| библиотека | христианское храмовое зодчество северного кавказа периода средневековья | одноапсидные зальные церкви алании |
Пятигорский информационно-туристический портал
 • Главная• СсылкиО проектеФото КавказаСанатории КМВ
БИБЛИОТЕКА • «Христианское храмовое зодчество Северного Кавказа периода средневековья» • Одноапсидные зальные церкви АланииОГЛАВЛЕНИЕ



 Христианское храмовое зодчество Северного Кавказа 

Одноапсидные зальные церкви Алании

Христианское храмовое зодчество Северного Кавказа периода средневековья

Одноапсидные зальные церкви Алании

В этом разделе будут рассмотрены одноапсидные церкви, период строительства которых - X - XIII в. Эти церкви имеют ряд особенностей, даже по сравнению с церквями западной и восточной Алании, свидетельствующих о том, что в Алании не было единой государственной политики христианизации - она проводилась случайными миссионерами одновременно из нескольких конфессиональных центров.

Кяфар

Планы нескольких церквей на р. Кяфар-западном притоке Большого Зеленчука - выполнены в 1892 г. Г. И. Куликовским. Наряду с рассмотренной выше крестообразной церковью в долине р. Кяфар им обнаружены остатки небольшой одноапсидной церкви с тремя окнами - в алтаре и продольных стенах, и входом с западной стороны. По правому берегу Кяфара, в верхней части городища, занимавшей лесистую вершину горы Шпиль, В. А. Кузнецовым были обнаружены руины маленькой церкви. Обращенная на восток полуциркульная апсида была расчищена, глубина ее 1,50 м, ширина 2,50 м, толщина стены 0,70 м. Открыт и южный выступ - заплечье шириной 0,80 м. Кладка сухая. Полностью здание раскрыть не удалось. Ориентировочная его дайна 7,50 м.

Гилян

Городище раскинулось террасообразно по хребту между двумя горными ручьями. По северной границе хребта протянулась стена, защищавшая поселение. На скале, над р. Гиляч были воздвигнуты крепостные сооружения. На равнине, примыкающей к хребту с северной стороны, образовалась торговая площадь. Церковь располагалась на западном склоне скалы, на высоте около 400 м от ее подножия. Маленькая церковь, ориентированная по линии северо-восток - юго-запад, была открыта Т. М. Минаевой в 1960 г. Церковь стоит на уступе скалы. Длина всего здания (наружный обмер) - 8,5 м, ширина - 3,7 м, глубина алтаря подковообразной формы -З м. Алтарь был отделен от церкви поперечной стеной толщиной 0,5 м. Перед входным проемом в нее - амвон из двух ступенек, шириной 0,8 м. По правую сторону от него, вдоль стены имеется возвышение высотой 0,2 м от пола и шириной 0,7 м. Внешние стены церкви сохранились с восточной стороны, потому что здесь они прислонены к скале. Южная и западная стены разрушены до основания. Вход был с юга.

Толщина стен церкви - 0,65 м. Пол церкви был выстлан каменными квадратными плитами. В алтарной части вместо пола голая скала выступала горбом, поднимаясь значительно выше уровня пола основной части здания. В западной части алтаря, в углу, примыкающем к поперечной стене, обнаружено было погребение глубиной 1,2 м с предметами, позволяющими отнести строительство и функционирование церкви к IX-XI вв. Под южной стеной церкви, ближе к восточной ее части, под полом также обнаружена могила женщины, погребенной по христианскому обряду (в положении на спине, правая рука - на тазу, левая кисть - на груди), но голова повернута на юг. Стенки сложены из хорошо тесанного камня и сверху перекрыты одной огромной плитой. Т. М. Минаева связывает строительство церкви на городище Гиляч, как и многих других небольших церквей на данной территории, с деятельностью Византии в IX-XI вв., что подтверждается и характером археологических находок около этих объектов.

Интересным моментом, отмеченным Т. А. Минаевой, является то, что к рассматриваемому времени, в связи с распространением христианства среди алан, отжил обычай деформирования черепа, который удерживался в горах Северного Кавказа в течение ряда столетий. Деформированные черепа были в большом количестве обнаружены Т. М. Минаевой в более ранних погребениях на территории городища Гиляч.

Нижний Архыз

На Нижне-Архызском городище X-XIII вв. В. А. Кузнецовым выявлено 11 небольших одноапсидных церквей и одна безапсидная, расположенных в непосредственной близости к поселку Аланской епархии. На территории самого поселка и прилегающих горных отрогов расположено 8 церквей, окружающих кафедральный собор Аланской епархии - Северный Зеленчукский храм. Еще 4 церкви находятся на территории собственно города или близко к нему. Всего вместе с тремя крестово-купольными храмами получается 15 церквей. Такое количество храмов на небольшой территории города, а также расположение многих из них непосредственно в усадьбах свидетельствует о патронимическом принципе их строительства. Кроме того, во многих храмах имеются подземные усыпальницы. Возможно, некоторые из одноапсидных храмов, расположенных рядом с кафедральным собором, посещались в момент совершения литургического шествия от храма к храму, описанного выше. В то же время нельзя не отметить, что местоположение ряда церквей на высоких точках окружающих город вершин может быть отголоском дохристианского принципа размещения культовых объектов, тем более, что некоторые из них расположены рядом с языческими святилищами.

При описании нумерация церквей дана на основании общепринятой.

Церковь № 1. Наиболее значительная из малых церквей Нижнего Архыза, расположенная в средней части городища, церковь эта входила в состав квартала, выходящего на центральную улицу города. Она исследована в 1962 г. В. А. Кузнецовым одновременно с комплексом жилых и производственных помещений XI-XII вв., прилегающих к церкви.

Ориентация храма - северо-восток - юго-запад. Церковь состоит из трех частей: алтаря, отделенного глухой стеной с проемом, центрального помещения и притвора с западной стороны. Длина здания снаружи 11,70 м, ширина 4,40 м, центральное помещение в плане представляет почти правильный квадрат. Апсида правильной полуциркульной формы. Примыкающие к ней продольные стены снаружи образуют выступы-заплечья шириной 0,75 м. Притвор узкий - 1,70 м. С юго-западной стороны к нему пристроена каменная лестница с пятью ступенями, ведущими на крыльцо, перед которым находился входной проем. Стены всех помещений сложены вперевязку, кладка сухая, выполнена в технике «облицовка с забутовкой». Плиты облицовки рваными краями обращены внутрь стены. Толщина стен 0,85 м, они сохранились на значительную высоту. Высота крыльца (над уровнем древнего горизонта) 1,12 м. Здание имеет фундамент, цоколь которого выступает по наружному периметру на 20 см. Аналогичный цоколь имеется у восточной стены притвора, а также перед стеной, отделяющей алтарь.

Внутри центрального помещения оказалась плохо сохранившаяся полукруглая стена высотой 1,0 м, идущая от западной стены к южной. Посередине стены - ниша, выложенная четырьмя плитами. При расчистке в ней найдено несколько угольков. По предположению В. А. Кузнецова, эта стена - часть алтарной апсиды, построенной здесь ранее церкви. Далее ни в западном, ни в южном направлении стена не прослеживалась. Интересная особенность рассматриваемого здания - отсутствие всяких следов входных и оконных проемов на значительной высоте стен - до 2,40 м. Как предположил В. А. Кузнецов, эти проемы располагались выше указанного уровня, что подтверждает лестница и крыльцо с западной стороны. Вход с западной стороны мог находиться на высоте до 1,50 м. Здесь мог быть пол, скорее всего дощатый. Все эти факты говорят о наличии под полом церкви низкого темного подклета, возможно, фамильного склепа, связанного с церковью люком.

Повышенный вертикализм пропорций церкви позволил В. А. Кузнецову высказать предположение, что церковь датируется XII в. Он опирался на мнение Н. И. Брунова, считавшего, что вертикализм характерен был для византийской архитектуры XII в.. По утверждению А. П. Каждан, сооружение крылец с лестницей у входа имело место в провинциальном византийском зодчестве начиная с XI в. Крыльцо с лестницей отмечено в некоторых храмах Херсонеса - одного из центров распространения христианства. Кроме того, стратиграфическое положение здания над культурным слоем X-XI вв. и археологические находки В. А. Кузнецова подтверждали датировку XII в. При раскопках апсидальной части церкви им были найдены обломки нескольких цветных (преимущественно зеленых) изразцов, вне сомнения, украшавших снаружи стену апсиды. Известно, что полнохромные изразцы для украшения церквей производились в Византии в X-XI вв. Аналогичными изразцами были украшены церкви Болгарии XI-XII вв. Обнаруженные изразцы церкви № 4 были местного производства - из местного серо-розового песчаника.

Церковь № 2. Расположенная на левом берегу ручья Подорваного, вытекающего из одноименной балки, в южной части городища, церковь открыта и раскопана В. А. Кузнецовым в 1961 г. Длина здания 11,30 м, ширина 5,30 м, толщина стен 0,70 м, кладка сухая, в той же технике, что и церковь № 4. Храм состоит из двух помещений - крошечного притвора с западной стороны шириной 1,0 м и центрального помещения, отделенного от алтаря широкими (1,3 м) заплечьями - контрфорсами толщиной 0,8 м. Контрфорсы расположены асимметрично. Вдоль северной стены центрального помещения выложена каменная скамья шириной 0,4 м.

В кладке алтарной стены, сразу за северным контрфорсом обнаружен обломок плоской песчаниковой плиты с арабской куфической надписью, содержащей часть фразы: «Нет бога, кроме Аллаха, и Магомед пророк его», по палеографическим признакам датируемой третьей четвертью XI в. Вторая плита обнаружена в южной стене. Надпись на ней представляет хорошо читаемую мусульманскую дату 436 г. хиджры, что соответствует 1044 г. нашего летоисчисления. По мнению В. А. Кузнецова, плиты, несомненно, первоначально были мусульманскими надгробиями, но оказались разбитыми и положенными в стену строившейся христианской церкви. Точно датированные мусульманские эпиграфические памятники позволили В. А. Кузнецову определить время строительства церкви как вторую половину XI в.

Церковь № 3. Церковь открыта в 1969 г. В. А. Кузнецовым. Она находится на ровной и обрывистой вершине скалы, на высоте над уровнем долины примерно 200-250 м. К церкви ведет тропа, напинающаяся в балке Хасана. Церковь сильно разрушена, но план прослеживается достаточно хорошо. Продольные стены без заплечий непосредственно переходят в апсиду, входной проем - в западной стене, ширина его - 60 см. Стены сухой кладки, толщиной 80 см, сложены в той же технике. Внутренний обмер - 3,0 х 1,5 м. Слева от входа в углу церкви имеется выступающий на 1,70 м контрфорс, подпирающий здание на обрыве.

Церковь № 4. Церковь была построена близ Южного Зеленчукского храма, у его южной апсиды. План ее известен только по безмасштабному чертежу Д. М. Струкова 1886 г. Судя по нему, это небольшая одноапсидная часовня. Апсида церкви имеет выступы-заплечья и прорезана двумя окнами. Еще по одному окну показано в северной и южной стенах. В настоящее время от этой церкви не осталось никаких следов.

Церковь № 5. Церковь визуально зафиксирована В. А. Кузнецовым. Раскопкам не подвергалась. Она расположена в 35 м к югу от Северного Зеленчукского храма. Церковь одноапсидная, сухой кладки той же техники, следов входных и оконных проемов не сохранилось. Наружный обмер: длина - 6,0 м, ширина - 2,70 м.

Церковь № 6. Открыта раскопками В. А. Кузнецова в 1961 г. Расположена около Северного Зеленчукского храма на расстоянии 40 м к юго-востоку, на небольшом, слегка возвышенном плато балки Церковной. Ориентация церкви - строго на восток. Внутренний обмер: длина - 12,9 м; ширина - 5,20 м, толщина стен - 0,7 м. Церковь в плане трехчастная: алтарь с полукруглой апсидой, отделенный стеной, квадратный (3,70 х 3,70 м) молитвенный зал и почти квадратный притвор (3,70 х 3,60 м). Вокруг апсиды снаружи выложен двухступенчатый цоколь. Толщина стены, отделяющей притвор от зала, - 1,15 м, толщина западной стены притвора - 1,50 м. Кладка всех стен сухая, выполнена в технике «облицовка с забутовкой». Промежуток между плитами облицовки заполнен щебнем. Церковь имеет разный уровень полов, повышающийся к востоку.

Единственный вход находился с западной стороны. Он отмечен большим камнем-монолитом, образующим порожек в стене притвора. Поскольку западная стена стоит на краю склона, можно думать, что к входу в храм снизу вела лестница. При раскопках этого участка склона были выявлены бессистемно лежащие плоские рваные плиты, образующие нечто вроде тротуара, ведущего к входу. Кроме того, внизу под склоном, как раз против церкви, обнаружен массивный каменный столб с четырехугольным углублением и пазами.

В ходе раскопок церкви В. А. Кузнецовым открыто 10 погребений, устроенных в земляном полу, из них 8 каменных ящиков и 2 склепа. Девять могил сконцентрированы в молитвенном зале, и одна оказалась в притворе. Погребения совершены по христианскому обряду, однако они имеют ряд особенностей. Под головы покойных подкладывали камень, помимо того, погребения имели инвентарь: бронзовые золоченые бубенчики, железные ножи и наконечники стрел, на ногах женского скелета - четыре стеклянных браслета, характерных для Северного Причерноморья и Тмутаракани XI- XIII вв. В апсиде на глубине 0,75 м обнаружены два бронзовых креста-энколпиона древнерусского происхождения, датируемых второй половиной XII в. На основании этого материала время строительства и функционирования церкви № 6 определено В. А. Кузнецовым в пределах XI-XIII вв.

Церковь № 7. Над Северным Зеленчукским храмом возвышается скалистая вершина «Три сосны» (название дано по В. А. Кузнецову). Здесь на высоте примерно 200 - 250 м над уровнем долины в окружении старых сосен в 1961 г. открыта В. А. Кузнецовым еще одна небольшая церковь, отличающаяся (очевидно, благодаря труднодоступности) очень хорошей сохранностью. Тропа к церкви идет вдоль крутого склона горы и местами довольно труднопроходима. Здание в плане одноапсидное, состоит из двух частей - алтаря и молитвенного пространства (1,9 х 1,9 м). Глубина алтаря - 2,12 м. Алтарь отделен стеной с входным проемом, уровень его пола поднят над полом молитвенного зала и не сохранил покрытия. Пол молитвенного зала был выложен плитами неправильных очертаний. Выступы-заплечья отсутствуют.

Стены здания сохранились на высоту до 1,90 м. Почти полностью сохранилась западная стена с целым входным проемом высотой 1,36 м. В южной стене имеются два окна. Одно из них разрушено, осталась только подоконная плита, второе сохранилось лучше и имеет ширину 60 см. Кладка стен аналогична церквям, расположенным на городище. Перекрытия были сводчатыми, но они полностью разрушены. Единственный предмет, найденный при раскопках пола в церкви В. А. Кузнецовым, - литая бронзовая пуговка с ушком, обычная в XI-XIII вв. По аналогии с остальными одноапсидными церквями рассмотренный храм может быть датирован XI-XII вв.

Церковь № 8. От этой церкви сохранились незначительные остатки, обнаруженные В. А. Кузнецовым в 1961 г. на скалистом мысу горы Церковной, против Северного Зеленчукского храма (правый берег балки Церковной). С северной, западной и южной сторон храма вниз идут отвесные скалы. Церковь одноапсидная, судя по нескольким правильно лежащим камням, алтарь был отделен преградой. Внутренне помещение тесное, приблизительные его размеры 3,0 х 2,0 м, глубина алтаря - 1м, толщина стен - 0,7 м. Кладка сухая, в той же технике. Церковь была построена непосредственно на скальном основании.

Церковь № 9. Церковь исследована В. А. Кузнецовым в 1964 г. Она расположена северо-западнее Северного Зеленчукского храма. От северной стены здания начинается основная оборонительная стена Нижне-Архызского городища (толщиной 2,0 м), защищавшая городище со стороны входа в ущелье. Внутренний обмер: длина церкви 13,40 м, ширина 4,0 м. В плане здание состоит из трех помещений: притвора 4,0 х 4,0 м, молитвенного зала и алтаря. Кладка стен - в аналогичной остальным одноапсидным церквям городища технике. Толщина стен - 70 см. Входного проема в западной стене не обнаружено, но заложенные входы оказались в северной и южной стенах молитвенного зала. Апсида имела подковообразную форму. У восточной стены - престол размером 2,0 х 0,90 м, высотой 0,6 м.

В процессе раскопок были обнаружены 6 отесанных профилированных плит до 60 см длины, с полукруглыми или закругленными сторонами и одну арочную перемычку окна. У северной стены была найдена еще одна профилированная плита арочной формы длиной 65 см. Аналогичные арки были найдены в 1961 г. Т. М. Минаевой на городище Гиляч в верховьях Кубани, в развалинах жилого дома. У северной стены найден четырехгранный тщательно отесанный «столб» из плотного темно-серого песчаника. Длина «столба» 1,27 м, но нижний его конец отбит. В верхней плоской части «столб» имеет четырехугольный выступ высотой 3 см, на лицевой плоскости «столба» и несколько ниже верхнего края находится круглая лунка диаметром 4 см. В юго-западном углу молитвенного зала обнаружен полуразрушенный каменный ящик, не давший никаких находок. На полу апсиды найдена пластинка от клепаного железного креста, обычного для XI-XIII вв. Эта находка, как и общая техника кладки, позволяет отнести рассматриваемый памятник также к XI-XII вв.

Церковь № 10 выявлена и раскопана В. А. Кузнецовым в 1961 г. Храм находится на опушке леса, примерно в 250 м к северо-востоку от северного Зеленчукского храма, у подножия горы Церковной, близ христианского кладбища XI-XII вв. В плане здание - почти правильный квадрат. Размеры помещения внутри 3,0 х 2,80 м, наружный обмер - 4,2 х 4,4 м. Апсида выложена в виде почти прямой стены с закругленными углами, переходящими в продольные стены без выступов-заплечий. Кладка стен обычная, сухая. Толщина стен - 0,7 м. В западной стене находился вход шириной 0,65 м.

Церковь № 11. Открыта в 1956 г. в лесу у подошвы Церковной горы близ христианского кладбища XI-XII вв. В 1960 г. В. А. Кузнецовым была расчищена апсидная часть. Тем не менее план сооружения прослеживается довольно отчетливо, вплоть до входных проемов. Внутренний обмер: длина - 13,0 м, ширина - 4,0 м. План церкви состоит из трех частей: квадратного (4,0 х 4,0 м) притвора, молитвенного зала (4,80 х 4,0 м) и глубокой подковообразной апсиды. Кладка стен аналогична вышеописанным. В западной стене имелся входной проем. В апсиде на глубине 1,0 м выявлен прилегающий к южной стене слой серого известкового раствора толщиной 2,5 см, покрытый слоем коричнево-розового цемяночного раствора. Это остатки пола, аналогичного полу Северного Зеленчукского храма.

Объект № 12 расположен недалеко от церкви № 8 и определен В. А. Кузнецовым как святилище, однако по ряду признаков его, полагаю, можно отнести к христианским сооружениям. Здание находится на мысу Церковной горы, мыс этот отделен от хребта каменной стеной шириной около 1 м и длиной 112 м, от этой стены идет дорога в глубь хребта Ужум. Сооружение ориентировано по линии северо-восток - юго-запад, как и большинство одноапсидных церквей городища. Оно прямоугольное в плане, наружный обмер - 4,7x2,1, толщина стен - 0,6 м. Поперечной стеной здание поделено на две неравные части - западную, длиной 1,0 м, и восточную, длиной 1,7 м в интерьере. Кладка сооружения аналогична кладке остальных церквей городища.

В здании найдено 25 железных клепаных крестов XI - XIII вв., что позволяет определиться с датировкой церкви. На мой взгляд, узкое внутреннее пространство и отсутствие апсиды не является основанием для отнесения этого здания однозначно к святилищам, учитывая все вышеприведенные данные. Это здание может быть трактовано как своеобразный христианский объект, сочетающий в себе и христианское, и языческое смысловое значение и отражающий, подобно многим другим аналогичным культовым объектам северокавказского зодчества, религиозный синкретизм в мировоззрении построивших его людей.

Адшох

Церковь расположена в восточной части городища Адиюх, на мысу. Она раскопана Т. М. Минаевой в 1951-1952 гг. Городище находится на правом берегу р. Малый Зеленчук, против черкесского аула Хабез. Церковь ориентирована строго по линии запад - восток. Внутренний обмер: длина - 6,0 м, ширина - 5,0 м, глубина апсиды - 2,5 м. Толщина стен - 0,9 м. Церковь поставлена на основание - слой извести и глины толщиной 15 см. Стены сложены в технике «облицовка с забутовкой», плиты облицовки вытесаны из местного камня, забутованы щебнем на глинистом растворе из местной красной глины. Внутри и снаружи стены оштукатурены и побелены. Пол церкви выложен плитками известняка. Вход в церковь находился в западной стене. Под входом в церковь обнаружены погребения по христианскому обряду, головой на запад. Незначительный инвентарь позволил Т. М. Минаевой датировать их, как и церковь, X в.

Амгата

В 1899 г. И. А. Владимиров обследовал руины небольшой церкви на речке Амгата - западном притоке Теберды. Здесь же известно раннесредневековое городище и могильник с дольменообразными склепами X-XII вв. Церковь расположена на верхней площадке обрывистого скалистого отрога горного хребта, вблизи селения Сенты. Недалеко от церкви И. А. Владимировым был осмотрен загон для баранов, сложенный из отделанных фасками и резьбой блоков белого песчаника.

Церковь находилась на природном возвышении из цельной скалы с отвесными стенами, возвышающемся над уровнем вершины горы на 5 м. Вход на возвышение был по приставной лестнице. Церковь одноапсидная, с единственным входом с запада. В южной стене отмечена нижняя часть окна шириной около 0,3 м. Стены сложены из грубо отесанных плит и глыб красноватого песчанника, аналогичного использованному в кладке Сентинского храма. Кладка выполнена на глине, забутовки нет. Угловая кладка выполнена из более крупных, правильной формы блоков, аналогично кладке углов башенных сооружений. Толщина стен - 0,9 м. Длина здания без апсиды - 7,2 м, ширина - 5,10 м, глубина апсиды - 1,75 м. Толщина стен - 0, 6 м. Входной проем расположен в западной стене, его ширина - 0,65 м. Снаружи алтарная апсида имеет двухступенчатый цоколь. В расположенном рядом загоне для скота И. А. Владимиров в кладке стены обнаружил также несколько интересных архитектурных деталей: треугольную плиту с полукруглым вырезом, вероятно, служившую тимпаном над входом в церковь, и тщательно отесанную плиту с орнаментом в виде плетенки. Датировка церкви может быть определена X-XI вв.

Кала-Сырты

В 1898 г. В. М. Сысоев на горе Кала-Сырты, в 3 км к юго-востоку от селения Сенты, обнаружил развалины небольшой одноапсидной церкви, ориентированной по линии запад - восток. Длина ее - около 9 м, длина алтарной части 3,50 м, толщина стен - около 70 см. Сложена церковь, так же как и церковь на Амгате, из подтесанных камней насухо. В западной стене имеются следы входа шириной 70 см. Более детального описания В. М. Сысоев не приводит, но к своему рукописному отчету он приложил схематичный набросок плана. Из этого наброска видно, что описываемое здание однотипно с амгатинской церковью.

Левый берег р. Теберда

В 8,5 км к югу от селения Сенты и в 3 км от левого берега Теберды В. М. Сысоевым была обследована вторая маленькая церковь, расположенная на вершине горы. Сложена она из слабо отесанных камней, без раствора. Длина здания 8,20 м, ширина около 3,70 м, длина апсиды 2,20 м, толщина стен - 75-76 см. В своем отчете В. М. Сысоев отмечает, что двери находились в западной и южной стенах. Ширина их соответственно - 0,98 и 0,45 м. Судя по схематичному рисунку, приложенному к рукописному отчету В. М. Сысоева, церковь по своему плану аналогична амгатинской и церкви в Кала-Сырты. В оградах близлежащих кошей В. М. Сысоев видел много отесанных камней и треугольную плиту с полукруглым вырезом внизу - вероятно, тимпан входа.

Индыш

На одном из восточных притоков Верхней Кубани - р. Индыш - В. М. Сысоев зафиксировал развалины небольшой одноапсидной церкви. Местность эта называется Джашатык. Длина здания - 10,5 м, ширина - 3,20 м, глубина апсиды - 2,80 м. В ней имелось окно шириной 0,25 м, обращенное на восток, а в северной стене - небольшая ниша. Стены толщиной 0,85 м сложены на глине. В 1969 г. Я. А. Федоровым было обследовано городище X-XII вв., находящееся в той же местности. На основании имеющихся данных церковь может быть датирована этим же временем.

Курджиново

В 1985 г. И. В. Каминской и В. Н. Каминским было раскопано городище в долине р. Большая Лаба, недалеко от поселка Курджиново, между реками Бешеной и Безымянной. Площадь городища - 60 га.

В северной стороне около цитадели были раскопаны два храма. Храмы располагались один над другим. Нижний, храм № 1, представлял собой довольно крупную базилику, ориентированную по линии северо-восток - юго-запад. Наружный обмер здания без апсиды - 8 х 16 м. Здание сложено из крупных отесанных блоков песчаника насухо. Церковь № 1 может быть датирована X в. Церковь № 2 имеет значительно более скромные размеры, построена на развалинах церкви № 1, и, что характерно, при ее строительстве не использовались блоки из церкви № 1. Храм построен в совершенно иной технике - сухой кладке типа «облицовка с забутовкой» (облицовка - из плит известняка, забутовка - щебнем), аналогичной кладке церквей Ильичевского городища. Храм № 2 имеет вписанную апсиду, ориентирован так же, как и храм № 1. Алтарь храма был отделен резной алтарной преградой, сохранились столбы от нее. Пол алтаря был вымощен плитами песчаника, у восточной стены апсиды сохранился престол из блоков известняка. Церковь № 2 может быть датирована по аналогии с церквями Ильичевского городища XII-XIII вв.


БИБЛИОТЕКА

Предисловие
Распространение христианства, местоположение храмов в структуре поселений
Литература

ДАГЕСТАН
Христианские памятники Хазарии VI—VIII вв.
Христианские памятники X—XIV вв. на территории Дагестана
Литература

ИНГУШЕТИЯ
Главная святыня нахче - храм Тхаба-Ерды X-XI вв.
Комплексы Алби-Ерды и Таргимского храмов XI-XII
Комплексы храмов общепатронимического значения XIII-XIV вв.
Комплексы храмов патронимического значения (Сели-Дэла-Тушоли) XIII-XIV вв.
Родовые храмы XIII—XIV вв.
Литература

ОСЕТИЯ

Христианские церкви Двалетии XI в.
Храмы Дигории XIII в.
Культовые объекты Восточной Алании XIII—XV вв.
Храмы Верхнего Джулата XIII—XIV вв.
Литература

КАБАРДИНО-БАЛКАРИЯ
Памятники Чегемского ущелья VI — XTV вв.
Памятники Хуламо-Безенгийского ущелья XI—XIII вв.
Памятники Балкарского ущелья XI—XIII вв.
Литература

КАРАЧАЕВО-ЧЕРКЕСИЯ
Памятники христианской архитектуры Алании
Одноапсидные зальные церкви Центральной Алании Х-XIII вв.
Крестово-купольные храмы Алании X в.
Литература

КРАСНОДАРСКИЙ КРАЙ
Христианские епархии на территории Степного Предкавказья и Северного Причерноморья в VI-XV вв.
Храмы Зихии VIII—XIII вв.
Храмы Западной Алании XI-XIII вв.
Храмы Тмутаракани XI — XII вв.
Литература

ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ АРХИТЕКТУРЫ ХРИСТИАНСКИХ ХРАМОВ СЕВЕРНОГО КАВКАЗА ПЕРИОДА СРБДНЕВЕКОВЬЯ
Сакральные модульные размеры в храмостроительстве Северного Кавказа и Северного Причерноморья
Роль образца в христианском храмостроении Алании X—XI вв. и строительство храмов типа «вписанный крест»
Особенности архитектуры христианского храма типа «свободный крест» на Северном Кавказе
Литература
Заключение
Список изученных памятников

БИБЛИОТЕКА
Христианство на Северном Кавказе до XV века








Рейтинг@Mail.ru Использование контента в рекламных материалах, во всевозможных базах данных для дальнейшего их коммерческого использования, размещение в любых СМИ и Интернете допускаются только с письменного разрешения администрации!