пятигорск | кисловодск | ессентуки | железноводск
Пятигорский информационно-туристический портал
 • Главная• СсылкиО проектеФото КавказаСанатории КМВ
ЕССЕНТУКСКИЕ ВСТРЕЧИ • В музее словОГЛАВЛЕНИЕ



 Ессентуки 

В музее слов

Расставаясь, дорогой читатель, мысленно заглянем еще и в своеобразный ессентукский «музей слов» — музей, постоянно и повсюду нас окружающий. Это звучащий непредметный мир топонимики. Он расскажет, как поток многовековой истории местности находил отражение в географических названиях.

Пятигорск, Железноводск, Кисловодск... все русские названия, совершенно понятные. Но что значит слово ЕССЕНТУКИ? Топонимика, отвечая на этот вопрос, раскрывает интересные страницы древней истории местности вокруг пятиглавой Бештау. А это, последнее слово, значит на тюркских языках «пять вершин», «пять гор». (Отсюда имя Пятигорска).

Арабский путешественник Ибн-Батута (1304—1377), посетивший Северный Кавказ в 1334 году писал, что из города Мажар собирается ехать в ставку султана «в местности Бишдаг» (Бештау — Авт.). Ставка была центром крупного золотоордынского поселения. Недавние археологические изыскания показали, что она находилась около Ессентуков. Найдено восемь погребальных мавзолеев золотоордынских властителей.

«Географический термин Ессентуки,— писал советский востоковед, академик М. Е. Массой, участвовавший в раскопках,— ...несомненно собственное имя, состоящее из двух слов. Первое — Эсен (Иесен, Есан) — буквально «здоровый». Среди феодальной знати были персоны, носившие это имя как личное. Вторая часть термина — тюркское туг-«тучный» или «знак», «бунчук». В соединении это означало принадлежность, то есть, что район Ессентуков назывался по имени владевшего им монгола...» В окрестностях «Лес Есана», «Пеле Есана», а также бытовавшая фамилия Есенкуловы (кул — «раб», в данном случае — «раб Есана»), подтверждают эту гипотезу.

При раскопках в одном из богатых погребальных мавзолеев XIV века, украшенных голубыми керамическими плитками, что характерно для золотоордынских построек, нашли хорошо сохранившийся скелет монгола. М. Е. Массой, а вслед за ним археолог Э. Р. Ртвеладзе сделали вывод, что это погребение потомка Чингиз-хана. Ессентука, давшего имя местности, а затем городу-курорту. Легенды же, объясняющие непонятное слово «Ессентуки», сложились в народе позднее.

К XIV веку в Пятигорье поселяются адыгские кавказские племена, пришедшие с черноморского побережья — кабардинцы, черкесы. В русских документах они называются «пятигорские черкасы». Они тоже оставили здесь свои названия.

ЗОЛОТУШКА. Казалось бы, совершенно русское слово! Люди, от языковедческих наук далекие, дают самые различные объяснения: тут-де чистили паровозные топки — «золу тушили», или имя речке, станции дали потому, что местная целебная вода драгоценна, как золото. Однако названия водных географических объектов — рек, озер, морей более древни, они на много столетий старше и пришествия сюда русских, и, тем более, появления железной дороги. Золэтушка — это искаженное первыми русскими поселенцами непонятное им кабардинское слово Дзалта— «место верб». Неподалеку есть село Дзалукокуаже, река Золка, станица Зольская. Весь этот «куст» названий на заболоченной сырой местности, поросшей вербою, образован от кабардино-черкесского слова дзал—«верба».

Русские заменили чужеязычное слово дзалта своим, созвучным, похожим — золото. В 50-х годах прошлого века ученый Ф. А. Баталин впервые записал русское название речки Золотуха. Доктор С. А. Смирнов в 70-х годах уже называет ее Золотушкой, как звало население соседних станиц и хуторов. По имени реки названы и станция и поселок.

ЛОШАДИНЫМИ ГОРАМИ называли Синие горы-лакколиты еще древние греки: в районе Бештау были прекрасные условия для выпаса конских табунов. Поэтому за обладание этой местностью шла постоянная борьба. Побывали здесь и европейцы. Когда-то, еще во времена античные, через местность Минеральных вод, через Кисловодск, от нынешнего Сухуми пролегал крупный торговый путь из Европы в Азию. В средние века владели им византийцы, а потом итальянцы-генуэзцы, которых здесь называли франками.

Ученый путешественник Ф. Дюбуа де Монпере в 30-х годах прошлого века записал здесь предание. Земля вокруг Бештау принадлежала знатному франку. Он разводил лошадей для торговли. Рядом жили кабардинцы. Влюбился франк в жену кабардинского князя. Стал просить: отдай жену! Князь посоветовался со стариками своего народа и поставил условие: отдам жену, но поклянись, что после этого исполнишь любое мое желание, а какое — пока не скажу. Получил франк красавицу. А кабардинец во имя клятвы потребовал у него землю вокруг- Бештау. Принужден был франк распродать табуны и уйти. После этого, сражаясь за эту местность, кабардинцы говорили: «За эту землю мы отдали своих жен». А близ Ессентуков сохранилось с тех пор название возвышенности—Франчиха.

ПОДКУМКОМ называют приток реки КУМЫ, имя которой происходит от тюркского слова кум, гум —«песок», и некогда кочующих здесь половцев окрестные народы звали кумане.

Название речки БУГУНТА кабардинский просветитель Шора Бекмурзин Ногмов производит от имени крупного древнего города Боргустана или Бергусант возле Рим-горы. Этот географический термин закрепился и за Боргустанским горным хребтом по дороге к Кисловодску. А ессентукские воды в первые годы называли бугунтинскими.

А вот название станции БЕЛЫЙ УГОЛЬ, совсем недавнего происхождения и совершенно русское, не совсем понятно туристам и курортникам: ведь так называют энергию рек, приводящих в движение турбины электростанций. Откуда же среди покоя и тишины речной долины такое название? Но в 1903 году здесь действительно была заложена одна из самых первых в России гидроэлектростанций, использующая энергию горной речки Подкумок. В создании этой «ГЭС-невелички» участвовали видные ученые-энергетики М. А. Шателен и Г. О. Графтио, впоследствии входившие в комиссию ГОЭЛРО. Станция дала первую электроэнергию для курортов, питала трамваи, пассажирский в Пятигорске и грузовой для перевозки нарзана в Кисловодске. Теперь там музей-памятник первым шагам отечественной гидроэнергетики.

Возникают и получают имена новые районы города, улицы. Здравницы, радующие комфортом, называются «НИВА»—для колхозников, «МЕТАЛЛУРГ»—для рабочих, «УКРАИНА», «КАЗАХСТАН», «РОССИЯ»... В самих названиях — социальная и интернациональная сущность Советской власти. Краткий топонимический очерк и представленная ниже хроника выдающихся событий в культурной истории Ессентуков показывают путь во времени — от пус­тынной заболоченной местности до всемирно прославленного советского современного народного курорта, неотъемлемой части советского образа жизни.


К началу книги

Открыватели целебных Вод
Спешите делать добро
Русские Сельтерс и Виши
Аллея памяти
И нет аллее конца...

Как лечились в старину
В джилижансе со свитой
Ванны с «ядерным» обогревом
Плата здоровьем за лечение
Блестящая будущность. Но когда?
Царство «купона» глазами писателей
Ростки прогресса
В парке старинном...
Их помнит старый парк
Каменная летопись

Встречи у источников
А. М. Горький
К. С. Станиславский
М. Г. Савина
В. Ф. Комиссаржевская
В. Г. Короленко
А. И. Куприн
Гости дачи «Желанной»
С. В. Рахманинов
Ф. И. Шаляпин
А. Л. Дуров
С. С. Прокофьев
С. А. Абиян
Н. Н. Биязи

Образ города-курорта
В живописи, графике, фотографиях
В прозе и стихах
Адресный именной указатель
В музее слов
Хронограф Ессентукского курорта









Рейтинг@Mail.ru Использование контента в рекламных материалах, во всевозможных базах данных для дальнейшего их коммерческого использования, размещение в любых СМИ и Интернете допускаются только с письменного разрешения администрации!