| библиотека | христианское храмовое зодчество северного кавказа периода средневековья | комплексы храмов общепатронимического значения XIII-XIV вв. |
Пятигорский информационно-туристический портал
 • Главная• СсылкиО проектеФото КавказаСанатории КМВ
БИБЛИОТЕКА • «Христианское храмовое зодчество Северного Кавказа периода средневековья» • Комплексы храмов общепатронимического значения XIII-XIV вв.ОГЛАВЛЕНИЕ


 Христианское храмовое зодчество Северного Кавказа 

Комплексы храмов общепатронимического значения XIII-XIV вв.

Христианское храмовое зодчество Северного Кавказа периода средневековья

Храм Маги-Ерды

Представленные в данном разделе объекты остаются предметом постоянных споров исследователей относительно их конфессиональной принадлежности. Одни считают их христианскими храмами, другие относят их к языческим объектам. Вместе с тем особенности архитектуры рассматриваемых храмов не позволяют однозначно отнести их ни к христианским, ни к языческим объектам, так как особенности эти - следствие религиозного синкретизма в мировоззрении народа, построившего их. Поэтому нельзя согласиться с еще одним распространенным мнением, что ряд таких сооружений построены как христианские храмы, но впоследствии были переделаны в языческие святилища, и наоборот. По моему мнению, эти объекты изначально являлись выражением регионального варианта христианства в каждом конкретном регионе, даже в каждом ущелье. Приводимый ниже анализ пространственно-метрологических закономерностей построения формы данных храмов косвенным образом подтверждает правильность подобной позиции.

Это - большая группа зданий с внутренним пространством, не имеющих алтарной апсиды, но обустроенных стрельчатыми арками, престолами, изображением крестов, нишами в восточной части, а также ориентированных по линии запад-восток. На мой взгляд, наличие хотя бы одного признака проведения христианского богослужения дает возможность отнести эти здания к христианской архитектуре.

Многие входы в храмы-святилища украшены вделанными в стену оленьими или турьими рогами. Частым явлением было отпечатывание руки около входа в храм. Отпечаток руки служил признаком святости объекта и применялся для маркировки не только храмов, но и башен. Обычно в стенах храмов-святилищ имелись тайники, иногда по нескольку. Они имели вид небольших каналов, изгибающихся под прямым углом. Размер отверстий достаточен, чтобы по каналу свободно двигалась рука. Располагались тайники над входом, в арках, в алтарной части и в других местах. Во многих тайниках найдены кресты, церковные книги, канделябры и другие принадлежности христианского ритуала. В тайнике храма Галь-Ерды, Л. П. Семеновым были найдены 13 медных церковных сосудов, на одном из которых прослеживается старая грузинская надпись. В тайнике святилища «Эрзели» (селения Эрзи) им же были обнаружены железные кресты и шесть одинаковых орнаментированных блях (возможно, поясных). Практически около каждого такого объекта построен столпообразный монумент (их может быть 2-3), одновременный зданию. Иногда такой монумент находится внутри храма, в алтарной части.

Галь-Ерды

Храм расположен на вершине крутой горы на правом берегу р. Армхи; гора носит название «Тушоли-те», у подножья ее расположен аул Шуан. Вблизи храма находятся развалины больших жилых башен. Наружный обмер стен храма: южная - 5,40 м, северная - 5,07 м, восточная - 4,10 м, западная - 3,83 м. Стены сложены из дикого камня довольно тщательной обтески с хорошей подгонкой; иногда кладка имеет регулярный характер. Стены заканчиваются карнизом, по форме очень примитивным, с явным подражанием Тхаба-Ерды.

Крыша односкатная, из шиферных плит, с наклоном с юга на север; она сохранилась лишь в восточной части. Стены покрыты толстым слоем штукатурки охристого тона. Дверь устроена в южной стене и расположена ближе к западному ее концу; верх двери заканчивается полуциркульным сводом. Ширина и высота двери увеличиваются внутрь: соответственно 0,54 и 0,68 м; 1,13 и 1,30 м. Над дверью на высоте 0,30 м в стену вделана плитка, выступающая за пределы стены и служащая как бы навесом над дверью. Подобные плитки устраивались над лазами в жилых башнях, например - в ауле Эрзи. Влево от двери виден исполненный пальцем по сырой еще штукатурке примитивный рисунок всадника с копьем в руке, ориентированного лицом на запад. В этой же южной стене два небольших квадратных отверстия, выходящие внутри в одну общую нишу окна. В западной стене узкое окно с расширением внутрь.

Храм внутри делится двумя арками на три неравные части. Арки начинаются от самого пола, выступая от стен на 0,58 м и на 0,71 м. Сначала пилястры арок идут вертикально, а затем с высоты 1,20 м начинается ложный свод, который на высоте 2,23 м завершается горизонтальной перемычкой, так что арка по форме имеет сложное очертание. Арки не перевязаны со стенами; они представляют собой самостоятельную конструкцию - делят помещение и поддерживают плиты крыши. В настоящее время между арками и стенами образовались промежутки до 2-3 см шириной. В арках на высоте около двух метров от пола находятся отверстия для балок. В арках, не примыкающих к северной стене, на высоте 0,82-0,87 м, имеется по одной нише @,38 м), на этой же высоте с алтарной стороны в арке имеется ниша с тайником. Восточная и западная стены также имеют ниши с тайниками. В западном тайнике в 1928 г. экспедицией Ингушского института краеведения были найдены различного рода церковные сосуды.

Стены и арки внутри покрыты штукатуркой белого цвета. Пол ниже уровня земли и отделяется высоким каменным порогом двери. На принадлежность к христианству указывает и каменная плита у стены алтаря с двумя небольшими нишами, одна над другой.

Первый праздник Галь-Ерды справлялся в месяц Ганцхой, на Красную горку. В этот месяц у храма резали коз, по одной от каждого дома. Зажигали восковые свечи собственного изготовления, также по одной от каждого дома. В определенный день каждый отец семейства садился на камне близ своей ниши, в которую клал жертвоприношения. Во второй раз празднование происходило приблизительно на Троицу, в месяц Этинг. К храму приводили жертвенное животное - корову - и здесь закалывали. Корову покупали только жители селений Терш, Бегании, Эгенты и Хули. Вместе с коровой резали козла, которого приводили жители остальных селений. Из коровы делали шашлык. Кроме того, от каждого дома приносили по одной треугольной лепешке и по три хлеба. На треугольных лепешках в центре и по углам делали штампованные изображения. Священнослужитель, после молитвы, брал треугольные лепешки и вырезал изображения в центре, которые бросали на пол храма. После этого он разламывал лепешки и раздавал всем присутствующим. Лепешка запивалась аракой или пивом, также принесенными в храм жителями до молитвы.

Во время молитвы присутствующие стояли с непокрытыми головами, на молитву допускались только мужчины. При молитвенных возгласах священнослужителя присутствующие произносили «Оччи!». Внутрь храма входил только священнослужитель. Все присутствующие на молитве стояли у входа, лицом к нему, т. е. по направлению к престолу, на восток. После молитвы садились вокруг храма в пределах ограды и трапезничали - ели лепешки, шашлык, пили араку.

Церемония, происходящая у храма, а также содержание молитвы имеют очень много сходного с литургией. Б. А. Алборов не описывает, что происходило до молитвы, но по аналогии с происходящим у Алби-Ерды можно предположить, что было также шествие от одного святого места к другому. Напротив Галь-Ерды на южном склоне горы, было второе святилище, в настоящее время сильно разрушенное, имевшее каменную ограду.

С южной наружной стороны храма устроена выровненная площадка, обнесенная каменной оградой сухой кладки. Ограда начинается у восточной стены, окружает полукругом южную сторону и примыкает к западной на расстоянии 1 м от юго-западного угла. В этом конце ограды устроено отверстие для входа внутрь огороженного места. В толще ограды изнутри устроено 14 ниш. Как уже отмечалось, число 14 является неслучайным и соответствует 14 поколениям ингушского народа, ведущего свое начало от Маго, вышедшего из Шеми (Сирия). В каждую нишу клали приношения представители различных патронимии.

Маги-Ерды

Храм расположен вблизи аула Салги, на восточной оконечности гребня Загал-Дук. Склоны хребта покрыты густым сосновым лесом, за исключением южного склона, представляющего собой обрыв. С вершины хребта открывается панорамный вид на три ущелья, что, быть может, и побудило построить здесь кроме храма ряд защитных укреплений, развалины которых покрывают юго-западную часть хребта.

По мнению ингушских исследователей, храм посвящен родоначальнику ингушей Маго. По преданию, он жил, умер и похоронен здесь, и Эльгыц построен им. Моления здесь происходят 2 раза в год, как и у Галь-Ерды, летом и зимою. «Когда подходит время молиться в Маго-те, то все ожидают того дня, когда случится «Махцары болльнххай», т. е. когда солнцу из дома время выходить». По представлению ингушей, солнце имеет два дома - летний и зимний. В месяц Мангл-бут (покосный месяц), соответствующий июню и называющийся «Эттинг-гий-хха», в день солнцестояния, солнце уходит в зимний дом и возвращается обратно через 6 месяцев, зимою. Проводы солнца сопровождаются жертвоприношением откормленных баранов от каждой семьи, а также пива и араки. В дальнейшем ритуал тот же, что и у Галь-Ерды.

В храме находился черный камень для испытания зрелости мальчиков, а также «ныч»-знамя с колокольчиками. Праздновали три дня. В празднике могли участвовать и женщины, которые при трапезе сидели отдельно от мужчин. Так же справлялся праздник зимой, только без участия женщин. Особенностью этого празднества являлось и то, что по окончании молитвы жреца старшие начинали метать свои липовые посохи с железными наконечниками в поперечные балки, вставленные в арки храма. На эти посохи наносились нарезы, как и на «ныч», после каждого жертвоприношения. Тот, у кого во время метания ломался посох, считался неудачником. Метали посохи, чтобы напугать зиму и вернуть лето, солнце. Священнослужитель бил палкой о дощечку. Удары эти можно объяснить подражанием ударам небесного грома. В обряде чествования Маго бросаемые посохи символически обозначают небесные стрелы Бога грома и молнии (Сели), а удары палкой о доску - небесный гром.

Храм хорошо сохранился, имеет двускатную кровлю. В плане он представляет собой четырехугольник - западная и восточная стены его по 3,97 м, северная 10,34 м, южная стоит над обрывом и недоступна для обмера и обзора. Высота здания от уровня земли до конка крыши составляет 4,52 м. Высота стен до первого уступа и покрывающих его плиток - 1,90 м. Крыша состоит из одиннадцати уступов, высота которых - 0,20 м. Плитки, покрывающие первый уступ, имеют большой наклон, плитки второго уступа имеют несколько меньший наклон, а все остальные, постепенно уменьшая наклон, принимают горизонтальное положение. Плитки последнего уступа сверху покрыты рядом камней, верхние части которых имеют закругленную форму. Стены сложены из дикого, хорошо отесанного крупного камня на прочном известковом растворе. Некоторые ряды состоят из горизонтально уложенных, а другие из вертикально поставленных камней. Стены и уступы густо обмазаны штукатуркой бледно-желтого цвета.

Дверь расположена в западной стене, со смещением к северу. Ширина и высота двери увеличиваются внутрь: 0,70 и 1,22 м; 1,52 и 2,64 м. Над дверью выполнено полуциркульное завершение. Дверь запиралась на большой засов, двигавшийся в глубоком канале в толще стены. Чуть выше двери, снаружи, справа и слева от нее в стене устроены две небольшие ниши. Над ними, ближе к середине стены - узкое окно-щель, над которым справа и слева видны следы вделанных здесь некогда рогов, судя по остаткам черепа, турьим; между рогами еще одно узкое окно.

Вдоль северной наружной стены, у основания идет выступающий ряд крупных камней, служащих сиденьем во время пиршества. Ширина сиденья - 0,57 м, высота - 0,40 м. В самой стене, над сиденьями, устроено девять прямоугольных ниш разной величины, при этом четыре ниши меньших размеров расположены под самыми плитками первого уступа крыши, остальные - несколько ниже, в два ряда. В восточной стене, с отклонением от продольной оси здания, устроено узкое окно с расширением внутрь. Южная стена имеет четыре окна, расположенных вдоль всей стены почти на равном расстоянии друг от друга. Ширина окон снаружи 0,10 м, внутри 0,53 - 0,35 м, при высоте 0,7 м. Окна сверху перекрыты горизонтально положенными, тонкими каменными плитками. Штукатурка с этой стены отпала почти всюду, обнажившиеся камни имеют темно-коричневый цвет.

Внутри храм делится выступающей от самого основания остроконечной аркой на две равные части: восточную и западную. Стены вертикальны до двух метров, затем постепенным напуском камней образуется ложный свод. Арка начинает описывать кривую от самого основания, пилястра выступает на 0,37 м от стены. Пролет ее у основания - 1, 95 м, высота - 3,37 м. На арке южной части высечен шестиконечный крест с голгофой из наклонных линий. Высота креста 0,32 м, ширина - 0,18 м.

На северной и южной стенах на различной высоте также расположены девять ниш. Некоторые имеют тайники, отверстия других частично закрыты плитками. Поперек храма на разной высоте протянуты балки. В восточной половине балки идут в четыре ряда в количестве семи, из них сохранилось всего пять. В западной половине балки идут в три яруса, в количестве семи, сохранились все. В арке, на высоте 2,56 м, также протянута балка. Балки имеют круглую форму и темную окраску, доходящую местами до полной черноты. В верхней части потолок сильно закопчен.

В восточной части храма стоит престол призматической формы, сложенный из камня и покрытый штукатуркой. Престол расположен на расстоянии 2,09 м от восточной стены, 1,15 м от южной стены, 0,85 м от северной стены. Таким образом, ось престола несколько отклоняется от продольной оси храма. Его размеры: высота - 0,95 м, основание - 0,77 х 0,72 м. Между престолом и восточной стеной в северном углу имеется возвышение, образуемое скалой. Северная стена, приближаясь к западной, делает внутри крутой изгиб, как и в Галь-Ерды. Внутренний обмер: длина - 8,95 м, ширина - 2,56 м, высота - 4,32 м. Пол был покрыт слоем известкового раствора. К северной стене примыкает выровненная площадка. Она окружена каменной оградой, сложенной из крупных камней на извести. В западной части ограда примыкает к скале и идет на север, затем поворачивает на юго-восток. В восточной стене ограды устроена одна ниша. По свидетельству местных жителей, ниша служила местом, куда ставился котел с пивом во время празднеств. Высота ограды местами достигает 1,50 м. В западной и восточной стенах ограды сохранились двери с полукруглым завершением. Двери запирались засовом.

Соска-Солса

Храм Соска-Солса является следующим после Маги-Ерды объектом церемонии и расположен на том же гребне, на котором стоит Маги-Ерды, только на другой его оконечности. В настоящее время существует только часть храма, вторая половина рухнула в пропасть вместе с частью гребня во время землетрясений 1900 и 1915 гг.

В плане здание четырехугольное, имеет двускатную ступенчатую кровлю в 6 ступеней. Полностью сохранилась северная стена, ее длина - 2 м, высота до первых плиток карниза - 1м, общая высота 2,52 м. Плитки крыши имеют большой наклон. Вход в храм находится в западной стене, смещен к северу, проем имеет полуциркульное завершение. Ширина двери и высота двери традиционно увеличиваются внутрь: 0,53 и 0,76 м, 0,73 и 1,5 м. Стены и уступы крыши покрыты толстым слоем штукатурки желто-охристого цвета. Внутри помещения стены перекрыты стрельчатым ложным сводом. Поперек помещения протянуты две балки. Внутри стены и свод покрыты толстым слоем известковой штукатурки белого цвета. Пол также покрыт ровным слоем известкового раствора. Длина северной стены внутри - 1,08 м.

Гурмте

Храм Гурмте, находящийся на горе Гурма, в окрестностях одного из самых высокогорных ингушских селений - Гаппи, на скалистом гребне, поросшем сосновым лесом, открыт в 1930 г. экспедицией Л. П. Семенова. Гурмте представляет собою каменное сооружение с неравносторонним прямоугольным основанием и двускатной ступенчатой кровлей. Наружный обмер площади храма - 2,70 х 3,92 м. Кровля сложена из каменных плит, которые имеют сильный наклон вниз. Кладка выполнена на извести, стены покрыты толстым слоем штукатурки белого цвета. Ориентировка храма - с запада на восток. Вход в храм - с запада, проем имеет полукруглое завершение, образуемое цельной перемычкой. Закрывался он деревянной двухстворчатой дверью.

В восточной и западной стенах расположены узкие окна. В левом углу, у восточной стены находятся каменный престол со следами белой облицовки, с небольшой ступенькой. Внутри храма имеются ниши. Пол завален большим количеством рогов - оленьих, турьих, бараньих, воловьих, очень древних и поздних, а также заостренных палочек и обломков деревянных кубков. Сохранились две поперечные балки, между ними была третья, на что указывают углубления в стенах. Внутренняя высота храма - 3,30 м. Кровля имеет 7 уступов, гребень ее частично разрушен.

Близ храма Гурмте находятся развалины двух сооружений. Одно из них по своим размерам приблизительно идентично храму Гурште. Другое представляет собою столпообразный монумент с большой наружной прямоугольной нишей.

Тумгой-Ерды

Храм Тумгой-Ерды, находящийся в селении Тумгой, на северной его окраине, был открыт в 1932 г. экспедицией Л. П. Семенова. Храм построен на выступе скалы. Ориентация его с юго-запада на северо-восток. Наружный обмер храма - 10,1 х4,56 м. Храм имеет двускатную ступенчатую кровлю с 13 уступами и вход в юго-восточной стене, оформленный полукруглой аркой. Наружные стены храма оштукатурены и имеют желтоватый оттенок.

Внутри храма от пола идут три арки. Над средней аркой устроена еще одна арка, меньшего размера. Высота арок - 2,03 м, 3,03 м, 2,19 м. Храм слабо освещен. Маленькие окна расширяются внутрь и расположены следующим образом: одно окно в северо-восточной стене, четыре в северо-западной (два в алтарной части и два в смежной с нею части храма) и два - в юго-западной стене. Пол неровно выложен камнем. В алтарной и смежной с нею части он повышен, в других отделениях храма заметно снижается. В стенах и арках большое количество прямоугольных ниш и коленчатых тайников. Некоторые ниши расположены рядом и разделены лишь тонкой перегородкой. В различных местах в стены вделаны небольшие каменные плиты, образующие полочки, треугольные или прямоугольные (одна из таких полок устроена над аркой), а также каменные крючья, козьи и бычьи рога. В храме много поперечных закопченных деревянных балок, вделанных в стены и в арки на различной высоте. Л. П. Семеновым в храме были обнаружены предметы культового обихода - деревянные кубки (цилиндрические, на ножке), деревянные блюдца, небольшие корыта, скамеечки на трех ножках.

Перед храмом, с южной стороны, сохранились остатки каменной ограды. Близ храма, против входа, сооружено высокое каменное столпообразное святилище со стрельчатой нишей с юго-западной стороны. Памятник покрыт штукатуркой желтого цвета. Верхняя часть его частично разрушена. Площадь основания его -1,44 х 0,70 м, высота - 3,70 м, высота ниши - 1,06 м, глубина - 0,49 м.


БИБЛИОТЕКА

Предисловие
Распространение христианства, местоположение храмов в структуре поселений
Литература

ДАГЕСТАН
Христианские памятники Хазарии VI—VIII вв.
Христианские памятники X—XIV вв. на территории Дагестана
Литература

ИНГУШЕТИЯ
Главная святыня нахче - храм Тхаба-Ерды X-XI вв.
Комплексы Алби-Ерды и Таргимского храмов XI-XII
Комплексы храмов общепатронимического значения XIII-XIV вв.
Комплексы храмов патронимического значения (Сели-Дэла-Тушоли) XIII-XIV вв.
Родовые храмы XIII—XIV вв.
Литература

ОСЕТИЯ

Христианские церкви Двалетии XI в.
Храмы Дигории XIII в.
Культовые объекты Восточной Алании XIII—XV вв.
Храмы Верхнего Джулата XIII—XIV вв.
Литература

КАБАРДИНО-БАЛКАРИЯ
Памятники Чегемского ущелья VI — XTV вв.
Памятники Хуламо-Безенгийского ущелья XI—XIII вв.
Памятники Балкарского ущелья XI—XIII вв.
Литература

КАРАЧАЕВО-ЧЕРКЕСИЯ
Памятники христианской архитектуры Алании
Одноапсидные зальные церкви Центральной Алании Х-XIII вв.
Крестово-купольные храмы Алании X в.
Литература

КРАСНОДАРСКИЙ КРАЙ
Христианские епархии на территории Степного Предкавказья и Северного Причерноморья в VI-XV вв.
Храмы Зихии VIII—XIII вв.
Храмы Западной Алании XI-XIII вв.
Храмы Тмутаракани XI — XII вв.
Литература

ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ АРХИТЕКТУРЫ ХРИСТИАНСКИХ ХРАМОВ СЕВЕРНОГО КАВКАЗА ПЕРИОДА СРБДНЕВЕКОВЬЯ
Сакральные модульные размеры в храмостроительстве Северного Кавказа и Северного Причерноморья
Роль образца в христианском храмостроении Алании X—XI вв. и строительство храмов типа «вписанный крест»
Особенности архитектуры христианского храма типа «свободный крест» на Северном Кавказе
Литература
Заключение
Список изученных памятников

БИБЛИОТЕКА
Христианство на Северном Кавказе до XV века








Рейтинг@Mail.ru Использование контента в рекламных материалах, во всевозможных базах данных для дальнейшего их коммерческого использования, размещение в любых СМИ и Интернете допускаются только с письменного разрешения администрации!