| библиотека | христианское храмовое зодчество северного кавказа периода средневековья | христианские церкви двалетии XI в. |
Пятигорский информационно-туристический портал
 • Главная• СсылкиО проектеФото КавказаСанатории КМВ
БИБЛИОТЕКА • «Христианское храмовое зодчество Северного Кавказа периода средневековья» • Христианские церкви Двалетии XI в.ОГЛАВЛЕНИЕ


 Христианское храмовое зодчество Северного Кавказа 

Христианские церкви Двалетии XI в.

Христианское храмовое зодчество Северного Кавказа периода средневековья

Христианские церкви Двалетии XI в.

В государственном музее Грузии хранится перечень народов мира от XIII в., составленный на основе перечня III в. Ипполита Римского в части кавказских племен он оригинален - последовательность перечня такова: «28. кетелы, 29. гергеселы, 30. картвелы, 31. абхазы, 32. сваны, 33. мегрелы, 34. двалы, 35. греки, 36. булгары... 55. аланы». Данный список свидетельствует о необычайной древности двалов, расселившихся на той территории, которая принадлежала им и в XIII в.

Двалетия с VI в. становится сферой деятельности христианских миссионеров. В. Б. Пфаф приводит сведения о деятельности византийской церкви на территории Двалетии. В. Н. Гамрекели считает, что участие в христианизации Двалетии других, помимо грузинских, христианских центров минимально, называя при этом один из ранних центров, ведущих миссионерскую деятельность у двалов, - Сирию. В. Н. Гамрекели указывает несколько этапов постепенного распространения христианства от Мцхета в сторону Двалетии. Во второй половине IV в. и в начале V в. н. э. христианство достигло заметных результатов по ущелью р. Арагви и вообще среди населения высокогорной зоны. Однако не все, а лишь часть «кавкасианцев» приняла христианство.

Армянский письменный памятник конца VI в. «Книга посланий» сохранил перечень грузинских епископств начала VI в. Это список грузинских архиереев, участвовавших в церковном соборе в 506 г. В числе присутствовавших на церковном соборе были епископы Цилканский, Самтависский, Руисский и др. Из этого вытекает, что еще раньше того существовали епархии Цилканская, Самтависская, Руисская и ближайшие горные ущелья не только Арагви, но и Ксани, Рехулы, Исроли, Проне являлись естественным полем их деятельности. Джуаншер сообщает, что Вахтанг Горгасал в последние годы своего царствования построил церковь в Никози, у выхода р. Лиахви из гор, и назначил там епископа. Житие Давида Гареджели, одного из 13 сирийских подвижников, уже прямо называет Двалетию. В этом сочинении сказано, «что Давид Гареджели приказал ученикам своим, чтоб каждый из них пошел в другие места и проповедывал Евангелие Божие и покаяние для прощения грехов. И ученики пошли как овцы меж волков и некоторые из них пошли к пределам Кахетии, а другие в горные места к жителям Дуалетии».

Процесс распространения христианства в Грузии, вследствие неблагоприятных внешнеполитических обстоятельств (нашествие арабов) и консерватизма сознания населения, затянулся. Особенно трудно он шел в горских обществах, не желавших отказываться от родоплеменной религии. Сопротивление христианству было обусловлено стремлением горцев сохранить автономность отдельных патронимии, и Двалетия не была исключением в этом процессе. Однако, судя по сохранившимся памятникам церковной архитектуры христианство имело на территории Двалетии наиболее значительные успехи, по сравнению с остальными территориями Осетии.

Главным очагом распространения христианства с VI в. была Мцхета. В грузинских летописях христианизации именно горского населения Большого Кавказа уделено много внимания. Такое направление миссионерской деятельности для Картли было естесвенным, так как юг, юго-запад и запад. Кавказа уже были в сфере влияния христианских государств - Византии, Антиохии и Армении. В этом отношении весьма показателен маршрут миссионерской экспедиции Св. Нины. В период нашествия арабов Картли, лишенная сильного единого центра, тем не менее проявила большую силу сопротивляемости исламу. Авторитет христианской церкви в антиарабски настроенных кругах повысился, христианство стало идеологическим знаменем борьбы против арабского господства, знаменем самобытности и свободы. Выдающиеся христианские деятели Картли стали искать убежища на соседних территориях. Так, во второй половине VIII в. неужившийся с арабами картлийский эристав Нерсэ был вынужден в сопровождении 300 своих подчиненных бежать на север, через хребет к хазарам, а оттуда перейти в Абхазию. В X в. заметно оживление религиозной пропаганды Никозской епархии, в сферу деятельности которой входила и Двалетия. Это проявилось в строительстве церквей. В X в. построена церковь в селении Эредви, между реками Большой и Малой Лиахви христианство пустило корни в двальской среде, о чем свидетельствует наличие ряда лиц двальского происхождения, проявивших себя на грузинском литературном поприще.

Большой Кавказский хребет на протяжении всей истории грузинского народа имел для него очень большое и многостороннее значение. Владеть прочно хребтом Большого Кавказа означало для Картли иметь, во-первых, безопасный север; во-вторых, надежное убежище в трудные минуты, когда центр и основные районы государства переходили во враждебные руки; в-третьих, весьма многозначительное дополнение в экономике горных районов, а кроме того, владеть торговыми путями. Но языческий Кавказ совершенно не удовлетворял этим интересам и никак не мог вызывать благодушного к себе отношения со стороны государственных деятелей Картли. Большой Кавказ, населенный множеством мелких обособленных, самобытных и самовольных племен и обществ, был для Картли неблагонадежен. Христианизация племен Большого Кавказа в сильнейшей мере содействовала бы решению вопроса о владении Кавказом.

Даже формальное принятие христианства имело определенное значение, поэтому христианские миссионеры были максимально лояльны по отношению к языческим верованиям. Это несомненно способствовало смешению языческой и христианской обрядности. Однако формальная церковно-религиозная принадлежность означала создание сильного идеологического рычага по сближению двалов с картлийцами, ведущего двалов к слиянию с ними в одну народность. Принятие христианства сопровождалось обычно у бесписьменных или малописьменных народов возникновением и развитием письменности. Так было и в высокогорной зоне Кавказа. Христианизация вела здесь к распространению картско-грузинского языка и, вместе с ним, к применению грузинской письменности.

Интересным фактом является то, что некоторые двальские фамилии имеют вайнахское происхождение.

Регах

В селении, ныне покинутом жителями, находится несколько культовых памятников.

Аларды-Дзуар. Расположен в 300 м от юго-западной окраины селения. Представляет собой открытую, прямоугольную в плане ограду, наружный обмер которой - 3,90 х 4,50, сложенную насухо из необработанных сланцевых плит и камней. Ориентация длинной оси - по линии юго-восток - северо-запад. Высота ограды - 1,50 м, толщина стены - 0,60 м. Входа нет. В юго-западной стене на высоте 0,75 м от земли и на расстоянии 1,15 м от западного угла расположена прямоугольная ниша @,28 х 0,65 х 0,45 м), внутри которой обнаружены рога баранов, козлов и других ритуальных животных и культовый инвентарь. В центре ограды - остатки высохшего священного дерева.

Храм Хуъщау-Аргуан расположен в 40 м юго-восточнее святилища Аларды. Представляет собой храм с вписанной апсидой, ориентированный длинной осью по линии запад-восток. Наружный обмер: 5,50 х 7,50 м. Храм сложен из необработанных сланцевых плит и охристого цвета туфовых блоков, проложенных в углах и откосах окон. Связующий раствор - известково-глинистый, следов штукатурки нет. Входной проем расположен в южной стене, в 1,50 м от юго-западного угла, на уровне земли. Ширина проема - 1,10 м. В западной наружной стене находится прямоугольная ниша 0,50 х 0,40 х 0,35 м) с ритуальными предметами. Внутреннее помещение храма аркой стрельчатой формы делится на две части. Пилястры шириной 0,35 м, отстоят на 1,10 м от северо-западного и юго-западного углов сооружения. Алтарная часть закруглена и приподнята над полом на 0,15 м.

В южной, северной и восточной стенах находятся заложенные камнем окна, расширяющиеся внутрь и на 1,25 м отстоящие от пола. Внутренний обмер: длина - 4,40 м (с алтарем - 6,40 м), ширина - 4,15 м, высота - 2,00 м. Алтарь имеет заплечья, выступающие на 0,35 и 0,25 м. Церковь окружена грубо сложенной каменной оградой более поздней постройки, четырехугольной в плане. По мнению Г. Г. Гамбашидзе, Хуыцау-Аргуан построен после возведения больших церквей Двалетии (Зруг, Тли, Нар). Большинством исследователей памятник датируется ХI-ХIII вв.

Нар

Святилище расположено на кладбище, на склоне восточной окраины села. Столпообразный монумент сложен на скальном выходе породы, насухо из сланцевых плит и булыжника, поверху уложен белый кварцит. В юго-западном и северо-западном его фасадах - по две четырехугольные ниши, сообщающиеся между собой. В комплексе со святилищем, в 2 м к северу, выложена полукруглая стенка из неотесанных камней. Толщина стенки - 0,50 м, высота - 1,20 м. Наружный обмер: длина - 1,05 м, ширина - 0,80 м, высота - 1,80 м, ниши - по 0,40 х 0,55 х 0,35 м.

Храм Нары-Дзуар расположен восточнее описанного святилища, выше по склону. Наружный обмер: 12,00 х 9,40 м. Здание сложено из местных пород камня на известковом растворе и снаружи облицовано хорошо отесанными светло-желтыми туфовыми квадрами. Одни из них сохранили следы известковой штукатурки, другие - резьбу по камню, близкую по характеру Зругскому храму. Северная и, особенно, южная стены храма сильно разрушены. Внутри все поросло деревьями. В западной стене на уровне земли и на расстоянии 5,50 м от юго-западного угла отмечен арочный входной проем. Ширина проема - 0,65 и 0,95 м, высота - 1,35 м. Толщина стен храма - 0,60 м. В этой же стене имеются ниша и окно ,35 х 0,50 м). Окна прослеживаются в северной и восточной стенах.

Форма плана Нарскои церкви несколько необычна для Осетии. Главная особенность - наличие внутренней поперечной стены, отделяющей молитвенный зал, или так называемый «наос», от алтаря. Такая композиция плана характерна для христианских церквей - она наблюдается в одноапсидных церквях, расположенных близ Нижнеархызского городища, датируемых XI-XII вв., в некоторых раннехристианских церквях Крыма, а также в раннехристианских храмах Месопотамии, но она не применялась в грузинской церковной архитектуре. Кроме того, храм имеет маловыраженную апсиду, выступающую из наружной стены, что тоже не свойственно грузинской архитектурной традиции. Форма плана, наличие поперечной стены и каменного престола свидетельствуют о совершавшейся в данном храме христианской службе, постепенно вытесненной языческой обрядностью.

Очень много интересного может рассказать кладка сооружения. Здание обнесено каменным ограждением, что традиционно для святилища. Однако даже на первый взгляд очевидно, что кладка наружного ограждения сильно отличается от кладки самого здания. Ограждение выполнено из более мелких, плоских камней, необработанных и без раствора и, безусловно, является более поздним. Кладка самого сооружения - из отесанных камней на известковом растворе.

Техника кладки Нарской церкви отличается от церквей в Зруге и Тли. Там применены тесаные облицовочные плиты из травертина с последующим выполнением забутовки между ними более мелкими камнями на известковом растворе. В Тли наружные плиты имеют более «парадный» вид, чем внутренние, видимо, из-за того, что храм внутри был покрыт штукатуркой. В Зруге внутренняя и наружная облицовки одинаково качественны - вероятно, храм не был внутри оштукатурен, хотя и был расписан. Кладка Нарской церкви - из отесанных камней, без забутовки. Такая кладка более характерна для башенных сооружений Северной Осетии.

Вход в Нарскую церковь, оформленный в виде стрельчатой арки, также напоминает по характеру выполнения перемычки и обрамления входные отверстия башен. Необходимо, однако, признать, что стрельчатая арка в обрамлении окон была присуща армянской и грузинской церковной архитектуре.

Очень интересна перемычка над нижним окном западного фасада Нарской церкви, справа от входа. Она представляет собой выточенный из цельного камня полукруг радиусом 55 см. Полукруг - очень характерная форма для завершений окон в христианской архитектуре. Изнутри перемычка над этим окном другая - из плоского каменного бруса. Такая разница объясняется, по-видимому, наличием прежде в здании штукатурки.

На северном и восточном фасадах здания под окнами размещены камни с узорами в виде плетенок. Размещение камней под окнами церкви говорит о сакральном их значении. Ряд исследователей относит эти плетенки к влиянию грузинской архитектуры, сопоставляя их с каменными узорами Зруга, обрамляющими оконные проемы. На мой взгляд, данные камни с плетенками можно соотнести с армянской традицией закладывать 16 священных камней с вырезанными на них крестами в стены строящегося храма.

Г. Г. Гамбашидзе, исследовавший Нары-Дзуар в 1974 г., датировал его второй половиной X - началом XI в. По его мнению, постройка Нары-Дзуар и других памятников христианской архитектуры на территории Двалетии (Туалгком) есть свидетельство исторического процесса, происходящего в соседней Грузии, результатом которого стало массовое строительство церквей в этом регионе в X-XI вв. На основе всего вышесказанного можно заключить, что Нарская церковь, несомненно, является христианским храмом и имеет иную, очевидно, более раннюю датировку, чем Зругский и Тлийский храмы. Скорее всего она была построена в X-начале XI в. мастерами местной школы, но по «установлениям» христианского проповедника, тогда как Зругский и Тлийский храмы возведены грузинскими мастерами.

Верхний Зарамаг

Церковь Св. Георгия на р. Адайкомыдон сложена из рваного камня на известковом растворе на фундаментах средневековой церкви и с использованием строительного материала последней. Внутри церковь оштукатурена и побелена. Вдоль восточной и южной стен прослеживается цоколь фундамента. Вход устроен в западном торце здания. В северной и южной стенах - по три окна, расширяющихся внутрь, в восточной стене - одно окно. Здание имело деревянный потолок, подбитый к растяжкам стропил. С восточной стороны церковь имеет вписанную апсиду, алтарь приподнят над полом на 0,15 м В северной стене алтаря под окном встроена ниша. Длина церкви - 10,65 м, ширина - 7,50 м, высота до конька кровли - 6,0 м.

Згил

Селение расположено в глубине Мамисонского ущелья, вдоль склонов которого идет перевальная Военно-Осетинская дорога.

Столпообразное Святилище Самтхос (Самтхос Уастырджи-Дзуар) находится па правом берегу р. Мамисондон на крутом склоне горы Бебеты-ком-хох. Дзуар представляет собой сложенное насухо из сланцевых плит и булыжника прямоугольное сооружение, возведенное на скальном основании. Сверху оно перекрыто плоскими каменными плитами, поверх которых пирамидой сложены белые камни. Наружный обмер: 1,40 х 1,00 м, высота - 2,00 м. В западной стене одна над другой устроены две ниши. В скале, на которой стоит памятник, также есть небольшая ниша (высота - 1,5 м, ширина - 2,5 м) с хранящимся культовым инвентарем и жертвоприношениями. Перед ней сложена подпорная стена длиной 5 м и высотой 1,5 м, ограничивающая небольшое замкнутое пространство. Ниже по склону уложены плоские камни для трапезы.

Калаки

Святилище Дзлесы-Дзуар находится неподалеку от башни Елоевых и интересно своими древнегрузинскими надписями, выбитыми на 6 каменных плитах, а также зооморфными скульптурками.

Святилище Халд Маесыг куваендон расположено на западной окраине села, в 70 м от башни Гаевых. Представляет собой столпообразное четырехугольное 1,05 х 0,85 м) в плане сооружение, сложенное насухо из необработанных разноразмерных камней. Высота монумента - 1,35 м. В западной стене, на высоте 0,65 м от земли устроена ниша 0,35 х 0,20 х 0,40 м). Столп стоит на вершине круглого в плане холма (высота - 3,00 м, диаметр - 18,00 м), по всей окружности обложенного камнями.

В. Х. Тменов помимо названных святилищ отмечает в Калаки еще одно святое место, а именно Хуссаг-доны заед на южной окраине села. По сведениям Р. Сикоева, относящимся к 1882 г., название свое (в переводе Спящий родник) это святилище получило от иссякающего время от времени родника.

Лисри

Святилище Мигдау-Дзуар расположено на восточной окраине селения Лисри и представляет собой столпообразное трехъярусное, напоминающее зиккурат сооружение, сложенное насухо из разноразмерных необработанных камней. Нижний ярус представляет собой овальную площадку 7,90 х 8,70 м, высота - 1,80 м, обнесенную массивной подпорной стеной. При ее сооружении была использована естественная возвышенность. Северная часть этой платформы с примыкавшей лестницей разрушена.

Второй ярус - прямоугольное в плане сооружение (5,90 х 4,85 м, высота - 2,20 м). В западной стене на высоте 1,55 м устроена ниша (0,70 х 0,45 х 0,75 м), перекрытая массивной каменной плитой, внутри ниши сложены черепа жертвенных животных. Третий ярус - четырехугольный в плане столп (1,30 х 1,60 м, высота - 1,80 м), в западной стене которого одна над другой расположены две ниши. На плоском завершении столпа грудой лежат белые камни.

Уастырджи-дзуар находится на правом берегу р. Мамисондон, между селениями Лисри и Клиат, и представляет собой четырехугольное в плане столпообразное сооружение, обнесенное двумя рядами ограды: первая - четырехугольная, вторая - круглая в плане. Само сооружение и ограды сложены из разноразмерных необработанных сланцевых плит. Внешняя ограда имеет высоту 1,80 м, диаметр - 3,50 м, толщина стены - 0,80 м В западном и восточном секторах этой ограды устроены входные проемы шириной 0,70 м, в восточном имеется ниша @,80 х 0,50 х 0,55 м), наполненная костями жертвенных животных. Внутренняя ограда святилища ориентирована с запада на восток и имеет выраженный фасад по высоте несколько ниже остальных стен, что облегчает доступ к столпу. Входного проема в ограде нет. Внешние размеры ограды: 3,30 х 2,50, высота - 1,35 м, толщина стены - 0,40 м. Столп примыкает к восточной стене внутренней ограды и имеет площадь основания 0,70 х 1,45 м, высоту - 1,55 м. В западной стене столпа имеются две ниши, заполненные костями и черепами жертвенных животных и культовым инвентарем. В нише обнаружена выцветшая икона Георгия Победоносца.

Неподалеку, на правом берегу р. Лисридон расположены каменные столпообразные святилища Уацилла-Дзуар и Фалвара. На вершине горы, что возвышается над северо-западной окраиной селения, над дорогой, ведущей к перевалу, имеется еще одно каменное столпообразное святилище Хуыцау-Дзуар (0,80 х 0,70 м, высота - 1,80 м), сложенное насухо из разноразмерных камней и перекрытое сланцевой плитой, нависающей над стенами и придавленной обомшелыми белыми камнями. В восточной стене устроено пять ниш и еще одна - в западной стене.

Тли

Осетинское селение Тли находится в Мамисонском ущелье на пути к Мамисонскому перевалу, ведущему в Горную Рачу руины древнего храма близ селения Тли открыты в 1946 г. архитектором В. Лакисовым, опубликовавшим несколько неточный план этого здания. В 1953 г. памятник был обследован экспедицией Института истории грузинского искусства, по итогам которого впоследствии была сделана публикация В. О. Долидзе.

Церковь расположена в центральной части кладбища, в 250 м северо-западней селения. В южной стене здания зафиксирован сильно разрушенный входной проем, имевший арочное перекрытие. Рельефные фрагменты обрамления последнего отмечены на земле неподалеку от входа. Ширина проема - 0,90 м, толщина стен церкви - 0,85 м. Западная стена глухая, в северной фиксируются остатки оконного проема. В плане церковь представляет собой однонефный зал с полуциркульной апсидой, вписанной в толщу восточной стены. По обе стороны апсиды расположены две глубокие ниши. Внутреннее помещение церкви имеет размеры 7,80 х 6,64 м, алтарная апсида - R - 3,10 м. В алтаре устроено окно. Переход от полукружия апсиды к продольным стенам осуществлен при посредстве двухступенчатого заплечья или полупилястры.

Внутреннее помещение разделено на две равных по размерам части парой двухступенчатых пилястр. Еще две пилястры расположены в углах западной стены. Пилястры и угловые полупилястры несли подпружные арки, держащие свод, и были соединены продольными пристенными глухими арками (аналогично Зругскому храму), ныне обвалившимися вместе со стенами. Единственный входной проем находится в западной части южной стены. Ширина проема - 1,05 м, он имел арочное завершение. Оформление его резным профилированным архивольтом аналогично входному проему в Зругском храме Хозита-Майрам. Оконные проемы не уцелели, но можно считать, что они находились в восточной, южной и западной стенах. Внутренний обмер: длина с запада на восток - 10,80 м, ширина 6 м.

С южной стороны к храму во всю его длину примыкает пристройка, очень плохо сохранившаяся. Ширина ее - 3,00 м. В. А. Кузнецов считает эту постройку очень поздней, но, возможно, она и одновременна зданию, так как разбита в том же модуле, что и храм.

Стены Тлийского храма сложены из двух панцирей с бутобетонным заполнением между ними, аналогично Зругскому храму. Кладка панцирей выполнена из квадров и хорошо отесанных четырехугольных плит известкового туфа. Отдельные квадры, зафиксированные В. Лакисовым, достигают 1,50 м в длину при ширине 0,72 м и толщине 0,16 м. Внутри, на остатках стен сохранились следы штукатурки, на которую, очевидно, могли быть нанесены фрески. Сейчас от них ничего не осталось. В. О. Долидзе и В. А. Кузнецов датируют храм селения Тли первой четвертью XI в. и считают его типичным памятником грузинского церковного зодчества.

Хозатыкау

Зругский храм. Первым на этот храм обратил внимание В. Маркович, бегло отметивший его в своем географическом описании во второй половине XIX в. В 1951 г. экспедиция Института истории грузинского искусства Академии наук ГССР, в составе которой находились В. О. Долидзе, P. O. Шмерлинг и А. И. Вольская, подробно обследовала Зругский храм (церковь Хозита-Майрам), указанный ранее сотрудником Научно-исследовательского института Северо-Осетинской АССР проф. Л. П. Семеновым. Историк В. Н. Гамрекели справедливо отмечал, что «строительство такой церкви должно было иметь своей предпосылкой зашедший глубоко процесс христианизации Двалетии». Кроме того, храм обследовался В. Б. Бесоловым, И. З. Теплицким, Н. Д. Цагаевым, Е. Л. Хворостовой и автором данных строк. В. О. Долидзе и В. А. Кузнецов датируют храм первой половиной XI в.

Храм находится в ущелье р. Зруг-дон, притока Ардона. Дорога к нему от расположенного на Военно-Осетинской дороге селения Нижний Зарамаг идет по направлению к селению Нар и, не доходя до последнего, сворачивает вправо, мимо селения Шлем в Зругское ущелье. По ущелью ведет горная тропа, на десятом километре которой находится селение Хидакум и несколько выше селение Хозатыкау, где и расположен Зругский храм на отметке 2100 м над уровнем моря. Далее дорога направляется к границе Грузии - Кударскому перевалу. У селения Хозатыкау, на правом крутом берегу Зруга, возвышаются развалины Хозита-Майрам. Осетинское название храма обозначает, что это - церковь фамилии Хозиевых, посвященная Пресвятой Богородице. Храм ориентирован с юго-запада на северо-восток, с отклонением 18°, как и большинство храмов Осетии.

Храм представляет собой однонефную церковь с вписанной апсидой, наружный обмер - 7,8 х 13,3 м. Полукруглая апсида имеет по обеим сторонам в толще стены маленькие помещения в два яруса, их входы открыты в апсиду. Как попадали на второй ярус и для чего предназначены эти помещения - неизвестно. Очевидно, это было связано с особенностями богослужения. Боковые помещения храма освещаются узкими окнами, выходящими на восточный фасад. В. О. Долидзе отмечает, что своему плану Хозита-Майрам близок зальным церквям Грузии X-XI вв. - Отхта Эклесиа, Дисева, Верхний Карабулах, Эхвеви. По размерам и использованному сакральному модулю Хозита-Майрам также составляет с названными памятниками одну группу. План Хозита-Майрам наиболее сходен с планом церкви в Эхвеви. Зал храма разделен на две части трехступенчатыми пилястрами. Пол алтарной части приподнят на 0,20 м. Перед апсидой сохранились каменные остатки алтарной преграды в виде постаментов под колонны. Переход от апсиды к наосу осуществлен при посредстве трехступенчатого (в плане) заплечья.

Внутри храм Хозита-Майрам освещался двумя окнами в южной стене и одним более высоким окном в западной стене. Все окна расширяются внутрь. Храм имеет один вход, расположенный в западной части южного фасада; он имеет завершение в виде цельной подковообразной плиты, обрамленной цельным архивольтом. Следует отметить, что подковообразная форма завершений входных проемов наблюдается и в Зеленчукских храмах. Стены Хозита-Майрам возведены традиционным для Закавказья способом забутовки пространства стены между облицовочными плитами боем того же строительного камня, в данном случае - известкового туфа на обильном известковом растворе. Размеры самого большого квадра - 1,06 х 0,86 х 0,17 м. Между рядами хорошо отесанных, плотно пригнанных друг к другу правильных квадров сохранена строгая прямолинейность горизонтальных швов. В прекрасно возведенном полукружии апсиды нигде не нарушается цельность горизонтальных и концентрических швов снизу вверх до уцелевшей части конхи.

В настоящее время у храма обрушен свод, сохранились восточная и южная стены. От северной стены уцелела только небольшая часть до заплечика абсиды. Квадры туфа хорошо отесаны и подобраны, применены узкие ряды в кладке по всей длине фасадов. Вся площадь некоторых квадров покрыта рисунком в виде небольших секций, состоящих из четырех или пяти рельефных палочек, сплошь заполняющих в строгом шахматном порядке всю поверхность квадра. Аналогичная обработка квадров отмечена В. О. Долидзе на грузинских церквях первого десятилетия XI в. - Даркветы и Горисджвари (Сачхерского района). Л. И. Семенов замечает: «Известковый туф явно привозного происхождения. Поблизости такой породы не встречается». Четыре боковых помещения аккуратно выложены отесанным камнем и перекрыты стрельчатыми сводами.

По форме профиля части свода, сохранившегося на южной стене, видно, что свод церкви был цилиндрическим, снаружи он был перекрыт двускатной кровлей с покрытием из тонких сланцевых плит, обнаруженных Е. В. Хворостовой в завалах храма. Об этом же говорит и очертание пяты триумфальной арки, уцелевшей над гладким, простого профиля импостом абсиды. Глухие арки также были переброшены с пилястр на угловые полупилястры вдоль продольных стен. В кладку конхи и уцелевшей части свода над западной половиной южной стены вложены резонаторы звука ~ кувшины. Все окна украшены совершенно одинаково - наличниками с полукруглым завершением, разбитыми по своему очертанию на равное количество параллельных валиков. Над средним окном имеется по четыре таких валика, над крайними - по три. Других украшений фасад не имеет.

Стены в интерьере были оштукатурены и расписаны, о чем свидетельствуют сохранившиеся фрагменты фресковой живописи в абсиде и на южной стене, подробно изученные и описанные А. И. Вольской. Она указывает две главные сцены в росписи нижнего регистра: «Распятие» и «Жены-мироносицы у гроба». По характерным особенностям построения композиции, а также по типу рисунка А. И. Вольская отмечает, что росписи, вне сомнения, грузинского происхождения и относятся ко второй половине XII в.

Е. В. Хворостовой была произведена расчистка пола у восточного фасада храма, где были собраны и обмерены блоки завершения, при этом был обнаружен тесаный туфовый блок с резным изображением креста, украшавший, очевидно, щипец храма.

Было установлено также, что во время функционирования храма в XI-XII вв. территория вокруг него убиралась, затем некоторое время церковь была в запустении. В конце XIII - начале XIV в. к южному фасаду была пристроена ограда и церковь стала функционировать как осетинский дзуар. Ограда была сложена из сланцевых плит насухо и перекрыта деревянными балками, вставленными в стену храма. По ним были уложены тонкие сланцевые плиты кровли. При расчистке завала внутри храма Е. Л. Хворостовой были обнаружены гвозди железные кованые с широкими, слегка выпуклыми кверху шляпками, не превышающие в длину 3,5-4 см, аналогичные гвоздям Нижне-Архызского городища.

В большом количестве найдены штампованные бубенчики, появившиеся с VIII-IX вв. и существовавшие до XIII в., являющиеся одной из самых массовых находок в погребениях алан Змейского катакомбного могильника. Такие же бубенчики обнаружены В. А. Кузнецовым на Нижне-Архызском городище. Находки различного вида бусин свидетельствуют о торговых связях с Дагестаном начиная с IX в., с Русью и с генуэзцами. В огромном количестве обнаружены в завалах крестики-тельники из железа. Одной из самых интересных находок был фрагмент литой бронзовой иконки византийского происхождения, относящейся к XI-I вв.

В результате расчистки была вскрыта северная часть упавшей в восточном направлении резной гипсовой алтарной преграды. Она состояла из двух резных гипсовых панно, обрамленных по краям резными же колонками, собранными из блоков. В некоторых случаях каждый блок был образован из двух деталей с пазом во внутренней части. Паз чаще всего имел прямоугольную форму с круглым отверстием по всей длине для вставки скреплявшей блоки в вертикальном положении деревянной основы. Фрагменты дерева обнаружены были внутри блоков. После расчистки обвалившихся колонок преграды выяснилось, что она была поставлена на сложенную из блоков на известковом растворе основу. По центру этой основы были поставлены блоки толщиной 11 см, служившие опорой для гипсовых панно толщиной 4 см.

У северной стены храма между панно располагались резные гипсовые колонки, внешняя плоскость которых была разделена на три вертикальных валика. Колонки выступали от плоскости панно, придавая преграде объемность. Деревянными вставками колонны крепились в специальные пазы, оставленные в основании преграды. Над глухой нижней частью алтарной преграды находилась сквозная, образованная свободно стоящими колонками с капителями верхняя часть. В центральной части находился проход в алтарь, также украшенный резными колонками.

Появление резных гипсовых предалтарных преград, поставленных на постамент, отмечено с X в., ранее колонны ставились непосредственно на пол. Первой половиной XI в. помечены гипсовые преграды в Снети, Патара Они, Старой Шуамте, Кедис Урбани и др. Как пишет P. O. Шмерлинг, «преобладающим типом дошедшей до нашего времени алтарной преграды в Грузии этого времени является ряд колонн, а также образованный плитами и соединяющими их столбиками барьер, несущий открытую аркатуру. Е. Л. Хворостова указывает, что орнаментальные мотивы колонок Зругской предалтарной преграды находят достаточно широкие аналогии в Грузии. Мотив «плетенки» обрамляет на панно предалтарной преграды в Шиомгвиме, Сакаре, Нангаэте. Судя по тому, что алтарная преграда примыкала не к кладке стен, а к штукатурке с фресками, можно отнести ее, так же как и фрески, ко второй половине XII в. Тем более, что в начале XIII в. преграды из гипса выходят из употребления.


БИБЛИОТЕКА

Предисловие
Распространение христианства, местоположение храмов в структуре поселений
Литература

ДАГЕСТАН
Христианские памятники Хазарии VI—VIII вв.
Христианские памятники X—XIV вв. на территории Дагестана
Литература

ИНГУШЕТИЯ
Главная святыня нахче - храм Тхаба-Ерды X-XI вв.
Комплексы Алби-Ерды и Таргимского храмов XI-XII
Комплексы храмов общепатронимического значения XIII-XIV вв.
Комплексы храмов патронимического значения (Сели-Дэла-Тушоли) XIII-XIV вв.
Родовые храмы XIII—XIV вв.
Литература

ОСЕТИЯ

Христианские церкви Двалетии XI в.
Храмы Дигории XIII в.
Культовые объекты Восточной Алании XIII—XV вв.
Храмы Верхнего Джулата XIII—XIV вв.
Литература

КАБАРДИНО-БАЛКАРИЯ
Памятники Чегемского ущелья VI — XTV вв.
Памятники Хуламо-Безенгийского ущелья XI—XIII вв.
Памятники Балкарского ущелья XI—XIII вв.
Литература

КАРАЧАЕВО-ЧЕРКЕСИЯ
Памятники христианской архитектуры Алании
Одноапсидные зальные церкви Центральной Алании Х-XIII вв.
Крестово-купольные храмы Алании X в.
Литература

КРАСНОДАРСКИЙ КРАЙ
Христианские епархии на территории Степного Предкавказья и Северного Причерноморья в VI-XV вв.
Храмы Зихии VIII—XIII вв.
Храмы Западной Алании XI-XIII вв.
Храмы Тмутаракани XI — XII вв.
Литература

ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ АРХИТЕКТУРЫ ХРИСТИАНСКИХ ХРАМОВ СЕВЕРНОГО КАВКАЗА ПЕРИОДА СРБДНЕВЕКОВЬЯ
Сакральные модульные размеры в храмостроительстве Северного Кавказа и Северного Причерноморья
Роль образца в христианском храмостроении Алании X—XI вв. и строительство храмов типа «вписанный крест»
Особенности архитектуры христианского храма типа «свободный крест» на Северном Кавказе
Литература
Заключение
Список изученных памятников

БИБЛИОТЕКА
Христианство на Северном Кавказе до XV века








Рейтинг@Mail.ru Использование контента в рекламных материалах, во всевозможных базах данных для дальнейшего их коммерческого использования, размещение в любых СМИ и Интернете допускаются только с письменного разрешения администрации!