пятигорск | кисловодск | ессентуки | железноводск |
Отдых на море | |
|
|
НАВИГАЦИЯ | ЕССЕНТУКСКИЕ ВСТРЕЧИ В. Ф. Комиссаржевская на Кавказе | ОГЛАВЛЕНИЕ |
|
В. Ф. Комиссаржевская на КавказеВ тумане времени вырисовывается еще один яркий образ артистки, оставившей прочную память в культурной истории Ессентукского курорта. Сейчас ходить в театр — обычное дело, и нам трудно представить, какое значение в жизни дореволюционого интеллигентного общества имел театр. Это была трибуна передовой мысли, школа духовных исканий. Какие страсти бушевали вокруг его проблем! Каким благоговейным обожанием были окружены любимые артисты, искусство которых служило и нравственным, и политическим призывом. Веру Федоровну Комиссаржевскую (1864—1910) называли «властительницей дум» русской передовой молодежи. Она пленяла не только несравненным искусством, но превращала театр в средство бескорыстного служения людям, их воодушевления, радости и нравственного очищения. «Молодежь звала ее солнцем»,— вспоминает А. М. Коллонтай. Не многие знали, что, как и Л. В. Собинов, Комиссаржевская была близка к революционному движению, помогала ему,— то отдавала целиком сбор со своих концертов для забастовщиков или в кассу социал-демократической партии, то авторитетом своего имени вызволяла арестованных товарищей, прятала их от полиции, то в шляпных картонках переправляла нелегальную литературу. Связь с партией большевиков артистка держала через Л. Б. Красина. Любопытен эпизод: в Баку для нужд партии она дала концерт в доме самого жандармского начальника. Бакинские богачи подали ей букет из новеньких сторублевок, она тотчас передала его одетому во фрак Красину. Он понюхал «букет» и сказал ей шепотом: «Хорошо пахнет... типографской краской!»— и уехал за границу для приобретения нелегальной типографии. Но и в совершенно легальной деятельности артистки Комиссаржевская каждую роль умела наполнить большим общественным содержанием. Ее любимыми образами были женщины, страдающие и гибнущие в царстве общественной несправедливости, как Лариса в «Бесприданнице», или бунтарки против устоев буржуазного мира, как Нора у Ибсена. Особенно хороша была она в сильных драматических ролях. На Минеральных Водах Комиссаржевская бывала не однажды, лечилась, живя обычно в Железноводске, или приезжала для гастролей, принимала участие в спектаклях сборных трупп, в 1898 году под атрепризои В. Л. Форкатти, потом — С. В. Брагина. ...«Тоненькая, хрупкая, она казалась красавицей, потому что каждое движение ее тела, лица было одухотворено». Все, кто хоть раз увидел Комиссаржевскую, вспоминают ее бездонные выразительные глаза и сильный, нежный голос необычайно красивого тембра. Из курортного городка она пишет 7 июля 1902 года Ходотову: «Я еду сейчас в Ессентуки играть «Бой бабочек». В этой пьесе Германа Зудермана она играла роль Рози — свою «коронную». В этой бытовой драме роль Рози очень трудна: угловатый подросток, живущий в мире мещанской органиченности, жадности и лжи, превращается во взрослую любящую женщину. Самоотверженно Рози берет на себя вину сестры, обрученной с богатым человеком, жертвует своей первой чистой любовью, чтобы спасти семью от нищеты. Психологическая драма при участии Комиссаржевской звучала жестоким беспощадным осуждением фальши и грязи, контрастом которой служит образ чистой и безыскуственнои Рози... В этом же году в Ессентуках она играла в новом театре. Его занавес впервые распахнулся 30 апреля. Сцена была оформлена по эскизу М. Добужинского. С театром связывали много надежд, в газете «Каспий» сообщали: «И наши места после долгой спячки обратятся в счастливую Аркадию, привлекая массу публики, жаждущей впечатлений и жизни», а корреспондент столичного журнала «Театр и искусство» в рецензии на спектакль с участием Комиссаржевской, отметив ее огромный успех, возмущался: «Если уж необходимо было создать на группах казенные театры, (судя по количеству посетителей, это сомнительно), но строили бы их фундаментально, основательно. А то строят театры, стенки которых пропускают весь уличный шум, а крыши представляют хорошо натянутый барабан, оглушающий публику в дождливую погоду». В Ессентуках Комиссаржевская играла в «Дикарке» А. Островского и Н. Соловьева. В Ессентуках еще была сыграна и Лариса в «Бесприданнице». Образ создан красками скупыми, но с огромным внутренним накалом переживаний. Обнажена была трагическая безысходность женской судьбы в обществе, где брак — купля-продажа. Отчаяние Ларисы — Комиссаржевская передавала в звуках исполняемого ею в спектакле романса: «Нет, не любил он...», выразив, как писали здешние рецензенты, «бездну разнообразных чувств». В труппе Брагина играли артисты Булахов, Вульф, Зорина, Славич, Яковлев... Кто запомнил бы их ушедшие имена? Но с ними играла Комиссаржевская! Актеры вспоминают, что Вера Федоровна даже слабых артистов умела «направить» и «преодолеть» силой собственого таланта, «всех зажигала своим нервом». И если на сцене любила героя, который по своим даным не подходил к драматическому образу, то публика видела в нем человека, достойного любви. Ессентукская труппа Брагина в другой сезон вторично поставила пьесу «Авдотьина жизнь», в премьере которой играла Комиссаржевская, всем показалось, что играют совсем другие артисты, хотя они старались, так как присутствовал сам автор С. А. Найденов. Гораздо охотнее, - чем в сборных спектаклях со случайным составом, Вера Федоровна принимала здесь участие в концертах с друзьями: К. Варламовым, Н. Ходотовым, В. Давыдовым — своим театральным учителем, который бесподобно читал басни, превращая каждую в живую и правдивую сценку. Не связанная ансамблем, одна, просто и задушевно мелодекламировала артистка под музыку А. С. Аренского стихотворение в прозе И. С. Тургенева «Как хороши, как свежи были розы», исполняла романс Ларисы из «Бесприданницы». Голос у нее был прекрасный, в юности она готовилась быть певицей, занималась со своим отцом, известным в свое время певцом. Техника исполнения каждой вещи ее концертного репертуара была отработана безупречно. Очевидцы вспоминают, как она играла веером, читая шутливое стихотворение «Сны». Она поворачивала веер, будто в его складках сны были спрятаны... «Кричу: «Спасите!...»—и проснулась»...— Веер закрывался. Следующий сезон в 1903 году начался отдыхом в любимом Железноводске, и в июне она снова дает гастрольные спектакли в Ессентуках. В то лето труппа Брагина ставила «Мещан» М. Горького. С участием Комиссаржевской прошли добавленные к ее прежнему репертуару пьесы «Горнозаводчик» Ж. Онэ, где она играла с Н. Н. Ходотовым, А. С. Суворина «Вопрос». Шла «Монна Ванна» М. Метерлинка. Вера Федоровна отдыхала в Ессентуках и в 1905 году, и в 1907 и 1909 годах, за год до смерти от черной оспы во время гастролей в Ташкенте. Но в эти сезоны перед курортной публикой не выступала. Это были годы творческих исканий, разочарования в направлении созданного ею в Петербурге символического театра. В стихотворении на смерть артистки друг и драматург театра Комиссаржевской — поэт Александр Блок сравнил ее зовущий образ со знаменем, развернутым ветром. Памяти Комиссаржевской были посвящены несколько концертов в курортных городах.
|
|
На главную | Фотогалерея | Пятигорск | Кисловодск | Ессентуки | Железноводск | Архыз | Домбай | Приэльбрусье | Красная поляна | Цей | Экскурсии |
Использование контента в рекламных материалах, во всевозможных базах данных для дальнейшего их коммерческого использования, размещение в любых СМИ и Интернете допускаются только с письменного разрешения администрации! |