век сделал фотографическую съемку несравненно более легким делам, чем она была во времена старых мастеров. Фотографические снаряды, камеры-обскуры, громоздкие деревянные ящики на треногах сменили «Фотокор». «Лейка», «ФЭД». а потом и более портативные камеры, вплоть до пресловутых мыльниц и цифровых камер, не требующих ничего, кроме умения нажимать на спуск.

Казалось бы, в легионе нынешних «светоиисцев» должны затеряться истинные мастера пейзажной фотографии, наследники Левицкого и Раева. Но этого не случилось - мы видим множество чудесных работ на выставках, собирающих огромное количество зрителей, а также в различных изданиях последних лет. Гладя на эти многокрасочные, сияющие глянцем снимки, мы благодарно вспоминаем первые работы, с большим трудом созданные на металлических пластинах, - ведь это отблеск их доброго света ложится на сегодняшние шедевры художественной фотографии.


БИБЛИОТЕКА

О книге (Начало)
Притяжение прошлого

Колыбельный Пятигорск
За гранью «Лермонтовской шкалы»
Определяющие диагонали
Из хаоса творения
«По приглашению и убеждению главного начальства»
Сюрпризы «первой волны»
На пороге блистательного будущего

Прогулки без маршрута
Скрещение дорог, сплетение времен
Пройдем по Ваннской горе
Стоял когда-то сторожевой пост
Знакомый «незнакомец»
Была такая площадь - Александровская
«Цветник», знакомый и незнакомый
В тени бульваров
Квадратура памяти
Парк забытый, но незабываемый
Площадь здоровья и красоты
Под знаком трамвая
Прогулка к «Чертову мосту»
Размышления у «парадного подъезда»
«Сказочная страна»
Треугольный «квадрат»
Странствующий сквер
Ступеньки из прошлого в будущее
Что за кабардинцы здесь жили?
Белые ромашки милосердия
«Юбилейная» остановка
«Перхаловка», «перхалка»...
Нарзан в подарок
Пути-дороги Машука
Курорт XXI века

Осколки прошлого
Как и на чем ездили первые курортники...
Для отдохновения и созерцания
Искрометные струи фонтанов
Лекарство из бюветов
«Шаманов ключик»
Депо кабриолетов
Омнибусы и дилижансы
С того вокзала не уезжали...
Была такая библиотека...
На пользу и в украшение
Задолго до Остапа Бендера
Музыка на Провале
Пятигорские львы
Удивительный музей
Куда уехал цирк
Отсвет старинных снимков
Kино на экране памяти
Портрет на скале
Век автомобиля
Устремление ввысь
Эти странные памятники
Осколки прошлого
Могли бы быть...










Рейтинг@Mail.ru Использование контента в рекламных материалах, во всевозможных базах данных для дальнейшего их коммерческого использования, размещение в любых СМИ и Интернете допускаются только с письменного разрешения администрации!