пятигорск | кисловодск | ессентуки | железноводск | кавминводы
Пятигорский информационно-туристический портал
 • Главная• СсылкиО проектеФото КавказаСанатории КМВ
«ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ СПЕЛЕСТОЛОГИЯ» • Автор: С. СомОГЛАВЛЕНИЕ


 Спелео 

«Теоретическая спелестология»

Пещерные и подземные захоронения

В отличие от пещерных/подземных городов и храмов, различие меж пещерными и подземными захоронениями проходит в несколько иной плоскости: как будет показано в этой главе, пещерные захоронения, то есть погребение усопших в естественной либо искусственной пещере, в историческом смысле предшествовало современной традиции подземного погребения. Чтобы понять, как и почему это произошло, рассмотрим известные типы пещерных и подземных захоронений.

Катакомба – массовое подземное захоронение, появившееся в античную эпоху и тогда же получившее наибольшее распространение ( в основном в странах Восточного Средиземноморья ). Катакомбы делались на очень высоком инженерном уровне, чаще всего методом минной, то есть горной проходки; впрочем, известны катакомбы, созданные засыпным способом и организованные в бывших ПГВ ( из относительно современных – Парижские и Римские ), а также в естественных пещерах. Следует заметить, что катакомбы, организованные в естественных пещерах или в ПГВ, подпадают по нашей классификации во вторичные ПАС погребально-культового назначения ( с использованием естественной пещеры или каменоломни ).

Древнегреческие катакомбы состояли из параллельных и перпендикулярных ходов шириной и высотой до 2 м с карманами погребальных камер; сложная система вентиляционных, осветительных и влагоотводящих коллекторов сопровождала собственно погребальную часть – то есть устройство ПАС этого вида в своей инженерной сложности не уступало ПГВ того времени: к усопшим греки относились очень уважительно. В позднее античное время появляются некрополи – “города мёртвых”, состоящие в своей подземной части из катакомб и расположенных над ними наземных, а также грунтовых склепов и погребений обычного кладбищенского типа. ( По моему мнению, некрополи в истории нашей цивилизации являются переходной формой погребений: сочетающей в себе как древнюю традицию катакомб/склепов, так и вполне современную кладбищ. )

На территории Украины и России наибольшей известностью пользуются катакомбы Киево-Печерской лавры и катакомбы Псковско-Печерского монастыря, входящие в общий храмово-подземный комплекс. Хочется ещё раз заметить, что знаменитые “Одесские катакомбы” катакомбами на самом деле не являются: в них нет ни одного настоящего захоронения,– данное название является ошибочным, привившемся с лёгких языков склонных к метафорам литераторов.

В Средние века Римские катакомбы стали литературным синонимом вообще чего-либо скрытного, недоступного обывателям наземного мира – ибо на протяжении всей своей истории использовались разного рода маргинальными, с точки зрения властей, элементами: христианами, гонимыми в первые века официальной римской властью; затем, в средневековье – представителями различных религиозных сект, не согласных с трактовкой Библии официальной христианской доктриной ( отсюда пошло название “катакомбная церковь”,– эпитет, данный “по месту”, вскоре стал образно-значимым ); катакомбы использовали для своих собраний представители политической оппозиции и преступники — постепенно слово “катакомбы” приобрело в итальянском языке то же значение, что в английском “андеграунд” и в русском “подполье”. Но применение метафорических синонимов имеет свои границы: коль мы говорим о конкретном типе искусственных пещер, их следует называть в точности с вокабулой данного слова, не искажая конкретный смысл образным эпитетом.

К данному виду ПАС относятся киматирии — специфический вид подземных погребений, возникший в пещерных монастырях Крыма и греческого Афона. Цитирую по статье Ю. Ю. Шевченко и С. В. Харитонова «Пещерные монастыри Крыма: возможное время возникновения на примере храмово-погребальных комплексов Эске-Кермена» [ “Спелестологический ежегодник РОСИ, 2001 год” ]:

«Монах ( “живой мертвец” ) уходил из мира не в момент смерти, а при уходе в монастырь. Поэтому в момент смерти умершие братья не считались полностью ушедшими: Страшного суда ещё не было! Их останки помещались в коллективные гробницы на год ( или три ). По прошествии этого срока погребения иноков вскрывались и оценивались действующими монахами ( “гробокопателями”, как в Киево-Печерском патерике назван прп. Марко ). Судя по перерытым костям в нетронутых усыпальницах Эске-Кермена, такой просмотр осуществлён и здесь. Если кости белые, чистые — значит, все грехи прощены, и часть останков ( всегда – череп; иногда – “длинные” кости конечностей ) изымалась из погребения и переносилась в киматирий храма.»

Слово склеп образовано от польского “подвал”. Обычно это отдельное ( изолированное ) подземное место погребения типа камеры; зачастую с недлинным входным коридором, называемым дромосом. Архитектурно дромос выполнялся так, что при взгляде с поверхности создавалась иллюзия близости погребальной камеры – при взгляде изнутри неё выход представлялся весьма отдалённым,– что не лишний раз говорит нам об архитектурном искусстве древних и о том, что “мелочей” в вопросах строительства для них не было: описанный эффект должен был символизировать с одной стороны близость загробного мира, с другой – недостижимость из него мира живых. По данной схеме устроено подавляющее большинство склепов греческой, скифской, китайской и североамериканских культур.

По методике создания склепы делятся на грунтовые и курганные. Грунтовые склепы изначально сооружались под землёй ( а потому относятся к “минным ПАС” ), в то время как курганные представляют собой незначительно углублённую погребальную камеру с насыпанным в последствии покрывающим курганом ( соответственно, относятся к “погребённым ПАС” или к классу КП, конструкционных полостей ). Все склепы имеют безусловную археологическую и эстетическую ценность ( как бы ни относиться к проблеме “беспокойства праха усопших” – рисунки на стенах склепов, их архитектура, культовые и исторические предметы, сопутствующие захоронению, дают нам об ушедших эпохах и о жизни наших предков ни с чем не сравнимую информацию ); в тоже время склепы, будучи искусственными потерянными сооружениями, являются предметом изучения спелестологов. Тем более, когда ряды подземных камерных захоронений, соединённые случайными сбойками и грабительскими лазами, образуют многокилометровые пещерные системы – или когда для погребений катакомбного типа используются пещеры естественного происхождения и/или специально созданные подземные ходы с многочисленными погребальными камерами.

К склепам примыкают гробницы – отличающиеся от них ‘примерно так’, как замок феодала отличается от добротного дома городского бюргера: в отличие от склепов, гробницы не образуют общих систем, но благодаря своей сложности и монументальности могут изначально включать в себя систему подземных ходов ( а также конструкционных полостей, с ними связанных – как включают в себя пирамиды в Гизе ). Классический пример гробницы — подземное погребение фараона Рамзеса II [ Египет, XVIII династия, Фивы, Долина Царей, гробница DC-5 ], состоящее из более чем 100 камер, связанных коридорами и образующих изначально единую Систему общей длиной более 2 км. Помимо главного виновника создания этой Системы в ней были захоронены, в традиции того времени, его многочисленные слуги, рабы, и даже родственники,– в том числе и дети. Широко известное подземное погребение египетского фараона Тутанхамона также относится к гробницам – но по сравнению с погребением Рамзеса II размеры его значительно скромнее.

Подобно склепам, гробницы могут быть “явными объектами спелестологии” – то есть “целиком и полностью” находиться под землёй,– но могут представлять собой монументальное наземное сооружение с включаемыми конструкционными полостями. В европейской археологической традиции они называются менгиры. [ Просьба не путать с дольменами – одиночными камнями-мегалитами, или группами из трёх, П-образно сложенных камней ( их ещё называют трилиты ). Дольмены играли безусловно культовую роль в жизни наших предков и являлись прообразами храмов ( реже – межевых знаков, обозначающих границу владений племени ); менгиры представляли собой мегалитические сооружения, состоящие, как правило, из групп трилитов и засыпанные сверху искусственным холмом – курганом. ] Современный вариант развития этой ветви гробниц представляют европейские кладбищенские склепы и арабские мазары – небольшие изящные “домики мёртвых”, образующие самые настоящие некрополисы, без значимой “подземной части”.

Как видно на примере описываемых объектов, предлагаемая классификация отражает современное статическое состояние “рукотворной подземли”; если рассматривать генезис сложившихся к настоящему моменту объектов ПАС, ПГВ, КП и ПСП, нам не избежать переноса внимания от объектов одного класса к спелестологическим объектам других классов. Так получается, когда мы рассматриваем современные катакомбы, созданные на базе заброшенных ПГВ – или, как в описываемом примере, когда погребальные сооружения развиваются от конструкционных полостей к полноценным подземным архитектурным сооружениям. Либо в обратном направлении: практика захоронений в ЕП сменяется практикой захоронений в ПАС, затем на смену ей приходят захоронения в КП – либо вовсе наземные, лишь имитирующие Подземлю своими архитектурными формами. А потому, описывая в целом класс ПАС, мне не избежать экскурсов в “исторически смежные” классы. В качестве иллюстрации, опережая в целом описание класса конструкционных полостей, приведу цитату из труда американского археолога, профессора антропологии Иллинойского технологического института, доктора философии и доктора литературы Леона Стовера:

«В Стоунхендже имеются сооружения, в точности подобные трилитам, но куда меньшего размера и с более широким проёмом. Они расположены внутри длинных курганов и служат входом в трансепту , то есть дверным проёмом, ведущим в погребальные камеры из главной галереи ( круглые курганы с их индивидуальным погребением содержат единственную камеру ). В окрестностях Стоунхенджа наиболее заметной среди подобных гробниц, сложенных из крупных камней и потому именуемых мегалитическими, является длинный курган Уэст Кеннет. Он представляет собой пятикамерный кэрн , за пятью трансептами которого – входными проёмами в виде трилита – расположено пять погребальных камер, служивших для захоронения пяти различных семей или кланов. Эта гробница относится к неолитическим временам и являлась центральной в Уэссекском регионе, месте возникновения Стоунхенджа III. Пять трилитов явно соответствуют неизменной форме местной социальной организации. Повсюду на Британских островах мегалитические гробницы обозначают границы общинных территорий, подкрепляют право на владение землёй. Курганы не просто гробницы для мёртвых – это и пространственные ориентиры для живущих. Площадки перед ними завалены объедками, оставшимися от ежегодных пиров – саймана и ему подобных. В ирландском фольклёре курганы — обитель фей и эльфов, это старинное воспоминание о пирах, служивших ритуальным подкреплением права на священные племенные земли.»

В обычной литературе переводчики, не отягощённые интеллектом, переводя ирландские эпосы ( как древние, так и литературные ‘новоделы’ XVIII - XX вв. ), именуют курганы холмами. В конечном роде это, конечно, так. Да только изначально авторы мифов имели в виду не “просто холмы” – но холмы искусственные. То есть курганы, древние погребения. Включающие в себя вполне конкретные полости. И в этом смысле населённость их мифологическим “маленьким народцем”, сказочными существами, требует самого пристального внимания. На острове Мальта – подлинной Мекке спелестологии! – находятся не только обширные каменоломни, пещерные города и одни из самых древних подземных и полуподземных храмов в истории нашей цивилизации — но и, по-видимому, одни из самых древних массовых подземных захоронений, катакомб. Вот небольшой фрагмент из статьи во «Всемирном Следопыте»:

«Гипогей Аль-Сафлиени (Hypogeum of Hal-Saflieni). В этот огромный доисторический подземный храм с запутанной системой уровней, ходов, залов и ловушек мы отправились в составе экскурсии во главе с гидом. Гипогей – великолепное подземное убежище, построенное почти 6000 лет назад. На протяжении веков его выдалбливали в твердой гранитной породе при помощи самых примитивных каменных орудий, а уже в наше время в глубине самого нижнего яруса этого подземного города были найдены тысячи человеческих скелетов. До сих пор никто точно не знает, для чего предназначался Гипогей, но его размеры и устройство настолько поразительны для эпохи позднего неолита, что историки даже настаивают на признании его восьмым чудом света, ведь, судя по этому таинственному помещению, на Мальте уже задолго до Стоунхенджа и египетских пирамид существовала человеческая цивилизация. Есть версия, что в этом подземелье проходила инициация жрецов, другие исследователи предполагают, что Гипогей служил жилищем для многочисленного племени подземных жителей, редко выходивших наружу, но имевших развитую культуру. Чего стоит, например, Комната Оракула, в стене которой имеется небольшая ниша: если возле этой ниши что-то произносит взрослый мужчина, то его голос громким эхом заполняет весь огромный подземный дворец, и создается впечатление, что это "глас Божий" звучит со всех сторон. Женские и юношеские голоса такого эффекта не производят – эхо молчит. Действительно, впечатляет!»

Надо заметить, что традицию неолитических подземных погребений на Мальте с не меньшим размахом сменила традиция массовых подземных захоронений античного времени; ей на смену пришли христианские катакомбы.

Обширную группу гробниц в классе КП ( конструкционных полостей ) представляют не только древние мегалитические менгиры, но и более современные крипты — подвальные помещения в церквях, используемые как для проведения “особо чистых” ритуалов ( как правило, среди самих служителей церкви ) и для захоронения мощей святых или особо отличившихся граждан ( князей, военачальников, лиц духовного сана ). В г. Белгороде находится Свято-Троицкий монастырь ( постройка 1690 г. ), ставший позднее частью Свято-Троицкого мужского монастыря. Через площадь ( около 500 м ) расположен женский Свято-Троицкий монастырь ( точная дата постройки не известна, в 30-е годы ХХ века он был разрушен большевиками ); их соединяет подземный ход, породивший знаменитую легенду и каэспэшную песенку . На самом деле этот ход использовался в качестве подземной усыпательницы – в стенах его сделаны ниши, в которых находились гробы со святыми мощами. Так что не монахи бегали к монашкам ( как и наоборот ) на свидания – и те и другие спускались туда для поклонения “святым мощам”, равно принадлежащим обоим монастырям.

Здесь я сделаю небольшое, но важное отступление. Не задумывались вы, Читатель, о странном парадоксе: согласно поверьям практически всех современных народов ( и многих, канувших в Лету ) душа человека после погребения попадает на небо — но почему для того, чтоб это произошло, тело умершего закапывают в землю? Ещё один парадокс < не замечаемый этнографами, археологами и историками, что не видят дальше некоторых, “как бы твёрдо установленных” фактов – точнее, пребывают в плену догматически-надуманных представлений >: традиция подземного погребения хоть одна из самых древних человеческих традиций – но, во-первых, она не единственная ритуальная традиция ( некоторые “дикие” племена и ряд современных народов предпочитают оставлять мёртвого на объедание зверей и птиц, или кремируют в ритуальном костре, или бросают тело в реку, озеро,– некроканнибализм также “имеет место быть”, и существуют иные, более экзотические, с точки зрения европейца, обряды прощения с умершим: например, подвешивание мёртвого в специальной люльке на дереве или отнесение на вершину ритуальной горы ) — во-вторых, для древнего человека выкопать яму ради погребения соплеменника было явно труднее, чем, скажем, столкнуть его в реку иль просто отнести подальше в лес.

Как же получилось, что погребение под землёй стало доминирующим обрядом в нашей цивилизации? Причём, как я покажу в следующем периоде, произошло это, по-видимому, одновременно со становлением человека, как Homo Sapiens’a.

Согласно современным историческим воззрениям ( ещё недавно воспринимаемым “в штыки” официальной наукой ) изначально, во времена палеолита и неолита, для погребения использовались естественные пещеры [ например, пещера Аман-Кутан в Узбекистане – погребение датируется домустьерским периодом ]; мустьерские пещерные захоронения известны в пещерах Ширинского района Хакассии , Кафзек [ Израиль ], Киик-Коба [ Крым ], Нпах [ Саравак ]. В пещере Бычьи Скалы [ Чехия ] в первом тысячелетии до нашей эры был погребён гальштадский князь ( вождь племени ) со всей своей свитой, родными и челядью,– данное погребение послужило известному историческому художнику-реставратору Зденеку Буриану темой для одной из его картин. Пещерные захоронения поддерживавших огонь шаманов найдены в Китае – их возраст более, чем почтенен: 400 - 500 тысяч лет. < Конечно, погребение покойников у разных тогдашних племён осуществлялось по-разному – я говорю именно о подземных погребениях. Когда археологи рассуждают о древних захоронениях, они тоже говорят лишь о них — прочие находимые ими останки с современной точки зрения погребениями не считаются. >

«Находки в пещере Тешик-Таш на границе Узбекистана с Афганистаном подтверждают, что неандертальцы исполняли свои ритуалы над умершими детьми. Там обнаружены останки мальчика, тело которого тщательно разместили среди костей каменного козла. Вокруг головы ребёнка лежали рога шести этих животных, уложенные попарно в форме круга. Возможно, кости каменного козла служат указанием на то, что вместе с мальчиком захоронили животное, которое должно было служить ему пищей во время путешествия в мир иной. И хотя цель и содержание этого обряда остаются загадкой, имеющиеся данные свидетельствуют о возрастающем числе ритуалов, что, в свою очередь, говорит о развитии богатой, всё более сложной общественной жизни неандертальцев.» Думаю, нет нужды пускаться в пространные рассуждения о наличии уже у неандертальцев определённых религиозно-мифических представлений, связующих Подземный мир с Небом.

«Мумия святого Ходжи Исхака находится в Таджикистане, в пещере одного из ущелий Гиссарского хребта на высоте 2750 м, примерно в 20 км от озера Искандер-Куль. Это место паломничества мусульман тщательно скрывается от “неверных”. Вблизи от входа, в освещённой части пещеры, слегка откинувшись назад, сидит человеческий скелет, обтянутый кожей. Он зарыт по пояс в землю и обложен для устойчивости камнями. Ходжи Исхак захоронен по древней традиции, присущей согдийцам III - X вв. нашей эры.»

По мере технологического и социального развития древних племён ( а также их географического распространения и связанного с ним освоения регионов, в принципе лишённых как естественных пещер, так и ландшафтно-геологических форм, пригодных для высечения пещер искусственных ) пещерные погребения начинают создаваться методом перекрытия: в земле вырывается камера-землянка, стены её обкладываются камнями либо деревом, сверху делается перекрытие и насыпается курган. Таковы, например, североамериканские маунды – а также древние курганы лесостепной полосы современных России и Украины; конструкционно примыкают к ним европейские и североафриканские гробницы.

«С начала XXI века до нашей эры древнеегипетские жрецы начали практиковать создание “искусственных пещер для мёртвых” – высечение гробниц в камне; развитие этого типа погребений привело египтян к созданию всемирно известных памятников человеческой культуры – пирамид в Гизе. [ … ] Погребальные комплексы под пирамидами и мастабами обычно вырубались в материковой породе подземным способом, а затем возводилась наземная постройка ( или это делалось одновременно ), но в некоторых случаях, как, например, при постройке погребального комплекса фараона Иби, все работы производились открытым способом – в котловане строились помещения и переходы, а затем возводились пирамиды.»

Фрагмент из книги «Погребённые царства Китая» , описывающий типичную гробницу одной из древних эпох – династии Шан [ ~ 1700 - 1050 гг. до н. э. ]:

«Гробницы различались размерами. Но все они были глубокие и прямоугольной формы с входами через наклонные плоскости с северной и южной сторон. У некоторых имелось по четыре входа через крестообразно расположенные пандусы со ступеньками. Хотя самое ценное из гробниц уже было похищено, сами гробницы остались нетронутыми и представили археологам возможность детально изучить захоронения. Когда умирал каждый из великих царей, похороненных в этих гробницах, вырывали огромную яму: самая крупная была почти 58 футов в длину, 52 фута в ширину в устье и 39 футов в глубину. Земля из таких ям выносилась по ступеням пандусов, вырезанных в бортах ямы. На дне выкапывали яму меньшего размера. По краям её делали борта из утрамбованной земли и встраивали внутри деревянную камеру примерно в восемь футов высотой. Гроб с телом царя устанавливали внутри и окружали его атрибутами царского погребения. Камеру затем покрывали крышей из досок с искусной резьбой и росписью и засыпали землёй [ с последующим возведением кургана ]. Сооружение таких массивных гробниц было бы невозможно без привлечения многочисленной – вероятно мобилизованной, рабочей силы.»

Аналогичным образом делались погребения многих последующих китайских императоров [ например, всемирно известное погребение Цинь Ши Хуа Н’ди, размах которого способен поразить даже в минимальной степени развитое воображение современного человека ] — ясно, что описанная технология работ ведёт своё начало от неолитических погребений курганного типа. Погребальные комплексы IV - III тысячелетия до нашей эры в пещерах Хакассии ( Ширинский район ) демонстрируют плавный переход от первоначального погребения в пещере поддерживавшего ритуальный огонь жреца к созданию сложных мегалитических погребальных комплексов, включавших как подземную часть ( гробницу ), так и архитектурные сооружения на вершинах гор.

Большое количество погребений курганного типа с обязательной камерой внутри ( иногда с системой камер, соединённых ходами ) возвели в I до нашей эры на территории современных Тувы и Бурятии племена гуннов — по сравнению с предшествующими им по времени хакасскими погребениями, они представляют собой некоторый регресс в архитектурном смысле ( погребения практически не сопровождаются постройками мегалитического рода, хотя просторные погребальные камеры присутствуют обязательно ),– это достаточно важный факт, к которому я вернусь в финальной части своего повествования.

Наиболее древними, обнаруженными на современное время, гробницами мегалитической культуры являются гробницы в Бретани ( северо-западная Франция ) и на Атлантическом побережье Испании и Португалии, построенные, согласно радиоуглеродной датировке, около 4.700 г. до н. э.,– то есть на две тысячи лет раньше египетских пирамид. Не много уступают им в возрасте гробницы древних хеттов, обнаруженные недавно близ тогдашней столицы хеттского государства Хаттусы ( современный Богазкей, 150 км к востоку от Анкары ); если первые хеттские гробницы IV- III тысячелетий до нашей эры были “одноразовыми”, то к 1250 году до нашей эры они уже используются многократно, то есть переходят в разряд подземных некрополей, катакомб. Например, в гробнице жены царя хеттов, обильно украшенной изделиями из золота и меди, позже было произведено захоронение самого царя с его любимой собакой; после повторного захоронения на место погребения были положены головы жертвенных быков. Вообще на примере развития хеттских погребальных комплексов отчётливо видно, как первоначальные одиночные погребения развиваются в погребения семейные, групповые; от простой камеры в земле “бутылочного вида” ( узкое вертикальное “входное отверстие” и расширяющаяся книзу камера с плоским дном, по краям которой по кругу, лицами к центру камеры в сидячем положении оставлены покойники ) погребения переходят к сложным многоуровневым системам катакомбного типа с многократным последующим использованием.

Интересно, что этруски, создавшие грандиозные некрополи Черветери и Тарквинии, вначале практиковали кремацию мёртвых – но даже в этом случае урна с прахом располагалась в подземной гробнице, поверх которой насыпался курган. В более поздние времена этруски стали практиковать непосредственное погребение покойников в подземных склепах.

Как уже говорилось, к данному типу погребений примыкают североамериканские маунды — курганные комплексы, созданные в просто огромном количестве на территории североамериканских штатов от восточного до западного побережья. Часть из них в своей основе скальная, часть земляная. Размеры – от полутора метров высотой до десятков метров; площадь основания некоторых в десятки раз превышает площадь пирамиды Хуфу при таких же размерах по высоте. Геометрическая форма не только пирамидальная или конусообразная — многие маунды повторяют формой животных, птиц или змей, являясь одновременно мегалитической скульптурой. В простейших из них ( как полагают американские археологи – наиболее древних, относящихся к первому тысячелетию до нашей эры ) захоронение осуществлено простой засыпкой останков; далее создавались камеры с деревянной облицовкой стен, используемые одноразово; в поздних вариантах камеры закрывались бревенчатыми крышками и служили для многоразовых захоронений. Вершины многих маундов плоские и увенчаны мегалитического вида строениями – остатками храмовых комплексов. В основании маундов находят, часто ниже уровня горизонта, остатки жилых помещений с очагами – возможно, это создаваемый при возведении маунда подземный храмовый комплекс; возможно, маунд сооружался на месте такого комплекса, путём его последовательной засыпки со всех сторон с одновременным захоронением останков. Подробная информация об этих уникальных комплексах и о создавших их культурах содержится в замечательной книге «Строители погребальных холмов и обитатели пещер» [ сборник, пер. с английского Е. Красулина, Москва, “Терра”, 1997 ]. Что крайне важно для меня: уже в названии этой книги – великолепно напечатанной и снабжённой массой прекрасных иллюстраций – говорится о неразрывности “подземного” и “наземного” образа жизни предтеч американских индейцев; также – о неразрывности их космического и подземного миропредставления. Особое внимание при изучении этой книги я прошу обратить на геометрические орнаменты и рисунки, не просто “перекликающиеся” с шаманскими масками и рисунками современных навахо и хопи, а также с индийскими изображениями “мандалы” — по сути, это высокохудожественные и предельно ясные изображения “входа в туннель”, которым устремляется душа после смерти. Данные изображения на предметах быта ( в частности, чашах и светильниках ), оставляемых в погребениях, ясно говорят нам о высокой точности космо-эзотерических воззрений этих культур, и о том, что представления о Небе и Подземле были неотрывно связаны — одно не воспринималось вне другого. Так хакасские и египетские погребальные комплексы связывают гору – подземный, нижний мир – и небо, мир верхний; так наследовавшая этим представлениям современная погребальная традиция велит нам закапывать покойника, дабы душа его попала на небо.

О причинах удивительного единства космо-подземных воззрений столь не связанных друг с другом культур я подробно рассуждаю в книге «Пещеры – Человечество – Космос». Ибо причины эти не просто “имеют отношение” к нашему хождению в пещеры, к нашему восприятию Мира Подземли — они составляет его прошлое, настоящее и будущее.

Здесь же замечу, что современная традиция закапывания в землю покойников происходит именно из традиции пещерных захоронений поддерживавших огонь шаманов; позднее – вождей и прочей племенной знати. По мере расселения человечества по Земле она прошла несколько стадий упрощения: вначале, за недостатком пригодных для погребения ритуальных пещер-святилищ, они стали выкапываться в земле искусственно [ пример: описанные выше древние хеттские захоронения “бутылочного типа” ] – соответственно, чем богаче и знатнее был покойник, тем обширней было творимое ради него подземное обиталище тела – простой же люд довольствовался “миниатюрным подобием гробницы” – гробом . Античное время вызвало к жизни появление огромных подземных некрополей ( в традициях времени, “достаточно демократических” ); по мере упрощения социальных и религиозных составляющих этноса на смену катакомбным захоронениям пришли средневековые европейские и мусульманские кладбища < хотя традиция сооружения склепов осталась, просто они стали в большей степени “полуподземными” или наземными >.

Ответ на вопрос, почему вообще возникла традиция подземного погребения человека ради того, чтоб душа его попала на небо, на мой взгляд, достаточно прост. И удивительно, отчего никто из серьёзных исследователей ни мира Подземли, ни прошлого человечества, этим вопросом не озадачивался.

Замечательные возможности пещер по активации нашего мышления ( повышенным содержанием СО2 и неоднократно декларировавшейся мной изоляцией от всех влияний мира поверхности ) способствовали развитию у шаманов древности таких практик, как “охота за дыханием” и “управляемого сновидения”, за которыми последовали “практики путешествий по иным мирам”( осуществлявшихся при подземных медитациях ) — и как следствие, рождение мезолитической картины Вселенной: очувствованной/увиденной из Подземли и состоящей из разных, доступных для посещения душой человека миров. Причём переход в эти миры, естественно, был возможен из так называемого “хоркса”, входа в пещеру, олицетворявшего Нижний Мир: обиталище мёртвых, место ушедшего Времени ( как и всего ушедшего ), аналогичное древнегреческой Лете. Путешествие в Верхний Мир неизбежно включало в себя начальный период в виде посещения Нижнего ( куда, кстати, помещали миры мёртвых все последующие цивилизации ) ибо все эти медитационные путешествия имели точкой старта пещеру, пребывание в ней – пусть даже и мысленное — лишь “очень продвинутые шаманы” могли прямо из нашего Среднего Мира вознестись непосредственно в Верхний Мир: место окончательного упокоения души.

Отсюда – возникшая в мезолитическую эпоху практика подземных погребений нашего тела. Ведущая своё начало от пещерных камланий и медитаций первых шаманов.

Не знаю, можно-ли считать шаманов мезолита спелестологами иль спелеологами ( думается, что спелестологами, или спелеонавтами, их называть всё-таки можно: в соответствии с этимологией данных понятий ) — но одно можно сказать наверняка: их пещерные Пребывания, их очувствование Мира Подземли и возникшая с их же подачи практика подземных погребений и сооружения подземных храмов подарили одну из важнейших традиций нашей цивилизации. В завершение этого периода приведу краткое описание знаменитых Парижских катакомб – ибо их имя за последние два столетия стало нарицательным.

Сколько живут люди на территории современного Парижа – столько лет и добывался там камень. Причём преимущественно закрытым способом, то есть в виде ПГВ. В силу сложного геологического устройства пород, складывающих Парижские холмы, каменоломни не располагаются в одном горизонте; даже в пределах одной каменоломни добыча велась на нескольких ярусах и этажах. Наиболее древние выработки ( IV в. н. э. ) сохранились весьма фрагментарно, так как не были достаточно хорошо закреплены и разрабатывались в открытых для прохождения грунтовых вод верхних слоях известняка; компенсируют эти потери всевозможные тайные подземные ходы, которые окружали каждый парижский замок, особняк богатого феодала, дворец, монастырь или церковь: в случае, когда тайный ход выводил в заброшенную ПГВ ( а часто это делалось намерено ), владельцы хода должным образом укрепляли и гидроизолировали её кровлю.

На глубине 22 метров проходит метровой толщины глиняный водоупор,– собственно, под ним и разрабатывались наиболее протяжённые парижские каменоломни, самые древние их которых не старше 500 лет. В силу наличия водоупора они весьма сухие; разработка велась в несколько ярусов на двух ( в основном ) этажах. Добывался известняк. Максимальная глубина залегания каменоломен нижнего яруса – 40 м; каменоломни верхнего яруса расположены в пределах 5 - 10 м. Когда в 1780 году возник вопрос о дальнейшем расширении Парижа, было принято решение все старые городские кладбища ( а они занимали изрядную территорию ) снести, останки же людей перезахоронить на верхнем этаже выработок, в то время уже не используемом по прямому назначению. Перезахоронение производили в несколько этапов, по мере застройки территории кладбищ,– причём по весьма оригинальному сценарию: определённые участки многокилометровых ( сотни километров ) каменоломен соответствовали определённым кладбищам; каждый штрек соответствовал конкретному периоду погребения, при этом черепа аккуратно складывались к черепам,– остальные кости наваливались в тупиковые орты. Так возникли знаменитые Парижские катакомбы: удивительное сочетание ПГВ и ПАС.

В отличие от Одесских каменоломен, Парижские катакомбы представляют собой единую систему ходов ( то есть, в спелестологическом понимании – Систему ), ибо изначально независимые выработки, расположенные на нескольких ярусах, в процессе добычи камня соединялись случайными сбойками и многочисленными подземными ходами тайного и фортификационного назначения; после перенесения городских кладбищ под землю были сделаны новые, более благоустроенные выходы на поверхность и укреплены существующие ходы ( в том числе чтоб избежать провалов мостовых и оседаний зданий ); в ХХ веке современные транспортные коммуникации ( метро, подземные гаражи, тоннели и подземные переходы ), а также различного назначения коллекторы и гидросистемы окончательно объединили подземелья Парижа в одну исполинскую Систему. Многие части которой доступны для свободного посещения туристов.

Суммарная длина ходов Парижских каменоломен без учёта действующих современных подземных объектов около 1.000 км. Общая площадь, занимаемая сохранившимися парижскими каменоломнями – 4.185 га; из них 835 га находится в черте города. Суммарный объём оценивается в 12 млн. м3. Количество перезахороненных останков более 6.000.000. [ Данные любезно предоставлены французским спелестологом Себастьяном Жериховским. ] С учётом того, что Одесские каменоломни единой Системы всё-таки не образуют, можно считать, что Парижские катакомбы/каменоломни – крупнейшие в мире.


БИБЛИОТЕКА

Авторское уведомления
Традиционная преамбула
«Но имена тех, кто...»
Рассуждение первое
ПГВ: Подземные и горные выработки
Из истории горного дела
Каменоломни: топология и генезис
Старицкий вариант
Никитский вариант
О безопасности
Одесские каменоломни
Европейские каменоломни
Каменоломни Москвы и Подмосковья
Каменоломни Самарской области
Каменоломни Ленобласти
Каменоломни Старицкого района
Каменоломни юга России и Украины
Иные каменоломни России
Каменоломенный хит-парад
Элиминационные ПГВ
ПАС: Подземные архитектурные сооружения
Жилые естественные пещеры
Пещерные и подземные города
Пещерные и подземные храмы
Пещерные и подземные захоронения
Землянки
Подземные ходы
Подземные гидротехнические сооружения
Искусственные полости медицинского назначения
Полости охранно-военного назначения
Арсеналы и склады
Наблюдательные пункты
Ракетные шахты
Убежища
ПАС пеницитарного назначения
Ловчие ПАС
Полости научно-исследовательского назначения
ПАС добывающего назначения
Подземные мастерские и заводы
Подземные энергостанции
Пневматические аккумуляторы и кондиционеры
Полости туристическо-развлекательного назначения
Музыкальные и танцевальные залы
Подземные музеи и библиотеки
Полости хозяйственного назначения
Тайники и сокровищницы
Грабительские ПАС
Газо-и-нефтепроводы
Газо-и-нефтехранилища
Ледники
Загоны для скота
Подземные теплицы и оранжереи
Винные погреба, сырные подвалы, подземные грибницы
КП: Конструкционные полости
ОП: Полости оказионного происхождения
ПСП: Полости смешанного происхождения
Спелеовиртуальные полости
Рассуждение второе
Спелеорайонирование
Откуда и куда
Так сколько нам лет?...
Спелеопоколения и ритмы истории
Закрытие — или защита?..
Резюме









Рейтинг@Mail.ru Использование контента в рекламных материалах, во всевозможных базах данных для дальнейшего их коммерческого использования, размещение в любых СМИ и Интернете допускаются только с письменного разрешения администрации!