пятигорск | кисловодск | ессентуки | железноводск | кавминводы |
Отдых на море | |
|
|
НАВИГАЦИЯ | «ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ СПЕЛЕСТОЛОГИЯ» Автор: С. Сом | ОГЛАВЛЕНИЕ |
|
«Теоретическая спелестология»Жилые естественные пещеры Естественные полости, послужившие основой ПАС, известны с древности – по сути, это первые жилища троглодитов, в которых была произведена перепланировка подземного пространства. «Уже на ранних этапах освоения природных пустот человек приспособил их к своему жилищу.» «Попытки приспособить пещеры для более удобного использования – это одновременно и первые попытки сооружения искусственных полостей»,– признаёт даже В. Н. Дублянский в книге «Классификация, использование и охрана подземных пространств». В пещере Драхенлох [ Швейцария ], например, были обнаружены сложенные во втором тысячелетии до нашей эры протяжённые стенки из камня, которые разделяли объём гротов на “семейные комнаты”, ограждали от сквозняков,– щели меж камней были аккуратно замазаны глиной. ( Кстати, глиняная обмазка не только сложенных из камней разделяющих и крепёжных стенок, но и естественных стен пещеры практиковалась в каменном веке весьма широко,– такой элемент нашего современного жилища, как обои, без сомнения, ведёт своё начало от разноцветной пещерной глины и древней настенной пещерной росписи. ) К ашельскому времени относятся каменные стенки перед входом в грот Кийк-Коба в Крыму. Американскими археологами подробно исследованы и описаны сотни пещер и гротов в штатах Юта, Кентукки и Огайо, перепланированных обитавшими в них индейцами культуры Адена, культуры Хоупвилл и культуры Анасази ( 1500 до н.э.- 1500 н. э. ) и наследовавших им племён апачей, юта, навахо и хопи – причём нередки случаи, когда встраиваемое во впадину вертикального склона горы жилище ( иной раз в несколько ярусов высотой! ) продолжалось естественной пещерой, гротом, либо искусственно созданным подземным пространством, соединявшемся с естественной пещерой. В 1996 году в Саткинском районе Челябинской области был открыт аналогичный пещерный город, который объединяет более 20 пещер и гротов. Естественные пещеры в нём подвергнуты значительной перепланировке – от выравнивающей вымостки полов и создания специальных каменных лестниц до значительного расширения отдельных гротов и создания новых подземных объёмов, не уступающих по размерам естественным. Археологические находки, обнаруженные в этом пещерном комплексе, датируются несколькими историческими эпохами – от палеолита до средневековья. Что интересно, и сейчас есть племена, продолжающие жить в пещерах, как тысячи лет назад жили их предки – например, племя папуасов-каннибалов яфи до сих пор обитает в украшенной рисунками и человеческими черепами пещере [ Папуа, Новая Гвинея ] . В 1978 году на Филиппинах в пещерах, расположенных в кратере потухшего вулкана, обнаружено племя тасадаев ( около 100 человек ); в 1979 году – племя таотбато ( 30 семей ). В этих пещерах, как и в пещере Драхенлох, произведена выравнивающая вымостка полов; помимо общего для всего племени центрального зала, пещеры разделены перегородками на “семейные купе”. Многочисленные пещерные храмы были созданы именно в естественных пещерах – где путём их расширения и украшения соответствующим орнаментом, колоннами, достроенным фасадом вокруг входа; где – простой перепланировкой уже имеющегося подземного пространства ради медитативных или молитвенных целей. Возможно, наиболее древний прообраз “пещерного храма” – пещера Чжоукоудянь около Пекина, где были найдены останки 40 человек и 100 тысяч ( ! ) каменных орудий, изготовленных примерно 500.000 лет назад; здесь открыт слой золы толщиной несколько метров, который свидетельствует, что в пещере десятками лет горел священный огонь, зажжённый человеком прямоходящим. Сам по себе факт соотношения подземного пространства и религии, начиная с глубокого прошлого человечества и до наших дней, представляется мне столь важным, что я не раз буду вынужден возвращаться к нему в последующих главах,– как будет показано далее, древний человек воспринимал пещеру более, как храм — нежели утилитарно-жилое пространство. Наиболее древние из известных жилищ человека в естественных пещерах относятся к раннему палеолиту и имеют возраст около 400. 000 лет,– в таких пещерах археологи находят остатки шалашей, сооружавшихся нашими предками для комфортного подземного бытия. Можно сказать, что эти шалаши – прообраз применяемых нами ныне капроновых и лавсановых ПЖМ ( подземных жилых модулей ). В принципе, я считаю, что любая пещера естественного происхождения, в которой в течение какого-то времени обитали наши предки ( или продолжают обитать племена, исповедующие мезолитический образ жизни ) – объект спелестологического интереса. Ибо дело не только в том, что при любом обитании человека под землёй он вносит какие-то изменения ( хотя бы своим бытом ) в естественный ландшафт пещеры – даже если при этом не украшает её стены рисунками и не перепланирует проходы и гроты стенками, не выравнивает пол, не расширяет узости, вмешательство в естественный микроклимат пещеры и в её ландшафт неизбежно: организация спальных мест, кострищ,– уже одно поддержание огня меняет облик полости! — дело в сути слова “спелестология”. Что означает — пребывание, житие в пещере. А потому попытки иных спелестологов “не замечать” освоенные нашими предками пещеры или вывести их в “спелестологический заштат” наравне с современными действующими подземными сооружениями мне лично по меньшей мере непонятны. Тем более, что во многих случаях провести точную и зримую границу меж естественной пещерой и пещерой искусственной ( антропогенного происхождения ) просто-напросто невозможно; классические примеры – описанные выше пещера Драхенлох, пещерные города анасази и полости, обильно украшенные настенной росписью и барельефами: элементами спелеоландшафта безусловно антропогенного происхождения. Даже если не принимать в расчёт бытовые, медицинско-физиологические, психологические и спелеотерапевтические особенности пребывания человека в подземном пространстве, изучать подземные и полуподземные жилища наших предков, как и ныне живущих в пещерах племён в рамках спелестологии необходимо хотя бы для того, чтоб не приписывать происхождение известной каменоломни XIX века трудовой деятельности троглодитов. И, пытаясь всерьёз говорить о Мире Подземли, не попадаться на удочку журналистских измышлений или писаний Глеба Алексеева и В. Рогожникова.
|
|
На главную | Фотогалерея | Пятигорск | Кисловодск | Ессентуки | Железноводск | Архыз | Домбай | Приэльбрусье | Красная поляна | Цей | Экскурсии |
Использование контента в рекламных материалах, во всевозможных базах данных для дальнейшего их коммерческого использования, размещение в любых СМИ и Интернете допускаются только с письменного разрешения администрации! |