| Пятигорск |
Пятигорский ПровалСреди развлечений «водяного общества» в лериод первой ссылки поэта одним из излюбленных были прогулки к Провалу.
В то время тоннеля, ведущего во внутренность Провала, еще не было и публика могла его осматривать только сверху, подойдя к самому краю воронки, более узкой тогда, чем сейчас. Это давало возможность устраивать своеобразное развлечение, о котором в одной из своих заметок «Еще по поводу воспоминаний Раевского о Лермонтове» Э. А. Шан-Гирей писала:
«Князь Г. С. Голицын, умевший хорошо устраивать празднества, любил доставлять удовольствия молодежи. Однажды он вздумал сделать сюрприз такого рода: устроил помост над Провалом..., такой прочный и обширный, что на нем без страха танцевали в шесть пар кадриль, этот висячий мост держался долго. Любопытные спускались на блоке до самой воды».
Хотя известна была гравюра, изображающая спуск по воронке Провала двух человек, под названием «Профиль Голицынского Провала у подошвы Машуки близ Пятигорска, снятый с натуры 27 июля 1837 г.», сообщению Э. А. Шан-Гирей не придавалось веры. Оно не учтено в рисунке Провала того времени и иллюстратором «Героя нашего времени» Зичи. А между тем в деле № 400 бывшего управления Кавказских Минеральных Вод за 1837 год имелись некоторые сведения об этой голицынской затее.
Переписка начиналась отношением князя Голицына в Строительную комиссию от 18 июля 1837 года за № 1, в котором он писал: «Всеобщее любопытство гг. посетителей обоего пола осмотреть в подробности место, известное под именем Провала, оставалось по сие время неудовлетворенным. Препятствия, природой поставлявших Провал, как средство соорудить и содержать предполагаемое при нем устройство, то посему не может и состояться того предложения. Устроенный же в прошлем годе над Провалом деревянный мост, как из материала, подверженного на открытом воздухе гниению, не может оставаться в этом положении на дальнейшее время».
В таком же смысле дано было заключение старшим членом Строительной комиссии полковником Чайковским генералу Граббе 8 июля 1838 года за № 604. Однако мост над Провалом, как видно из дела, продолжал оставаться в прежнем состоянии и к 1841 году от серных испарений пришел в ветхость, чем обратил на себя внимание пятигорского коменданта полковника Ильяшенкова и вызвал со стороны Голицына ходатайство о сломе сооружения. Разрешение получено 24 апреля 1841 года.
Приведенная переписка дает объяснение популярности князя Голицына среди пятигорского «водяного общества», называвшего в то время Провал Голицынским. Читать на тему: Озеро Провал (Лермонтовские места в Пятигорске)
|