пятигорск | кисловодск | ессентуки | железноводск | кавминводы |
Отдых на море | |
|
|
НАВИГАЦИЯ | А. С. ПУШКИН И СЕВЕРНЫЙ КАВКАЗ Автор: Н. В. Маркелов | ОГЛАВЛЕНИЕ |
|
«Бештовые горы, из одной течет вода горячая...»Судьба Пятигорья, то есть земель, прилегающих к горе Бештау, уходит в глубь веков. В скрижали истории название горы попало в результате столкновения грандиозных противоборствующих сил, когда весной 1395 года опустошительным ураганом по Северному Кавказу прошли полчища Тимура. В степном междуречье Куры и Терека он настиг золотоордынского хана Тохтамыша и нанес ему сокрушительное поражение. Вот как рассказывает об этом «История государства Российского» Н. М. Карамзина: «Между Тереком и Курою близ нынешнего Екатеринограда, произошло славное в Восточных летописях кровопролитие. Потомки Чингисхановы сражались между собою в ужасном остервенении злобы, и гибли тмами. Правое крыло и средина войска Тамерланова замешались; но сей свирепый Герой, рожденный быть счастливым, умел твердостию исторгнуть победу из рук Тохтамышевых: окруженный врагами, изломав копие свое, уже не имея ни одной стрелы в колчане хладнокровно давал Вождям повеление сломить густые толпы неприятельские. Тохтамыш бежал на среднюю Волгу в Булгар. Преследуя его, Тимур дошел до русских земель и разорил Елец. На обратном пути он повел свои войска вверх по Кубани к горе Эльбурз (то есть Эльбрус). «Могущественный Тимур со всеми победоносными войсками несколько дней пробыл в Бештаке и окрестностях его», — так повествует об этих событиях средневековья знаменитая «Зафар-Наме» («Книга побед») Шереф-ад-дина Йезди. Самый ранний исторический источник, упоминающий Бештау, — это книга арабского географа Ибн Баттуты «Подарок созерцающим о диковинках городов и чудесах путешествий». Величайший путешественник всех времен и народов побывал здесь еще в XIV веке в ставке хана Узбека и впервые поведал миру о целебных ключах Пятигорья: «...Из Азова я отправился в город Мажар и из указанного выше города я со спутниками собрался ехать в ставку султана, находящуюся в четырех днях езды, в местности, называемой Бишдаг (биш — пять, а даг — гора). На этом Пятигорье находился ключ горячей воды». Когда союз русских с кабардинцами был закреплен в 1561 году браком Ивана Грозного с дочерью князя Темрюка Идаровича - Кученей, принявшей имя Марии, то в народе царица получила прозвище Пятигорки. В материалах Посольского приказа за 1718 год сообщается о возможной численности кабардинского войска для совместного с русскими похода на Кубань против крымского хана: «Черкаских и кабардинских войск выходит в поле до 10 тысяч. И ежели б к тем прибавить донских казаков или иных российских войск, столько же 10, а по высшей мере 15 тысяч, то довольно с теми на Кубань напасть и разорить; а соединитца им надобно у Кумы реки, у места Бестова» О поселении кабардинцев в районе Пятигорья говорится в одном из указов Коллегии иностранных дел (1732): «...По летописцам российским является, что оныя кабардинцы» селились сперва по Тереку («Терку») и «назывались черкасы, или по их языку черкесы, и потом от Терку отошед дня с два езды, поселились по Куме реке в урочище Пятигорском, где пять гор великих; и та земля была тогда российская, были они все христианского греческого закону. И при державе царя Ивана Васильевича пришли они в вечное подданство России; и несколько лет у оных Пяти гор жили и потому назывались Пятигорские Черкесы». Кабарда — сердце Северного Кавказа, и здесь не раз сталкивались стратегические интересы Турции и России, о чем свидетельствуют документы российской Коллегии иностранных дел времен Петра и Екатерины. Так, в рескрипте, направленном в 1765 году Н. Паниным и А. Голицыным русскому резиденту в Константинополе Обрескову, сообщалось, что кабардинцы «в древние времена жили при Бештовых горах, лежащих ближе к кубанским местам, нежели нынешние их жилища. Почему в старинных здешних делах и пятигорскими черкесами, по тем же Бештовым горам, которых название значит — пять гор, — назывались». Гора Бештау упомянута в «Книге Большому чертежу» (1627) и обозначена на первых известных русских картах Северного Кавказа. На «Карте Большой и Малой Кабарды» составленной геодезистом Степаном Чичаговым в 1744 году, помечено: «Бештовые горы, из одной течет вода горячая...» Сведения о Пятигорских черкесах не однажды встречаются при описании событий XVI века и в «Истории...» Н. М. Карамзина. Интересные данные о Бештау приводит в своих записках турецкий путешественник XVII века Эвлия Челеби. Пространные извлечения из его знаменитой десятитомной «Книги путешествий» переведены на русский язык и освещают период между 1640 и 1666 годами, когда Эвлия Челеби семь раз пролагал свой маршрут по территории нашей страны. В коротких, а иногда и весьма продолжительных поездках он пересек весь Северный Кавказ от Анапы до Дербента, посетил прибрежные области Азербайджана, побывал в Астрахани и Казани и достиг Яика. Пребывание его в районе Пятигорья относится к апрелю 1666 года. В одном из разделов своей книги, названном «Подробное описание обширной страны древнего народа кабартай» (то есть кабардинцев), Эвлия Челеби рассказывает о многих достопримечательных местах северного Приэльбрусья: об «истоках великой реки Кубани» или «крепости Боргустан — устрашающей крепости». Есть раздел, посвященный «описанию отца гор, великолепной горы Эльбрус». Приведем отрывок из главы «Стоянка у горы Бештаг»: «Это место на границе Кабарды, а его западная сторона — река Кубань. Неподалеку от него, посреди лесистой равнины — пять расположенных рядом высоких гор, подобно пяти горам-близнецам. Центральная гора самая высокая и остроконечная. Окружающие ее четыре горы ниже и не столь труднодоступны. На вершине горы, находящейся в центре, есть ветхая корабельная доска длиной в триста шагов и шириной в два шага. В некоторых местах доски есть отверстия от гвоздей и буравов. По утверждению местных правителей, эта длинная доска должна быть доской Ноева ковчега, но волею Всевышнего эта доска и поныне крепка, как нахичеванская сталь... В исторических сочинениях неверных греков говорится о том, что доски всех ста одной двери мечети Айя-София — это доски Ноева ковчега, который находился на горе Джуди близ города Мосула, откуда доски его были доставлены в Стамбул, где из них и были сделаны двери Айя-Софии... По мнению улемов комментаторов Корана — согласно тафсиру, Ноев ковчег остановился на горе Джуди и был там разбит и рассеян морскими волнами. Эта корабельная доска на Бешдаге в Кабарде, должно быть, одна из них. Одним словом, сей смиренный, совершив на этой доске два риката и осмотрев это пятигорье, отправился в путь...». Трудно судить о том, действительно ли Эвлия Челеби поднимался на вершину Бештау и совершил там намаз, сомневаться в этом оснований нет. Что же касается корабельной доски длиной в триста шагов, прибитой к вершине волнами всемирного потопа, то эти сведения следует, видимо, отнести к разряду легендарных. Читать на тему: Пушкин и Северный Кавказ (Автор: Л. А. Черейский)
|
|
На главную | Фотогалерея | Пятигорск | Кисловодск | Ессентуки | Железноводск | Архыз | Домбай | Приэльбрусье | Красная поляна | Цей | Экскурсии |
|
Использование контента в рекламных материалах, во всевозможных базах данных для дальнейшего их коммерческого использования, размещение в любых СМИ и Интернете допускаются только с письменного разрешения администрации! |