пятигорск | кисловодск | ессентуки | железноводск
Пятигорский информационно-туристический портал
 • Главная• СсылкиО проектеФото КавказаСанатории КМВ
ЕССЕНТУКСКИЕ ВСТРЕЧИ • Образ города-курортаОГЛАВЛЕНИЕ


 Ессентуки 

Образ города-курорта в живописи, графике, фотографиях

Образ города-курортаСреди живописных романтических ущелий и уголков горного Кавказа степной городок Ессентуки нечасто привлекал взоры, художников. По словам М. В. Нестерова, художники постоянно «сновали» на Водах с этюдниками, но, поклонившись «лермонтовским местам», устремлялись дальше, дальше, в глубину Кавказа, к его экзотическим горным пейзажам, столь непохожим на среднерус­скую природу. Чтобы ощутить живописную прелесть города-курорта, в нем надо было пожить, впитать поэзию степи, окруженной кольцом синих гор и снежных хребтов, насладиться пламенем степных солнечных закатов, вслушаться в извечный лепет Подкумка, клокотанье ключей, налюбоваться скользящими тенями листвы на прохладных аллеях старого парка.

В изобразительном искусстве Ессентуки представлены главным образом в графике—в рисунках для изданий, популяризующих курорт. Графика эта документальна, познавательна, она донесла до нас прежний облик курорта и его строений, и в этом тоже своеобразная прелесть старинных и современных зарисовок города и его окрестностей.

Живет в Ульяновске художник Александр Иванович Титовскнй. Он, несмотря на свои годы, ездит по «лермонтовским местам» Кавказа и рисует их «по зову души». Лермонтов не оставил картин Ессентукской станицы, но он проезжал мимо, и Титовский сделал наброски окрестных мест, которые видел поэт. Зная, что мы собираем «все о наших курортах», Титовский сделал нам драгоценный подарок: у ульяновского краеведа А. М. Авдонина обнаружил рисунки Ессентуков и Железноводска, сделанные в конце XIX века симбирским писателем и художником В. Н. Назарьевым. И копии этих редчайших изображений Титовский прислал нам для публикации. Редчайших! Потому что известных художественных изображений старых Ессентуков вообще немного, а эти рисунки не были опубликованы. Да и не для публикации они готовились: это интимные наброски «для себя». Полна юмора реалистическая картинка Назарьева главной станичной Курсовой улицы. Возле конторы смотрителя курорта—кучка нарядных посетителей, ожидающих записи на ванны. Вокруг бродят свиньи, чинно переходят улицу гуси —на всем печать миргородского обывательского житья. На втором рисунке—возле двухэтажного здания гостиницы— фаэтон, запряженный тройкой. Гарцуют всадники — казаки в бурках и черкесках. Под сенью легкой палатки — баба, торгующая снедью. Рисунки эти кажутся иллюстрацией к первым письмам К. С. Станиславского из Ессентуков.

Этим картинкам 100 лет, но есть и более ранние изображения курорта. В 1865 году в художественном альбоме «Северное сияние», издаваемом В. Е. Генкелем, опубликованы гравированные на стали в издательстве Ф. А. Брокгауза рисунки с натуры художника А. С. Нисченкова — «Кавказские Минеральные Воды». На одном из девяти рисунков на фоне легких контуров Бештау — здание первых каменных ванн в Ессентуках, построенное С. И. Уптоном в 1858 году. Редкостное изображение уже исчезнувшего архитектурного памятника.

О Ессентуках начала 70-х годов дают представление гравюры Карла Вейермана, помещенные в путеводителе главного врача КMB М. К. Милютина. К. Р. Вейерман - известный гравер 2-й половины XIX века, сотрудник журналов «Нива». Его подпись четко видна на изображениях питьевых бюветов № 17 и 18 и галереи при источнике № 17.

Рисунок этой знаменитой галереи напечатан и в книге доктора С. А. Смирнова о Ессентуках. Он был сделан учителем Пятигорской мужской прогимназии В. Червинским и дает представление о том, как прекрасно было здание галереи в своем первозданном виде. Хороши также рисунки с натуры Н. Некрасова в альбоме «Кавказские Минеральные Воды». Альбом издан в Тифлисе в 1875 году А. М. Воробьевой. Ессентуки изображены на 8 рисунках: «Павильон над источником № 6 и № 4», «Контора», «Гостиница в парке», «Павильон над источником № 17», «Галерея», «Павильон над источником № 18», «Ванны соляно-щелочные и серно-щелочные», «Эльбрус— вид с дороги к Железноводску». Такие документальные рисунки, точно воспроизводящие и пейзаж и строения прошлого столетия,— незаменимое пособие для историков курорта и реставраторов.

В 1881 году в Пятигорск приехал известнейший художник М. А. Зичи, чтобы искать «натуру» для иллюстраций к «Княжне Мери» М. Ю. Лермонтова. Среди рисунков один называется «Дорога в Ессентуки». На нем пустынная местность близ казачьей станицы, где пал конь Печорина, пытавшегося догнать Веру. Позади вьющейся к станице дороги зистыли молчаливые стражи Пятигорья — Машук и Бештау.

Оставил след в изображении Ессентуков и известный художник Н. Н. Каразин. В 1883 году в Петербурге с его иллюстрациями вышел путеводитель И. П. Золотницкого «К Кавказским Водам», Мы видим построенную в 1875 году «Компанейскую гостиницу». Две тройки лошадей едут к почтовой станции на шоссе. На другом —изящная деревянная беседка у Щелочной горы. Н. Н. Каразин известен не только как художник-график, но и как писатель. Свои произведения иллюстрировал он сам. Ему же принадлежат рисунки для первых художественных открыток, появившихся в конце XIX в. Художница Е. Самокиш-Судковская создала для цветных открыток юмористическую серию акварельных рисунков об амурных похождениях на курортах генерала со светской красавицей. Фоном для их прогулок и свиданий служат живописные места курортов.

Есть открытки юмористического характера, где запечатлены Ессентуки. На одном — группа больных после действия вод тщетно стучится в закрытый мужской туалет, на другой— огромная, теряющаяся вдали очередь у бювета минерального источника. Забавен сюжет еще одной открытки: «Ессентуки в недалеком будущем». Слева —гостиница «Метрополь», справа—на месте нынешнего универмага—«небоскреб» в 11 этажей, тоже, очевидно, гостиница. На улице—скопление трамваев, автомобилей, омнибусов, мотоциклетов — всей нехитрой «техники» начала нашего века. Вверху протянулась подвесная дорога с пассажирскими вагончиками. В небе реют аэропланы и дирижабли. «Полет фантазии» издателя этой открытки сейчас вызывает улыбку.

Известна прекрасная, воспроизведенная на открытке акварель пейзажиста Л. Ф. Лагорио «Подкумок с Эльбрусом». Мы видим всадников, переправляющихся через Подкумок между Ессентуками и Кисловодском. Позади — белый двугорбый Эльбрус. Рядом с подписью художника дата: «1903».

С тех пор как появились художественные открытки, сделанные по фотографиям, изображения курортных городов перестали быть редкостью. Их начали издавать большими тиражами, прямо на местах. Это стало отраслью «сувенирной» промышленности. В Ессентуках приобрел известность издатель открыток И. П. Греков. Его фотографическое заведение находилось на Курсовой улице! Писатель Д. Н. Мамин-Сибиряк рассказал, как его спутник по путешествию на Кавказ в 1902 году переводчик Ф. Ф. Фидллер в Пятигорске, Ессентуках, Кисловодске спешил к вокзальным киоскам и жадно покупал все виды наших курортов. Он был одним из первых коллекционеров видовых открыток.

С 1900 по 1915 год разными издателями выпущено до тысячи фотографических видов Ессентуков. Все они представляют историческую ценность, воскрешая облик курорта в предреволюционное время. Наиболее редкие воспроизводятся в этой книге. К 100-летию КМВ, в 1904 году, появилось роскошное юбилейное издание—альбом «Кавказские Минеральные Воды». К его оформлению привлекли талантливого художника К. Изенберга. Ему в книге принадлежит большая цветная иллюстрация — панорама Ессентуков с видом на парк, бюветы, ванны. Новоказенную гостиницу. На отдельном рисунке в тексте—Верхние ванны, в ту пору лучшие на всей группе. Им же сделаны напечатанные на каждой странице художест­венные виньетки-заставки с видами станицы Ессентукской, типами казаков, «водопийц» у бювета.

Как видим, среди изображений Ессентуков преобладает графика — книжные и альбомные иллюстрации, документальные и очень нужные. В живописи вдохновенным певцом Ессентукского курорта можно назвать художницу В. Разумовскую. Некоторые ее картины —«Вечер в станице», «Дорога Ессентуки — Белый уголь», Вечер в Ессентуках»—находятся в музейной экспозиции

Талант Ю. В. Разумовской открыл и одобрил великий художник Василий Иванович Суриков. Она — мастер пейзажа, портрета и тонких жанровых зарисовок. Большой успех имела выставка ее картин, устроенная в 1961 году в галерее источника № 17. Если Н. А. Ярошенко воспел Кисловодск и его окрестности, то Ю. В. Разумовская запечатлела в своих творениях поэтическую прелесть чудесного города-сада Ессентуков.

Такая же страстная любовь к родному городу заметна в творчестве книжного графика Владимира Ильича Бекетова. Известны его иллюстрации к книгам «Привокзальная площадь», «Колонна у входа в парк», «У источника № 4», «Грязелечебница», «Ореанда», «Осенний день в парке»... Нет буквально ни одного уголка в городе, который не получил бы воплощения в пейзажной графике В. И. Бекетова, жителя и патриота Ессентуков.


К началу книги

Открыватели целебных Вод
Спешите делать добро
Русские Сельтерс и Виши
Аллея памяти
И нет аллее конца...

Как лечились в старину
В джилижансе со свитой
Ванны с «ядерным» обогревом
Плата здоровьем за лечение
Блестящая будущность. Но когда?
Царство «купона» глазами писателей
Ростки прогресса
В парке старинном...
Их помнит старый парк
Каменная летопись

Встречи у источников
А. М. Горький
К. С. Станиславский
М. Г. Савина
В. Ф. Комиссаржевская
В. Г. Короленко
А. И. Куприн
Гости дачи «Желанной»
С. В. Рахманинов
Ф. И. Шаляпин
А. Л. Дуров
С. С. Прокофьев
С. А. Абиян
Н. Н. Биязи

Образ города-курорта
В живописи, графике, фотографиях
В прозе и стихах
Адресный именной указатель
В музее слов
Хронограф Ессентукского курорта









Рейтинг@Mail.ru Использование контента в рекламных материалах, во всевозможных базах данных для дальнейшего их коммерческого использования, размещение в любых СМИ и Интернете допускаются только с письменного разрешения администрации!