|
Спелео |
«Теоретическая спелестология»
Музыкальные и танцевальные залы
Нередко при действующих рудниках или в заброшенных ПГВ, а также в естественных пещерах, предназначенных для экскурсионного посещения, оборудуются самые настоящие концертные залы: волшебная подземная акустика делает фантастическим звучание любого инструмента,– что говорить об эффектах, которые может создать под землёй современная компьютерная электроника в сочетании с лазерной цветомузыкой?! Вот лишь краткий перечень наиболее известных естественных пещер, ПАС и ПГВ, переоборудованных человеком для этой цели: Величка [ Польша ], Аггтелек [ Венгрия ], Баумана, Иеремия [ Германия ], Св. Михаила [ Гибралтар ], Дронгорати [ Греция ], Новоафонская [ Грузия ], Арта, Дракона, Каналобре [ Испания ], Джейта [ Ливан ], Постойна Яма [ Словения ], Камберленд, Люрей, Карлсбадская, Мамонтова [ США ], Катержинка [ Чехия ], Кэнго [ ЮАР ]; переоборудованные залы в пещерных городах Каппадокии [ Турция ]. Концерты классической, джазовой и рок-музыки в этих пещерах нередко сопровождаются цветомузыкой; в качестве дополнительных музыкальных инструментов иной раз применяются звучащие тонкостенные сталактиты ( например, в пещере Люрей [ Вирджиния, США ] музыкальный инженер Спринкл снабдил сталактиты разной длины и толщины молоточками, управляемыми с органной клавиатуры – звучание созданного инструмента близко к виброфону; известный американский конструктор музыкальных инструментов Элиот Шарп создал струнно-сталактитовый инструмент, звучание которого близко к арфе ).
Традиция проведения под землёй танцевальных вечеров известна с древности; со средины XIX века она стала неотъемлемой частью европейской праздничной культуры, когда в некоторых залах пещер был специально выровнен пол и они были превращены в стационарные танцзалы. ( Естественно, подпадающие под определение ПАС. ) Одним из первых для этой цели был переоборудован Адельсбергский грот в пещере Постойна в Югославии ( 1900 г., танцы устраивались каждое воскресенье под военный духовой оркестр ); из сотен подобных современных объектов ( иной раз оборудованных соответствующей светомузыкой, барами и ресторанами ) можно перечислить пещеры Паллацезе в Италии, Саймонз и Стоуэр в США, Солон на Кубе, Пахита в Пуэрто-Рико ( ныне в США ), а также переоборудованные искусственные выработки и терратектуры: меловая каменоломня в Кенте [ Англия ], песчаниковая каменоломня Св. Клемента ( там же ), соляной рудник Величка в Польше, бывшие подземные храмы в Каппадокии [ Турция ]. Танцы и музыкальные вечера проводились также в Сьянах, Киселях, Силикатах, Курьей и Никитах [ известняковые каменоломни в Подмосковье ], в штольнях горы Верблюд [ Самарская область ] и в Левобережной ( Помойке ) – песчаниковой каменоломне в Саблино [ Ленинградская область ], оборудованной для экскурсионного посещения. В подмосковных Системах Курья и Никитская в семидесятых-восьмидесятых годах ХХ века разыгрывались театрально-сценические перформансы; нередко все посетители пещеры, случившиеся в ней в этот день, вовлекались организаторами шоу в действие, исход которого заранее был неизвестен даже авторам-режиссёрам “стихийного народного спектакля”.
|