| библиотека | христианское храмовое зодчество северного кавказа периода средневековья | культовые объекты восточной алании XIII-XV вв. |
Пятигорский информационно-туристический портал
 • Главная• СсылкиО проектеФото КавказаСанатории КМВ
БИБЛИОТЕКА • «Христианское храмовое зодчество Северного Кавказа периода средневековья» • Культовые объекты Восточной АланииОГЛАВЛЕНИЕ



 Христианское храмовое зодчество Северного Кавказа 

Культовые объекты Восточной Алании XIII-XV вв.

Христианское храмовое зодчество Северного Кавказа периода средневековья

Культовые объекты Восточной Алании XIII-XV вв.

Рассматриваемая территория, по мнению одних исследователей, входила в состав Алании, по сведениям других - находилась под вассальной зависимостью Грузии. Однако культовое зодчество данной территории практически не испытало воздействия ни той, ни другой архитектурной культуры. Объекты, построенные на территории Куртатинского, Кобанского и Алагирского ущелий, сохранили яркое своеобразие традиционной дохристианской архитектуры, с некоторым влиянием христианства. Впрочем, влияние гораздо менее значительное, чем в соседней Ингушетии. На мой взгляд, этому способствовал ряд факторов.

Прежде всего, в рассматриваемом регионе очень сильны были патронимические структуры, стремящиеся сохранить независимость отдельного рода, имевшего своих «небесных» патронов. Поэтому христианские святые в сознании горцев ассоциировались с языческими богами. Подобное явление, как уже говорилось выше, происходило не только на данной территории, но здесь оно носило более лояльный по отношению к язычеству характер. Языческие боги, превратившиеся у осетин в христианских святых, по-прежнему пользовались особым уважением: Св. Георгий (Уастырджи, по дигорски Уаскерги), Св. Илья (Уацилла, Элиа), Св. Николай (Никола), Св. Феодор Тирон (Тутыр) и некоторые другие.

Распространяющим здесь христианство державам в первую очередь важна была формальная сторона его принятия: присоединение данной территории к той или иной епархии. В этом регионе, являющемся сосредоточием стратегических перевалов и торговых путей, вели миссионерскую деятельность представители различных епархий. В официальной византийской хронике регион относился к Аланской епархии, но еще в XIII в. Епископ Феодор отмечает негативную деятельность священника «из страны лазов». Поспешность рукоположения новых священнослужителей приводила к искажению смысла христианской веры, в дальнейшем распространяемой уже не миссионером «из центра», а вновь появившимися «священниками». При этом горцы воспринимали уже не искупительную сущность христианства, а то, что было им понятнее - проповедуемую смесь язычества и христианской веры. Адекватному, более глубокому восприятию христианства мешало также постоянное стремление народов данной территории к независимости. Так, в XIII-XIV вв. постоянную и небезуспешную борьбу с грузинским засилием ведет Ос-Багатар.

Вследствие вышеуказанных причин культовая церемония, проводимая у храма, практически сохранила свой языческий характер. Ее подробно описал В. Ф. Миллер: «Культ, совершаемый около дзуара, состоит из заклания жертв и обрядовой пирушки. Заклание жертвы сопровождается местными обрядами. Молодой человек, на обязанности которого лежит резание барашка, подводит животное к представителю семьи - старейшему члену, и притом так, чтобы голова жертвенного животного была обращена к святилищу. Старик берет животное за левый рог и произносит молитву Богу и святому, которому посвящается жертва. По окончании молитвы он делает барану горящим поленом крестообразную метку на шее за правым ухом и на морде, причем, когда кверху идет дым от опаляемой шерсти, говорит: да пойдет наше приношение к Богу. Затем старику подносят в стакане араку: он плескает часть его в огонь, дает отпить мальчику и остальное выпивает сам. Когда роль старика кончена, молодой человек с помощником кладут барана на землю так, чтоб горло было обращено к востоку, и по произнесении слов - Хцау, дауан табу - «Боже, тебе слава» - барану перерезают горло. Пока кровь стекает в таз, резник должен хранить молчание. Затем он отрезает голову, снова приставляет ее на минуту к шее и подает старику, который тщательно опаливает шерсть и бросает голову в котел. Когда мясо сварено и разрезано на куски, прислуживающий молодой человек кладет перед главой семьи 3 жертвенные лепешки, голову и лучшие части животного и ставит перед ним стакан с араком. Старик снимает папаху, берет в руки кусок мяса и произносит молитву, в которой просит всякого благополучия сначала у Бога, затем у святого, чествуемого в этот день. После каждого пожелания длинной молитвы присутствующие говорят: амин (аминь). По окончании молитвы старик бросает один кусок легкого, обернутый в брюшной жир, в огонь и то же делает с одной из жертвенных лепешек (чири). Сидящий рядом с главой семьи, первый после него по старшинству, произносит более краткую молитву, держа в руке чашку арака, плескает несколько капель в огонь, дает отведать одному из присутствующих и выпивает остальное сам. Этими обрядами освящены пища и питье, и затем начинается пирушка, продолжающаяся до глубокой ночи. Во время пиршества поются песни, в которых поминается имя чествуемого святого».

Описание В. Б. Пфафа несколько дополняет картину происходящего. Жрецом дзуара (дзуар-лагь) всегда был старший в роду. Он считался в обществе безгрешным. В день празднества каждый двор отдельно режет откормленного барана или быка. Затем происходит жертвоприношение, которое напомнило В. Б. Пфафу древнееврейский обряд. К месту жертвоприношения все отправляются пешком и большею частью босиком. Когда приходят к месту дзуара, мужчины отделяются от женщин и говорят между собою шепотом. Затем к представителю каждого двор подходит дзуари-лагъ и забирает дары - кусочки ваты с одной ниточкой канители, мелкие серебряные монеты. Вещи вносятся жрецом в дзуар - он один имеет право входить в него. Остальные не входят туда, так как верят, что за это последует тяжкая болезнь или смерть. Когда жрец возвращается назад, начинается кувд. По сравнению с ингушской церемонией, этот обряд гораздо более архаичен и вообще не несет в себе никаких следов христианства.

В Осетии не сложилась, как в Ингушетии, система триединого божества, поэтому для культовой архитектуры рассматриваемого региона не было характерно строительство культовых комплексов, хотя и они имели место. Примером культового комплекса является комплекс у горы Дзивгисы-Хох. Особенностями, связанными с христианством в храмах рассматриваемых ущелий (Куртатинского, Алагирского, Кобанского), являются:

  • преимущественная ориентация культовых объектов на восток
  • наличие в некоторых храмах каменных престолов
  • наличие ниш
  • кладка зданий на известковом растворе и оштукатуривание их
  • наличие ложного свода
  • наличие внутреннего пространства
  • характерная форма здания с двускатной крышей, идентичная широко распространенному на Кавказе и в Крыму типу маленькой одноапсидной церкви
  • скамьи для сидения внутри зданий

Необходимо пояснить некоторые пункты. Большинство языческих культовых объектов Осетии сложено из необработанных камней насухо. Объекты эти не имеют внутреннего пространства, поскольку для дохристианского периода было характерно поклонение обожествленным силам природы, а для этого требовалось открытое пространство неба. Предметами поклонения являлись камни, пещеры и священные деревья, как отдельно стоящие, так и группы их. В некоторых случаях из камней выкладывали открытые ограды, столы, скамьи. Христианство привносит такое явление, как замкнутое пространство храма, однако в наложении на дохристианские представления. Храм строится маленьким, чтобы оставить табуированным внутреннее его пространство для основной массы населения. Туда может входить только избранный - священнослужитель. Это противоречит установкам христианства, что храм должен быть большим и вмещать как можно больше народа для молитвы, но соответствует установлениям раннего христианства, предполагающим не входить в храм до очищения от греха и воцерковления.

Наличие скамей для сидения внутри храма не может означать использование их для кувда, как пишут некоторые исследователи. Внутренне пространство было запретно для мирян. Эти скамьи могут быть только отголоском скамей для клира в алтарях раннехристианских церквей. Относительно наличия свода ряд исследователей отмечает наличие ложного свода в склепах, но ведь и склеп является культовым объектом и отражает все тот же религиозный синкретизм мировоззрения населения, что и храм. Тем более, что рассматриваемые склепы со сводами построены именно в период проникновения в горные районы Северного Кавказа христианства.

Несомненно языческим является ритуал, происходящий у храмов, но, повторю, он зафиксирован в XIX в. К следам язычества относится и расположение храмов на вершинах гор,- в живописных, труднодоступных местах, откуда открывается вид на все ущелье. В таких местах человек должен был, видимо, чувствовать могущество Бога, слившегося с могуществом сил природы. Наконец, использование в наружных формах зданий древних традиционных архитектурных форм также является элементом язычества. К ним относятся, например, полочки ступенчато-пирамидальных завершений, применяемых даже в завершении апсиды, фаллические шишки и гребни, а также поперечные каменные и деревянные балки для метания дротиков и вкладывания нычей и колокольчиков.

Верхний Цей

Самое почитаемое в Осетии святилище Реком находится в глубине Цейского ущелья (юго-западное ответвление Алагирского ущелья), в 9 км от поселка Бурон и в 3 км от селения Верхний Цей, на высоте 1946 м над уровнем моря, на поляне «Рекомы фаз». Поляна появилась в результате схода ледника. По данным обследования В. А. Кузнецова и Н. А. Голодковской (с применением лихенометрического метода), поляна очистилась от ледника примерно в начале XII в. Поляна никогда не зарастает лесом и расположена в очень живописном месте. С севера она ограничена Скалистым хребтом с вершиной Цейраг, с юга - р. Цейдон, ее окружают покрытые хвойным лесом хребты и сверкающие на солнце ледяные вершины Адай-хох и Уилпат, Цейский и Сказский ледники. Местность исключительно живописна. Примерно в 3 км севернее «Рекомы фаз» расположено селение Верхний Цей.

Среди храмов Осетии Реком занимает особое место не только из-за особой почитаемости. Он сооружен не из традиционного камня, а из дерева, и в этом смысле он также уникален. По заключению Ботанического института АН СССР от 17 декабря 1935 г., Реком выстроен из горной сосны.

Реком привлекает к себе внимание исследователей начиная с XVIII в. До Октябрьской революции о нем писали как о христианской церкви протопоп Иоанн Болгарский в 1780 г., П. С. Уварова, В. Б. Пфаф, В. Ф. Миллер, Н. Я. Динник, Г. А. Вертепов, А. М. Дирр. Наиболее ценное описание памятника, данное B. C. Толстым, посетившим Реком в 1847 г., опубликовано В. А. Кузнецовым: «...на один бок подавшееся деревянное рубленое строение из самого лучшего строевого соснового леса, вида богатой русской избы с русскою крышею о двух покатах, из сосновой драни, имеющего одну покатость длиннее другой; в стене под фронтоном виднелось закрытое окошко, имеющее вид узкой бойницы, а под ним на широкой полке много огромных туровых рогов... Вход в ограду был с юго-западной стороны; отсюда же строение имело окно, подобное двум другим.., к югу к главному строению была узкая пристройка, в которой с юго-западной стороны виднелась дверь, окованная частыми железными полосами, под перекрестками которых вбиты были пробои, в каждом из них висело по железному колечку... Вроде узких сеней были наполнены хламом осетинских жертвоприношений, но в углу стояла медная купель для совершения святого крещения и пустой киот... Тут же лежало несколько колоколов, из которых самый большой, почти в аршин вышины, имел следующую надпись на грузинском языке: "Пожертвовано из фамилии царей Багратионов, сыном царевичем Шахнавазом, Георгием, в осетинскую святого отца церковь". Год грузинской хронике на 376, соответствующий нашему исчислению 1688. В интерьере видно было, где прежде стоял иконостас и место престола; издревле стены были обтянуты какою-то тканью, а западная в одном месте ковром, от которого теперь остались лишь висячие лоскутки. На полке нашли складной образ с двумя ставнями, но столь древний, что ничего нельзя разобрать; доска с набитым железным листом, на котором выбито выпукло и хорошо сохранено в рамках изображения каких-то конных святых; эта доска должна быть один из боковых косяков царских дверей. Киот в пол-аршина вышины, обрамленный полосою листового железа, на которой выбиты выпукло разные украшения и четыре изображения святых: у одного грузинскими буквами обозначено Святая Нина, у другого Святой Иоанн Предтеча; двух других нельзя разобрать... Нашли мы тут же: лоскуток полотна с изображением, всадником Святого Георгия Победоносного, вероятно, это остатки хоругви; большой лоскут богатой бархатной парчи и, наконец, современных суздальского писания два образа Божией Матери, из которых один изображал Федоровскую, а другой мне неизвестно. Тут еще валялись толстые круглые сердолики и агаты, по-видимому, принадлежавшие ожерелию, и много разных видов и металлов сережки и кольца. На земляном полу лежал круглый, остроконечный стальной шишак, со стальною полосою опускающуюся перед лицом и шпатыльником из кольчуги; изломанный лук и один угол был завален сотнями хорошо сохранившихся разновидностей стрел».

П. С. Уварова обратила внимание на архаические элементы отделки двери Рекома: «Низенькая, но тяжелая, окованная железом дубовая дверь ведет в пристройку или сени храма, другая, такая же, из сеней в самый храм. Крайняя отделка кругом обеих дверей совершенно одинакова, разнится только срединное украшение; на внешней мы видим украшение из железных византийских четвероконечных крестов и железных сапожных подковок, также, вероятно, принесенных в дар каким-нибудь радетелями св. Георгиева храма. Внутренняя дверь представляется нам еще любопытней, ибо она украшена посредине крестом и перекрещенными над ним бронзовыми булавками, которые мы встречаем в коллекции г. Ольшевского и вообще в Камунтском могильнике».

В советский период Реком изучался А. Вязигиным, А. Х. Магометовым, Б. А. Калоевым, Л. А. Чибировым, М. Б. Мужухоевым, Е. Г. Пчелиной, В. Х. Тменовым. Большинство этих исследователей считало, что Реком никогда не был христианским храмом. Наиболее фундаментально Реком был исследован В. А. Кузнецовым, который выделил в его истории три периода: языческий, христианский и снова языческий. Название «Реком», по мнению В. А. Кузнецова и В. И. Абаева, произошло от грузинского слова «ркони» - «дубняк», «дубовая роща». В XIX в., по сведениям П. С. Уваровой и В. Ф. Миллера, осетины собирались к Рекому на праздник Св. Георгия в Троицын день, а также для нехристианских празднеств (например, в августе), сопровождающихся принесением Рекому в жертву одного быка и 12 баранов. Из графических изображений Рекома наибольшую ценность представляют рисунки В. Б. Пфафа 1869 г., отразившие наиболее древний, возможно, первоначальный облик Рекома, что, по мнению В. А. Кузнецова, подтверждается и тем, что с северной стороны здание закрыто делювиальными отложениями почти до уровня окна в западной стене.

К настоящему времени Реком реставрировался четыре раза. Каждый раз процесс реставрации сопровождался тщательными архитектурными обмерами, графической и фотографической фиксацией и дневниковыми записями. Во время реставрации 1936 г. Е. Г. Пчелина произвела археологические раскопки, давшие 11300 предметов и вскрывшие существование каменной «выстилки» - своего рода фундамента, шедшего по периметру святилища вместе с притвором и представлявшего цепочку плоских валунов из русла Цейдона. По углам лежали более массивные валуны. При реставрации с севера площадка Рекома была укреплена подпорной стеной.

Наиболее подробное описание памятника сделано В. А. Кузнецовым. «Святилище построено на искусственно выровненной площадке, по периметру которой (длина 70 м) возведена каменная, сухой кладки ограда (толщиной 0,80 - 0,90 м), в северной части выполняющая роль подпорной стенки, высотой до 2 м. Такую же подпорную стенку ограда образует и с южной стороны. Ограда сложена из рваных плит и камней, углы скруглены, в западной части находится калитка. Размеры образованного оградой дворика составляют 24,50 х 14,50 м (максимальные размеры), площадь 304 кв. м. Святилище стоит в центре дворика, но сдвинуто на северо-восток, расстояние от калитки до здания - 11,35 м, от юго- западного угла Рекома до южной части ограды -5 м. Здание Рекома представляет собой четырехугольный почти квадратный в плане сруб, ориентированный по линии запад - восток, с размерами: длина по северному фасаду - 5,20 м, ширина по восточному фасаду - 5 м, высота - 3,10 м, ширина придела с южной стороны здания - 2м. В западной части южной стены имеется единственный входной проем высотой 1,33 м и шириной 0,74 м. Все четыре стены прорезаны узкими (20-25 см) окнами высотой 40-45 см, слабо освещающими интерьер. Наличники некоторых окон сохранили остатки резных пластинчатых оковок, обрамлявших окна. Так, с западного фасада на левом наличнике имеет оковку из двух пластин, напущенных одна на другую и прибитых характерными для Рекома коваными гвоздями с неправильно круглыми шляпками с огранкой, диаметром 1,5 см. На правом наличнике того же окна во всю его высоту набита такими же гвоздями еще одна пластина шириной 3 см. Окно восточного фасада расположено не по осевой линии здания и асимметрично, на расстоянии 1,10 м от северо-восточного угла, высота окна 0,60 м, ширина 25 см. Левый наличник покрыт двумя железными пластинами шириной 6 - 6,5 см, архитрав проема также покрыт пластиной с четырьмя гвоздями. В интерьере окна закрывались деревянными ставнями. Сохранилась ставня от восточного окна, высота ставни 0,77 м, ширина 0,32 м, толщина доски 5 см. В нижней части ставня снабжена пяточным выступом 7,5 см длины, вставлявшимся в круглый паз той же длины в бревне у окна. Ставня с одной стороны обита пятью железными пластинами: четыре вертикальных, одна горизонтальная. Особо отметим окно южного фасада основного здания Рекома. Оно расположено на расстоянии 1,28 м от юго-западного угла, высота окна 38,5 см, ширина в свету 20 см. Слева и справа проем обрамлен широкими (16-17 см) дощатыми наличниками. Бревна вокруг окна для получения ровной поверхности тщательно затесаны (в длину на 1,10 м), благодаря чему в бревне, образующем архитрав окна, вырезаны три примыкающих одна к другой двойные (как бы перспективные) арочки высотой 9,5 см. Ширина арочек равняется ширине наличников и окна (соответственно 16,20 и 17 см). Над другими окнами подобного декора нет. Пол помещения земляной (глина с щебнем). К южному фасаду пристроен явно более поздний трехстенный придел шириной 2 м, с узким окном в южной стене и входным проемом в западной; ширина входа 0,61 - 0,63 м, высота 1,25 м. Более позднее время придела документируется как строительным швом на восточном фасаде, так и наличием только что описанного окна южного фасада - в нем не было никакой необходимости, если бы придел сооружался одновременно с основным зданием. Здание накрыто дощатой двускатной крышей с большими и далеко выступающими свесами по всем фасадам, образующим вокруг здания открытый обход. В условиях местного влажного климата эта конструкция перекрытия со свесами целесообразна. Интересная деталь крыши - отсутствие охлупня, т. е. продольного желобообразного бруса, закрывающего стык скатов крыши от проникновения влаги и жестко связывающего скаты. Вместо этого один скат крыши напущен на другой, что менее прочно в конструктивном отношении и быстро выводит кровлю Рекома из строя. Крыша поддерживается коньковым брусом, более тонкими продольными и 8 опорными фигурными столбами по северному и южному фасадам (по четыре на каждом фасаде). Для стока воды предназначены деревянные желоба, лежащие на упомянутых опорных столбах и снаружи поддерживаемые фигурными консолями, врубленными в верхнюю часть столбов. Консолей по количеству столбов восемь, они имеют не только конструктивное, но и декоративное назначение: изящно изогнутые и напоминающие протомы фантастических существ консоли украшены резным геометрическим орнаментом, а сверху - деревянными фигурками голубей».

В. А. Кузнецов отмечает также характерную конструктивную особенность Рекома - отсутствие гвоздей даже в наиболее ответственных сопряжениях. Выбор материала, примененного для строительства храма, по мнению исследователя, к которому я всецело присоединяюсь, был обусловлен древностью традиции возведения деревянных построек на Кавказе (что подтверждает, например, рассказ Вахушти о вторжении турок-османов в Грузию в 1678 г.: «Тогда на Хреитской горе рачинцы, засевшие в деревянных башнях, начали палить из ружей и убили Сазверела Чиджавадзе и многих других и перебили преимущественно османов»), а также распространенностью именно этой строительной техники в данном ущелье. В. С. Толстой, приехав в селение Цей, писал: «Увидел я пред собой деревню родимого севера; сосновые рубленые избы, огороды из жердяка, это была осетинская деревня Чай. Чай имеет тоже непременные башни осетинского дома, но здесь они деревянные и невысокие».

По моему мнению, не менее важным фактором при выборе материала было стремление подчеркнуть сакральность и важность для всего народа не только святилища Реком, но и рода Царазонта, проживавшего в этом ущелье. Поэтому для строительства святилища, жилищ и башен в данной местности применялся материал в принципе иной, чем используемый на всей остальной территории. Таким образом, за счет оппозиции камень-дерево была зафиксирована безмерная святость как местности, так и храма Реком. Это косвенно подтверждается тем, что конструктивные и декоративные приемы Рекома позволяют сделать вывод о глубоко самобытной, древней и не связанной, скажем, с русским зодчеством, традиции строительства деревянных сооружений в данной местности. Особенно это относится к резным деревянным консолям - ни в северокавказском, ни в грузинском деревянном зодчестве подобные консоли не известны. Древняя тенденция выделять и подчеркивать при помощи различных средств необычность и святость представителей царских родов, которым являлся род Царазонта, подробно проанализирована и описана В. Я. Проппом на материалах волшебных сказок.

Выскажу свое мнение о возникновении Рекома и его конфессиональной принадлежности. Как уже говорилось выше, В. А. Кузнецов считает, что Реком был построен как языческое святилище, и форма его в этот первый период нам неизвестна. Во второй период Реком полностью перестраивается как христианский храм, принимая облик, зафиксированный В. Б. Пфафом. В третий период Реком снова превращается в святилище, украшается рогами и т. д. Позволю себе не согласиться с мнением В. А. Кузнецова, который полагает, что Реком не мог быть сразу построен как христианский объект.

Предполагаемый период строительства Рекома (по археологическим находкам) - XIII-XIV вв. Это период наиболее активного строительства в регионе христианских храмов, в архитектуре которых в той или иной степени отражалось влияние язычества (например, церкви соседней Ингушетии и ряд объектов Алагирского и Куртатинского ущелий). XIII веком датируется расположенная совсем близко Нузальская часовня. Реком, по мнению самого В. А. Кузнецова и ряда других исследователей, несет в себе черты как христианства, так и язычества - явление, характерное для всего культового зодчества Северного Кавказа. Поэтому, на мой взгляд, Реком изначально строился как храм, отражающий религиозный синкретизм в мировоззрении населения. Во время существования храма были периоды как усиления воздействия христианского мировоззрения, так и ослабления его, что соответствует периодам, выделенным В. А. Кузнецовым.

В период усиления язычества частично убирается церковный инвентарь, в том числе иконостас (в придел), хотя внешние атрибуты христианской церкви - железные оковки дверей с крестами, крест над входом, колокол на стене придела, антаблемент - остаются. Судя по колоколу с дарственной надписью, Реком еще в конце XVII в. функционировал как христианская церковь. Как считает В. А. Кузнецов, процесс превращения церкви в дзуар начался в XVIII в. Следовательно, в рассматриваемый средневековый период можно вполне обоснованно считать данный храм принадлежащим к христианской архитектуре.

Нузал

Не менее известная и почитаемая в Осетии Нузальская церковь («Нузалы аргьуан») находится в Алагирском ущелье, в селении Нузал, на высоте 1160 м над уровнем моря. Особое внимание к этой церкви в данном случае объясняется замечательными фресковыми росписями, для Северного Кавказа уникальными. Кроме того, как и Реком, Нузальская церковь имеет очень важное историческое, археологическое и фольклорное «окружение».

Нузальской церкви, ее фрескам, надписи и стихоэпитафии посвящено огромное количество литературных источников, начиная с XVII в. Первые сведения о Нузальской церкви и ее надписи содержатся в «Географии Грузии» царевича Вахушти Багратиони (1695-1784). В 1780 г. о Нузальской церкви упоминает в своем донесении протопоп Иоанн Болгарский. В 1830 г. М. Броссе опубликовал надпись из Нузальской церкви на французском языке. В 1897 г. нузальскую надпись опубликовал М. Г. Джанашвили. В 1869 г. в Нузале побывал В. Б. Пфаф. Такие же поверхностные описания дали Д. М. Бакрадзе и А. Берже, П. С. Уварова.

В 1886 г. Нузальскую церковь посетил В. Ф. Миллер, опубликовавший хороший и более точный, чем у В. Б. Пфафа, рисунок Нузальской церкви. В алтарной части здание было увенчано большим металлическим крестом, у входа в ограду висел колокол. Г. А. Вертепов опубликовал в 1903 г. лучший дореволюционный фотоснимок Нузальской церкви. В послереволюционное время Нузальскую церковь исследовал Г. А. Кокиев, пришедший к выводу о существовании генетической связи между древними горнокавказскими церковными и склеповыми сооружениями. Он пишет, что «в нагорной полосе нередко можно встретить церкви и значительно меньших размеров, чем нузальская, так что малые размеры этого сооружения еще не дают достаточных оснований не считать его церковью». К такому же выводу пришел Л. П. Семенов.

В 1946 г. Е. Г. Пчелина высказала предположение о погребении известного исторического деятеля конца XII - начала XIII в., мужа и соправителя царицы Грузии Тамары Давида Сослана в Нузальской церкви, которая первоначально была склепом, а затем была превращена в церковь и расписана фресками. Этот вывод был сделан на основании произведенных в июне 1946 г. Е. Г. Пчелиной археологических раскопок под полом «Нузалы аргъуан», в результате чего близ левой (от входа) продольной стены был обнаружен «каменный ящик» - гроб, составленный из тесаных плит. Внутри гроба оказался скелет мужчины крепкого телосложения, в возрасте 40-45 лет. Г. Н. Джанашиа высказал сомнения в правильности выводов Е. Г. Пчелиной. З. Н. Ванеев предположил, что в Нузальской церкви похоронен не Давид Сослан, а Ос-Багатар, «живший в конце XIII в. и воевавший в Карталинии», или «другой вождь, неизвестный в истории». Ю. С. Гаглойти и Т. Б. Мамукаев, напротив, присоединились к выводам Е. Г. Пчелиной. И. А. Лолашвили считает, что в Нузальской церкви был погребен Ос-Багатар. К его мнению присоединился и наиболее подробно исследовавший Нузальскую церковь В. А. Кузнецов.

В. А. Кузнецов считал также, что «здание с самого начала сооружалось как церковь, но строилась не профессиональным зодчим и мастерами, а местными строителями и полностью в духе местных традиций. Этим объясняется ее объемно-планировочная структура, подражающая склеповой архитектуре и ничего общего не имеющая с обычными церковными зданиями, а также неканоническая ориентация по сторонам света. Указанное сходство и порождало у исследователей мысль о перестройке склепа в церковь. <...> Христианизированным горцам не были нужны монументальные здания со всеми их каноническими атрибутами. Маленькие и непритязательные, привычные для горца по своим архитектурным формам и размерам полуцеркви-полусвятилища гораздо больше соответствовали местным привычкам и вкусам».

Нузальская церковь в плане представляет собой четырехугольник с размерами 5,50 х 3,30 м. Ориентация здания - почти точно по линии север - юг. Входной проем шириной 0,75 м и высотой 1,66 м расположен в центре южной стены. В северной стене имеется окно, расширяющееся внутрь, шириной от 0,40 до 0,20 м, на высоте 0,20 м от пола. В восточной и западной стене два аналогичных окна находятся на высоте 1,45 м. Стены здания сложены в технике облицовки с забутовкой, из грубо обработанных камней на извести, кладка нерегулярная, с бутобетонным заполнением между панцирями. Толщина стен - 0,75 - 0,88 м. Пол - суглинок с щебнем и камней.

Е. Г. Пчелина установила, что здание покоится на неглубоком (в два ряда кладки) фундаменте из крупных, речных булыжников. Высота здания до верха кровли 4,70 м. Вертикальные плоскости стен на высоте 2 м постепенно переходят в традиционный ложный свод. В алтарной части В. А. Кузнецовым обнаружен единственный в здании голосник - крупный глиняный сосуд глубиной от устья до дна 0,53 м. «Устье сосуда покрыто слоем штукатурки со следами красочного слоя, и это еще раз говорит, что интерьер после нанесения фресок не перестраивался. Диаметр устья 10 х 15 см, сосуд изготовлен на ножном гончарном круге, ... коричнево-красный, с линейным зонным рифлением, вполне типичный для золотоордынского времени XIII-XIV вв.». Снаружи, по периметру здания, в месте перехода в свод, в стены вставлены были сланцевые полочки, образующие своеобразный карниз.

Фрески Нузальской церкви подробно описаны В. А. Кузнецовым. «Коричнево-красными чертами - разгранками.- живопись Нузальской церкви разделена на верхний и нижний ярусы по горизонтали, с выделением алтарной части по вертикали. Последняя композиционно занимает центральное место. В верхнем ярусе живописи алтаря помещена традиционная композиция Деисуса с Христом Пантократором в центре. В нимб Христа вписан крест, в левой руке Евангелие, правая благословляет. По обе стороны головы помещена греческая монограмма 1С ХС. На плечи накинут светло-серый хитон с хорошо выписанными складками, под хитоном видно платье розового цвета, с лиловым оттенком. Христос - единственная фигура, изображенная по пояс, остальные даны в рост. Слева от Христа, на плоскости левой (западной) стены помещена Божья Матерь в позе молитвы - обе руки воздеты, голова слегка наклонена у левого плеча греческая монограмма, также с титлами. На Божьей Матери красная пенула с капюшоном, украшенная "звездами" на лбу и плечах, под складками пенулы лиловая туника с манжетами, отделанными жемчугом. Прекрасно написано лицо с подрумянкой на щеках. Справа от Христа в такой же позе в полуоборот стоит Иоанн Предтеча, о чем свидетельствует грузинская надпись "Цминда Иоане" (святой Иоанн). Композиция Деисуса воплощала идею заступничества: Пресвятая Богородица и Предтеча обращаются с молением к Спасителю, предстательствуя за род христианский; они выступают посредниками между богом и людьми, они молят Христа о прощении грехов человеческих. Правее Иоанна Предтечи изображен архангел Гавриил, о чем свидетельствует остаток грузинской надписи "Габриел". В левой руке архангела лабарум Симметрично архангелу Гавриилу и левее Божьей Матери помещена фигура еще одного архангела с крыльями и нимбом. Имя его не сохранилось, но можно уверенно сказать, что это архангел Михаил».

В. А. Кузнецову, к мнению которого я присоединяюсь, представляется бесспорным принадлежность Нузальской церкви, как и других аналогичных сооружений, преимущественно склепов, к древней и самобытной культурной традиции, отражая традиции, связанные с формированием склеповой архитектуры. Нузальская церковь имеет одну существенную особенность - она никогда не была языческим дзуаром, хотя и является таким же отражением религиозного синкретизма, как и Реком. П. С. Уварова, например, отмечала вставленные в северную стену рога.

Какадур

Святилище Уастырджи (Уастырджи-Дзуар) представляет собой каменное столпообразное сооружение высотой около 2 м, во всех стенах устроены ниши для жертвоприношений. Дзуар побелен и обнесен оградой.

Хуссар-Ламардон

В окрестностях селения насчитывается до полутора десятков святилищ, посвященных Св. Илье (Тбау-Уацилла-Дзуар), подвергшихся позднейшим переделкам.

Хуссар-Хинцаг

Храм представляет собой прямоугольное в плане сооружение, с оградой из уложенных по окружности валунов. Высота ограды - 0,80 м, ширина - 0,60 м, диаметр - 6,00 м. Ориентация здания - на северо-восток. Перед северо-восточной фасадной стеной - площадка шириной 2,50 м. Входа нет. Сооружение сложено из разноразмерных камней, первоначально на известковом растворе, позднейшие ремонты выполнены методом сухой кладки. Наружный обмер: 2,65 х 2,10 м, высота - 1,60 м. В восточной фасадной стене на уровне 0,6 м от земли устроена ниша прямоугольной формы, ее размеры: 0,55 х 0,55 м, глубина - 0,45 м. Южный угол здания разрушен, и через пролом можно было произвести внутренний обмер: длина - 1,10 м, ширина - 0,70 м, высота - 0,80 м, толщина стен - 0,70 м.

Андиатыкау

Храм в этом покинутом селении, расположенном на правом берегу р. Фиагдон, представляет собой четырехугольное в плане строение, сложенное насухо из подтесанных камней, швы между которыми затерты известковым раствором. Стены храма покрыты снаружи светло-желтой штукатуркой. Ориентация здания - строго на восток. В западной стене храма имеется входной проем с прямым завершением и деревянной дверью. В восточной стене, на уровне 1,20 м от земли устроено небольшое (0,12 х 0,30 м) окошко, также прямоугольное, расширяющееся внутрь. Храм перекрыт ложным сводом, кровля устроена из каменных плит. Данное перекрытие В. Х. Тменов считает поздним. На гребне кровли установлен железный крест, слева от входа, со ската кровли свисает надочажная цепь.

Храм обнесен оградой прямоугольной формы, сложенной насухо из булыжника и сланца. Верх ограды украшен белыми блоками кварцита, по углам поставленными на торец, т. е. в виде наверший. Так же оформлен и вход в ограду, устроенный в восточной стене. Наружный обмер: 3,50 х 2,80 м, высота - 3,00 м. Внутренний обмер: 2,10 х 1,30 м, высота - 2,80 м. Входной проем расширяется внутрь - от 0,65 до 0,75 м, высота его - 1,35 м, толщина стен - 0,65 м. Размеры ограды: 7,55 х 6,60 м, высота - 1,60 м, толщина стены - 0,65 м, ширина входа - 0,75 м. Справа от входа в ограду устроено каменное сиденье длиной 2,85, шириной 1,00 м, высотой 0,55 м, покрытое цельной сланцевой плитой.

Храм известен у осетин под названием «Зариноных» и является одним из самых древних в Куртатинском ущелье. Б. А. Алборов относил время появления храма Зариноных к эпохе Нузальской часовни.

Харисджин

Церковь, расположенная в 20 м к западу от башни Харисджиевых, сложена из разноразмерных подтесанных камней на известковом растворе. Церковь поставлена по довольно крутому склону и как бы нависает над селением восточной стеной, опирающейся на высокую подпорную стенку (2,5 м). Стены храма оштукатурены и окрашены желтой краской. Углы выложены крупными камнями вперевязку, как у башен. Стены имеют небольшой наклон внутрь. В плане церковь имеет четырехугольную конфигурацию, наружный обмер: 5,75 х 4,10 м, высота - 2,80 м. Ориентация здания - с запада на восток. Боковые стены завершены треугольными фронтонами. Храм имел стропильное деревянное двускатное перекрытие, изнутри проложены были поперечные балки. В настоящее время церковь крыта черепицей позднего происхождения. В северной стене на уровне земли устроен входной проем (ширина - 0,70 м, высота - 1,50 м) с арочным завершением. Пол церкви опущен ниже уровня земли, и от проема внутрь ведут две ступени, выточенные из цельных плит

Перед входом в церковь установлен белокаменный памятник с фигурным завершением и крестом. Толщина стен - 0,60 м. Внутренний обмер: 4,50 х 2,85 м, высота - 2,80 м. Ближе к восточной стене, в 0,60 м от нее, сооружен из камня престол с водруженным на нем железным крестом. Длина и ширина престола - 1,00 м, высота - 0,75 м, высота креста - 0,75 м. В восточной стене на высоте 1,75 м от пола имеется небольшое окно @,25 х 0,45 м). В северной стене также имеется окно тех же размеров. В северной стене, на высоте 0,55 м от пола и 0,85 м от восточной стены устроена ниша.

Лац

В 200-250 м к востоку от башни Дудаевых расположено святилище Хуыцау-Дзуар. В плане оно четырехугольное (2,60 х 3,95; высота - 3,65 м). От храма открывается живописный вид на близлежащие селения - Лац, Цмити, Хидикус, и сам храм хорошо виден из этих селений. Ориентация храма - с юго-запада на северо-восток. Вход прямоугольный, завершенный цельной плоской перемычкой, устроен с юго-запада. По бокам входного проема и над ним выложены ниши для жертвоприношений - две слева, одна справа и одна над дверью. Здание сложено из подтесанных длинных каменных блоков на известковом растворе довольно правильными рядами, углы выполнены из крупных блоков вперевязку. Снаружи следов штукатурки не отмечено, но здание побелено. Боковые стены завершаются треугольными фронтонами. Двускатная крыша по деревянным стропилам покрывает здание, освещаемое одним небольшим треугольным окном в восточной стене. Внутренний обмер: 2,6 х 1,5 м. Внутри здание оштукатурено и побелено, имеет две поперечные балки, за которые заложены палочки с лентами и другие предметы культовой церемонии. Перед входом уложены валуны для сидения.

В. Ф. Миллер дает описание храма в селении Лац:« дзуар древнего аула Ладза, носит у Осетин название Хцау-дзуар - т. е. божий дзуар. Размеры здания весьма незначительны: длина около 3 саж., ширина - 2 саж. Небольшая дверь с полукруглой аркою проделана в западной стене; по бокам двери две небольшие ниши; выше ее развешаны по стене куски холста, так называемые нысайнаг, т. е. знаки того, что такой-то молельщик совершал кувд и желает напомнить об этом дзуару. Двускатная крыша на высоте 2 арш. 14 верш, покрывает здание. На гребне крыши, над алтарной частью стоит простой деревянный крест. Часовня освещается тремя небольшими, затянутыми проволочной сеткой окнами, двумя с южной и одним с восточной стороны. Алтарь отделен тонкой деревянной перегородкой наподобие рамы, не забранной досками. В алтаре на каменном престоле стоят: небольшой металлический подсвечник, несколько чашек, кружек и стаканов, наполненных пивом, и несколько совсем новых небольших икон. В левом углу алтаря хранится железная цепь, которой приписывают целебную силу. Часовня имеет пристройку, где совершается кредо, и обнесена невысокой оградой. 21 июля при Хцаудзуаре совершается Атинаг, праздник, предшествующий началу сенокоса и жатвы».

Дзивгис

Церковь Уастырджи Кувандон (Св. Георгия) находится на левом берегу р. Фиагдон. Она неоднократно описывалась многими исследователями. Церковь являлась частью многочисленного комплекса культовых сооружений, расположенного в этой части Куртатинского ущелья. Храм расположен на западной окраине селения, у подножия горы, на которой находится святилище Дзивгисы-хох. Не доезжая селения, на невысокой горе над дорогой расположен комплекс из девяти открытых, выложенных из камней святилищ, включающих в себя деревья, священные камни и тропинки. К ним от церкви ведет тропа. Вероятно, посещение церкви предполагало и посещение находящихся в окрестности святилищ. Само здание церкви сложено из массивных камней на извести, оно выбелено снаружи, оштукатурено и побелено внутри. Храм представляет собой зальную церковь с выступающей апсидой. Наружный обмер без апсиды: 7,8 х 4,2 м. Внутренний обмер: 6,5 х 3,9 м. Здание покрыто двускатной ступенчатой кровлей из каменных сланцевых плит, внутри стены образуют стрельчатый ложный свод. Храм прислонен западной стеной к горе, так что эта стена почти вдвое ниже восточной.

Первое довольно полное описание церкви Св. Георгия в Дзивгисе дает В. Ф. Миллер: «В древнем ауле Дзивгисе, на левом берегу Фиагдона, сохранилась небольшая церковь, некогда построенная в память Св. Георгия и затем обратившаяся в дзуар. У местных жителей она носит название Уастырджи Кувандон, т. е. молельня Уастырджи (Георгия). Это небольшое здание, в форме продолговатого четырехугольника, сложенное из массивных камней на извести и выбеленное снаружи. Длина здания - 4 сажени, ширина 2 саж. 2 аршина. Оно покрыто на высоте 8 аршин двускатной крышей из двух рядов шиферных плит, положенных на деревянные доски. Здание прислонено западной стороной к горе, так что эта сторона почти вдвое ниже восточной. На восточной стороне алтарный выступ, представляющий полукруг в 8 аршин и покрытый полукуполом из восьми рядов шиферных плит, чередующихся с камнями.<...>

Доступ в церковь дает с южной стороны дверь, покрытая полукруглой аркой. С той же стороны церкви пристройка в виде сарая, которого крыша держится на 13 деревянных столбах. Вдоль стен сарая тянутся деревянные скамьи, на которых сидят молельщики во время кувда, совершаемого раз в год в ноябре. В сарае хранятся все необходимые атрибуты кувда: котлы для пива, железные цепи от котлов, деревянные и глиняные чашки и т. п. Церковь обнесена невысокой каменной оградой, внутри которой, близ южной стены, находится деревянная звонница, состоящая из двух столбов с перекладиной, покрытых двускатной крышей. Два небольших колокола имеют грузинские надписи. На стене над воротами, ведущими во двор, сложена масса оленьих, турьих, бычьих и козьих рогов - приношений многих поколений».

Церковь освещена небольшими похожими на щели и суживающимися кверху окнами, из которых одно проделано на западной стене, два в южной и два в восточной (одно наверху, другое в стене абсиды).

У восточной стены - полукруглая алтарная апсида, имеющая завершение из восьми рядов сланцевых плит, чередующихся с камнями. Наверху алтарную апсиду венчает языческий элемент - каменная фаллическая шишка. Многие наземные склепы Осетии и Ингушетии увенчаны подобными навершиями. Вход в церковь устроен с южной стороны и имеет завершение в виде полукруглой арки. Внутри церкви имеется отпечаток руки на сырой штукатурке. Алтарная апсида отделена от основных стен швом, поэтому некоторые исследователи считают ее пристроенной позднее. Однако, по моему мнению, апсида одномоментна церкви и отражает особенности религиозного мировоззрения. Внутри вход в апсиду оформлен в виде ложносводчатой стрельчатой арки и несколько смещен от основной продольной оси церкви. Окно алтарной апсиды также расположено не по оси, смещено к югу.

Гули

Селение Гули расположено довольно высоко, на крутом склоне, обработанном террасами. Храм Гули-Дзуар находится на западной окраине селения, в 40-50 м от могильника. Представляет собой четырехугольное в плане сооружение, наружный обмер: 6,50 х 4,30 м, высота около 3,20 м. Ориентация храма - с запада на восток. Храм сложен из разноразмерных камней на известково-глинистом растворе, без соблюдения порядовой кладки, однако углы выведены из правильных крупных блоков с перевязкой. На отдельных участках стен сохранились следы светло-желтой штукатурки. В южной фасадной стене, ближе к западной стене, устроен прямоугольный входной проем (ширина - 0,85 м, высота - 1,60 м), фланкированный с двух сторон огромными камнями (1,20 х 0,70 х 0,50). Толщина стен храма - 0,60 м. Перекрытие храма стропильное, опирается на деревянные балки толщиной 0,18 - 0,20 м.

На фронтоне восточной стены - окно треугольной формы, а в средней части северной стены имеется ниша. Три ниши устроены в западной стене и еще одна - в северной. Внутренний обмер: 5,2 х 2,6 м. Храм обнесен оградой, сложенной насухо из необработанных камней. В восточной стене ограды устроен вход шириной 1,20 м, максимальная высота стен ограды - 2,00 м, толщина - 0,75 м. В южную фасадную стену храма воткнут олений рог с висящей надочажной цепью. На территории обнаружено: один большой колокол (без даты и надписи), один медный колокольчик и один маленький русский колокол с надписью, свидетельствующей о его изготовлении в 1884 г. на заводе Федора Веденеева в селении Пуреха Нижегородской губернии. По словам В. Б. Пфафа, внутри церкви были росписи, к сожалению, не сохранившиеся до наших дней.

Кесатыкау

Церковь Св. Георгия представляет собой сооружение поздней постройки, возведенное на остатках стен средневекового храма, поэтому планировка ее соответствует первоначальной. Старая часть здания - цоколь и нижняя часть стен - выложены из крупных туфовых блоков на известковом растворе. Верхняя часть стен - из местного камня. Храм не имеет апсиды. Наружный обмер: 12,50 х 7,00 м. Со стороны западного фасада сохранились субструкции, по предположению В. Х. Тменова, являющиеся остатками звонницы. Вход в церковь осуществлялся через широкие арочные проемы звонницы. На северном и южном фасадах имеются прямоугольные окна (по три на каждой стене). По сохранившимся очертаниям верхних частей стен можно предположить, что храм был перекрыт стропильной двускатной кровлей.

Ногкау

Святилище Уастырджи находится в 4 - 5 км от села, у дороги. Сложено насухо из сланцевых плит. Входа не имеет. Фасад с нишей ориентирован на север. Ниша расположена на высоте 0,65 м от земли, ее размер - 0,45 х 0,40 м. Длина святилища - 1,75 м, высота - 1,90 м, ширина - 0,60 м.

Тапанкау

Селение, расположенное в верховьях р. Льядон в ущелье Гуркумтыком, в настоящее время почти полностью покинуто жителями. Особый интерес представляет святилище Хохы-Дзуар.

Хохы-Дзуар (Тербаты Уастырджи-дзуар) расположен над селом на склоне горы, возвышающейся над левым берегом р. Льядон. Храм сложен из необработанных, но хорошо подогнанных плит черного сланца и тесаных блоков обработанного туфа-песчаника на известково-глинистом растворе. Под западным фасадом прослеживается цоколь фундамента из туфовых блоков. Стены не оштукатурены. Ориентация храма - с запада на восток. В северную стену на высоте 0,85 м от земли вмонтирован резной туфовый блок. В западной стене устроена четырехугольная ниша (ширина - 0,80 м, глубина - 0,90 м, и высота - 1,45 м) с «ложно-сводчатым» стрельчатым перекрытием (ширина гребня - 0,20 м).

Святилище имеет каменное гладкое двухскатное перекрытие, аналогичное, к примеру, Нузальской часовне. Однако Хохы-Дзуар отличается меньшими размерами, да и выложен он более тщательно. Стены его постепенно сужаются и очень плавно сходятся в верхней точке. Наружный обмер: длина - 2,30 м, ширина - 2,25 м, высота - 4,20 м. Дзуар обнесен каменной оградой сухой кладки, ширина стены - 0,65 м, высота - 1,10 м. В юго-западной части ограды имеются остатки разрушенного здания.

Козатыкау

Святилище (Уастырджи) расположено в 1 км к северо-востоку от селения Козатыкау (левый берег р. Зругдон). Сооружение столпообразное, без внутреннего пространства,' сложено насухо из небольших по размеру сланцевых плит в виде стрельчатой формы ниши с нависающим над юго-восточным фасадом сланцевым козырьком. По бокам пристроены невысокие подпорные стенки. Ниша ступенчатая: в глубине ее отмечена еще одна маленькая сводчатая ниша. Высота святилища - 2,00 м, ширина - 1,80 м. Глубина внешней ниши - 0,40 м, высота - 0,85 м, ширина - 0,70 м, расстояние от земли - 0,80 м. Размеры внутренней ниши: ширина - 0,50 м, высота - 0,40 м, глубина - 0,35, расстояние от основания внешней ниши - 0,25 м. Святилище хорошо сохранилось.

Касара

Узкое и в древности труднопроходимое Касарское ущелье соединяло Туалгком с остальной частью Алагирского ущелья. Выгодное стратегическое местоположение издавна привлекало к нему внимание грузинских и осетинских владетелей, но из-за ограниченности пригодной для жизни территории Касарское ущелье осталось по существу незаселенным.

Святилище Мкалгабыр расположено на правом берегу р. Ардон на склоне горы, возвышающейся над Военно-Осетинской дорогой. К нему от дороги ведет крутая и извилистая, укрепленная подпорными стенками тропа. Святилище представляет собой комплекс сооружений различной степени сохранности. Основной дзуар, возведенный на небольшой поляне, окруженной сосновым лесом, представляет собой невысокую ограду, высотой 1,20 м, сложенную насухо из разноразмерных сланцевых плит. Ограда круглая, диаметр 8,00 м, толщина стены - 0,90 м. В южной части ограды имеется полуразрушенная ниша, на стенах - рога и черепа жертвенных животных, культовый инвентарь. В центре - груда камней. В 50 м севернее дзуара находится четырехугольное в плане сооружение, полуземляночного типа, с двускатным покрытием, покоящимся на продольном брусе, который уложен на два столба, расположенные по центральной оси. Входом сооружение ориентировано на восток, перед входом - небольшая огороженная площадка. Стены сооружения сложены насухо из разноразмерных камней. В южной стене находятся ниши, в северной - окошко. Внутри храм делится на два помещения. У южной стены восточного помещения рядами камней выложены столы и сиденья для трапезы.

Третье сооружение находится в 50 м севернее, ниже по склону. Оно сложено из разноразмерных камней, кладка сухая. Внутри сооружение делится на три помещения. В стенах имеются ниши и заложенные окна, вдоль стен - столы и сиденья, аналогичные вышеописанным.

Культ Мкалгабыр связан «с неведомым святым Рекома», и поэтому некоторые исследователи, как дореволюционные, так и современные (Ю. Клапрот, А. Х. Магометов), иногда называют это святилище «Рекомы-дзуар» или помещают его в Цейское ущелье, где и расположен настоящий общеосетинский дзуар Реком. Неоднократны упоминания и о том, что на месте святилища Мкалгабыр некогда существовал христианский храм. «В 12 верстах от Нижнего Срамаги на правом берегу Арредона, в пустынной местности находится церковь Рекомдзуар... Дорога к этой старой церкви поднимается вправо от Бигулатикау и может быть преодолена только пешком, потому что она очень плоха. Как раз под этой церковью долина, где течет Арредон, настолько узка, что образует узкое ущелье, называемое осетинами Касара».

Под святилищем, у дороги, В. Х. Тменовым зафиксированы остатки стены, выложенной из обработанных и хорошо подогнанных камней на известковом растворе, называемой осетинами Галфандаг.

Архон

Храм Саниба расположен в 1,5 км к западу от селения Архон,на одной из земледельческих террас северного, искусственно террасированного склона горы Фуга. Малоземелье вынуждало население сооружать гигантские террасы, составлявшие, по рассказам местных жителей, основной фонд пахотной згемли. Сооружение церкви с прилегающей к ней территорией выключило из севооборота значительный, в условиях чрезвычайного малоземелья, участок, что являлось своеобразной жертвой. В христианстве, особенно в его закавказском варианте, путь к храму - сакральное действо, выраженное через подъем на гору, символизирующий очищение, преодоление страстей, проверку на прочность веры. С другой стороны в древнеосетинском сознании подъем на гору - это подъем к месту обитания небожителей-нартов, откуда открывается дорога к небу, к главному Богу, непреодолимая ни для кого.

Еще одна составляющая храмового комплекса - одиночный ясень, который растет внутри церковной ограды, примерно в трех метрах к северу от алтарной стены. Он является частью храма и почитается как священное дерево, по народным представлениям бессмертное, символизируя языческое древо жизни. Таким образом, гора, храм и дерево в мировоззрении осетин выступают взаимодополняющими элементами, находящимися в прямой смысловой связи, что нашло отражение в данном храме.

Храм сложен из разноразмерных необработанных камней на известковом растворе и оштукатурен. Наружный обмер: длина - 4,60 м, ширина ~ 4,25 м, высота - 2,20 м. Длинной осью храм ориентирован с севера на юг. Ширина стен кверху уменьшается. Входной проем арочный, расположен в юго-юго-западной стене. Рядом с входом имеется небольшая ниша. Алтарное окно стрельчатое, расширяется к внутреннему объему, два подобных окна расположены в северо-восточной стене. Форма проемов достигается при помощи поставленных в наружную кладку травертиновых плит, обработка которых дает стрельчатую или арочную форму.

Внутренний объем храма разделен сплошной стеной на два помещения, сообщающиеся посредством лаза арочной формы. Северное помещение освещается двумя узкими окнами, прорезанными в северной и восточной стенах, южное - одним окном в восточной стене. В обоих помещениях в стены вложены каменные плиты-полочки. Главный южный фасад увешан рогами жертвенных животных. На наружной поверхности алтарной стены - прочерченный по сырой штукатурке геометрический орнамент: три концентрических полуовала вокруг оконного проема. Справа и слева от него по цилиндрической нише - северо-восточная оконтурена тремя, северо-западная - двумя концентрическими окружностями.

Пол земляной. Внутренние углы между несущими стенами заовалены. В алтарной части зафиксированы три полки - вмурованные, в кладку сланцевые плиты. Еще одна - в юго-юго-восточной глухой стене наоса. Снаружи, помимо упомянутых, отмечены две ниши - в юго-юго-восточной и юго-запад-западной стенах. Здание храма обнесено невысокой каменной оградой, образующей в плане вытянутый овал. Кладка ограды выполнена насухо из грубо обработанных и необработанных камней местных пород. Здесь отмечено несколько травертиновых блоков, порода которых аналогична плитам проемов храма.

Строительство храма, согласно историческому преданию, зафиксированному в тексте архивного документа от 1859 года, связывается с именем легендарного Сидамона, считавшегося одним из сыновей Осбагатара, крупного военно-политического деятеля средневековой Осетии (умер в начале XIV в.). «Между аулами Дай и Архон была выстроена нашим родоначальником Сидамоном церковь во имя Святой Троицы, куда собирались для богомолия один раз в продолжении года в последних числах сентября». М. Э. Мамиев выявляет соответствие расположения и посвящения («Саниба» от груз. «Самеба»-Троица) рассматриваемого храма и церкви, упоминаемой в документе. По его мнению, приписывание строительства Архонской церкви легендарному Сидамону, во-первых, означало ее неотъемлемую принадлежность роду Сидамонта, на земле которых расположены села Архон и Дейкау, во-вторых, выражало близость христианского и традиционного миропонимания: в тексте храм назван не дзуаром Саниба, а именно церковью Св. Троицы, хотя отмечается, что богослужение в ней совершалось только один раз в год.

Комплекс из трех святилищ расположен на территории склепового могильника. Первый храм, Мады-Майрам, сооружен в центре некрополя из валунов и сланцевых плит на известковом растворе. По своим архитектурно-конструктивным особенностям напоминает наземные склепы. Четырехугольный в плане храм ориентирован с запада на восток. Наружный обмер: 3,20 х 3,40 м, высота - 2,50 м (рис. 3.3, в). В восточной стене прорезано узкое оконце, снаружи, справа от него - ниша. Ниша отмечена и в западной стене, справа от входа. Перекрытие разрушено, но очевидно, что оно было каменным.

Второй храм отдален от вышеописанного всего на несколько метров. Представляет собой четырехугольное в плане сооружение 2,40 х 1,80 м, высота - 1,90 м). Сложен из мелких, хорошо подобранных и пригнанных камней, снаружи оштукатурен и окрашен желтой охрой. В северо-западной стене прорезано три стрельчатых окна, среднее больших размеров. Входа не имеет. Длинной стороной ориентирован по линии запад-восток. Верхняя часть западной и восточной стен оформлена в виде фронтонов. Перекрытие не сохранилось, однако также не исключено, что оно было каменным двускатным. Внутреннее помещение завалено камнями.

Третий храм, также четырехугольный в плане (2,40 х 3,30 м, высота - 1,90 м), ориентирован по линии запад-восток, вход - с запада. Сложен насухо из булыжника, снаружи оштукатурен. Кровля разрушена. Справа от входа имеется ниша. В северной стене - окно.

Дейкау

Святилище расположено неподалеку от башни Бязровых и представляет собой четырехугольное в плане сооружение с небольшим внутренним помещением, сложенное из валунов и огромных каменных плит. Снаружи здание оштукатурено. Вход в виде прямоугольного лаза устроен в восточной стене. Лаз закрывался деревянной дверкой. Внутреннее пространство перекрыто массивными плитами по деревянным стропилам.

Цамад

Святилище Хъау-Заед расположено на юго-западной окраине селения. Сложено из подтесанных камней на известковом растворе, снаружи оштукатурено и окрашено в светло-желтый цвет. В плане строение четырехугольное, вход - с запада в виде арочного лаза шириной 0,60 м и высотой 0,50 м. Над ним, в 0,95 м от земли, в стену вставлена сланцевая плита. Аналогичные плиты перекрытия, покоящегося на пяти круглых в сечении деревянных балках, нависают по периметру стен. Наружный обмер: 2,50 х 2,10 м, высота - 1,45 м, толщина стен - 0,55 м. Внутренний обмер: 1,60 х 1,00 м, высота - 1,35 м. Перед храмом выложена каменная ограда, овальная в плане.

Донисар

Святилище Уастырджи в виде столпообразного каменного монумента расположено на южной окраине селения, неподалеку от башни Бзыковых. В 300-500 м юго-восточнее, у кладбища Хестановых и Бзыковых, имеется 5 склепов. Обращает на себя внимание одинаковая техника возведения башни, святилища и склепов. Все сооружения сложены из массивных каменных блоков на глинистом растворе. Наружные швы кладки сохранили остатки затирки крепчайшим известковым раствором, покрытым желтой краской. Башня имеет арочный входной проем.

Дагом

Столпообразное святилище расположено в 30 м юго-восточнее башни и представляет собой четырехугольное в плане сооружение, сложенное из разноразмерных камней на известковом растворе. На стенах прослеживаются следы штукатурки. Внутри на западной и восточной стенах есть небольшие ниши. Святилище имеет усеченно-пирамидальное завершение. На высоте 2,70 м от земли по периметру стен нависает сланцевый козырек. Наружный обмер: 1,10 х 1,05 м, высота - 3,50 м.

Храм Мадзианы-Дзуар расположен на скале и представляет собой четырехугольную в плане постройку, сложенную насухо из крупных сланцевых плит. Вход арочной формы находится в южной стене. Ориентация храма - длинной стороной по линии запад-восток. На восточном фасаде сохранилось два узких окошка, расширяющихся внутрь. Каменное перекрытие разрушено. Наружный обмер: 4,55 х 3,30 м. Еще один дзуар расположен на вершине скалы по дороге между Дагомом и Цамадом. Он четырехугольный в плане (3,50 х 2,95 м). Северный фасад имеет фронтон, в той же стене прорезано оконце. Южный фасад почти не сохранился, судя по всему, вход находился в южной стене. Внутри, на западной и восточной стенах имеются небольшие ниши. Сложен дзуар из хорошо обработанных сланцевых плит на известковом растворе.

Даргавс

Храм Хуыцау-Дзуар расположен на вершине горы Хуыцаудзуары-хох. Прямоугольный в плане, обнесенный оградой, сложенной из небольших плит и камней способом сухой кладки. Размеры ограды: 10,20 х 6,10 м, высота стены - 1,00 м, толщина 0,96 м. Наружный обмер храма: 6,35 х 2,80 м, высота - 2,90 м. В западной стене имеется прямоугольной формы ниша глубиною 1,00 м. В нише хранятся рога жертвенных животных. Храм имеет двускатную кровлю, выложенную в технике ложного свода и по форме напоминающую склеп, скаты кровли гладкие, аналогичные Нузальской часовне. Свод увенчан гребнем из каменных плит.

Святилище Фыры-Дзуар расположено в 200 м восточнее родовой башни Байматовых, на склоне холма Фырыкул. Представляет собой прямоугольное в плане сооружение 2,00 х 1,80 м, обнесенное оградой. Размеры ограды 8,00 х 7,40 м. Святилище, как и страда, сложено из небольших камней и битого сланца, кладка сухая. Внутреннего пространства и входа святилище не имеет. На высоте 0,35 м в западной стене находится ниша арочной формы глубиною 0,80 м.

К храмам этой группы можно отнести и храм Таранджелос в селении Суатиси, Южная Осетия, в селении Тырсыгом, Южная Осетия.


БИБЛИОТЕКА

Предисловие
Распространение христианства, местоположение храмов в структуре поселений
Литература

ДАГЕСТАН
Христианские памятники Хазарии VI—VIII вв.
Христианские памятники X—XIV вв. на территории Дагестана
Литература

ИНГУШЕТИЯ
Главная святыня нахче - храм Тхаба-Ерды X-XI вв.
Комплексы Алби-Ерды и Таргимского храмов XI-XII
Комплексы храмов общепатронимического значения XIII-XIV вв.
Комплексы храмов патронимического значения (Сели-Дэла-Тушоли) XIII-XIV вв.
Родовые храмы XIII—XIV вв.
Литература

ОСЕТИЯ

Христианские церкви Двалетии XI в.
Храмы Дигории XIII в.
Культовые объекты Восточной Алании XIII—XV вв.
Храмы Верхнего Джулата XIII—XIV вв.
Литература

КАБАРДИНО-БАЛКАРИЯ
Памятники Чегемского ущелья VI — XTV вв.
Памятники Хуламо-Безенгийского ущелья XI—XIII вв.
Памятники Балкарского ущелья XI—XIII вв.
Литература

КАРАЧАЕВО-ЧЕРКЕСИЯ
Памятники христианской архитектуры Алании
Одноапсидные зальные церкви Центральной Алании Х-XIII вв.
Крестово-купольные храмы Алании X в.
Литература

КРАСНОДАРСКИЙ КРАЙ
Христианские епархии на территории Степного Предкавказья и Северного Причерноморья в VI-XV вв.
Храмы Зихии VIII—XIII вв.
Храмы Западной Алании XI-XIII вв.
Храмы Тмутаракани XI — XII вв.
Литература

ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ АРХИТЕКТУРЫ ХРИСТИАНСКИХ ХРАМОВ СЕВЕРНОГО КАВКАЗА ПЕРИОДА СРБДНЕВЕКОВЬЯ
Сакральные модульные размеры в храмостроительстве Северного Кавказа и Северного Причерноморья
Роль образца в христианском храмостроении Алании X—XI вв. и строительство храмов типа «вписанный крест»
Особенности архитектуры христианского храма типа «свободный крест» на Северном Кавказе
Литература
Заключение
Список изученных памятников

БИБЛИОТЕКА
Христианство на Северном Кавказе до XV века








Рейтинг@Mail.ru Использование контента в рекламных материалах, во всевозможных базах данных для дальнейшего их коммерческого использования, размещение в любых СМИ и Интернете допускаются только с письменного разрешения администрации!