| библиотека | христианское храмовое зодчество северного кавказа периода средневековья | храмы зихии VIII-XIII вв. |
Пятигорский информационно-туристический портал
 • Главная• СсылкиО проектеФото КавказаСанатории КМВ
БИБЛИОТЕКА • «Христианское храмовое зодчество Северного Кавказа периода средневековья» • Храмы Зихии VIII-XIII вв.ОГЛАВЛЕНИЕ


 Христианское храмовое зодчество Северного Кавказа 

Храмы Зихии VIII-XIII вв.

Христианское храмовое зодчество Северного Кавказа периода средневековья

Храмы Зихии VIII-XIII вв.

В ряде житий Св. апостола Андрея Первозванного говорится о проповеди христианства в Причерноморье, в том числе и у зихов, однако пока трудно однозначно утверждать, какие реалии стоят за этими значительно более поздними текстами. О вере в Христа готов-тетракситов вполне достоверные сведения есть у Прокопия Кесарийского, но в археологическом материале это не нашло отражения, что не удивительно, учитывая отмеченное византийцами безразличие тетракситов к догматическим и литургическим вопросам. Из этого же сообщения Прокопия известно, что Юстиниан Великий послал туда священника в качестве епископа. Усиление политического интереса Византийской империи к Боспору и примыкающим к нему землям и активизация миссионерской деятельности не дали желаемых результатов. К более позднему времени, VII-IX вв., относится ряд археологических свидетельств о существовании христианских храмов (Агуа, Хоста, Адлер, Веселое, Липники, Лесное, Голицыно, Монастырь, Уташ, Дузу-кале, бассейн р. Мзымты, Малый Утриш).

Архитектура VIII-IX вв. южнее Геленджика в источниках описана очень отрывочно. Наиболее распространенные сооружения этого периода - крепости и христианские храмы. В районе станицы Новомихайловской А. А. Миллером было описано городище Дузукале. Четырехугольная крепость расположена на мысу, соединенном с береговым плато небольшим перешейком. Размеры крепости - 100 х 60 м, стены сложены из тесаного камня с забутовкой на известняковом растворе, зафиксированы остатки и других каменных сооружений. Анализ подъемного материала показал, что население крепости относилось к салтово-маяцкой культуре и было христианским, о чем свидетельствуют каменные плиты с христианскими крестами, а также способ погребения.

Средневековые объекты Северо-Восточного Причерноморья, относящиеся к X-ХIII вв., представлены грунтовыми и курганными могильниками, открытыми и укрепленными поселениями, городищами, крепостями и храмами. Их исследование началось в 1886 г. с разведок В. И. Сизова на побережье от Сухуми до Анапы. Им были проведены раскопки на девяти курганных могильниках между Геленджиком и Анапой. Материал из 25 вскрытых курганов с погребениями был датирован в рамках X-XV вв. Кроме того, под Сочи на берегу моря В.И. Сизов исследовал руины крепости Мамай-кале, приписав ее постройку византийцам или генуэзцам. Тогда же по побережью от Новороссийска до Абхазии проехала П. С. Уварова. Доминантой этой поездки было ознакомление с христианскими памятниками Абхазии и Аджарии.

Разведки А. А. Миллера в 1907 г. охватили южную часть Восточного Причерноморья - узкую прибрежную полосу от Сатамаши Сухумского округа до мыса Джубга. От Сочи до Сухуми и далее она изобиловала древними храмами, башнями и крепостями при отсутствии могильников (кроме поздних мусульманских), тогда как в северной ее части развалины храмов были редки, остатки крепостей фиксировались только на самом берегу моря. Однако здесь находилось много дольменов и фунтовых и курганных могильников, в том числе с трупосожжениями. В окрестностях Туапсе А. А. Миллер обследовал каменную позднесредневековую крепость Дузу-кале и 6 могильников XIII-XIV вв. Период 1920-х гг. характеризуется деятельностью местных краеведов и музейных сотрудников по сбору разновременных материалов и пополнению коллекций.

Исследования Н. В. Анфимова в 1950-х гг. у Туапсе, Сочи и Адлера охватили разновременные средневековые памятники: Дузу-кале, Мамай-кале, крепости на р. Годлик у моря (ранее описанную Ф. Дюбуа де Монпере), Хостинскую и Ачипсе в горных ущельях под Сочи и христианские храмы у села Липники и на территории совхоза «Россия» возле Адлера, а также несколько средневековых могильников (VIII-IX и XIV-XVI вв.).

Позже, во второй половине 1960 - первой половине 1970-х гг. археологи систематически работали в южной части региона от Туапсе до Адлера. Исследовались уже известные и открывались новые руины храмов и крепостей, места поселений в устьях и долинах рек и на морской береговой террасе у Адлера между реками Кудепстой, Мзымтой и Псоу, курганные могильники и другие памятники. В результате наиболее обследованными здесь оказались долины рек Мзымты и Псоу в окрестностях горы Аибги. Обобщение всех археологических данных на 1975 г. по самой южной части региона - окрестностям Сочи и Адлера - и подробный обзор истории их исследования сделаны Ю. Н. Вороновым. В дальнейшем изучение средневековых крепостей Мзымты продолжили В. Б. Ковалевская, а развалины храма в селении Лоо под Сочи в 1987-1990 гг. раскапывала Б. Б. Овчинникова.

Первое и единственное обобщение средневекового археологического материала черноморского побережья от Тамани до Гагр содержится в сборнике статей Е. П. Алексеевой, которые, несмотря на их достоинства (историографический обзор, перечень и картографирование археологических памятников), естественно, требуют сегодня серьезной корректировки. Немногочисленные работы других исследователей построены на выборочном использовании археологического материала региона. Краткий обзор его на фоне всех северокавказскйх древностей содержится в отчете В. Б. Ковалевской .

Раннесредневековая эпоха (VII - X вв.) в окрестностях Сочи представлена довольно значительным числом поселений, городищ, крепостей, храмов, могильников и ремесленных центров. Городища формировались на основе окруженных оборонительными стенами поселений. Крепости возникали на стратегически выгодных возвышенностях, на заселенных или необжитых прежде местах, обычно вдали от моря.

Планировка раннесредневековых крепостей района Сочи аналогична крепостям в Абхазии и тесно связана с ландшафтом. При сооружении стен почву снимали до скальной основы, в которой на склонах высекали ступень, служившую опорой для основания фундамента. Особое распространение высекание такой ступени получило в горной зоне, для которой характерны мягкие сланцы, облегчавшие эту работу. Стены возводили постепенно, узкими ярусами до общей высоты 5 - 6 м и, вероятно, изредка оформляли сверху зубцами (Хоста, Ачипсе). Стены возводили из каменных блоков методом облицовки с забутовкой, с частичным соблюдением рядов в панцире и на растворе с крупнозернистой примесью речного или морского песка и гравия. В отдельных случаях в кладке стен использовали кирпич-плинфу, укладывавшийся многорядными поясами аналогично византийской технике (Ачипсе). В горной зоне (Бешенка, Куницыно, Дмитриевка) применяли нерегулярную циклопическую кладку насухо без забутовки.

Оборонительные линии укрепляли выступающими, как правило, наружу башнями и контрфорсами. На труднодоступных участках эти элементы имели прямоугольный план (Хоста, Аибга), либо реже треугольную или полукруглую в плане форму (Ачипсе, Пслух). Башни обычно имели два яруса с деревянными межэтажными перекрытиями и верхней боевой площадкой. Часто нижний этаж башен заполняли бутом, наращивая естественную возвышенность (Ачипсе, Пслух, Бешенка). Во второй этаж в этих случаях обычно попадали по приставной лестнице или прямо со стены. Этажи в башнях сообщались между собой через люки с помощью деревянных лестниц (Хоста). В стенах башен делали смотровые окна и бойницы. Особое значение придавали оформлению крепостных ворот, которые отличались иногда значительными размерами, имели каменный порог, арочное перекрытие, массивное дощатое полотно и бревенчатый запор (Хоста, Ачипсе, Аибга).

Помимо отмеченных общих черт, каждое из раннесредневековых укреплений отличалось и своими особенностями.

Почти все известные средневековые христианские храмы Северо-Восточного Причерноморья - кроме предполагаемых базилик новомихайловских крепостей - сконцентрированы в южной его части и в основном относятся ко времени не позже X в. Часть из них расположена возле моря (на горе Ахун у Хосты, в Адлере, Лоо, Агуа), другие находятся у крепостей и поселений в долине Мзымты и синхронны им (Липники, Галицыно, Лесное), но в целом все они характерны для приморской зоны и почти не встречаются в глубине горных долин.

В большинстве своем храмы представляют собой небольшие зальные пространства с одним нефом и полукруглой или граненой апсидой, возведенные из камня. Например, таков храм на горе Сахарная Головка у села Липники. Эта церковь была обследована в 1956 г. Н. В. Анфимовым. Церковь находилась вне поселения, на самой вершине горы, с северной стороны примыкая к отвесному склону. С западной стороны, перед входом была устроена небольшая площадка. Стены сложены из грубоообработанных прямоугольных блоков на известковом растворе. Толщина стен - 1,10 м. Храм имеет выступающую алтарную абсиду. Внутренний обмер: 8,0 х 5,0 м, глубина апсиды - 3,3 м. Ориентация храма - по оси северо-запад - юго-восток. Церковь была перекрыта цилиндрическим сводом, по которому была уложена черепица. Н. В. Анфимовым церковь отнесена к раннему средневековью - VI-IX вв.

Наиболее ранней является базилика на территории совхоза «Южные культуры». Ее украшали фресковая роспись и мозаичный пол. Рядом с храмом найдено погребение IX - X вв., перекрытое плитами, орнамент которых очень близок оформлению хор и оконных проемов в Софийском соборе VI в. в Константинополе. Так как инвентарь раскопанных погребений могильника и находки из разрушенных могил датируются концом X - началом XII в., строительство храма можно предварительно отнести к предшествующему времени, VIII-IX вв.

Достаточно интересен храм, расположенный в селе Монастырь, на левом берегу р. Мзымты. Храм имеет развитый комплекс построек и занимает ведущее положение в крепости. Обширная площадь с башней перед храмом свидетельствует о важности и оборонной функции храма и крепости в целом. Южная стена храма отстоит от башни на 5,4 м. Храм сложен из тесаного камня размером 0,8 х 0,6 х 0,4 м с прослойками трехцветной в срезе плинфы размером 40 х 31 х 4 см. Храмовый комплекс состоит из четырех помещений. Основной объем храма имеет размеры 5,7 х 6,3 м. Глубина апсиды - 1,75 м. Зал церкви разделен парой пилястр на две части. К нему примыкает с востока широкое алтарное полукружие, имевшее снаружи пятигранное оформление. Изнутри вдоль северной и южной стен зала прослеживается невысокий узкий выступ-парапет. В храм вели две двери - с запада и с юга. Алтарь освещался одним окном. Основной объем был перекрыт коробовым сводом, опиравшимся на пилястры зубчатой формы. По своду была уложена черепица прямоугольной формы. Снаружи, по периметру храма устроен цоколь шириной 0,25 м.

С запада к храму примыкает притвор, наружный обмер - 3,27 х 2,45 м, южная стена которого сохранилась почти полностью. В ее верхней части выступает камень, служивший, вероятно, опорой для арки свода. Здесь же видны и основания дверных арок. С севера к притвору примыкало более поздней постройки помещение, наружный обмер 6,5 х 3,2 м, с западным входом. С запада к притвору примыкал открытый двор с четырьмя колоннами по углам. Тем самым в этом храме мы видим развитый, соответствующий нюансам раннесредневекового богослужения нартекс, дающий возможность деления прихожан на категории.

Храм возле Галицынской крепости расположен на том же, что и крепость, правом берегу р. Мзымты, на расстоянии 100 м на восток и на 30 м ниже крепости. Храм находится на площадке, обнесенной каменной стеной из огромных блоков известняка (1,0 х 0,5 м), от крепости к храму ведет тропа. Таким образом, весь комплекс расположен террасообразно: на высоте 70 м над рекой - храм, над ним крепость. Внутренний обмер храма: 3,7 х 4,8 м. Толщина стен - 0,65 м. Апсида примыкает к основному объему без заплечиков. Стены храма сложены из хорошо отесанных блоков на слабом известковом растворе с добавлением песка и мелкой гальки. Примечательно, что стены крепости сложены из другого материала и иным способом - использован колотый местный камень в кладке «облицовка с забутовкой», без раствора. Как и Монастырский, храм имеет притвор с западной стороны - небольшой, лежащий на одной оси с храмом.

Храм на р. Псахо, неподалеку от источника «Криён-нерон», также расположен на крутом обрывистом берегу, на высоте 200 м над уровнем реки. Стены церкви сложены из отесанных плит известняка размером 0,3 х 0,4 х 1,0 м на известковом растворе, толщина стен - 1,1 м. Месторождение такого камня находится в 2 км ниже по р. Псахо. Храм обнесен крепкой каменной оградой из таких же плит, но сложенной насухо, толщина стены - 1,5 м. Внутренний обмер храма: 4,0 х 5,0 м, глубина выступающей апсиды - 2,0 м. Ориентация храма - по оси юго-запад - северо-восток. Храм был перекрыт цилиндрическим сводом и покрыт красной черепицей, характерной для всех храмов бассейна р. Мзымты.

К Х-ХII вв. отнесены храмы на горе Ахун у Хосты и в урочище Aгya долины Сочи. По Ю. Н. Воронову, храм на горе Ахун был построен в начале XI в. Его украшала орнаментальная резьба по камню, выполненная в стиле, характерном для грузинских церквей того времени. Маленькая церковь на р. Агуа тоже имеет, по мнению Ю. Н. Воронова, типологические параллели в грузинском зодчестве XI в.

В северной, противоположной причерноморской части региона также встречаются вещественные свидетельства распространения христианства, хотя, как и в южной, они в основном относятся к раннему средневековью.

Во-первых, это обнаруженная в 1988 г. A. M. Ждановским на побережье неподалеку от Дюрсо, в пос. Малый Утриш небольшая церковь. Внутренний обмер ее с апсидой - 3,8 х 1,6 м, толщина стен - 0,9 м. Церковь сложена в технике «облицовка с забутовкой», была перекрыта цилиндрическим сводом. Апсида выступающая, аналогично всем остальным церквям Зихии.

Во-вторых, это серия каменных надгробий и стел с высеченными на них крестами, обнаруженных в окрестностях Анапы, у пос. Уташ на территории древнего христианского некрополя. Об одной из стел «с крестом в виде розетки в круге» упоминает А. И. Салов, сравнивая ее с аналогичным крымским надгробием. Поблизости от некрополя находилось поселение с раннесредневековой керамикой. На нем найдены также капитель, фрагменты карниза и черепицы, т. е. детали монументальной постройки, очевидно, храма. Предположительно отсюда происходит и каменная плита с греческой надписью, прочитанной В. В. Латышевым, по его мнению, свидетельствующая о сооружении церкви или часовни. Совокупность этих данных породила гипотезу о том, что Уташское поселение VIII-X вв. под Анапой было христианским центром в нижнем левобережном Закубанье.

Наконец, существует еще одна категория находок в окрестностях Анапы, обнаруженная В. И. Сизовым в долине Сукко. Это большие наземные каменные кресты, характерные для раннего христианства. Все перечисленные данные подтверждают свидетельства литературных источников о раннем проникновении христианства в приморские районы Зихии - VI-VII вв.

Несколько особняком стоит храм на р. Белой, недалеко от станицы Белореченской, описанный Н. Каменевым в 1876 г. и Г. Н. Прозрителевым в 1906 г. Внутренний обмер церкви: 5,1 х 8,64 м Церковь имеет фундамент глубиной около 2 м, сложенный из того же камня, что и храм, на известковом растворе. Камни привезены были из соседнего Тувинского ущелья. При строительстве применялись железные скобы. Апсида храма вписана в объем. Интерьер был украшен резными каменными деталями, пристенными пилястрами с капителями. Храм был перекрыт стрельчатым сводом, такое же завершение имели дверные и оконные проемы. Вход в храм устроен с запада, справа от входа в углу расположен подземный склеп. Снаружи на церкви обнаружена надпись на армянском языке: «..в память раба Божиего Георгия Пуперти, владетеля Шимелии, соорудил церковь каменотесец из Кафы Крымбей». Наличие стрельчатых завершений, вписанной апсиды, каменной резьбы, подземного склепа, а также содержание надписи позволяют отнести постройку данного храма к XIII-XIV вв, и дают возможность считать его принадлежащим Армянской церкви, аналогично армянским церквям Крыма.


БИБЛИОТЕКА

Предисловие
Распространение христианства, местоположение храмов в структуре поселений
Литература

ДАГЕСТАН
Христианские памятники Хазарии VI—VIII вв.
Христианские памятники X—XIV вв. на территории Дагестана
Литература

ИНГУШЕТИЯ
Главная святыня нахче - храм Тхаба-Ерды X-XI вв.
Комплексы Алби-Ерды и Таргимского храмов XI-XII
Комплексы храмов общепатронимического значения XIII-XIV вв.
Комплексы храмов патронимического значения (Сели-Дэла-Тушоли) XIII-XIV вв.
Родовые храмы XIII—XIV вв.
Литература

ОСЕТИЯ

Христианские церкви Двалетии XI в.
Храмы Дигории XIII в.
Культовые объекты Восточной Алании XIII—XV вв.
Храмы Верхнего Джулата XIII—XIV вв.
Литература

КАБАРДИНО-БАЛКАРИЯ
Памятники Чегемского ущелья VI — XTV вв.
Памятники Хуламо-Безенгийского ущелья XI—XIII вв.
Памятники Балкарского ущелья XI—XIII вв.
Литература

КАРАЧАЕВО-ЧЕРКЕСИЯ
Памятники христианской архитектуры Алании
Одноапсидные зальные церкви Центральной Алании Х-XIII вв.
Крестово-купольные храмы Алании X в.
Литература

КРАСНОДАРСКИЙ КРАЙ
Христианские епархии на территории Степного Предкавказья и Северного Причерноморья в VI-XV вв.
Храмы Зихии VIII—XIII вв.
Храмы Западной Алании XI-XIII вв.
Храмы Тмутаракани XI — XII вв.
Литература

ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ АРХИТЕКТУРЫ ХРИСТИАНСКИХ ХРАМОВ СЕВЕРНОГО КАВКАЗА ПЕРИОДА СРБДНЕВЕКОВЬЯ
Сакральные модульные размеры в храмостроительстве Северного Кавказа и Северного Причерноморья
Роль образца в христианском храмостроении Алании X—XI вв. и строительство храмов типа «вписанный крест»
Особенности архитектуры христианского храма типа «свободный крест» на Северном Кавказе
Литература
Заключение
Список изученных памятников

БИБЛИОТЕКА
Христианство на Северном Кавказе до XV века








Рейтинг@Mail.ru Использование контента в рекламных материалах, во всевозможных базах данных для дальнейшего их коммерческого использования, размещение в любых СМИ и Интернете допускаются только с письменного разрешения администрации!