пятигорск | кисловодск | ессентуки | железноводск
Пятигорский информационно-туристический портал
 • Главная• СсылкиО проектеФото КавказаСанатории КМВ
ЕССЕНТУКСКИЕ ВСТРЕЧИ • С. А. Абиян на КавминводахОГЛАВЛЕНИЕ



 Ессентуки 

С. А. Абиян на Кавминводах

С. А. Абиян на КавминводахМы идем по обновленным улицам. Ессентуков вместе со старожилом этого советского курорта, театральным деятелем Суреном Азатовичем Абияном, и наш разговор все время прерывают поклоны ему и приветствия прохожих. Он едва успевает приподнимать шляпу. Его знает весь город и все, кто отдыхает здесь постоянно. И он знает все о городе, который так преобразился на его глазах.

Сурен Азатович—ровесник века, родился в Пятигорске в 1900 году, а живет в Ессентуках, принимая самое активное участие в театральной жизни. Он один из ее организаторов. Это скромный, доброжелательный человек. Его глаза горят интересом к окружающему, и когда говорят стереотипную фразу: «Вам никак не дать ваших лет», он шутливо улыбается: «И не давайте, я не прошу!»

Еще учеником Пятигорской гимназии он увлекся живописью, искусством, археологией, хотел стать историком, но в 1920 году занялся организацией театрального дела на Кавказских Водах. В доме его родителей часто бывали музыканты, артисты, жил на квартире известный антрепренер М. Л. Волгин. Он и привел 20-летнего Сурена на первое совещание работников искусств. Решено было создать два творческих коллектива: первый советский драматический театр в «Народном доме» (вначале он помещался в Лермонтовской галерее, а позже перешел в нынешний театр музыкальной комедии) и второй — опереточную труппу, разместившуюся в пятигорском кинотеатре «Колизей» (теперь кинотеатр «Родина»).

С. А. Абиян стал администратором первого советского театра в Пятигорске. Запущенные за годы гражданской войны театральные здания приводили в порядок сами артисты, проводя субботники. В те суровые годы на курортах задерживалось много столичных артистов. «Коллектив актеров,— вспоминает Сурен Азатович,— был подобран великолепный. Главным режиссером назначили А. П. Петровского — крупнейшего деятеля театра. Б. С. Ромашов, впоследствии известный драматург, тоже был в числе режиссеров. В составе труппы оказалась талантливая молодежь, позднее известнейшие актеры: Я. Орлов-Чужбинин, Л. Лавровская, А. Горская, П. Поль, Эрбэ (Б. Ромашов), Н. Волховский, Н. Скарский, Н. Пальмиров (Н. Янет)...»

Репертуар театра был разнообразен, шли пьесы В. Гюго «Рюи-Блаз», Н. В. Гоголя — «Ревизор», А. В. Луначарского «Королевский брадобрей», К. Гуцкова «Урпель Акоста». Особым успехом пользовалась антирелигиозная пьеса В. В. Протопопова «Черные вороны».

Сурен Азатович вспоминает зрителей той поры, когда театры всех курортных городов открыли двери для рабочих, крестьян и красноармейцев. Эта публика была столь неискушена в театральном искусстве, что все происходящее на сцене принимала за действительность. Случалось, красноармейцы, вскочив с мест, с криками бежали на сцену, чтобы поддержать симпатичного им героя или расправиться с ненавистными врагами — офицерами, аристократами, помещиками. Такая непосредственность восприятия особенно воодушевляла артистов.

Абиян вел большую шефскую работу по обслуживанию воинских частей и военных курсов прямо в казармах. Начальником одного из полковых клубов был местный поэт-драматург Алексей Славянский. Популярностью пользовались его пьесы «Красный орленок» и «Пять ночей». По рассказу Абияна, Славянский— человек легендарной доброты— устроил платный концерт в клубе и весь сбор отдал нуждающейся семье скульптора Л. К. Шодкого, автора скульптуры «Орел» и «Мужичок» в ессентукском парке.

По афишам, хранящимся в архиве Абияна, можно судить о репертуаре 20-х годов Шли пьесы: «Каширская старина», «Василиса Мелентьева», «Горе от ума», «Революционная свадьба». В 1922 году роль Фамусова в «Горе от ума» сыграл крупнейший артист Малого театра А. И. Сумбатов-Южин.

В Лермонтовской галерее при участии Абияна открылся детский театр. 3 июля 1927 года состоялась премьера пьесы «Дон Кихот Ламанчский». Одну из ролей в ней играл сам Сурен Азатович. Дети на спектакли своего театра приезжали не только из других городов-курортов, но из ближайших станиц и сел. Сурен Азатович рассказывает о памятных событиях театральной жизни 20-х годов, об организованных им гастролях Л. В. Собинова, Ваграма Папазяна, Айседоры Дункан и Викторины Кригер, передает свои живые впечатления от их незабываемого искусства.

С 1929 года С. А. Абиян начал работать главным администратором театра «Парк» в Ессентуках. В его архиве есть афиша, которая приглашала 22 ноября 1929 года посетить спектакль «Царь Эфиопский», в нем играл и он сам. Только в 1980 году Сурен Азатович вышел на пенсию и расстался с работой, которой отдал 60 лет. За эти годы он организовал гастроли А. В. Неждановой, В. А. Барсовой, Л. П. Орловой, И. В. Ильинского, Л. О. Утесова... Устраивал сольные концерты Г. Пирогова, В. Касторского, П. Цесевича.

В 30-х годах,—рассказывает С. А. Абиян,— приходилось главным образом организовывать симфонические концерты в Ессентуках для отдыхающих. Им нужно было музыкальное просвещение. На курорт приезжали рабочие, крестьяне, служащие, которые тогда больше смотрели на диковинные инструменты оркестра, чем слушали чарующие звуки Баха, Генделя, Моцарта. Но тяга к музыке была очень велика. В то время за дирижерским пультом стояли большие мастера: А. Орлов, Н. Голованов, А. Сенкар, А. Павлов-Арбенин. Музыка собирала к раковине курортников дважды в день. Она тоже была одним из способов курортного лечения.

Сурен Азатович вспоминает и необычайные, не театральные выступления на сцене ессентукского театра «Парк». В середине 20-х годов он организовывал диспут наркома просвещения А. В. Луначарского с митрополитом Александром Введенским «Есть ли бог?» Люди старшего поколения помнят такие диспуты, в которых А. В. Луначарский, человек бездонной эрудиции, публично спорил с самыми выдающимися в то время представителями церкви.

Даже неузнаваемо изменившиеся улицы Ессентуков все еще многое напоминают С. А. Абияну. Он рассказывает, как в 1927 году на Воды приехал для выступлений В. В. Маяковский и они трое — поэт, администратор его поездок по стране П. И. Лавут и Абиян шли по этим же улицам от вокзала к театру. «Маяковский, большой, громогласный, опираясь на мощную, под стать его фигуре, трость, шел по маленькому городку уверенно, как по своей квартире... Вот тут,— показывает Абиян,— жил портной Двухбабный. Увидев вывеску со странной фамилией, Маяковский шумно рассмеялся и сказал Лавуту: «Запишите. Пригодится»...

Афишу для ессентукского выступления Абиян верстал вместе с поэтом: заготовленную ранее надо было переделать. Вечером 11 сентября поэт выступил в театре «Парк». Перед чтением стихов много говорил о назначении литературы, о новой поэзии. Читал стихи, и тогда зал слушал его, затаив дыхание, с обычной находчивостью отвечал на записки и замечания слушателей. Один из них выкрикнул, что остроты Маяковского не новы, он их слышал в других городах. «Смотрите-ка сказал Маяковский,— вот так бездельник: он прыгает за мной и в Харьков, и в Ростов, и в Тифлис». Кто-то из публики, вспоминает Абиян, назвал Маяковского «Гомером современности».

Война застала С. А. Абияна на посту заместителя директора Ессентукского театра. Суровое было время. Санатории превратились в госпитали. Шли концерты для раненых, и филармония включилась в это важное дело. Артисты давали в день по 8— 10 концертов. В 1942 году Абияна призвали рядовым в действующую армию. Служил он на Закавказском фронте, но и там занимался организацией самодеятельности при политуправлении. После войны вернулся в Ессентуки, в «свой» театр.

Быть настоящим театральным администратором— это призвание. Большое знание театрального дела, понимание специфики актерской работы — все это сделало Сурена Азатовича выдающимся руководителем и организатором. Много времени он уделял и шефскому делу — созданию самодеятельного театра на заводе розлива минеральной воды. Был активистом союза Рабис (профсоюза работников искусств), и до сих пор на его членском билете стоит № 5, он в числе первых получил его. В 1966 году его удостоили почетного звания «заслуженный работник культуры РСФСР».

За время долгой деятельности С. А. Абиян встречался со многими интересными людьми. Старейшие артисты эстрады Н. Смирнов-Сокольский, И. Набатов, приезжая на гастроли, спешили навестить Сурена Азатовича или, как они называли его в шутку,—«проконсула Кавказа». Его хорошо знают и любят в артистических кругах страны.

60 лет в театре — очень много! Этот обаятельный человек — поистине летописец театральной жизни городов-курортов и их истории. Им собрана коллекция афиш, несколько тысяч программ, фотографий, редчайших книг по кавказоведению и по нашей «Кавминиане»... Драгоценнейшее собрание! Одна из афиш за 3 июня 1906 года удостоверяет факт ранней постановки оперы «Евгений Онегин» в Ессентуках. Сурен Азатович продолжает собирать и восстанавливать по крупинкам все интересное, что прошло перед глазами. Есть у него заветная тетрадь в черном переплете. Год за годом в нее занесены выступления гастролеров на ессентукской сцене. Можно сказать, что жизнь этого человека прожита «без антракта».


К началу книги

Открыватели целебных Вод
Спешите делать добро
Русские Сельтерс и Виши
Аллея памяти
И нет аллее конца...

Как лечились в старину
В джилижансе со свитой
Ванны с «ядерным» обогревом
Плата здоровьем за лечение
Блестящая будущность. Но когда?
Царство «купона» глазами писателей
Ростки прогресса
В парке старинном...
Их помнит старый парк
Каменная летопись

Встречи у источников
А. М. Горький
К. С. Станиславский
М. Г. Савина
В. Ф. Комиссаржевская
В. Г. Короленко
А. И. Куприн
Гости дачи «Желанной»
С. В. Рахманинов
Ф. И. Шаляпин
А. Л. Дуров
С. С. Прокофьев
С. А. Абиян
Н. Н. Биязи

Образ города-курорта
В живописи, графике, фотографиях
В прозе и стихах
Адресный именной указатель
В музее слов
Хронограф Ессентукского курорта









Рейтинг@Mail.ru Использование контента в рекламных материалах, во всевозможных базах данных для дальнейшего их коммерческого использования, размещение в любых СМИ и Интернете допускаются только с письменного разрешения администрации!