| библиотека | христианское храмовое зодчество северного кавказа периода средневековья | дагестан |
Пятигорский информационно-туристический портал
 • Главная• СсылкиО проектеФото КавказаСанатории КМВ
БИБЛИОТЕКА • «Христианское храмовое зодчество Северного Кавказа периода средневековья» • ДагестанОГЛАВЛЕНИЕ


 Христианское храмовое зодчество Северного Кавказа 

Дагестан

Христианское храмовое зодчество Северного Кавказа периода средневековья

Дагестан

На территории Дагестана в период средневековья существовало несколько государственных объединений, поочередно сменяющих друг друга. Как уже отмечалось выше, в IV - VII вв. южная часть Дагестана входила в состав Кавказской Албании, территория которой распространялась и на пределы современного Азербайджана. Поэтому невозможно рассмотреть только христианские объекты, расположенные на территории Дагестана, исключив объекты территории нынешнего Азербайджана. Поскольку эти памятники являются частью истории единого христианского государства средневековья - Кавказской Албании, в данной главе они будут рассмотрены в сопоставлении.

Северная граница Кавказской Албании предположительно проходила севернее Дербента в районе Махачкалы. Столицей государства был город Кабала. Армянские миссионеры проникли в страну гуннов в VI в. Они оставались там в течение 14 лет, приобщили к христианству значительное число гуннов, перевели на гуннский язык церковные книги и построили церкви. В районе Дербента находилась резиденция главы христианской церкви Албании.

В конце VI в. начинает формироваться Хазарское государство, первой столицей которого стал г. Беленджер, локализация которого отождествляется с Верхне-Чирюртовским городищем. В конце IX - начале X в. Византия начинает искать на Северном Кавказе сильного потенциального союзника против хазар и находит его в лице Алании, христианизирует ее при помощи Абхазии и формирует Аланскую митрополию. Начинается новая волна христианизации Северного Кавказа, что неизбежно оказывает влияние на активизацию христианизации других государств этого региона. На территории Дагестана в X - XII вв. существовал ряд раннефеодальных государств: Баб ал-абваб (Дербент), Лакз (Южный Дагестан), Табасаран, Хайдак (Кайтак), Гумик (Кумух), Зирихгеран (Кубачи), Сарир (Авария), Карах (Уркарах), Филан. Одним из наиболее сильных, занимающих значительную часть западного Дагестана, было царство Сарир, столицей которого был город Хунза.

Таким образом, выделенные мною три периода христианизации Северного Кавказа, начало каждого из которых было связано с определенными историческими событиями, имели место и на территории Дагестана. Аналогичные три периода в истории христианства Дагестана выделяют Д. М. Атаев и В. И. Марковин. 1. В IV - V вв. - нашествие на Дагестан кочевников и последовавшее за ним движение народов в V-VII вв., упоминание о первых политических образованиях в Дагестане - Кавказской Албании и Хазарии, появление на данной территории первых христианских миссионеров. 2. Конец X - XI в. характеризуется возвышением царства Сарир и превращением его в политическое образование феодального типа, а также усилением Грузии и второй волной интенсивного проникновением в Аварию монотеистических религий. 3. Наконец, XIII в. знаменуется монгольским нашествием и активизацией деятельности западнохристианской церкви в данном регионе, по-прежнему являющемся местонахождением главного торгового пути, ведущего на восток.

Каждый из этих периодов оставил свой след в христианской архитектуре Дагестана и Азербайджана, сформировал территориальные особенности христианского храмостроения в зависимости от того, какой из конфессиональных центров вел миссионерскую деятельность в регионе. Для первого периода характерно строительство как примитивных открытых (не имеющих сводчатого, а иногда и никакого перекрытия) церквей с установленными в алтарной части стелами или крестами в северных территориях, так и круглых монументальных сооружений с отточенной техникой тесаного камня на юге. Граница между вторым и третьим периодами в христианской архитектуре Дагестана достаточно размыта, что объясняется, прежде всего, очень небольшим количеством сохранившихся церквей. В целом можно сделать вывод, что наиболее распространенным в этот период был тип зальной церкви с вписанной подковообразной апсидой, примеры которого зафиксированы у селения Датуна, на горе Акаро и у селения Ашитль.

Самыми ранними храмами Кавказской Албании являются храмы в Мингечауре, Хота-Ванге, у селения Шыхлы. В Мингечауре были обследованы развалины четырех храмов IV - VI вв. Все они ориентированы на северо-восток. Первый из них представляет собой удлиненное базиликальное здание, выстроенное из сырцового кирпича. Сводчатого перекрытия не было, плоский настил из балок, устланных хворостом, был сверху засыпан землей, обмазанной по поверхности глиной, перемешанной с соломой. Храм отнесен Р. Ваидовым к IV в. Второй храм, расположенной неподалеку, имеет полукруглую абсиду и входы в юго-западной и северо-восточной стенах. Сильно удлиненное внутреннее помещение храма разделено на две части поперечной перегородкой. Возможно, что юго-западная часть функционировала как нартекс. К юго-восточной стороне основного зала храма пристроено несколько дополнительных помещений. Стены сооружения сложены из сырцового кирпича, в развалинах обнаружены обломки обожженного кирпича, которым, вероятно, прослаивались сырцовые стены. Кровля была скатной, выполненная по деревянным стропилам, крытая черепицей. Стропила опирались на деревянные столбы. Стены храма были оштукатурены и расписаны. В строительном мусоре найдено много обломков капителей и баз из белого камня, каменные архитектурные детали и рельефные украшения из мягкого камня предположительно византийского происхождения. Время существования церкви относят к V-VI вв.

Третий храм был построен на месте первого в V-VI вв. Их развалины разделяет слой толщиной в 0,3-0,4 м, насыщенный находками V - VI вв. Храм однонефный с абсидой. Стены также сложены из сырцового кирпича. Вдоль южной и северной стен расположены по четыре плоских массивных камня, служившие базами деревянных колонн. Четвертый храм по планировке аналогичен второму. Он также состоит из основного длинного помещения, разделенного поперечной стеной, и трех пристроек с юго-восточной стороны. В этой постройке выделена восточная (абсидная) часть. Пол ее выше нартекса на 0,35 м, кроме того, именно в данной части были сосредоточены фрагменты колонн из известняка, каменных баз и капителей, обгорелые деревянные колонны, обломки черепиц и кадильницы, железные кресты и др. Очевидно, церковь имела развитую алтарную конструкцию.

Обширное здание храма расположено на берегу Кум-чая. Это большая трехнефная постройка. В среднем нефе выделяется четырехстолпная конструкция, возможно, оформлявшая амвон. Абсида центрального нефа имеет сильно выступающую полукруглую форму. Боковые нефы перекрыты цилиндрическими сводами. Три двери в стенах увенчаны арками. В восточном конце боковых нефов имеются квадратные в плане помещения, которые не сообщаются с алтарем. Эти помещения перекрыты сомкнутыми сводами. С трех сторон базилика обнесена арочной галереей в четыре пролета. Основным строительным материалом базилики служил булыжный камень синеватого и темно-зеленого оттенков, тщательно отесанный, с правильными рядами кладки. Колонны, арки, перемычки, наружные углы самого здания и внутренние опорные столбы возведены из квадратного обожженного кирпича - прием, очень распространенный в строительной технике Византии. Кумскую базилику относят к VI в.

В VI в. в зодчестве Закавказья появляются круглые в плане храмы. Некоторые из них известны и на территории Албании. В этом отношении большой интерес представляют Лекитский храм и двухъярусный храм на горе Килседаг близ города Кабала.

В поселении Татлы, среди остатков крепостных стен шириной 1,5 м, сложенных из хорошо обработанных известняковых камней, сохранились развалины трехнефного христианского храма, на которых обнаружено большое количество обломков черепицы. На поселении найдены ступки, простая и глазурованная посуда, золотая монета византийского императора Константина X Дуки (1059 - 1067). Поселение относится к X - XIII вв.

Археологические исследования развалин храма были проведены, в частности, на городище Гяуркала. Храм сооружен из хорошо обтесанных блоков известняка. Это однонефное большое здание (62 кв. м) с пристройкой с северной стороны. В апсиде обнаружен каменный престол. Полы основного помещения, а также алтарная часть вымощены плоскими прямоугольными хорошо обработанными каменными плитами. На некоторых плитах выгравированы магические изображения. Обнаружено много камней с изображением крестов, архитектурные детали из камня и гипса с геометрическим или растительным орнаментом. Судя по большому количеству обломков черепицы в развалинах, крыша храма была черепичная. Датируется он VIII-X вв.

В 1964 г., в районе, где по соседству друг с другом расположены Кумекая базилика и храм в селения Лекит - наиболее крупные культовые здания Кавказской Албании, в селении Кях-Баш был открыт еще один памятник албанской культовой архитектуры. По свидетельству Л.Г. Ишханова, остатки небольшого строения, сильно заросшие колючим кустарником и неприметные со стороны, находятся на склоне горы, за окраиной села. Сравнительно хорошо сохранились юго-западный угол и части северной и южной стен. Их высота снаружи колеблется в пределах 2,2 - 2,8 м от современного уровня земли (внутри постройки уровень земли на 1,0 - 1,2 м ниже наружного). Толщина стен - 0,90 м. Наружные размеры постройки 6,3 х 9,4 м. Внутреннее пространство представляет собой прямоугольный зал размером 4,5 х 5,5 м с алтарным полукружием с восточной стороны. Здание ориентировано алтарем на юго-восток, с отклонением к югу 15°. Так же ориентированы Кумекая базилика, храм в селении Лекит и некоторые храмы Мингечаура (Судагылан) - храм № 2 и храм № 3. Совпадение ориентировки вряд ли случайно.

Наружные стены переходят в апсиду с раскреповкой шириной 10 см. Апсида, сохранившаяся на высоту 5 - 6 рядов кладки, имеет явно выраженное подковообразное очертание. Арка алтарной конхи не сохранилась, но на северном крае апсидального полукружия на высоте 3 м у арки сохранился импост в виде небольшого профилированного чисто тесанного камня - местного пористого известняка - размером 35 х 35 х 60 см, на который и опиралась пята ярки. Импост имеет несложный профиль в виде двуцентрового валика высотой 17 см, выступающего на 10 см из плоскости апсиды, и полки со скосом над ним, высотой 18 см. В северо-восточной части апсиды была устроена небольшая пятиугольная ниша, частично сохранившаяся (уцелело три камня). Линия восточной стены здания снаружи не просматривается, но прямая линия северной стены без признаков закругления показывает, что апсидальное полукружие снаружи не выступало.

Судя по наличию импоста, на который опиралась пята триумфальной арки, здание было перекрыто коробовым сводом с двускатной кровлей, покрытие было из каменных плит, сложенных по принципу черепицы. Стены храма сложены из бутового камня на прочном известковом растворе и по фасаду облицованы крупными квадрами C5 х 80; 65 х 90; 70 х 120 см) грубо околотого булыжного камня серо-голубоватого и серо-зеленоватого оттенков. Камень тщательно подобран в рядах кладки по высоте; плиты уложены не плашмя, а вертикально, что придает небольшому строению монументальность, а сочетание цветовых его оттенков - живописность. Стены интерьера облицованы тем же камнем, но несколько меньшего размера B0 х 30; 20 х 40; 23 х 45 см и т. п.). Аналогичная техника облицовки стен таким же камнем тех же тонов отмечена в Кумской базилике.

Возможно, в церкви была подалтарная крипта, подобная криптам в часовнях верхнего монастыря («Едди Килисе») в селении Лекит, находящегося в 12 км от селения Кях-баш и относящегося, по-видимому, к VI - VIII вв. Л. Г. Ишханов проводит также аналогию между данным храмов и сходными памятниками других областей Закавказья, в первую очередь Армении, и датирует храм в селении Кях-Баш VI - VIII вв.

У подошвы горы Бешидаг (Кешидаг, Бешикли, Ванкасар) сохранились известная средневековая крепость Шахбулаг (Тарнагют) и обследованное З.И. Ямпольским обширное более древнее городище. На вершину этой горы ведут высеченные в каменном ее массиве ступени такого размера, что по ним можно ехать на лошади. На вершине горы Бешидаг, над почти километровым обрывом, обращенным к югу и западу, возвышается храм. Там, где сейчас начинается обрыв, раньше, видимо, была площадка для входа в храм. Храм окружен остатками кромлеховидного круга диаметром около 20 м. Рядом с храмом находится богато орнаментированный хачкар. Ориентация храма аналогична храму в селении Кях-Баш - юго-восток, 15° на юг. Рядом с храмом обнаружена христианская гробница, аналогичная открытым в Мцхете подобным сооружениям. М. Бархударян в конце XIX в. упоминает в своей книге о горе Бешидаг, «на которой албанский царь Ваче II построил храм крестового плана». Царь Кавказской Албании Ваче II, известный по Летописи Кавказской Албании, жил в конце V - VI в. Бешидагский храм действительно представляет собой крестообразное сооружение с куполом на средокрестье трех конх, длиной с запада на восток 10 м и шириной 8 м при толщине стен 0,7 - 0,8 м.

Для датировки храма большое значение имеет сравнение его плана с планами довольно точно датированных аналогичных памятников Закавказья. В этом случае можно говорить об однотипности плана Бешидагского храма с планами таких храмов V - VII вв., как в Верхнем Талине, Двине, Кармраворе и др. Кроме того, на тесаных камнях кладки Бешидагского храма имеются знаки, часть которых совпадает со знаками находящегося в соседнем с Албанией Сисиане храма VI - VII вв. Предположительно знаки являются следами албанской письменности. Христианство было государственной религией Албании в IV - VII вв. и в последующие столетия. Существовала албанская церковь (католикосат), которая только в VIII в. начала подпадать под влияние Армяно-Григорианской церкви. Подчинение албанской церкви григорианскому католикосату способствовало вытеснения албанской письменности. З. И. Ямпольский отмечает, что в предгорьях Большого Кавказа на древних храмах над входом, где обычно помещались различные надписи, каменные плиты были выбиты (храмы в селениях в Баш-Кюнгют, Бидеиз и др.) или заменены (храм на кладбище в г. Нухе и др.). Возможно, что это следы вытеснения албанской письменности. Над входом Бешидагского храма каменная плита также выбита.

Наличие нескольких памятников христианской архитектуры Кавказской Албании, более или менее одновременных (храмы в Куме, Леките, Ках-Баше, Бешидаге и др.) и сгруппированных на сравнительно небольшой территории, говорит об интенсивном процессе храмостроения в этом районе в период VI - VIII вв.


БИБЛИОТЕКА

Предисловие
Распространение христианства, местоположение храмов в структуре поселений
Литература

ДАГЕСТАН
Христианские памятники Хазарии VI—VIII вв.
Христианские памятники X—XIV вв. на территории Дагестана
Литература

ИНГУШЕТИЯ
Главная святыня нахче - храм Тхаба-Ерды X-XI вв.
Комплексы Алби-Ерды и Таргимского храмов XI-XII
Комплексы храмов общепатронимического значения XIII-XIV вв.
Комплексы храмов патронимического значения (Сели-Дэла-Тушоли) XIII-XIV вв.
Родовые храмы XIII—XIV вв.
Литература

ОСЕТИЯ

Христианские церкви Двалетии XI в.
Храмы Дигории XIII в.
Культовые объекты Восточной Алании XIII—XV вв.
Храмы Верхнего Джулата XIII—XIV вв.
Литература

КАБАРДИНО-БАЛКАРИЯ
Памятники Чегемского ущелья VI — XTV вв.
Памятники Хуламо-Безенгийского ущелья XI—XIII вв.
Памятники Балкарского ущелья XI—XIII вв.
Литература

КАРАЧАЕВО-ЧЕРКЕСИЯ
Памятники христианской архитектуры Алании
Одноапсидные зальные церкви Центральной Алании Х-XIII вв.
Крестово-купольные храмы Алании X в.
Литература

КРАСНОДАРСКИЙ КРАЙ
Христианские епархии на территории Степного Предкавказья и Северного Причерноморья в VI-XV вв.
Храмы Зихии VIII—XIII вв.
Храмы Западной Алании XI-XIII вв.
Храмы Тмутаракани XI — XII вв.
Литература

ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ АРХИТЕКТУРЫ ХРИСТИАНСКИХ ХРАМОВ СЕВЕРНОГО КАВКАЗА ПЕРИОДА СРБДНЕВЕКОВЬЯ
Сакральные модульные размеры в храмостроительстве Северного Кавказа и Северного Причерноморья
Роль образца в христианском храмостроении Алании X—XI вв. и строительство храмов типа «вписанный крест»
Особенности архитектуры христианского храма типа «свободный крест» на Северном Кавказе
Литература
Заключение
Список изученных памятников

БИБЛИОТЕКА
Христианство на Северном Кавказе до XV века








Рейтинг@Mail.ru Использование контента в рекламных материалах, во всевозможных базах данных для дальнейшего их коммерческого использования, размещение в любых СМИ и Интернете допускаются только с письменного разрешения администрации!