| пятигорск во времени и пространстве | омнибусы и дилижансы |
Пятигорский информационно-туристический портал
 • Главная• СсылкиО проектеФото КавказаСанатории КМВ
ПЯТИГОРСК ВО ВРЕМЕНИ И ПРОСТРАНСТВЕ • Омнибусы и дилижансыОГЛАВЛЕНИЕ



 Пятигорск 

Омнибусы и дилижансы

Их иногда пугают, хотя разница между ними немалая. Омнибусы - многоместные экипажи с платными местами, как правило, перевозили пассажиров на сравнительно небольшие расстояния внутри города или между соседними населенными пунктами. Как они выглядели, мы узнаем из книги путевых очерков Е. Ведерев-ского Ют Зауралья до Закавказья»: «Это что-то вроде круглой комнаты с круглым столом посредине, с лавочками около краев и навесом наверху. Кузов замечательного экипажа напоминает собой половину дыни, у которой верхняя половина срезана. Но сидеть в нем удобно и общество из 10 человек, не слишком тесня друг друга может приятно провести время в общем разговоре».

Омнибусы стали «первыми ласточками» общественного транспорта в городах Европы и России. Убежденный сторонник прогресса, князь М. С. Воронцов, назначенный наместником Кавказа, в конце 40-х годов XIX века ввел омнибусы и на Кавказских Минеральных Водах. Экипажи отходили ежедневно в семь часов утра от здания Ресторации: один направлялся в Ессентуки и Кисловодск, другой - в Железноводск и в тот же день возвращались обратно. Движение их подчинялось строгим правилам. Билеты полагалось брать заранее и использовать только в означенный день. Обратно они не принимались. Опоздания не допускались, как и требования к кучеру ускорить езду.

Омнибусы перевозили и почту, как и другой вид общественного транспорта - дилижансы. Только те были предназначены для дальних рейсов. Потому и внешний вид имели иной: это уже не «половинка дыни», а большая закрытая карета с рядами сидений внутри и снаружи на так называемом «империале», а попросту - на крыше. Первые дилижансы стали прибывать на Кавказские Минеральные Воды с 1862 года из Ростова-на-Дону, куда добраться из центра страны было гораздо легче, чем до Кавказа. Ведь в России уже появились железные дороги, да и пароходство по Дону получило достаточное развитие. Дилижансы отравлялись из Ростова два-три раза в неделю.

Новый толчок развитию дилижансного движения дала прокладка железнодорожной магистрали Ростов - Владикавказ. Она прошла в стороне от Кавказских Минеральных Вод и доставить ее пассажиров на курорты правление Владикавказской дороги обязалось на дилижансах, построив для них благоустроенные шоссе. Достигнув Пятигорска, шоссе переходило в Воронцовский проспект, который вел прямо к почтовой станции, которую называли также депо дилижансов. Находилась она на Александровской площади, приблизительно там. где сейчас проспект 40 лет Октября пересекается с улицей Октябрьской. Как выглядело здание этой станции, мы можем судить по точно такому же, которое сохранилось в Железноводске.

Ежедневно из Минеральных Вод отправлялись три рейса дилижансов: два в Пятигорск, Ессентуки и Кисловодск и третий - в Железноводск. Плата за проезд была одинакова: в первом классе - 1 рубль 38 копеек, во втором - 92 копейки и в третьем -40 копеек Кроме дилижансов к поездам подавались изюзчичьи коляски и грузовые фуры для вещей.

С появлением в 1875 году дилижансов с наших дорог исчезли омнибусы. Дилижансы прекратили свое существование почти два десятилетия спустя, после того как из Минеральных Вод в Кисловодск была проложена железная дорога.


БИБЛИОТЕКА

О книге (Начало)
Притяжение прошлого

Колыбельный Пятигорск
За гранью «Лермонтовской шкалы»
Определяющие диагонали
Из хаоса творения
«По приглашению и убеждению главного начальства»
Сюрпризы «первой волны»
На пороге блистательного будущего

Прогулки без маршрута
Скрещение дорог, сплетение времен
Пройдем по Ваннской горе
Стоял когда-то сторожевой пост
Знакомый «незнакомец»
Была такая площадь - Александровская
«Цветник», знакомый и незнакомый
В тени бульваров
Квадратура памяти
Парк забытый, но незабываемый
Площадь здоровья и красоты
Под знаком трамвая
Прогулка к «Чертову мосту»
Размышления у «парадного подъезда»
«Сказочная страна»
Треугольный «квадрат»
Странствующий сквер
Ступеньки из прошлого в будущее
Что за кабардинцы здесь жили?
Белые ромашки милосердия
«Юбилейная» остановка
«Перхаловка», «перхалка»...
Нарзан в подарок
Пути-дороги Машука
Курорт XXI века

Осколки прошлого
Как и на чем ездили первые курортники...
Для отдохновения и созерцания
Искрометные струи фонтанов
Лекарство из бюветов
«Шаманов ключик»
Депо кабриолетов
Омнибусы и дилижансы
С того вокзала не уезжали...
Была такая библиотека...
На пользу и в украшение
Задолго до Остапа Бендера
Музыка на Провале
Пятигорские львы
Удивительный музей
Куда уехал цирк
Отсвет старинных снимков
Kино на экране памяти
Портрет на скале
Век автомобиля
Устремление ввысь
Эти странные памятники
Осколки прошлого
Могли бы быть...










Рейтинг@Mail.ru Использование контента в рекламных материалах, во всевозможных базах данных для дальнейшего их коммерческого использования, размещение в любых СМИ и Интернете допускаются только с письменного разрешения администрации!