| библиотека | христианское храмовое зодчество северного кавказа периода средневековья | храмы дигории XIII в. |
Пятигорский информационно-туристический портал
 • Главная• СсылкиО проектеФото КавказаСанатории КМВ
БИБЛИОТЕКА • «Христианское храмовое зодчество Северного Кавказа периода средневековья» • Храмы Дигории XIII в.ОГЛАВЛЕНИЕ


 Христианское храмовое зодчество Северного Кавказа 

Храмы Дигории XIII в.

Христианское храмовое зодчество Северного Кавказа периода средневековья

Храмы Дигории XIII в.

Храмы Дигории, как уже было сказано выше, на мой взгляд, имеют общность происхождения с храмами Ингушетии, поэтому к ним может быть в полной мере отнесено все то, что было сказано об ингушских храмах выше.

Галиат

Культовый комплекс состоит из двух зданий, поставленных входами друг к другу по линии запад-восток и соединенных стеной, а также столпа-цырта. Все сооружения сложены из разноразмерных камней на известковом растворе. Стена сложена насухо, вдоль нее выложена каменная лавка. На стенах сохранились следы известковой штукатурки, окрашенной желтой охрой. Четырехугольные входные проемы расположены на высоте 0,50 м от земли. Западное здание имеет плоское перекрытие, восточное - сводчатое завершение, по которому выполнена двускатная кровля из каменных плит. По периметру стен восточного здания нависают сланцевые козырьки. Каждое из зданий стрельчатой аркой поделено на два помещения. Завершения зданий выполнены в виде стрельчатого ложного свода. Здания отстоят друг от друга на 2,40 м.

Восточное здание имеет длину 5,80 м, ширину - 4,5 м, высоту - 2,80 м. Вход, расширяющийся внутрь, шириной 0,65 и 0,85 м, расположен в западной стене. Его высота - 0,92 и 1,20 м. Толщина стен здания - 0,60 м. Основание входа оформлено в виде цельной каменной ступеньки высотой 0,15 м. Внутренний обмер: восточное помещение - 3,13 х 0,80 м, западное помещение - 3,10 х 2,50 м. Помещения разделены стеной, имеющей стрельчатый проем с каменной цельной балкой, протянутой на высоте 1,84 м от пола. Отверстие над балкой имеет высоту 1,13 м, ширину - 0,52 м. Ширина проема в основании - 0,70 м. У восточной стены здания, посередине имеется каменный престол 0,52 х 0,48 м, высота - 0,76 м). Над ним, на высоте 1,45 м - окно трапециевидной формы, расширяющееся внутрь (ширина - 0,15 и 0,40 м, высота - 0,40 и 0,48 м). У южной стены выложена каменная лавка. Толщина восточной стены - 0,87 м. В южной стене западного помещения - также окно трапециевидной формы. Стены помещений сохранили следы штукатурки и побелки.

Западное здание аналогично вышеописанному по своей планировке. Оно тоже состоит из двух помещений, но ориентировано по линии восток - запад. Вход расположен с запада на высоте 0,55 м. Наружный обмер: 3,94x3,94 м. Внутренний обмер: восточное помещение 1,63 х 2,58 м, западное помещение посередине - 2,46 х 0,95 м. Западная стена западного помещения имеет небольшое закругление, поэтому ширина южной и северной стен его - 0,35 м. Здание поделено на два помещения стенкой со стрельчатым проемом, его размеры - 0,60x2,40 м, толщина стенки - 0,45 м. На высоте 1,50 м в арку вмонтирована каменная балка. Высота отверстия, образовавшегося над нею, - 0,80 м. В западной стене западного помещения на высоте 1,10 м от пола имеется окно 0,35 х 0,50 м). Вдоль северной и южной стен восточного помещения выложены каменные лавки.

В. Ф. Миллер так описывает церемонию, происходящую у храма в XIX в.: «На кладбище аула Галиата сохранилась церковь, которую Галиатцы называют Узи-дзуар или Авдъ дзуар. Происхождение первого имени неизвестно, второе же значит семь дзуаров или семь святых. Предание говорит, что некогда близ храма жил священник, похороненный около церкви. Считается грехом, если кто-нибудь пройдет между церковью и могилою священника, а женщинам к этому месту даже недозволено приближаться. Узи-дзуар есть святыня фамилии Едзиевых Aедзагга), которые ежегодно приносят ему в жертву барана. Старейшина фамилии складывает кости жертвенного животного на сохранившийся престол церкви. Когда в Галиате бывает засуха, тогда прибегают за помощью к Узи-дзуару. Из фамилии Едзиевых по жребию выбирается мужчина, которой после двухнедельного говенья, т. е. ежедневных омовений, несет к дзуару чашку молока и обливает им стены церкви».

Камунта

Селение живописно расположено на гребне горы. Весьма интересен его склеповый могильник, представленный девятью усыпальницами, наземными и полуподземными, а также одним цыртом на северной окраине села.

Храм-святилище расположен в 1,50 м от цырта. Сложен из разноразмерных камней на известковом растворе. Фасадом с лазом ориентирован на северо-восток. Боковые грани фасада несколько скошены. Перекрытие слабо выраженной двускатной формы выложено из плоских массивных камней, выступающих над фасадом на 0,10-0,15 м. Стены сохранили следы известковой штукатурки. На северо-восточной и юго-восточной стенах - петроглифы в виде тамгообразных знаков. Помещение склепа имеет ложносводчатое перекрытие, углы незначительно скруглены, на стенах сохранились следы штукатурки и побелки. Гребень «ложного» свода (ширина - 1,20 м) выложен из четырех каменных плит. Пол вымощен также каменными плитами. Под полом склепа имеется подземная крипта, разделенная на два пространства, их размеры одинаковы - 0,80 х 2,60 м, глубина - 0,70 м, ширина стенки - 0,70 м.

Фараскат

Селение находится на правом берегу р. Айгамугидон, напротив селения Махческ. Особый интерес здесь представляет церковь и три цырта, расположенные рядом.

Церковь расположена на юго-западной окраине селения, по склону. Стены сложены из плоских разноразмерных камней на известковом растворе, оштукатурены и окрашены желтой краской. Здание ориентировано по линии запад-восток. Вход с запада оформлен арочным завершением, перед ним выложена ступенька в виде каменной плиты. На высоте 2,50 м от земли в западной стене высечены декоративные углубления в виде лепестков, расположенных крестообразно. Изображений два, в каждом по 4 лепестка. Храм возведен на фундаменте, цоколь которого незначительно выступает над землей, ширина цоколя - 0,50 м. В восточной стене на высоте 0,20 м от земли находится четырехугольное окно. Храм имеет слабо выраженное двускатное покрытие. Внутри стены оштукатурены и побелены. Перекрытие стрельчатой формы выложено в технике ложного свода, скаты смыкаются.

Помещение делилось стенкой на две части, так как на 1,05 м ниже перекрытия на продольных стенах сохранились следы арки, опиравшейся, по всей вероятности, на каменные столбы, аналогично церкви в Галиате. В настоящее время верхняя часть перемычки подпирается деревянными столбами, на них же уложена поперечная балка с двумя досками, установленными вертикально и упирающимися в потолок. Алтарная часть храма имеет глубину 2,00 м и приподнята над полом на 0,10 м. У восточной стены сложен престол (ширина - 0,40 м, длина - 0,60 м, высота - 0,35 м). Расстояние от престола до северной стены - 1,10 м. Наружный обмер храма: 6,25 х 4,45 м, высота - 4,30 м (по западной стене) и 3,50 м (по восточной стене). Внутренний обмер: 4,70 х 3,00 м, высота - 3,80 м. Ширина и высота входного проема увеличиваются снаружи внутрь, аналогично ингушским храмам: ширина - 0,70 и 0,90 м, высота - 1,05 и 1,55 м. Толщина стен - 0,85 м. Кровля храма выполнена из каменных плит, края которых нависают над стенами здания. Рядом с храмом лежит каменная плита с хаотически расположенными углублениями, видимо, естественного происхождения.

Первый цырт расположен в 5 м к северу от храма. Он также сложен из разноразмерных камней на известковом растворе, оштукатурен и окрашен желтой краской. Цырт имеет карниз из плит по периметру на высоте 3,55 м от земли. Под карнизом на восточной и западной стенах прорезаны декоративные углубления в виде крестообразно расположенных лепестков, аналогичные зафиксированным на западном фасаде храма. Высота столба - 4,55 м, длина - 2,45 м, ширина -1,15м. Второй цырт, наполовину разрушенный, отмечен в 2 м к востоку от вышеописанного. По технике кладки и использованным материалам оба памятника совершенно идентичны. На северной стене цырта - отпечаток левой руки (в 0,70 м от земли). Третий цырт расположен примерно в 200 м к востоку от описанных памятников.

Лезгор

Храм Саттай-Аббау расположен на территории склепового могильника, на холме. Представляет собой четырехугольное в плане здание, сложенное из разноразмерных каменных плит на известковом растворе. На наружных и внутренних стенах сохранились следы штукатурки. Ориентация храма - с северо-запада на юго-восток. По центру северо-западной стены на высоте 0,75 м от земли имеется арочный входной проем, в качестве порога использована монолитная каменная плита 1,30 х 0,30 х 0,35 м). Ширина проема - 0,80 и 1,00 м, высота - 1,20 м, толщина стен - 0,85 м. Храм имеет плоское перекрытие, стены сложены с наклоном внутрь. По ряду данных, кровля завершалась фронтоном с рельефным изображением креста, а на наружных стенах располагались три каменные полочки. До наших дней эти детали не сохранились.

Внутри помещение разделено поперечной стеной на две неравные части. В поперечной стене выложена стрельчатая арка в технике ложного свода, его ширина в основании - 0,95 м. В боковые грани арки на высоте 2,00 м от пола вставлена каменная плита, образующая в верхней части проема открытый проем треугольной формы. В юго-восточной стене на высоте 1,00 м от пола прорезано окно, расширяющееся внутрь: ширина - 0,25 и 0,75 м, высота - 0,53 и 0,65 м. Наружный обмер: 5,75 х 4,20 м, высота - 4,30 м. Внутренний обмер: восточное помещение 2,45 х 0,75, западное - 2,95 х 2,55, высота - 4,00 м.


БИБЛИОТЕКА

Предисловие
Распространение христианства, местоположение храмов в структуре поселений
Литература

ДАГЕСТАН
Христианские памятники Хазарии VI—VIII вв.
Христианские памятники X—XIV вв. на территории Дагестана
Литература

ИНГУШЕТИЯ
Главная святыня нахче - храм Тхаба-Ерды X-XI вв.
Комплексы Алби-Ерды и Таргимского храмов XI-XII
Комплексы храмов общепатронимического значения XIII-XIV вв.
Комплексы храмов патронимического значения (Сели-Дэла-Тушоли) XIII-XIV вв.
Родовые храмы XIII—XIV вв.
Литература

ОСЕТИЯ

Христианские церкви Двалетии XI в.
Храмы Дигории XIII в.
Культовые объекты Восточной Алании XIII—XV вв.
Храмы Верхнего Джулата XIII—XIV вв.
Литература

КАБАРДИНО-БАЛКАРИЯ
Памятники Чегемского ущелья VI — XTV вв.
Памятники Хуламо-Безенгийского ущелья XI—XIII вв.
Памятники Балкарского ущелья XI—XIII вв.
Литература

КАРАЧАЕВО-ЧЕРКЕСИЯ
Памятники христианской архитектуры Алании
Одноапсидные зальные церкви Центральной Алании Х-XIII вв.
Крестово-купольные храмы Алании X в.
Литература

КРАСНОДАРСКИЙ КРАЙ
Христианские епархии на территории Степного Предкавказья и Северного Причерноморья в VI-XV вв.
Храмы Зихии VIII—XIII вв.
Храмы Западной Алании XI-XIII вв.
Храмы Тмутаракани XI — XII вв.
Литература

ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ АРХИТЕКТУРЫ ХРИСТИАНСКИХ ХРАМОВ СЕВЕРНОГО КАВКАЗА ПЕРИОДА СРБДНЕВЕКОВЬЯ
Сакральные модульные размеры в храмостроительстве Северного Кавказа и Северного Причерноморья
Роль образца в христианском храмостроении Алании X—XI вв. и строительство храмов типа «вписанный крест»
Особенности архитектуры христианского храма типа «свободный крест» на Северном Кавказе
Литература
Заключение
Список изученных памятников

БИБЛИОТЕКА
Христианство на Северном Кавказе до XV века








Рейтинг@Mail.ru Использование контента в рекламных материалах, во всевозможных базах данных для дальнейшего их коммерческого использования, размещение в любых СМИ и Интернете допускаются только с письменного разрешения администрации!