пятигорск | кисловодск | ессентуки | железноводск |
Отдых на море | |
|
|
НАВИГАЦИЯ | ЕССЕНТУКСКИЕ ВСТРЕЧИ Ф. И. Шаляпин на Кавминводах | ОГЛАВЛЕНИЕ |
|
Ф. И. Шаляпин на КавминводахСобираясь на Минеральные Воды в 1916 году, Ф. И. Шаляпин в июне сообщил дочери Ирине: «...мне все равно надо ехать в Ессентуки, поэтому я решил лучше сейчас же отправиться в это лечебное место, с тем, чтобы, не теряя зря времени, как можно скорее освободиться от лечения». Великий певец и артист Федор Иванович Шаляпин (1873—1938) много раз бывал на наших курортах, выступал на сценах театров и концертных эстрадax, преимущественно в Кисловодске, но в Ессентуках жил и лечился летом в 1915 и 1916 годах. В августе писал дочери о степном курорте: «Занят лечением и не имею свободного времени... Красивого здесь не много, а так хочется, чтобы кругом было красиво. Жаль, что лечение меня связывает, а то я удрал бы в горы. Однажды мы, бог даст, соберемся как-нибудь все большой компанией и поедем тогда путешествовать по Кавказу... 7 августа закончу мое лечение и поеду на одну недельку в Кисловодск — это в 25—30 верстах от Ессентуков — место, где находится источник нарзана...» Шаляпина не восхитил окучповатый курорт, но лечиться было надо, вода целебных источников укрепляла его усталое горло, хотя он и не всегда бережно относился к этому драгоценному «природному инструменту»: много и охотно пел на воздухе, не кутался, как другие певцы, вел жизнь «безалаберную». Часто из Ессентуков «удирал» в Кисловодск, к его ущельям и скалам, то для выступлений в Курзале, то к друзьям, возвращался поздно, чем очень волновал друга своего С. В. Рахманинова. С В. Д. Коргановым в Ессентуках Шаляпин увиделся сразу по приезде, у порога Новоказенной гостиницы. Они были знакомы издавна: Корганов первым отметил в рецензии дарование Федора Ивановича, когда тот в Тифлисе начинал свою артистическую певческую карьеру. Теперь он был знаменит и широко известен. «Около полудня возвращаюсь с прогулки, встречаю Шаляпина. Стоит без шляпы, весь в белом, около него вертится его черный бульдог Мазилка...» Так мы узнали адрес Шаляпина в Ессентуках. Столичный журнал «Театр V искусство» писал тогда об отдыхавшем в Ессентуках Шаляпине: «Курсовые охотнее разглядывают артистов на гуляньях, нежели на чсцене. Ф. И. Шаляпин в Ессентуках обращает особое внимание тем, что гуляет с собачкой, к ошейнику которой прицеплена пробка знаменитой воды № 17. Кроме того, знаменитый артист лущит походя подсолнечные семечки, чему незамедленно стал подражать местный бомонд!» Талантливый выходец из народа уже диктовал свои вкусы знати! За Шаляпиным во время его прогулок в парке, у источников «охотились» дамы и господа, кто ради праздного обывательского любопытства, кто с благоговейным уважением к его поразительному таланту. На Минеральных Водах он был известен широко всем: и приезжавшим на лечение, и местным жителям, даже чистильщикам сапог, почтальонам и парикмахерам, каждому было лестно услужить знаменитому человеку, такому простому в обращении, приветливому, доброму и жизнерадостному. Однажды воры украли у него в парке часы, но, узнав, что ограбленный ими барин —Шаляпин, тотчас вернули украденное. Все меньше остается людей, знавших Шаляпина, помнящих его голос, его живой образ. На них, хотя они не знаменитости, лежит особый отблеск «причастности» к великому явлению в русской культуре, каким был Шаляпин. Вот почему так дорого любое воспоминание, штрих, еще не известный биографам. Мы их бережно собираем и, работая над культурной историей Кавказских Минеральных Вод, постоянно сокрушаемся, как много в наших поисках упустили, не знали, не успели... В Ессентуках долго жила «старая актриса», как ее называли соседи. Но она была только завсегдатаем театра, почитательницей таланта артистов, со многими из которых была близко знакома. Ее звали Мария Васильевна Волконская. Встретиться с нею мы не успели: она переехала в Москву. Там ее отыскал журналист А. Л. Лесс, и мы можем познакомиться по его записи с ее ессентукскими воспоминаниями. Летом 1916 года она приехала лечиться в Ессентуки, жила на вилле «Капри», а столовалась в пансионе у Фигуровых, где познакомилась с Шаляпиным. «Веселый и общительный, Федор Иванович был душой нашей маленькой компании. Однажды за обедом он стал изображать женщину, сидящую перед зеркалом: вот она смотрится в зеркало, охорашивается, затем не торопясь вынимает из волос шпильки, расчесывает волосы и вновь закалывает их шпильками... Не было ни зеркала, ни шпилек, ни гребешка —был Только Шаляпин. Но какое богатство мимики и жеста! Как тонко изящно и, я бы даже сказала, грацио!цю проделывал Шаляпин эти манипуляции! Глядя на него, мы покатывались со смеху». Это еще одно свидетельство об искусстве перевоплощения, которым так владел великий артист не только на сцене, в костюме и гриме, но и постоянно, являясь в дружеском кругу, как вспоминают другие, то в образе Данте, то чертенка, то, как видим, даже в женском облике. «Эхо» памяти о Шаляпине постоянно доносится в курортные города и через рассказы ныне приезжающих, самых скромных, незаметных людей. На отдых — первый в своей жизни — в Ессентуки приехала старенькая Феодосия Степановна Волкова, потомственная служительница Мариинского (Кировского) театра в Ленинграде. И родители, и она сама были театральными костюмерами. Она оказалась страстной поклонницей Шаляпина и особенно обрадовалась, что ее «кумир» здесь бывал и наши города освящены памятью о нем. Рассказывая о встречах с Шаляпиным, она связывает события собственной жизни с оперными премьерами, где участвовал Федор Иванович: «Замуж вышла в период Бориса Годунова», первенец родился-«в тот год я шила для Шаляпина костюм князя Июря, дочь «а свет появилась — шила ему Дон Кихота»... Как разноцветные камешки мозаики, голоса минувшего оскладываются в повесть о великом артисте, который был нашим гостем и остался самым ярким бликом в большой культурной истории городов-курортов. Все, что связано с периодом жизни Шаляпина на Минеральных Водах — и в Ессентуках тоже— теперь бережно собрано и сохраняется в Кисловодском музее музыкальной культуры. Огромный стенд и многие материалы в фондах рассказывают о днях, проведенных Шаляпиным у нас. Перебираем фотографии. Вот он в белом картузе, в простом летнем холщовом костюме со стаканом минеральной воды в Ессентуках, у источника № 4. Большой, красивый. Лицо русское, лукавое, полное движения и жизни. А здесь — снимок, сделанный на балконе виллы «Капри», куда он приходил к М. В. Волконской... Групповые снимки. Мария Владимировна Кочурова, сестра видного советского композитора Юрия Кочурова, передала в дар музею архив своих родителей, известных в провинции оперных артистов Томских. Среди семейных реликвий многие фотографии с дарственными надписями Шаляпина, автографами, подтверждающими его окружение, дружеские связи и человеческие качества. Собрано более 300 фотографий, нот его репертуара, афиш и воспоминаний современников, стихи и песни, им самим созданные. Ведь Шаляпин был удивительно творчески одарен и разнообразен... В одном человеке жил и певец, и артист, и режиссер, художник, скульптор, поэт и композитор... Много лет прошло со дня, когда навсегда умолк могучий бас Шаляпина, но нет артиста, чье имя сияло бы такой же яркой звездой на небосклоне мирового искусства, как имя гениального русского певца, вышедшего из гущи самого народа.
|
|
На главную | Фотогалерея | Пятигорск | Кисловодск | Ессентуки | Железноводск | Архыз | Домбай | Приэльбрусье | Красная поляна | Цей | Экскурсии |
Использование контента в рекламных материалах, во всевозможных базах данных для дальнейшего их коммерческого использования, размещение в любых СМИ и Интернете допускаются только с письменного разрешения администрации! |