| библиотека | христианское храмовое зодчество северного кавказа периода средневековья | памятники христианской архитектуры алании |
Пятигорский информационно-туристический портал
 • Главная• СсылкиО проектеФото КавказаСанатории КМВ
БИБЛИОТЕКА • «Христианское храмовое зодчество Северного Кавказа периода средневековья» • Памятники христианской архитектуры АланииОГЛАВЛЕНИЕ



 Христианское храмовое зодчество Северного Кавказа 

Памятники христианской архитектуры Алании

Христианское храмовое зодчество Северного Кавказа периода средневековья

Памятники христианской архитектуры Алании

История возникновения государственного объединения Алании, проникновения христианства и этапы формирования христианской архитектуры на ее территории с давних времен были объектом пристального внимания исследователей в связи с существованием там пяти хорошо сохранившихся крестово-купольных храмов - трех Зеленчукских, Сентинского, Шоанинского.

Начало археологических обследований территории Карачаево-Черкесии относится к XVIII в. Во второй половине XVIII в. Российской Академией наук была организована экспедиция по изучению Кавказа. В состав этой экспедиции вошел действительный член Академии И. А. Гюльденштедт. Он в 1769 г. посетил северовосточную часть Карачаево-Черкесии. П. С. Паллас побывал на Рим-Горе (Кисловодск) в 1793 г. и оставил ее чертежи и описание. Я. Рейнеггс в 1783 г. указывал, что на р. Инджик (Зеленчук) находятся развалины древнего монастыря, а между Кубанью и Лабой есть две каменные церкви, именуемые Хома и Семите. В 1802 г. майор Потемкин составил карту и описал регионы, расположенные за Кубанью, осмотрел Зеленчукские храмы и сделал их зарисовки. Академик Российской Академии наук, языковед-ориенталист Юлиус Клапрот в 1807-1808 гг. писал о храмах Верхней Кубани, причем строителями этих храмов он считал алан-осетин.

В 1828 г. состоялся поход генерала Емануеля в Карачай. В 1829 г. он совершает экспедицию на Эльбрус вместе с академиками Купффером, Ленцем и Мейером. М. Купффер отмечал, что в долине Кубани встречаются камни с изображением крестов, каменные плиты с арабскими надписями. Там же находится церковь Хумара. В 1829 г. по поручению генерала Емануеля в верховья Кубани был направлен архитектор И. Бернардацци для снятия планов и фасадов верхнекубанских храмов. В своем отчетном письме к генералу Емануелю он упоминает и о других, осмотренных им памятниках: в частности, о «развалинах древней постройки, называемой Акбилек» (Адиюх). В 1848 г. совершал второе путешествие по Кавказу А. Фиркович.

К. Сталь в 1849 г. отметил между Верхней Кубанью и Лабой шесть мест локализации христианских храмов: в верховьях Теберды (Сентинский храм); на Хумаринской горе (Шоанинский храм); на Малом Зеленчуке церковь Ак-Билек (раскопанный Т. М. Минаевой в 1951 г. храм на городище Адиюх); на Большом Зеленчуке три храма; развалины церкви в верховьях Кяфара «в 6 верстах от бывшего аула Сидова»; напротив аула Сидова - развалины церкви, а также каменные кресты с греческими надписями, плиты и каменные статуи.

В 1867 г. по Кавказу «с археологической целью» совершили путешествие братья Нарышкины, посетившие Хумаринское и Нижне-Архызское городища, Сентинский храм. В Северном Зеленчукском и Шоанинском храмах были произведены небольшие раскопки. В работе Нарышкиных имеются рисунки и планы храмов, рисунки найденных в Северном Зеленчукском храме вещей и другие иллюстрации. В 70-х гг. XIX в. была опубликована статья И. Бентковского, посвященная древним храмам Верхней Кубани. Пятый Археологический съезд в Тифлисе в 1881 г. привел к оживлению археологических изысканий на Кавказе. Памятники верховьев Кубани и Зеленчуков по-прежнему интересовали ученых. Здесь следует назвать эпиграфические работы, в которых отмечались и памятники Верхней Кубани. В 1882 г. была издана карта археологических памятников Кубанской области, составленная Е. Д. Фелицыным.

С конца 80-х гг. XIX в. изучение археологических памятников Верхней Кубани проводит Московское Археологическое общество. По его поручению здесь вели обследования Д. М. Струков, Г. И. Куликовский и В. М. Сысоев. Самой интересной находкой Д. М. Струкова стала Зеленчукская плита с надписью греческими буквами. Рисунок этой плиты он отправил В. Ф. Миллеру, который, как известно, прочел надпись исходя из аланского (осетинского) языка. В 1892 г. плита с надписью вторично была осмотрена Г. И. Куликовским. Им были зафиксированы кресты, каменные статуи и были сделаны планы кяфарских церквей.

В 1897 г. памятники Зеленчукского ущелья осмотрел член Археологической комиссии Н. И. Веселовский. В 1898 г. в верховьях Кубани побывали В. М. Сысоев и А. Н. Дьячков-Тарасов. В 1899 г. раскопки погребений вокруг Сентинского храма провел И. А. Владимиров, художник и археолог. Он дал хорошее описание Сентинского храма, истории его изучения, а также развалин христианского храма на речке Амгате, близ впадения ее в Теберду. С 1906 по 1913 г. заведующий Музеем Северного Кавказа (Ставрополь) Г. Н. Прозрителев посвятил ряд статей археологическим памятникам Верхней Кубани.

С начала 1920-х гг. в Пятигорске, а затем и в Ростове-на-Дону возник целый ряд обществ, организаций и учреждений, которые в программу своих археологических исследований включали и верховья Кубани и Зеленчуков. Во второй половине 20-х гг. к археологическому изучению верховьев Кубани приступил Северокавказский Горский научно-исследовательский институт краеведения (Ростов-на-Дону) во главе с заведующим отделом социальной культуры А. Н. Дьячковым-Тарасовым. В 1940 г. экспедицией К. М. Петрелевича был обнаружен в Северном Зеленчукском храме так называемый «Зеленчукский клад». Помимо золотых украшений в комплекс входила и альмандиновая печать с арабской надписью армянского царя Ашота. В 1939 г. Т. М. Минаевой были обследованы долина Большого Зеленчука и местности Гиляч. В 1949 г. ею было продолжено обследование территории Черкесии. Были выявлены основные археологические памятники по течению Кубани и Зеленчуков, составлена археологическая карта области.

С 1951 г. археологические исследования на территории Карачаево-Черкесии ведет Карачаево-Черкесский научно-исследовательский институт. С 1952 по 1969 г. возглавляла экспедиции Е. П. Алексеева. С 1962 г. КЧНИИ принимает участие в организации работ Зеленчукского отряда Института археологии, возглавляемого В. А. Кузнецовым. Исследования на этом объекте В. А. Кузнецов производил более 20 лет. На Нижне-Архызском городище В.А. Кузнецовым вскрыты участки городища, храмы, могильники, железообрабатывающая мастерская и другие объекты. В 1976-1977 гг. В. И. Марковин возглавлял работы Горнокавказской экспедиции ИА АН СССР. Раскопки велись внутри Сентинского храма и вокруг него. Истории исследования Сентинского храма впоследствии была посвящена подробная статья В. И. Марковина.


БИБЛИОТЕКА

Предисловие
Распространение христианства, местоположение храмов в структуре поселений
Литература

ДАГЕСТАН
Христианские памятники Хазарии VI—VIII вв.
Христианские памятники X—XIV вв. на территории Дагестана
Литература

ИНГУШЕТИЯ
Главная святыня нахче - храм Тхаба-Ерды X-XI вв.
Комплексы Алби-Ерды и Таргимского храмов XI-XII
Комплексы храмов общепатронимического значения XIII-XIV вв.
Комплексы храмов патронимического значения (Сели-Дэла-Тушоли) XIII-XIV вв.
Родовые храмы XIII—XIV вв.
Литература

ОСЕТИЯ

Христианские церкви Двалетии XI в.
Храмы Дигории XIII в.
Культовые объекты Восточной Алании XIII—XV вв.
Храмы Верхнего Джулата XIII—XIV вв.
Литература

КАБАРДИНО-БАЛКАРИЯ
Памятники Чегемского ущелья VI — XTV вв.
Памятники Хуламо-Безенгийского ущелья XI—XIII вв.
Памятники Балкарского ущелья XI—XIII вв.
Литература

КАРАЧАЕВО-ЧЕРКЕСИЯ
Памятники христианской архитектуры Алании
Одноапсидные зальные церкви Центральной Алании Х-XIII вв.
Крестово-купольные храмы Алании X в.
Литература

КРАСНОДАРСКИЙ КРАЙ
Христианские епархии на территории Степного Предкавказья и Северного Причерноморья в VI-XV вв.
Храмы Зихии VIII—XIII вв.
Храмы Западной Алании XI-XIII вв.
Храмы Тмутаракани XI — XII вв.
Литература

ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ АРХИТЕКТУРЫ ХРИСТИАНСКИХ ХРАМОВ СЕВЕРНОГО КАВКАЗА ПЕРИОДА СРБДНЕВЕКОВЬЯ
Сакральные модульные размеры в храмостроительстве Северного Кавказа и Северного Причерноморья
Роль образца в христианском храмостроении Алании X—XI вв. и строительство храмов типа «вписанный крест»
Особенности архитектуры христианского храма типа «свободный крест» на Северном Кавказе
Литература
Заключение
Список изученных памятников

БИБЛИОТЕКА
Христианство на Северном Кавказе до XV века








Рейтинг@Mail.ru Использование контента в рекламных материалах, во всевозможных базах данных для дальнейшего их коммерческого использования, размещение в любых СМИ и Интернете допускаются только с письменного разрешения администрации!