|
Спелео |
«Теоретическая спелестология»
Полости охранно-военного назначения
Прежде всего это, конечно, известные с древнейших времён пещерные и подземные крепости; различного рода лабиринты и ловушки, призванные затруднить доступ к местам нахождения сокровищ или запутать, заблудить возможного неприятеля; также – потерны, мины, слуховые и фортификационные ходы в крепостях, редутах и пограничных укреплениях. В качестве примера одних из самых древних, известных археологам и историкам, крепостей с развитой подземной инфраструктурой, можно привести хеттские крепости V тысячелетия до нашей эры ( построенные ещё до образования хеттского государства ) – они сооружались из массивных каменных блоков, украшенных барельефами с изображениями сфинксов; под этими стенами высотой до десяти метров были прорыты узкие ходы, выходящие далеко за пределы крепостей. Как теперь установлено, стены древнего Иерихона ( 10.000 лет до нашей эры ) при осаде были обрушены с помощью виртуозно проведённой системы подкопов; дабы защитники крепости не смогли услышать шум от подземных работ, осаждающие заглушали
его шумом, производимым с помощью мощных труб,– отсюда пошло выражение “иерихонская труба”. В V до н.э. персидский царь Дарий взял г. Халкедонию, выведя подкоп на рыночную площадь. 2 октября 1552 г. войско Ивана Грозного взяло Казань, взорвав водозаборный тайник вместе с участком стены. Во время осады Севастополя ( 1854-55 г. ) русские под руководством А. Мельникова за 7 месяцев прошли 7 км подземных ходов ( союзники за это время – 1,5 км ) и сильно потеснили неприятеля под землей. В 1915-17 гг. английские саперы в районе Виштаете у г. Лилль подвели под немецкие позиции 19 галерей и взорвали в них 500 тонн аммонала, с целью прорвать немецкий фронт . Подкопы применялись даже во время второй мировой войны ; применяются они и при ведении современных боевых действий — так, например, огромная система транспортных тоннелей военного назначения была вырыта в Индокитае в ходе войн ХХ века; некоторые тоннели тянулись на десятки километров; с их помощью вьетнамские войска проникали на вражеские базы.
Известные “непреодолимые линии обороны” времён Второй Мировой войны – Зигфрида, Мажино, Маннергейма и рубежи обороны Квантунской армии включали в себя огромное количество подземных ходов, тоннелей, бункеров, скрытых огневых точек, артиллерийских складов, наблюдательных пунктов, подземных госпиталей, убежищ и пр.
Сапёры северокорейской армии, готовя в шестидесятые годы завоевание Южной Кореи, создали тоннель более чем шестидесятикилометровой длины, проходящий под демаркационной линией “38-й параллели”. По этому тоннелю “великий вождь всего корейского народа товарищ Ким Ир Сен” планировал скрытно перебросить свои войска в тыл южнокорейских войск, охранявших границу своей страны. Высота тоннеля была не более метра, ширина и того меньше – но длина впечатляет. Не думаю, что стратегическое значение подобного лаза “имело место быть” ( тем более с известным северокорейским пренебрежением к вентиляции, освещению и прочим удобствам ) — впрочем, возможно, северокорейская армия была укомплектована специальными отрядами карликов-диверсантов.
Большое количество исторических фортификационных подземных сооружений описано в книгах Питера Джеймса, Ника Торпа, В. М. Слукина, И. Я. Стеллецкого и Т. М. Белоусовой – в том числе на территории современного московского Кремля. История развития этого типа ПАС в принципе не отделима от истории развития военного дела и строительства наземных оборонных сооружений; история их исследования – от истории спелестологии.
К военно-фортификационным полостям примыкают тоннели и подземные ходы, создаваемые в разведывательных целях — таким, например, был тоннель, который ЦРУ создало в Западном Берлине в годы “холодной войны”. Он был проложен к коллектору под Восточным Берлином, в котором проходили телефонные линии наших войск, оккупировавших Восточную Германию; через созданный подземный ход западные спецслужбы “врезались” в секретные линии связи нашей разведки.
|