| библиотека | христианское храмовое зодчество северного кавказа периода средневековья | памятники балкарского ущелья | |
Отдых на море | |
|
|
НАВИГАЦИЯ | БИБЛИОТЕКА «Христианское храмовое зодчество Северного Кавказа периода средневековья» Памятники Балкарского ущелья | ОГЛАВЛЕНИЕ |
|
Памятники Балкарского ущельяПамятники Балкарского ущелья Кашкатау Руины средневековой церкви у селения Кашкатау в ущелье р. Черек Балкарский зафиксированы в 1924 - 1925 гг. А. А. Миллером. Сохранилась только западная стена с узким входом стрельчатой формы. Восточная (алтарная) стена почти полностью обрушилась. Судя по опубликованной фотографии, перекрытие было сводчатое, стены покрыты штукатуркой. Курноят Церковь на старом кладбище у балкарского селения Курноят (верховья р. Черек Балкарский) зафиксирована экспедицией А. А. Миллера в те же годы. Церковь очень мала: длина ее 3,50 м, ширина внутри всего 78 см. Столь незначительные размеры постройки вызвали сомнение у ряда исследователей в назначении ее как церкви. И. М. Мизиев связывает здание церкви с обнаруженным под ним каменным ящиком и поэтому считает это сооружение склепом, «носившим функции мавзолея», а здание и могилу одновременными. К северной стене храма примыкает низкая каменная стенка, предназначенная, по-видимо, для сидения молящихся, не могущих попасть в саму церковь. Шканты Селение Шканты находится в той же горной котловине, что и селение Курноят. Здесь в 1924-1925 гг. экспедицией А. А. Миллера была обследована довольно хорошо сохранившаяся церковь, расположенная на южной окраине селения, около позднесредневекового могильника. Длина здания 4,40 м, ширина 2,60 м. В восточной стене небольшое окно стрельчатой формы. Дверной проем в западной стене разрушен. Кладка из больших камней на извести, перекрытие представляет собой стрельчатый свод, аналогичный церквям Ингушетии и Осетии. Как справедливо указывали А. А. Миллер и В. А. Кузнецов, церковь в селении Шканты очень напоминает Нузальскую церковь в Северной Осетии. В связи с этим церковь датирована В. А. Кузнецовым XIII в. Бабугент По сообщению М. И. Ермоленко в начале XX в. к юго-западу от селения Бабугент, в районе Голубых озер стояла, церковь. Она представляла собой каменную постройку с двускатной крышей, на которой имелись высеченные кресты и греческие надписи. Зилги На одном из холмов юго-восточнее селения Зилги расположено четырехугольное здание длиной более 6 м и шириной 4 м. Сохранившиеся стены не превышают 1,5 м. Под здание подведен каменный фундамент, выступающий за стены наружу в виде ступеньки. На восточной стене есть следы двери, а на западной - узкого четырехугольного окна. Северная стена имеет квадратную нишу. По предположению В. Ф. Миллера, здание имело в древности религиозное назначение. На восточном склоне соседнего холма лежат три тесанные каменные плиты длиной около 2 м и шириной около 0,5 м. По преданию на плитах в старину приносились жертвы. Северная сторона кургана пользовалась особенным уважением, возле нее боялись проходить. Народная фантазия создала легенду, будто в кургане погребены шесть женщин с грудными детьми, которые все вместе окаменели и превратились в статуи. Произведенные на месте раскопки не дали никаких результатов и показали, что здесь нет никаких погребений. Б. К. Далгат говорит о крестах, которые находили в древних могилах и на соседних камнях недалеко от ущелья р. Зилги. Анализ храмов Кабардино-Балкарии показал, что они имеют как сходство, так и ряд особенностей по сравнению с храмами других территорий Северного Кавказа. Сходство заключается в сочетании в архитектурно-пространственных композициях храмов элементов христианской и дохристианской культур. Кроме того, на формирование архитектуры храмов на территории Балкарии оказало влияние существование нескольких конфессиональных центров, распространяющих христианство, что имело место и в остальных регионах Северного Кавказа. Особенности храмов на территории Балкарии обусловлены, прежде всего, многогранностью вариантов сочетания христианства и язычества, находящего в каждом регионе свои формы проявления. Кроме того, определенное влияние на этот процесс имели традиционные региональные тектонические приемы. Христианское зодчество на территории Кабардино-Балкарии представляет особенный интерес и в связи с тем, что исламизация данного региона, начавшаяся еще в XIV в., с одной стороны, способствовала разрушению памятников христианства, а с другой - исключала возможность перестройки храмов в языческие святилища. Поэтому оставшиеся немногочисленные храмы Кабардино-Балкарии сохранили на себе отпечаток того самого полухристианского-полуязыческого мировозрения, которое имело средневековое население. Проявления религиозного синкретизма в этом регионе разнообразны: каменные изображения бараньих голов слева от входа в храм (баран - сакрально-языческий символ солнца); проведение у храма церемонии, связанной с фаллическим культом; обычай жарить внутри церкви жертвенных животных; христианские захоронения с языческим инвентарем. Особое место занимает обычай строить фамильные небольшие церкви для каждой патронимии и отсутствие в связи с этим больших соборных храмов. Вследствие этого в каждом селении было несколько небольших церквушек, расположенных в местах проживания патронимии. Несомненный интерес представляет локализация храмов на территории Балкарии. Практически все они расположены на отрогах Скалистого хребта, тянущегося по направлению к Дигории. Расположенные в разных ущельях селения были тесно связаны сетью горных троп как между собой, так и с соседними Сванетией и Дигорией. Такое местоположение способствовало формированию сходства между собой храмов данной группы. Несмотря на некоторое сходство этих храмов с дигорским и сванским церковным зодчеством, все же нельзя отнести их ни к той, ни к другой группе, так как они обладают выраженным своеобразием. Все церкви, расположенные на Скалистом хребте, прямоугольного плана, без апсиды, сложены из грубоотесанных камней на прочном известковом растворе. Некоторые церкви имеют стоящий по оси у восточной стены престол (церковь Байрым). Храмы на территории Балкарии расположены всегда в самом селении или в непосредственной близости от него. По сравнению с соседними Осетией и Ингушетией здесь отсутствует традиция строить храм как святилище на горных вершинах и перевалах. Расположение церквей здесь соответствует расселению патронимии. В селениях, стоящих в стороне от вышеупомянутого Скалистого хребта, церкви имели свои особенности. Например, церкви у селения Актопрак и Нижний Чегем имеют полукруглые апсиды, а часовня близ селения Шарданово - круглая в плане. Учитывая, что все объекты датируются археологами одним временем строительства - XI-V вв., можно предположить, что эти особенности - следствие деятельности миссионеров из различных центров. Уникальной особенностью церквей на территории Балкарии является то, что многие из них были расписаны. Росписи имели Хуламская, Безенгийская, Чегемские церкви, часовни близ Нальчика, а также неопознанная церковь из альбома Д. Вырубова. Характер росписи и тексты на них свидетельствуют о смешении культурных влияний. В одних церквях - лица кавказские в головных уборах грузинских или армянских священников, надписи также на древнегрузинском; в других - росписи византийского происхождения и надписи по-гречески. Грубый характер росписей говорит о том, что расписывали церкви местные мастера. Строительная техника также убеждает в том, что церкви строились местными каменщиками. Все церкви возведены в одной технике - из грубоотесанных или совсем необработанных каменных блоков на прочном известковом растворе. Штукатурка выполнялась только на внутренних стенах. Перекрытие делали ложносводчатое стрельчатой формы. Некоторые церкви имели снаружи гладкосводчатое завершение, аналогичное Нузальской часовне (церковь в селении Шканты), а некоторые - в виде двускатной каменной кровли (Джабоево, Чегем), что тоже может свидетельствовать о влияних. Строительная техника самого раннего храма VII-VIII вв. в селении Лыгыт - сухая кладка из тщательно подтесанных блоков при отсутствии плинфы и раствора, и своеобразие формы плана церкви и ее пространственной организации также позволяют сделать вывод о работе местных мастеров, вдохновленных лишь идеологией христианства в своеобразной региональной трактовке. Подводя итоги вышесказанному, следует признать, что на территории Кабардино-Балкарии, так же как в других ранее рассмотренных регионах, сформировался оригинальный вариант христианской церковной архитектуры.
|
|
На главную | Фотогалерея | Пятигорск | Кисловодск | Ессентуки | Железноводск | Архыз | Домбай | Приэльбрусье | Красная поляна | Цей | Экскурсии |
Использование контента в рекламных материалах, во всевозможных базах данных для дальнейшего их коммерческого использования, размещение в любых СМИ и Интернете допускаются только с письменного разрешения администрации! |