| пятигорск во времени и пространстве | прогулка к «чертову мосту» |
Пятигорский информационно-туристический портал
 • Главная• СсылкиО проектеФото КавказаСанатории КМВ
ПЯТИГОРСК ВО ВРЕМЕНИ И ПРОСТРАНСТВЕ • Прогулка к «Чертову мосту»ОГЛАВЛЕНИЕ



 Пятигорск 

Прогулка к «Чертову мосту»

Что это за мост и где он находится? Такие вопросы часто задают даже люди, довольно долго живущие в Пятигорске, услышав это название. Оно, конечно, неофициальное - на планах Пятигорска, в справочниках и путеводителях вы его не найдете. Но старые пятигорчане хорошо знают этот мостик, расположенный на Внутреннем хребте, в нескольких десятках шагов от беседки «Эолова арфа». Его не минуешь, переходя из Горячеводской долины в район Холодного нарзана и санатория имени Лермонтова.

Место это чрезвычайно любопытное. Вроде бы совсем рядом санаторные корпуса, оживленные магистрали и вдруг - тишина, безлюдье. И этот мост совершенно непривычного вида: массивный, солидный, явно старинный, таит в себе что-то загадочное, таинственное. Он же явно не подходит для небольшого овражка, через который переброшен. Когда он появился? Кому и зачем понадобилось строить его там, где без него вполне можно обойтись? Овражек-то в нескольких метрах выше исчезает!

Внятных пояснений на этот счет мне не удавалось найти, пока я не стал внимательно читать книгу Ф. А. Баталина «Пятигорский край и Кавказские Минеральные Воды», детально описывающую Пятигорск середины XIX столетия. Там я нашел такие строки: «В 1849 году началась расчистка Михайловского парка и выстроен находящийся там каменный мост». В другом разделе своей книги Баталии поясняет: «Михайловский парк - треугольное пространство между южным свесом Внутреннего хребта и таким же свесом Машука. На запад парк простирается до города. На этом месте первоначально была роща, в 1849 году она расчищена».

Таким образом, Михайловский парк - это зеленая зона между беседкой «Эолова арфа» и восточной границей городских строений на нынешней улице Чкалова. Следовательно, каменный мост, упоминаемый Баталиным, - это как раз и есть наш «Чертов мост», другого там нет. Дата, повторенная автором дважды, подсказывает нам имя создателя моста: поскольку в 1849 году архитектором Вод был англичанин Самуил Уптон, то таинственная постройка - еще одно творение этого талантливого зодчего, автора стольких прекрасных зданий в наших городах-курортах.

Так вот откуда гармоническая слитность этого создания рук человеческих с окружающей его природой! Вот почему, глядя на тронутые патиной времени камни, уходишь мыслью от сегодняшней повседневной обыденности, легко представляя себе и скачущих поверху рыцарей, и таящуюся в полумраке под сводчатой аркой всяческую сказочную нечисть, вроде гоблинов и троллей. Как знать, не они ли привиделись тому, кто первый дал мосту его потустороннее имя?

Известно, что Самуил Уптон был поклонником поздней английской готики, тяготевшей к романтическому облику архитектурных сооружений. Потому его творения стали «воспоминаниями в камне» о рыцарских замках эпохи Тюдоров, правивших Англией в XVI веке. Имя этой королевской династии дало название архитектурному направлению, которое Уптон сделал основой для стилизации под английскую старину. Она явственно ощущается в очертаниях Нарзанной галереи, Кисловодскои крепости и дома, который он построил на Горячей горе для своей семьи. Эту английскую старину мы видим и в облике моста.

Зная дату и автора постройки, можно без особого труда понять и смысл появления столь монументального сооружения в столь неподходящем для него месте. 1849 год. Как раз к этому времени в верховьях Горячеводской долины Уптоном были выстроены две великолепные питьевые галереи - Елизаветинская и Михайловская - она расположена немного выше. По правилам строительства архитектор должен обязательно распланировать и обустроить местность вокруг спроектированного и построенного им здания. Елизаветинская галерея в этом не нуждалась, поскольку еще братья Бернардации разбили вокруг нее прекрасный Емануелевский парк.

А вот Михайловская галерея примыкала к нему лишь одной стороной, все же остальное пространство вокруг оставалось необустроенным. И вполне понятно, что Уптону надо было облагородить его. Так появился около галереи, продолжаясь в западном направлении, парк, который получил имя галереи. Естественным было и желание зодчего облегчить путь к своим творениям для жителей верхней части Пятигорска из района «Домика Лермонтова» - чтобы попасть в любую из уптоновских галерей, им приходилось делать изрядный крюк - спускаться к Цветнику и потом по бульвару подниматься в гору. Для создания удобного, короткого пути и была проложена дорога через Внутренний хребет, продолженная вырубленной в его южном склоне косой дорожкой, спускающейся к бюветам Красноармейских нарзанов, во времена Уитона не существовавших. А мост? Думается, что появление его было вызвано не столько необходимостью, сколько желанием украсить оригинальным сооружением этот уголок Михайловского парка.

Любопытно, что название это в исторической и краеведческой литературе не встречается нигде, кроме книги Баталина. Данное, видимо, самим создателем парка, оно бытовало лишь в годы его пребывания на Кавминводах, тогда и было услышано Баталиным, побывавшим здесь в 1856 году. А вскоре после отъезда Уитона название «Михайловский» забылось и перестало употребляться по отношению к парку, хотя и сохранилось как второе имя Внутреннего отрога Машука.

Сам же парк стал восприниматься как одно целое с соседним Емануелевским, что хорошо видно из докладной записки главного садовника Кавказских Минеральных Вод Н. А. Аболина «О состоянии садов и парков в городе», датированной 1908 годом: «Емануслевскин парк сооружен в 1830 году генералом Емануелсм среди дубового леса на Михайловской горе, представляет собой тенистый парк с многочисленными дорожками, проведенными п разных направлениях. В нем имеется источник, т. н. новый нарзан, обладающий целебными свойствами, и две беседки. Посреди его проходит дорога к Провалу, вершине Машука и Перхальскому лесному питомнику».

Из этого документа явствует, что к началу XX века основной территорией Емануелевского парка стала считаться не старая его часть, разбитая Бернардацци по указанию генерала Емануеля, а та, которую создавал Уптон, хотя его участие в этом уже подзабылось. Из докладной становится ясным и то, что парк занимал гораздо большую площадь, чем принято думать, и охватывал обширную площадь машукского подножия.

Завершив нашу прогулку к Чертову мосту, мы можем побродить по живописным местам вокруг него, не задавая вопросов о других достопримечательностях Михайловского парка, потому что каждая из них требует отдельного, не менее подробного рассказа.


БИБЛИОТЕКА

О книге (Начало)
Притяжение прошлого

Колыбельный Пятигорск
За гранью «Лермонтовской шкалы»
Определяющие диагонали
Из хаоса творения
«По приглашению и убеждению главного начальства»
Сюрпризы «первой волны»
На пороге блистательного будущего

Прогулки без маршрута
Скрещение дорог, сплетение времен
Пройдем по Ваннской горе
Стоял когда-то сторожевой пост
Знакомый «незнакомец»
Была такая площадь - Александровская
«Цветник», знакомый и незнакомый
В тени бульваров
Квадратура памяти
Парк забытый, но незабываемый
Площадь здоровья и красоты
Под знаком трамвая
Прогулка к «Чертову мосту»
Размышления у «парадного подъезда»
«Сказочная страна»
Треугольный «квадрат»
Странствующий сквер
Ступеньки из прошлого в будущее
Что за кабардинцы здесь жили?
Белые ромашки милосердия
«Юбилейная» остановка
«Перхаловка», «перхалка»...
Нарзан в подарок
Пути-дороги Машука
Курорт XXI века

Осколки прошлого
Как и на чем ездили первые курортники...
Для отдохновения и созерцания
Искрометные струи фонтанов
Лекарство из бюветов
«Шаманов ключик»
Депо кабриолетов
Омнибусы и дилижансы
С того вокзала не уезжали...
Была такая библиотека...
На пользу и в украшение
Задолго до Остапа Бендера
Музыка на Провале
Пятигорские львы
Удивительный музей
Куда уехал цирк
Отсвет старинных снимков
Kино на экране памяти
Портрет на скале
Век автомобиля
Устремление ввысь
Эти странные памятники
Осколки прошлого
Могли бы быть...










Рейтинг@Mail.ru Использование контента в рекламных материалах, во всевозможных базах данных для дальнейшего их коммерческого использования, размещение в любых СМИ и Интернете допускаются только с письменного разрешения администрации!