| пятигорск во времени и пространстве | прогулка к «чертову мосту» | |
Отдых на море | |
|
|
НАВИГАЦИЯ | ПЯТИГОРСК ВО ВРЕМЕНИ И ПРОСТРАНСТВЕ Прогулка к «Чертову мосту» | ОГЛАВЛЕНИЕ |
|
Прогулка к «Чертову мосту»Что это за мост и где он находится? Такие вопросы часто задают даже люди, довольно долго живущие в Пятигорске, услышав это название. Оно, конечно, неофициальное - на планах Пятигорска, в справочниках и путеводителях вы его не найдете. Но старые пятигорчане хорошо знают этот мостик, расположенный на Внутреннем хребте, в нескольких десятках шагов от беседки «Эолова арфа». Его не минуешь, переходя из Горячеводской долины в район Холодного нарзана и санатория имени Лермонтова. Место это чрезвычайно любопытное. Вроде бы совсем рядом санаторные корпуса, оживленные магистрали и вдруг - тишина, безлюдье. И этот мост совершенно непривычного вида: массивный, солидный, явно старинный, таит в себе что-то загадочное, таинственное. Он же явно не подходит для небольшого овражка, через который переброшен. Когда он появился? Кому и зачем понадобилось строить его там, где без него вполне можно обойтись? Овражек-то в нескольких метрах выше исчезает! Внятных пояснений на этот счет мне не удавалось найти, пока я не стал внимательно читать книгу Ф. А. Баталина «Пятигорский край и Кавказские Минеральные Воды», детально описывающую Пятигорск середины XIX столетия. Там я нашел такие строки: «В 1849 году началась расчистка Михайловского парка и выстроен находящийся там каменный мост». В другом разделе своей книги Баталии поясняет: «Михайловский парк - треугольное пространство между южным свесом Внутреннего хребта и таким же свесом Машука. На запад парк простирается до города. На этом месте первоначально была роща, в 1849 году она расчищена». Таким образом, Михайловский парк - это зеленая зона между беседкой «Эолова арфа» и восточной границей городских строений на нынешней улице Чкалова. Следовательно, каменный мост, упоминаемый Баталиным, - это как раз и есть наш «Чертов мост», другого там нет. Дата, повторенная автором дважды, подсказывает нам имя создателя моста: поскольку в 1849 году архитектором Вод был англичанин Самуил Уптон, то таинственная постройка - еще одно творение этого талантливого зодчего, автора стольких прекрасных зданий в наших городах-курортах. Так вот откуда гармоническая слитность этого создания рук человеческих с окружающей его природой! Вот почему, глядя на тронутые патиной времени камни, уходишь мыслью от сегодняшней повседневной обыденности, легко представляя себе и скачущих поверху рыцарей, и таящуюся в полумраке под сводчатой аркой всяческую сказочную нечисть, вроде гоблинов и троллей. Как знать, не они ли привиделись тому, кто первый дал мосту его потустороннее имя? Известно, что Самуил Уптон был поклонником поздней английской готики, тяготевшей к романтическому облику архитектурных сооружений. Потому его творения стали «воспоминаниями в камне» о рыцарских замках эпохи Тюдоров, правивших Англией в XVI веке. Имя этой королевской династии дало название архитектурному направлению, которое Уптон сделал основой для стилизации под английскую старину. Она явственно ощущается в очертаниях Нарзанной галереи, Кисловодскои крепости и дома, который он построил на Горячей горе для своей семьи. Эту английскую старину мы видим и в облике моста. Зная дату и автора постройки, можно без особого труда понять и смысл появления столь монументального сооружения в столь неподходящем для него месте. 1849 год. Как раз к этому времени в верховьях Горячеводской долины Уптоном были выстроены две великолепные питьевые галереи - Елизаветинская и Михайловская - она расположена немного выше. По правилам строительства архитектор должен обязательно распланировать и обустроить местность вокруг спроектированного и построенного им здания. Елизаветинская галерея в этом не нуждалась, поскольку еще братья Бернардации разбили вокруг нее прекрасный Емануелевский парк. А вот Михайловская галерея примыкала к нему лишь одной стороной, все же остальное пространство вокруг оставалось необустроенным. И вполне понятно, что Уптону надо было облагородить его. Так появился около галереи, продолжаясь в западном направлении, парк, который получил имя галереи. Естественным было и желание зодчего облегчить путь к своим творениям для жителей верхней части Пятигорска из района «Домика Лермонтова» - чтобы попасть в любую из уптоновских галерей, им приходилось делать изрядный крюк - спускаться к Цветнику и потом по бульвару подниматься в гору. Для создания удобного, короткого пути и была проложена дорога через Внутренний хребет, продолженная вырубленной в его южном склоне косой дорожкой, спускающейся к бюветам Красноармейских нарзанов, во времена Уитона не существовавших. А мост? Думается, что появление его было вызвано не столько необходимостью, сколько желанием украсить оригинальным сооружением этот уголок Михайловского парка. Любопытно, что название это в исторической и краеведческой литературе не встречается нигде, кроме книги Баталина. Данное, видимо, самим создателем парка, оно бытовало лишь в годы его пребывания на Кавминводах, тогда и было услышано Баталиным, побывавшим здесь в 1856 году. А вскоре после отъезда Уитона название «Михайловский» забылось и перестало употребляться по отношению к парку, хотя и сохранилось как второе имя Внутреннего отрога Машука. Сам же парк стал восприниматься как одно целое с соседним Емануелевским, что хорошо видно из докладной записки главного садовника Кавказских Минеральных Вод Н. А. Аболина «О состоянии садов и парков в городе», датированной 1908 годом: «Емануслевскин парк сооружен в 1830 году генералом Емануелсм среди дубового леса на Михайловской горе, представляет собой тенистый парк с многочисленными дорожками, проведенными п разных направлениях. В нем имеется источник, т. н. новый нарзан, обладающий целебными свойствами, и две беседки. Посреди его проходит дорога к Провалу, вершине Машука и Перхальскому лесному питомнику». Из этого документа явствует, что к началу XX века основной территорией Емануелевского парка стала считаться не старая его часть, разбитая Бернардацци по указанию генерала Емануеля, а та, которую создавал Уптон, хотя его участие в этом уже подзабылось. Из докладной становится ясным и то, что парк занимал гораздо большую площадь, чем принято думать, и охватывал обширную площадь машукского подножия. Завершив нашу прогулку к Чертову мосту, мы можем побродить по живописным местам вокруг него, не задавая вопросов о других достопримечательностях Михайловского парка, потому что каждая из них требует отдельного, не менее подробного рассказа.
|
|
На главную | Фотогалерея | Пятигорск | Кисловодск | Ессентуки | Железноводск | Архыз | Домбай | Приэльбрусье | Красная поляна | Цей | Экскурсии |
Использование контента в рекламных материалах, во всевозможных базах данных для дальнейшего их коммерческого использования, размещение в любых СМИ и Интернете допускаются только с письменного разрешения администрации! |