| библиотека | христианское храмовое зодчество северного кавказа периода средневековья | родовые храмы XIII-XIV вв. |
Пятигорский информационно-туристический портал
 • Главная• СсылкиО проектеФото КавказаСанатории КМВ
БИБЛИОТЕКА • «Христианское храмовое зодчество Северного Кавказа периода средневековья» • Родовые храмы XIII-XIV вв.ОГЛАВЛЕНИЕ


 Христианское храмовое зодчество Северного Кавказа 

Родовые храмы XIII-XIV вв.

Христианское храмовое зодчество Северного Кавказа периода средневековья

Родовые храмы XIII-XIV вв.

Родовые храмы, имеющие самый низкий иерархический статус, располагались в непосредственной близости от конкретного селения и часто имели соответствующее название, например, Эрдзели. В родовых храмах происходила церемония с участием только жителей данного селения. Церемония, судя по всему, была аналогична описанным выше, т. е. в ней также поклонялись единому божеству в трех лицах - двум мужским и одному женскому. В некоторых родовых храмах атрибут женского божества - столпообразный монумент - находился непосредственно в храме (с. Бархин), однако в большинстве случаев он ставился неподалеку или рядом со зданием храма. В большинстве родовых храмов имеются престол у восточной стены, одна стрельчатая арка, вход с полуциркульным завершением и тайнички с церковной утварью - канделябрами, подсвечниками, крестами, церковными книгами, что свидетельствует о влиянии христианства.

Мецхали

Храм находится в 2 км от аула Мецхал, на северо-востоке от последнего. Наружный обмер: 4,35x4,50x2,75x2,95 м. Вход в храм - с юга, ближе к западной стене. Храм делится аркой на две части: западную - 1,59 м и восточную - 1,36 м. В восточной стене на высоте 0,84 м от пола устроена ниша, горизонтально поделенная полочкой на две части. Внутри храм покрыт белой штукатуркой, снаружи - желтой. Перед южной стеной храма видны остатки ограды полуовальной формы, сложенной более небрежно, чем храм.

Эрдзели

Храм расположен на небольшом холмике, на окраине аула Эрзи. Ориентация храма - с юго-запада на северо-восток. Наружный обмер: 2,42 х 4,12 м; высота до гребня - 3,30 м, до первых плиток крыши - 2,34 м. Кровля традиционно двускатная. Стены сложены из аккуратно подтесанных камней и снаружи покрыты толстым слоем штукатурки красивого охристого тона. Окон в храме нет. Вход с полуциркульным завершением и двустворчатой деревянной дверью расположен в центре юго-западной стены. Слева от двери снаружи сделана прямая ниша. Выше двери и чуть ниже последней плитки крыши в штукатурку вделано чашеобразное углубление, посередине которого выпуклое полушарие. Такое же украшение расположено между 2-й и 3-й плитками крыши.

Внутри храма стены переходят в стрельчатый ложный свод. Арок нет. Поперек здания в своде укреплены четыре балки: три балки на высоте 1,90 м, а четвертая - почти под самым сводом. В северо-восточной стене И. П. Щеблыкиным в 1929 г. обнаружена ниша с тайничком в 0,50 м. В ней находились 3 железных креста и 6 бронзовых блях, покрытых рисунком. В северо-западной стене также имеется прямоугольная ниша. Стены покрыты штукатуркой белого цвета. Внутренний обмер храма: 3,10 х 1,50 м. Ограды вокруг святилища нет.

Мекали

Храм расположен в 1,5 км от аула Шуан, вверх по течению и на левом берегу р. Армхи на невысоком откосе, являющемся склоном Хевсурских гор. Здание сложено из местного камня темного цвета довольно грубой обтески. Снаружи стены оштукатурены и имеют охристый цвет. Наружный обмер: 2,60x4,10 м. Поперечные стены наклонены кверху на 0,20 м, высота здания 3,16 м. Кровля двускатная с шестью высокими уступами - 0,35 м. Вход с востока, проем имеет стрельчатую форму. Внутренний обмер: 3,20 х 1,50 м, высота 2,30 м. Арка отсутствует. Стены постепенно переходят в стрельчатый ложный свод. В западной стене, против двери, устроены две ниши, одна над другой. Первая - на высоте 0,80 м от пола, а вторая - на высоте 1,40 м. Дно нижней ниши представляет собой каменную плиту, наружный край которой выходит за пределы стены. Окна в храме отсутствуют. Стены внутри покрыты штукатуркой белого цвета. С восточной стороны к зданию примыкает искусственно выровненная площадка, окруженная со всех сторон каменной оградой. Ограда сохранилась хорошо, ее высота - 1,5 м. В западной и южной стенах ограды имеются по две ниши. В восточной стене у северного угла - вход. У северо-восточного угла святилища на ограде сложено большое количество оленьих и турьих рогов.

Храм в ауле Бархин

Храм находится в ущелье Галгай-че, выше аула Эгикал, расположен он на крутом склоне Скалистого гребня. По склону сделаны террасы, укрепленные подпорными каменными стенами. На одной из таких террас и построен храм. Храм имеет очень красивые пропорции. Соотношение высокой, в 12 ступеней крыши и слегка наклоненных внутрь продольных стен производит очень благоприятное впечатление. Северо-западная стена упирается в отвес горы, а юго-восточная спускается на 3 м ниже на следующую террасу. Штукатурка уступов крыши и стен имеет красивый светло-охристый оттенок.

Кладка стен очень аккуратная - камни разной величины уложены неправильными рядами, но подогнаны и обтесаны весьма тщательно. Применена выкладка углов большими камнями по 0,50 м высоты. Храм ориентирован с северо-запада на юго-восток.

Наружный обмер храма: 5,90 х 3,5 м, высота до первой плиты - 2,40 м, общая высота до гребня -5м. Вход в храм - с запада, смещен к югу. Высота двери снаружи - 1,17 м, внутри - 1,91 м. Полукруглый свод над дверью образован двумя каменными плитами. Над дверью по ее оси, чуть ниже первых плиток крыши, имеется вдавленный в штукатурку отпечаток руки. Справа и слева от него по небольшой нише. В восточной стене - одно узкое щелевидное окно, над которым вделан в стену череп оленя с одним рогом, справа и слева от черепа выступает из стены по одному длинному узкому камню. Над черепом находится вставленная в стену каменная плита, служащая навесом над черепом.

Внутри храм поделен аркой на две части: восточная - 2,98 м и западная - 1,95 м. Клинчатая арка начинается от пола, пилястра ее выступает от стены на 0,25 м. Образуя легкую кривую на 2,15 м, кривая переходит в стрельчатую форму, достигая высоты 3 м. На высоте 2,10 м протянута деревянная балка. Над аркой сложена стена и в ней устроена вторая малая арка. На восточной стене, на высоте 1,50 м расположена ниша, входное отверстие которой закрыто наполовину каменной плиткой. В северной стене выложены четыре ниши. Поперек восточной части храма протянуто четыре деревянные балки: две - на высоте 2,70 м и две - под самым верхом свода.

Западная часть храма имеет две особенности: у северной стены, во всю ее длину, устроено каменное возвышение, высотой 0,48 м и шириной 0,92 м, покрытое кровельными плитами. Над ним, на высоте 2м- небольшое каменное висячее столпообразное сооружение с закругленными углами высотой 0,92 м, сужающееся кверху и увенчанное фаллической шишкой. В нем одна ниша, поделенная полочкой на два отделения. Столп выходит за пределы стены на 0,15 м. В западной и восточной стенах расположены по две ниши. В этой части храма в своде крыши протянуты в два яруса три балки - одна на высоте 2,70 м, а две другие выше, под самой вершиной свода. В восточную стену вставлены рожки серны. Ложный стрельчатый свод перекрытия начинается с отметки 1,60 м, при этом половинки свода не доходят друг до друга на высоте 4,72 м, образуя прямой участок шириной 0,25 м. Гребень кровли выложен закругленными камнями.

Внутренний обмер: 4,50 х 2,16 м. Внутренняя кладка отличается тщательностью как в подборе камней, так и в пригонке. Штукатурки внутри нет. В пролете входной двери устроен тайник, отходящий от канала засова под прямым углом в толщу другой стены. Вход имеет порог 0,45 м в две ступени. Площадка перед западной стеной обнесена с трех сторон каменной оградой, достигающей в некоторых местах 1,50 м высоты. Южная часть ограды полукруглая и имеет в центре вход. В северной стене ограды имеется три небольшие ниши, одна из них большая - шириной 0,80 м, глубиной 0,99 м и высотой 1,26 м. Вдоль всей северной стены ограды и до самого входа идет каменное возвышение шириной 0,60 и высотой 0,36 м.

На нижней террасе, против восточной стены храма, над самым обрывом, лежит большой камень с плоским верхом, который имеет очертания семиугольника с неправильными сторонами; его наибольшая диагональ - 1,40 м, наименьшая - 1,09 м. В верхней плоскости камень имеет чашеобразное углубление диаметром в 0,32 м и глубиной 0,21 м. К этому камню приходили женщины, желавшие иметь детей, и касались животом отверстия камня.

Относительно источника проникновения христианства в горные районы Ингушетии позволю себе не согласиться с распространенным мнением о том, что оно однозначно принесено было из Грузии. Учитывая необычность и яркое своеобразие архитектуры ингушских храмов, источник, возможно, был не единственным. Наряду с Грузией, это могла быть Армения, ряд сходных черт с архитектурой которой также прослеживается в храмах Ингушетии. Наличие подземных склепов-усыпальниц в ряде ингушских храмов (Тхаба-Ерды, Таргимский храм) может свидетельствовать о деятельности миссионеров западно-христианской церкви. В XIII в. они предпринимали активные действия по христианизации Северного Кавказа, по территории которого проходили важнейшие торговые пути на восток. В границах торгового пути находилась и территория Ассиновской котловины. Недалеко, в Нижнем Джулате, существовала католическая кафедра.

Важно подчеркнуть тот факт, что не было единственного, сильного влияния - это подтверждается наличием ярко выраженных особенностей ингушских храмов. Христианство легло на подоснову языческого мировоззрения, что нашло отражение в архитектуре даже гражданских сооружений, например башен. Чрезвычайно распространенный в средневековье способ строительства храмов по образцу в Ингушетии не наблюдается. Каждый объект, каждый культовый комплекс здесь индивидуален. Он отражает как взаимодействие христианской религии и языческой мифологии, так и обожествление природы конкретного места.

Архитектура каждого объекта в отдельности может показаться примитивной, но архитектура всего комплекса в целом, включающая путь от объекта к объекту, виды на окружающее пространство гор и ущелий, систему священных деревьев и камней на этом пути, движение солнца, представляет собой уникальное явление. Индивидуальные в каждом случае, храмовые комплексы Ингушетии в то же время позволяют сделать обобщающие выводы о своеобразии культовой архитектуры средневековой Ингушетии и об отнесении ее к христианскому зодчеству. В какой-то степени все вышеописанное относится и к храмовой архитектуре соседней Осетии.


БИБЛИОТЕКА

Предисловие
Распространение христианства, местоположение храмов в структуре поселений
Литература

ДАГЕСТАН
Христианские памятники Хазарии VI—VIII вв.
Христианские памятники X—XIV вв. на территории Дагестана
Литература

ИНГУШЕТИЯ
Главная святыня нахче - храм Тхаба-Ерды X-XI вв.
Комплексы Алби-Ерды и Таргимского храмов XI-XII
Комплексы храмов общепатронимического значения XIII-XIV вв.
Комплексы храмов патронимического значения (Сели-Дэла-Тушоли) XIII-XIV вв.
Родовые храмы XIII—XIV вв.
Литература

ОСЕТИЯ

Христианские церкви Двалетии XI в.
Храмы Дигории XIII в.
Культовые объекты Восточной Алании XIII—XV вв.
Храмы Верхнего Джулата XIII—XIV вв.
Литература

КАБАРДИНО-БАЛКАРИЯ
Памятники Чегемского ущелья VI — XTV вв.
Памятники Хуламо-Безенгийского ущелья XI—XIII вв.
Памятники Балкарского ущелья XI—XIII вв.
Литература

КАРАЧАЕВО-ЧЕРКЕСИЯ
Памятники христианской архитектуры Алании
Одноапсидные зальные церкви Центральной Алании Х-XIII вв.
Крестово-купольные храмы Алании X в.
Литература

КРАСНОДАРСКИЙ КРАЙ
Христианские епархии на территории Степного Предкавказья и Северного Причерноморья в VI-XV вв.
Храмы Зихии VIII—XIII вв.
Храмы Западной Алании XI-XIII вв.
Храмы Тмутаракани XI — XII вв.
Литература

ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ АРХИТЕКТУРЫ ХРИСТИАНСКИХ ХРАМОВ СЕВЕРНОГО КАВКАЗА ПЕРИОДА СРБДНЕВЕКОВЬЯ
Сакральные модульные размеры в храмостроительстве Северного Кавказа и Северного Причерноморья
Роль образца в христианском храмостроении Алании X—XI вв. и строительство храмов типа «вписанный крест»
Особенности архитектуры христианского храма типа «свободный крест» на Северном Кавказе
Литература
Заключение
Список изученных памятников

БИБЛИОТЕКА
Христианство на Северном Кавказе до XV века








Рейтинг@Mail.ru Использование контента в рекламных материалах, во всевозможных базах данных для дальнейшего их коммерческого использования, размещение в любых СМИ и Интернете допускаются только с письменного разрешения администрации!