пятигорск | кисловодск | ессентуки | железноводск
Пятигорский информационно-туристический портал
 • Главная• СсылкиО проектеФото КавказаСанатории КМВ
ЕССЕНТУКСКИЕ ВСТРЕЧИ • В. Ф. Комиссаржевская на КавказеОГЛАВЛЕНИЕ



 Ессентуки 

В. Ф. Комиссаржевская на Кавказе

В. Ф. Комиссаржевская на КавказеВ тумане времени вырисовывается еще один яркий образ артистки, оставившей прочную память в культурной истории Ессентукского курорта. Сейчас ходить в театр — обычное дело, и нам трудно представить, какое значение в жизни дореволюционого интеллигентного общества имел театр. Это была трибуна передовой мысли, школа духовных исканий. Какие страсти бушевали вокруг его проблем! Каким благоговейным обожанием были окружены любимые артисты, искусство которых служило и нравственным, и политическим призывом. Веру Федоровну Комиссаржевскую (1864—1910) называли «властительницей дум» русской передовой молодежи. Она пленяла не только несравненным искусством, но превращала театр в средство бескорыстного служения людям, их воодушевления, радости и нравственного очищения. «Молодежь звала ее солнцем»,— вспоминает А. М. Коллонтай.

Не многие знали, что, как и Л. В. Собинов, Комиссаржевская была близка к революционному движению, помогала ему,— то отдавала целиком сбор со своих концертов для забастовщиков или в кассу социал-демократической партии, то авторитетом своего имени вызволяла арестованных товарищей, прятала их от полиции, то в шляпных картонках переправляла нелегальную литературу. Связь с партией большевиков артистка держала через Л. Б. Красина.

Любопытен эпизод: в Баку для нужд партии она дала концерт в доме самого жандармского начальника. Бакинские богачи подали ей букет из новеньких сторублевок, она тотчас передала его одетому во фрак Красину. Он понюхал «букет» и сказал ей шепотом: «Хорошо пахнет... типографской краской!»— и уехал за границу для приобретения нелегальной типографии. Но и в совершенно легальной деятельности артистки Комиссаржевская каждую роль умела наполнить большим общественным содержанием. Ее любимыми образами были женщины, страдающие и гибнущие в царстве общественной несправедливости, как Лариса в «Бесприданнице», или бунтарки против устоев буржуазного мира, как Нора у Ибсена. Особенно хороша была она в сильных драматических ролях.

На Минеральных Водах Комиссаржевская бывала не однажды, лечилась, живя обычно в Железноводске, или приезжала для гастролей, принимала участие в спектаклях сборных трупп, в 1898 году под атрепризои В. Л. Форкатти, потом — С. В. Брагина.

...«Тоненькая, хрупкая, она казалась красавицей, потому что каждое движение ее тела, лица было одухотворено». Все, кто хоть раз увидел Комиссаржевскую, вспоминают ее бездонные выразительные глаза и сильный, нежный голос необычайно красивого тембра. Из курортного городка она пишет 7 июля 1902 года Ходотову: «Я еду сейчас в Ессентуки играть «Бой бабочек». В этой пьесе Германа Зудермана она играла роль Рози — свою «коронную». В этой бытовой драме роль Рози очень трудна: угловатый подросток, живущий в мире мещанской органиченности, жадности и лжи, превращается во взрослую любящую женщину. Самоотверженно Рози берет на себя вину сестры, обрученной с богатым человеком, жертвует своей первой чистой любовью, чтобы спасти семью от нищеты. Психологическая драма при участии Комиссаржевской звучала жестоким беспощадным осуждением фальши и грязи, контрастом которой служит образ чистой и безыскуственнои Рози...

В этом же году в Ессентуках она играла в новом театре. Его занавес впервые распахнулся 30 апреля. Сцена была оформлена по эскизу М. Добужинского. С театром связывали много надежд, в газете «Каспий» сообщали: «И наши места после долгой спячки обратятся в счастливую Аркадию, привлекая массу публики, жаждущей впечатлений и жизни», а корреспондент столичного журнала «Театр и искусство» в рецензии на спектакль с участием Комиссаржевской, отметив ее огромный успех, возмущался: «Если уж необходимо было создать на группах казенные театры, (судя по количеству посетителей, это сомнительно), но строили бы их фундаментально, основательно. А то строят театры, стенки которых пропускают весь уличный шум, а крыши представляют хорошо натянутый барабан, оглушающий публику в дождливую погоду».

В Ессентуках Комиссаржевская играла в «Дикарке» А. Островского и Н. Соловьева. В Ессентуках еще была сыграна и Лариса в «Бесприданнице». Образ создан красками скупыми, но с огромным внутренним накалом переживаний. Обнажена была трагическая безысходность женской судьбы в обществе, где брак — купля-продажа. Отчаяние Ларисы — Комиссаржевская передавала в звуках исполняемого ею в спектакле романса: «Нет, не любил он...», выразив, как писали здешние рецензенты, «бездну разнообразных чувств».

В труппе Брагина играли артисты Булахов, Вульф, Зорина, Славич, Яковлев... Кто запомнил бы их ушедшие имена? Но с ними играла Комиссаржевская! Актеры вспоминают, что Вера Федоровна даже слабых артистов умела «направить» и «преодолеть» силой собственого таланта, «всех зажигала своим нервом». И если на сцене любила героя, который по своим даным не подходил к драматическому образу, то публика видела в нем человека, достойного любви. Ессентукская труппа Брагина в другой сезон вторично поставила пьесу «Авдотьина жизнь», в премьере которой играла Комиссаржевская, всем показалось, что играют совсем другие артисты, хотя они старались, так как присутствовал сам автор С. А. Найденов.

Гораздо охотнее, - чем в сборных спектаклях со случайным составом, Вера Федоровна принимала здесь участие в концертах с друзьями: К. Варламовым, Н. Ходотовым, В. Давыдовым — своим театральным учителем, который бесподобно читал басни, превращая каждую в живую и правдивую сценку. Не связанная ансамблем, одна, просто и задушевно мелодекламировала артистка под музыку А. С. Аренского стихотворение в прозе И. С. Тургенева «Как хороши, как свежи были розы», исполняла романс Ларисы из «Бесприданницы». Голос у нее был прекрасный, в юности она готовилась быть певицей, занималась со своим отцом, известным в свое время певцом. Техника исполнения каждой вещи ее концертного репертуара была отработана безупречно. Очевидцы вспоминают, как она играла веером, читая шутливое стихотворение «Сны». Она поворачивала веер, будто в его складках сны были спрятаны... «Кричу: «Спасите!...»—и проснулась»...— Веер закрывался.

Следующий сезон в 1903 году начался отдыхом в любимом Железноводске, и в июне она снова дает гастрольные спектакли в Ессентуках. В то лето труппа Брагина ставила «Мещан» М. Горького. С участием Комиссаржевской прошли добавленные к ее прежнему репертуару пьесы «Горнозаводчик» Ж. Онэ, где она играла с Н. Н. Ходотовым, А. С. Суворина «Вопрос». Шла «Монна Ванна» М. Метерлинка.

Вера Федоровна отдыхала в Ессентуках и в 1905 году, и в 1907 и 1909 годах, за год до смерти от черной оспы во время гастролей в Ташкенте. Но в эти сезоны перед курортной публикой не выступала. Это были годы творческих исканий, разочарования в направлении созданного ею в Петербурге символического театра. В стихотворении на смерть артистки друг и драматург театра Комиссаржевской — поэт Александр Блок сравнил ее зовущий образ со знаменем, развернутым ветром. Памяти Комиссаржевской были посвящены несколько концертов в курортных городах.


К началу книги

Открыватели целебных Вод
Спешите делать добро
Русские Сельтерс и Виши
Аллея памяти
И нет аллее конца...

Как лечились в старину
В джилижансе со свитой
Ванны с «ядерным» обогревом
Плата здоровьем за лечение
Блестящая будущность. Но когда?
Царство «купона» глазами писателей
Ростки прогресса
В парке старинном...
Их помнит старый парк
Каменная летопись

Встречи у источников
А. М. Горький
К. С. Станиславский
М. Г. Савина
В. Ф. Комиссаржевская
В. Г. Короленко
А. И. Куприн
Гости дачи «Желанной»
С. В. Рахманинов
Ф. И. Шаляпин
А. Л. Дуров
С. С. Прокофьев
С. А. Абиян
Н. Н. Биязи

Образ города-курорта
В живописи, графике, фотографиях
В прозе и стихах
Адресный именной указатель
В музее слов
Хронограф Ессентукского курорта









Рейтинг@Mail.ru Использование контента в рекламных материалах, во всевозможных базах данных для дальнейшего их коммерческого использования, размещение в любых СМИ и Интернете допускаются только с письменного разрешения администрации!