|
А. С. Пушкин и Северный Кавказ |
«Забуду ли его кремнистые вершины...»
На рисунках Пушкина Бештау запечатлен по меньшей мере в трех случаях. Все они связаны с его работой над «Кавказским пленником». На титульном листе автографа поэмы (с ее первоначальным названием «Кавказ») Бештау находится в центре беглой пейзажной зарисовки, изображающей пустынный в те времена ландшафт Пятигорья. Над тремя вершинами горы тянется череда облаков. Такой вид на Бештау открывался со стороны поселения Горячие воды. Подобный же сюжет, когда взгляду доступны только три из пяти вершин горы, поэт набросал при работе над беловой рукописью эпилога поэмы. «На полях эпилога, — замечает исследователь, — сделан прелестный рисунок: фигура грузинки в черкеске и шляпе, но волосы у нее распущены, плечи и руки обнажены; на поясе кинжал, к которому она тянется рукой. Ниже три горы Бештау и вольный очерк облаков».
Еще на одном рисунке — на полях беловой рукописи поэмы — Бештау служит фоном для фигуры вооруженного черкеса. Вспомним строки из ее первой части:
Черкес оружием обвешан; Он им гордится, им утешен: На нем броня, пищаль, колчан, Кубанский лук, кинжал, аркан И шашка, вечная подруга Его трудов, его досуга...
Именно таким, с полным набором боевого снаряжения, черкесский воин изображен на пушкинском рисунке. За его спиною уходят вверх крутые склоны горы. На ближней из трех вершин видна еще фигура в бурке. Вероятно, это черкес в дозоре, а может быть, Пушкин запечатлел себя — в память о покорении Бештау в июне 1820 года. Известно, что впоследствии он также рисовал себя и в бурке, и в косматой черкесской шапке.
«Забуду ли его кремнистые вершины...» — спрашивал себя поэт, вспоминая свой кавказский Парнас. Судя по всему, он не забыл ни впечатлений, связанных с подъемом на остроконечный купол горы, ни ее характерных очертаний. Рисунки, выполненные по памяти, поражают точностью сходства с заоблачным оригиналом.
Читать на тему: Пушкин и Северный Кавказ (Автор: Л. А. Черейский)
|