пятигорск | кисловодск | ессентуки | железноводск
Пятигорский информационно-туристический портал
 • Главная• СсылкиО проектеФото КавказаСанатории КМВ
ЕССЕНТУКСКИЕ ВСТРЕЧИ • Каменная летописьОГЛАВЛЕНИЕ



 Ессентуки 

Каменная летопись

Сейчас мы называем «Новыми Ессентуками» обширный район по правую сторону железной дороги, если ехать из Пятигорска в Кисловодск. Но в дореволюционной России так называли район вокруг парковой зоны, на «отчужденной» у казаков земле, возникший в конце XIX и начале XX века. Старый парк стал тесен для скопившихся в нем лечебных заведений, а станичная жилая часть городка не вмещала новых построек. Там — старая зона курорта.

В недавно возникшем Заполотнянском районе мы вступаем в мир новых масштабов, новых пространственных решений, в мир новой архитектуры. Все сверкает стеклом и пластиком, величественно, грандиозно, рассчитано на массовое пользование. Это и определяет новый облик Ессентукского курорта. И, может быть, поэтому, в силу контраста, особенно радуют глаз остатки архитектурной старины с ее соразмерными человеку пропорциями и наивным представлением о комфорте. Старина эта украшает город и создает его неповторимый облик, она не архаична, потому что всемирно известный город-курорт начал крепнуть и развиваться лишь во второй половине прошлого века.

В Ессентуках сохранилось немало произведений дореволюционного зодчества, некоторые из них входят в ансамбли новых санаториев.

Сохранилось и самое первое сооружение-станичная деревянная церковь, каменная ограда которой служила одновременно крепостным укрытием. Построена она приглашенными на Воды в двадцатых годах XIX века зодчими-итальянцами, братьями Джузеппе и Джованни Бернардацци.

Первое каменное капитальное строение в Ессентуках — галерея при источнике № 17 создана в 1847—1856 годах архитектором С. И. Уптоном, которого кавказский наместник князь М. С. Воронцов пригласил на кавказские курорты в 40-х годах. Для прогулок посетителей в ненастную погоду Уптон построил Ессентукскую галерею в мавританском стиле, в отличие от Елизаветинской в Пятигорске и знаменитой Нарзанной в Кисловодске, построенных в стиле романтической поздней готики.

Это был «маленький дворец». Средняя открытая часть состояла из красивых зубчатых аркад. Восемь башенок в виде минаретов возвышались по углам. Главный фасад шестью ступенями спускался к построенному Уптоном же каменному зданию соляно-щелочных ванн, не сохранившемуся доныне. Рисунок художника В. Червинского донес до нас прекрасный облик старой галереи. К сожалению, в 1901 году замысел Уптона исказили: галерею, пристроив к ней вплотную театр, сделали закрытой, и она много утратила в своем облике. Но и сейчас это самое старое здание на курорте служит замечательным архитектурным памятником.

В Ессентуках на площади имени В. И. Ленина выстроен новый театр, спроектированный В. Л. Турчаниновым. Старый театр тоже сохранили, он представляет ценность мемориальную: в нем выступали крупнейшие деятели искусства и литературы.

Во второй половине прошлого века, в период бурной капитализации России, на курорты Кавказа хлынули частные предприниматели. В районе, примыкающем к парку, в тогдашних «новых Ессентуках», или, как говорили ессентукские казаки, «на курсу», существовал водопровод, не было станичной грязи и пыли, и там стали быстро возникать частные санатории, коммерческие дачи, гостиницы и виллы-особнячки с поэтическими названиями «Затишье», «Желанная», «Уединение»», «Нагорная». «Уютная». Многие из них снесены, чтобы на их месте выстроить здравницы массового пользования. Однако среди «купеческой» безвкусицы с показной роскошью фасадов, к которой только и стремились владельцы этих дач, попадались особнячки прелестные, подлинные архитектурные шедевры. Лучшие удалось сохранить.

В архитектуре это были годы поисков нового стиля, и пока он не определился к десятым годам нашего века в стиль модерн, в зодчестве преобладала эклектика — соединение в одном строении разных стилевых форм. Остались у нас и ее образцы, среди уцелевших зданий прошлого прекрасен по строгим и нарядным формам санаторий «Азау» на 100 мест, замечательный и своим историческим прошлым — это был первый советский санаторий в Ессентуках. Дача казачьего офицера Зимина «Орлиное гнездо», в которой помещается курортная библиотека, увенчана скульптурами горных орлов и строго выдержана в стиле модерн. Замечательны дом доктора А. И. Лебедева близ вокзала, похожий на замок, особняк инженера И. М. Пугинова, дача «Вера»—в ней теперь курортная поликлиника.

Здания, которые строила «казна», то есть государство, для лечебных учреждений, сохранились до наших дней, хотя многие перестроены неузнаваемо и их прежний облик доносят до нас только старые фотографии или рисунки. Ввод в широкое пользование Гаазо-Пономаревского источника позволил выстроить Верхние ванны по проекту архитекторов Н. В. Дмитриева и Б. В. Правдзика. Это здание на возвышенности очень украшает курортный парк.

По традиции первых городов-курортов, возникавших в период господства в архитектуре классицизма, многие поздние строения в Ессентуках созданы «во вкусе античном». Элементы таких форм находим и в здании Верхних ванн, и в беседке «Ореанда», и в большом числе павильонов над старыми бюветами источников. Тут колонны, вытянутые треугольники фронтонов, аттики, четкость и равновесие конструкций, присущие русскому ампиру.

С 1903 по 1914 годы при общем бурном строительстве на Водах не появилось ни одного нового ванного здания, хотя число больных увеличивалось год от года. Часть кабин в Верхних ваннах пришлось выделить для грязелечения, которое начали применять с 1886 года.

В 40—60 годах на Водах преобладала эпоха «галерейного» и паркового строительства. Директор Вод С. А. Смирнов занимался по преимуществу каптажами источников в нарядных павильонах-беседках. Директор В. В. Хвощинский особое внимание уделял постройке гостиниц, театров и ресторанов. Пришедший ему на смену С. В. Тиличеев озаботился состоянием бальнеологических учреж­дений. В Пятигорске и Железноводске возвели тогда новые ванные здания, две большие грязелечебницы появились в Пятигорске и Ессентуках. Средства для столь капитальных построек Тиличеев собрал за счет усиленного экспорта минеральной воды, особенно всемирно известного источника № 17, хотя не раз подвергался критике за «разбазаривание» драгоценного напитка.

В 1911 году был объявлен всероссийский конкурс на проект Ессентукской грязелечебницы. Победу одержал академик архитектуры Евгений Федорович Шреттер. Он создал поистине архитектурный образец. Даже на существующих много веков курортах Европы ие было в то время такого бальнеологического заведения.

Он тоже выбрал для грязелечебницы формы античной классики, воссоздав облик римских терм (бань) III—IV веков. В годы эклектического разброда и легковесного модерна он не «стилизовал под старину», но нашел для лечебного здания форму, конструктивно цельную, то есть полностью отвечающую общественному назначению постройки.

Ессентукская грязелечебница состоит из четырех соединенных между собой корпусов. Главный монументальный фасад украшает портик с фронтоном и двумя рядами колонн ионического ордера. Ко входу ведут подъездные пандусы, окаймляющие греческий «дворик» с бассейном и скульптурами львов. Такие дворики в античных «храмах здоровья»— термах служили для гимнастических упражнений. На высоких постаментах у главного входа — скульптурные изображения мифологических божеств: Эскулапа — бога врачевания и Гигейи — богини здоровья, от имени которой образовано слово «гигиена».

На крупных гладких плоскостях стен — барельефы, рисующие лечебное назначение здания, над входной дверью — изображение бога морей Посейдона. Монументальны и боковы фасады, ритмично члененные поворотами стен. Черепичная крыша тоже создана по римским образцам. Свод вестибюля поддерживают фигуры атлантов.

Вход через портик и вестибюль ведет в сводчато-купольный зал ожидания и отдыха, массив которого тоже украшают барельефы. В четырех нишах скульптуры Афродиты — богини красоты, Аполлона — бога солнца, Нереиды—богини воды и Гермеса — покровителя торговли и путешественников. Модная в те годы символика декоративных украшений здесь уместна и слита с архитектурными формами в единое целое. Высота светового фонаря достигает 15 метров: света и воздуха много. В остальных корпусах такие же большие залы, своды которых поддерживают кариатиды в виде тритонов.

Разрабатывая проект, зодчий использовал новейшие для тех лет требования техники, бальнеологии и гигиены. Кабины, расположенные по обеим сторонам широких коридоров, хорошо вентилируются. Под надземным этажом расположено в два яруса все подземное хозяйство лечебницы: бассейны для хранения грязи, цех ее подогрева, лаборатории, водо- и паропроводная. Нагретую грязь подают наверх электроподъемником и развозят вагонетками по кабинам. Котельная с высокой трубой отделена от главного здания.

Впервые на КМВ был механизирован весь процесс стройки, и жители с любопытством наблюдали, как работает бетономешалка, как в вагонетках по канату подается к железобетонному своду раствор. Кисловодский доломит отесывался пневматическим способом.

Сметная стоимость строения составила 780 тысяч, но затратили на грязелечебницу 1,3 миллиона рублей. Закладка состоялась в июле 1913 года. Наблюдение над стройкой Шреттер поручил молодому архитектору И. Г. Шамрицкому, к скульптурной отделке привлек столичных скульпторов Л. А. Дитриха и В. В. Козлова. Инженер И. И. Володкевич устраивал сложное бальнео-техническое оборудование. Грязелечебницу открыли в 1915 году в торжественной обстановке.

В наши дни на этом архитектурном памятнике, взятом под государственную охрану, установлена мемориальная доска с именами его создателей. Этой лучшей Ессентукской грязелечебнице присвоено в 1923 году имя первого наркома здравоохранения, организатора советских курортов Н. А. Семашко.

Среди произведений новой архитектуры в Ессентуках можно отметить наиболее выдающиеся.

В годы Советской власти первые санатории для трудящихся открывались в старых крупных зданиях. Санаторий имени Ф. Э. Дзержинского был в Ессентуках первым, выстроенным заново в простых гармоничных формах в 1937 году архитектором А. А. Оль. Здесь также использованы традиционно классические элементы. Сейчас это здание входит в комплекс санатория «Советский шахтер».

Останутся в истории курортного зодчества в Ессентуках построенные в последнее десятилетие и великолепно оборудованные санатории имени М. И. Калинина, «Россия», «Казахстан», «Украина»... Бетон, пластик, стекло сочетаются здесь с драгоценными отделочными материалами.

Поистине великолепен главный вход в парк, архитектурно оформленный в 1955 году П. П. Еськовым. Ему же принадлежат и три непарадных входа; светлая колоннада которых красиво выделяется на фоне яркой, сочной зелени. Павел Павлович Еськов (1883—1967) — первостроитель советских курортов. Ученик Л. Бенуа, он особенно стремился к гармоничному сочетанию архитектуры с природным окружением. «Торжественно и просто» — был девиз Еськова. Главный вход в парк — это безусловно архитектурная достопримечательность Ессентуков.

Постепенно спускающиеся терассы с фонтанами и цветниками приводят с горячей и шумной улицы в прохладу и тишину парковых аллей. Если архитектуру называют «застывшей музыкой», то весь ансамбль этого парадного входа с колоннадой, яркими пятнами клумб, мягко шелестящими и сверкающими струями фонтана звучит как радостная мелодия летнего отдыха, покоя.

Интересна питьевая галерея над прежним бюветом источника № 4, возведенная в 1967 году по проекту архитектора В. Н. Фуклева. Это капитальное строение. Его наружные стены, и входные лестницы облицованы кисловодским доломитом, колонны главного входа отделаны черным мрамором. Мастерами из Киева выполнены два панно из керамической мозаики: на фасаде — на тему дружбы женщин всех рас и на внутренней стене — пейзажное. Высок подвесной потолок, окна с витражами наполняют галерею светом. Применено современное оборудование.

В новых районах города общеизвестные здания строят не по типовым, а по индивидуальным проектам. К олимпийскому году в строй вошел ресторан «Олимпия» — целый комбинат питания — в новых оригинальных формах. Современно и новое здание Дома быта, украсившее привокзальную площадь. Еще недавно на площади перед вокзалом стоял скромный стандартный обелиск героям гражданской войны. Сейчас площадь украшает новый красивый памятник работы М. Ф. Коробейникова, а в Комсомольском парке, в Заполотнянском районе взметнулся ввысь к небесам созданный И. И. Медниковым грандиозный многогранный обелиск — памятник героям Отечественной войны.


К началу книги

Открыватели целебных Вод
Спешите делать добро
Русские Сельтерс и Виши
Аллея памяти
И нет аллее конца...

Как лечились в старину
В джилижансе со свитой
Ванны с «ядерным» обогревом
Плата здоровьем за лечение
Блестящая будущность. Но когда?
Царство «купона» глазами писателей
Ростки прогресса
В парке старинном...
Их помнит старый парк
Каменная летопись

Встречи у источников
А. М. Горький
К. С. Станиславский
М. Г. Савина
В. Ф. Комиссаржевская
В. Г. Короленко
А. И. Куприн
Гости дачи «Желанной»
С. В. Рахманинов
Ф. И. Шаляпин
А. Л. Дуров
С. С. Прокофьев
С. А. Абиян
Н. Н. Биязи

Образ города-курорта
В живописи, графике, фотографиях
В прозе и стихах
Адресный именной указатель
В музее слов
Хронограф Ессентукского курорта









Рейтинг@Mail.ru Использование контента в рекламных материалах, во всевозможных базах данных для дальнейшего их коммерческого использования, размещение в любых СМИ и Интернете допускаются только с письменного разрешения администрации!